Концепция личности в рассказе Солженицына — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Концепция личности в рассказе Солженицына

2018-01-05 493
Концепция личности в рассказе Солженицына 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание. Сопоставьте, выписав ключевые слова, суждения двух великих людей и писателей, чье творчество во многом связано с темой лагерной жизни, и ответьте на вопрос:

sв чем заключается особенность позиции А. Солженицына в рассказе о лагерной жизни?

· «Ужасно видеть лагерь, и ни одному человеку не надо знать лагерей. Лагерный опыт — целиком отрицательный до единой минуты. Человек становится только хуже». В. Шаламов [35].

· «В лагерных условиях люди никогда не остаются людьми, лагеря не для этого и созданы». В. Шаламов [36].

· «Растлеваются в лагере те, кто уже и на воле растлевался или был к тому подготовлен. Потому что и на воле растлеваются, да отменней лагерников иногда». А. Солженицын [37].

· «Все лагерные годы я по сути писал и писал...Нельзя было бездеятельно повиснуть. Годы-то шли... Лагерное существование... как бы меня повернуло. С одной стороны, оно как будто увело меня от магистральной темы... от истории нашей революции, но с другой стороны, наоборот... Через лагеря, которые меня отвлекли, по годам, по силам, и могли кончиться моей смертью... меня ввело в самое русло моей главной темы...» А. Солженицын [38].

Ключевые слова:

1. «Лагерный опыт — целиком отрицательный до единой минуты. Человек становится только хуже. Люди никогда не остаются людьми». В. Шаламов.

2. «...и на воле растлеваются... нельзя было бездеятельно повиснуть, через лагеря... меня ввело в самое русло моей главной темы». А. Солженицын.

Учитель. Александр Солженицын утверждает, что многое зависит от человека. Он сам, попав в тяжелейшие условия лагерной жизни, ни на минуту не прекращал внутренней духовной и душевной работы, связанной в частности с его писательским трудом (вспомним историю создания рассказа!). В «Архипелаге ГУЛАГ» он скажет: «“Сопротивление! Где же было ваше сопротивление?” — бранят теперь страдавших те, кто оставался благополучен»[39]. В «Одном дне...» автор приводит ряд эпизодов, связанных с рассказом о сопротивлении заключенных режиму насилия: стычка бригадира Тюрина с десятником Дэром — это открытое противодействие власти; упоминание о зарезанных стукачах — это тоже отпор, вызывающий, кстати, восхищение Ивана Денисовича. Но есть и другой вид сопротивления, дающий человеку возможность спастись. Билось и бьется сердце Ивана Денисовича, живет и помогает жить другим его душа, и в этой неутомимой работе, не позволяющей герою перестать жить, и есть залог его спасения. В одном из писем к А. Солженицыну, присланных ему сразу по выходе в свет рассказа, говорится: «И хоть человек я вроде слегка закаленный теми же самыми ветрами, что и Ваш Иван Дени­сович, а все-таки поражаюсь мужеству Ивана Денисовича и лучших людей, окружающих его»[40].

sВ чем же заключается мужество Ивана Денисовича?

Ответ прост: билось и бьется сердце Ивана Денисовича, живет его душа, объемля весь мир. «В том-то и сила Шухова, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить душу живу. Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность, определяют его жизненное поведение» [41]. Такое изображение жизни героя позволило исследователю сделать вывод, связанный с концептуальной позицией Солженицына в раскрытии темы лагерной жизни: «Иван Денисович Шухов... говорит нам о том, что было главным открытием Солженицына в лагере: человек спасается достоинством» [42]. Так синонимом мужества в концепции личности, предложенной писателем, становится достоинство; так выявляется особенность авторской позиции в рассказе о лагере: она заключается в том, что человек, попавший в лагерь, не потеряет своих человеческих качеств, если его человеческое естество не разрушено «растлением» долагерной жизни, если сохранит он свою бессмертную «душу живу», если, перефразируя самого писателя, весь мир он будет ощущать не как внешний, а как прожитый, «весь внутри меня» [43].

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Матренин двор» и выполнить задание по его начальному анализу.

Угроватова Т. Ю.

«Матренин двор»

А. И. Солженицын

Уроки 1 — 2. «Жить не по лжи!»

«Матренин двор»

Тема. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цель. Познакомить старшеклассников с рассказом Солженицына, показать связь писателя с традициями русской литературы и новаторство в раскрытии образа крестьянки. Провести совместное исследование соотношения образов автора и рассказчика, истории создания рассказа, внутреннего мира героев.

Информация для учителя. В нашем случае знакомству с рассказом «Матренин двор» предшествовали уроки по биографии писателя и чтения рассказа.

Чтению было посвящено два часа. Конечно, с этим небольшим по размеру произведением можно было познакомиться и самостоятельно, тем более что сегодня нетрудно отыскать его даже в школьной библиотеке. Но совместное чтение — это не только получение новой информации и глубокое понимание ее. Это в первую очередь процесс эмоционального восприятия, единения чувств, сопереживания, неторопливого погружения в драматическую историю повествования. Это попытка вместе прожить, пройти скорбный путь Матрены-великомученицы.

Чтение рассказа сопровождалось заданиями, связанными с восприятием текста.

Задание для всех. Ответьте на вопрос:

sчто удивляет, поражает вас в жизни сел Тальново, Торфопродукт, Высокое Поле?

Групповые задания.

Для первой группы — сообщение о материальном мире и окружении Матрены (для этого нужно подчеркнуть в тексте необходимые слова и понятия — описание избы, 115 — 118[44]).

Для второй, третьей, четвертой группы — собрать материал для реконструкции биографии героев («досье» на героев), подчеркнув в тексте необходимые строчки.

· Матрена (2-я группа).

· Фаддей (3-я группа).

· Рассказчик Игнатич (4-я группа).

Сопоставить жизнь автора (по биографии Ж. Нивы) и рассказчика, сведения занести в таблицу.

 

Автор Рассказчик
   

Индивидуальные задания.

· Особенности речи героев и автора.

· Особенности композиции рассказа.

· Матренин дом сегодня.

 

«Матренин двор» – поэма о душах праведных,

о судьбе их в мире мертвых душ [45].

М. Шнеерсон

 

Талант и смелость Александра Солженицына проявились в том,

что он... стал говорить голосом великой литературы,

главное отличие которой от литературы незначительной в том,

что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти,

взаимоотношений человека и общества, власти и личности [46].

А. Белинков

ХОД УРОКА

Первая учебная ситуация

Исследование истории создания и названия рассказа «Матренин двор».

Учитель. Только что мы прочитали рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор», написанный в 1959 году, опубликованный в первом номере «Нового мира» за 1963 год. По требованию редакции (читай — цензуры) 1956 год — год действия — заменен на 1953, чтобы отнести события рассказа ко временам дохрущевским. Название «Матренин двор» дал рассказу А. Твардовский, бывший в то время редактором журнала «Новый мир». Первоначальное заглавие было «Не стоит село без праведника». Исходя из того, что название рассказа — это «пружина текста» и в нем закодирована основная его идея, возникает вопрос:

sв чем смысл первоначального заглавия рассказа?

Для ответа на этот вопрос обратимся к словарям, вдумаемся в содержание слова праведник.

Обратите внимание на запись, сделанную на доске.

 

«Праведный — оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный. У праведна мужа душа красавица. Мать праведна ограда каменна. Для праведных у Бога места много.
Праведник, праведница — праведно живущий; во всем по закону Божию поступающий, безгрешник... Творяй правду праведник есть (Иоанн). Нет перед Богом праведников, все грешники. Не стоит город без святого, селение без праведника. Ни праведный без порока, ни грешник без покаяния.
Праведничество — состояние праведника, спасенье»[47].
«Праведник — человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии... ни в чем не погрешающий против правил нравственности»[48].
«Праведники или праведные — на церковном языке название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни... Праведниками называются также лица, местно чтимые как святые, но еще не канонизированные церковью»[49].

 

Название, данное автором, символично.

sКакое село имеется в виду?

Тальново, Торфопродукт, Высокое Поле, Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово, а также многие другие села России.

sА почему именно село?

Село — символ нравственной жизни, национальных корней человека, село — вся Россия.

sПочему Солженицын согласился с названием, предложенным А. Твардовским, и сохранил его при дальнейшей публикации рассказа?

В названии «Матренин двор» на первый план выдвигается главная тема — история жизни крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой. При этом символическое значение не утрачивается, потому что Матренин двор — не географическое, не историческое, не социальное и не бытовое понятие, это символ трагической судьбы русской женщины, бесконечно узнаваемой читателями, благодаря великим предшественникам — И. Тургеневу (Лукерья из рассказа «Живые мощи»), Н. Некрасову (Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), А. Островскому (Катерина Кабанова из драмы «Гроза»), Ф. Достоевскому (Катерина Ивановна и Сонечка Мармеладовы из романа «Преступление и наказание») и другим.

sВ чем же смысл первоначального заглавия рассказа?

Первоначальное заглавие является русской пословицей и открывает нам стремление автора, рассказывающего историю Матрены, типизировать события, свидетелем которых он был, придав им обобщающее, вневременное значение, что и сделало рассказ «притчей-репортажем» [50]. (Притча — рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение[51]). Мы постараемся понять это «наставление к добру» [52] — именно так Даль расшифровывает слово «нравоучение». Главным в этом варианте заглавия является слово праведник, что позволяет расширить тему истории судьбы женщины и смещает акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, заставляет читателя задуматься о вечных христианских ценностях.

Учитель. Один из зарубежных обозревателей русской литературы сказал как-то в частной беседе: «Для меня Матрена — самый яркий образ крестьянки из всего русского, что читал»[53].

sПодумайте, какие свойства героини Солженицына позволили зарубежному обозревателю русской литературы прийти к такой мысли?

Этот вопрос и станет основным вопросом нашего урока. Для того чтобы ответить на него, мы проанализируем речь героев и рассказчика, особенности композиции, биографии главных героев.

Вторая учебная ситуация

Образ рассказчика.

Учитель. Обратимся к справочнику.

«В художественном произведении повествование может вестись не непосредственно «от автора», а от лица рассказчика. Тогда в произведении появляется образ рассказчика. По образному определению В. Вино­градова, «рассказчик — речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе — это форма литературного артистизма автора. Образ автора усматривается в нем как образ актера в творимом им сценическом образе». Таким образом, образ рассказчика не исключает, не отменяет образ автора...»[54]

В зависимости от соотношения «образ автора — образ рассказчика» исследователь выделяет четыре основных композиционных типа художественных произведений словесности. В рассказе «Матренин двор» рассказчик «...назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм, но стилистически, с помощью языковых средств, не выделяется. Это тип композиции, в котором образ рассказчика приближен к образу автора»[55].

sКакова роль рассказчика в произведении Солженицына? Какие детали помогают нам понять его характер?

Вариант сообщения четвертой группы.

Автор доверил рассказчику повествование о реабилитации — важном этапе своей жизни. Действительно, в рассказе находят свое отражение некоторые факты из жизни Солженицына. Посмотрим, как в биографии рассказчика отражены черты реальной биографии автора.

Автор Рассказчик Игнатич
27 июля 1845 года был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. 1953 г. Февраль. Солженицын освобожден из лагеря и выходит на вечное «ссыльнопоселение» в ауле Кок-Терек Джамбульской области (Казахстан), на границе пустыни. Он снимает угол в глинобитной хатке, у хозяйки, потом покупает собственный домишко... «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила» (112). «...невскоре я сам сказал ей, что много провел в тюрьме...» (127)
1956. 6 февраля. Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР. В июне 1956 года он расстается с Кок-Тереком, едет в Москву, потом в Ростов… Он получает назначение в сельскую школу учителем физики, школа находится в поселке Торфопродукт[56]. «За год до того по сю сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло — учительствовать» (112).
Он снимает комнату у Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево, Курловского района, Владимирской области. «И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом» (114).
Матрена гибнет под колесами 21 февраля[57]. «Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок» (145).

Рассказчик повествует о судьбе простой русской женщины, поэтому читатель очень мало узнает о его собственной жизни — только самое важное, без чего нельзя обойтись. О себе он говорит кратко, даже скупо, но немногочисленные детали настолько достоверны и убедительны, что становится понятным: в основе их — реальные факты и события. Эти «говорящие» детали символичны:

· «Телогрейка эта была мне память, она грела меня в тяжелые годы» (135);

· «А там, откуда я приехал, мог жить в глинобитной хатке, глядящей в пустыню» (114);

· «Мой приемничек уже не был для меня бич, потому что я своей рукой мог его выключить в любую минуту; но, действительно, выходил он для меня из глухой избы — разведкой» (126).

Они дороги сердцу рассказчика: лагерная телогрейка постоянно напоминает о годах неволи; глинобитная хатка — первая за много лет возможность уединения, отдельной от массы других заключенных жизни; приемничек — важный знак свободы выбора.

Так же скупо и немногословно рассказчик упоминает о своих чувствах:

· «Когда я поднялся по лестнице Владимирского облоно и спросил, где отдел кадров, то с удивлением увидел, что кадры уже не сидели здесь за кожаной дверью, а за остекленной перегородкой, как в аптеке» (112);

· «Меня поразила ее речь»;

· «— А вы откуда? — просветлел я»;

· «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» (114);

· «Мне дороже была эта улыбка ее круглого лица…» (119);

· «Уже закруживалось пугающее дыхание зимы — и щемило сердце» (120);

· «Тут я заметил, что она в моей телогрейке, уже измазала рукава о льдистую грязь бревен, — и с неудовольствием сказал ей об этом.

Так я в первый раз рассердился на Матрену Васильевну» (135);

Людям, живущим рядом, рассказчик очень редко дает прямые характеристики, чаще косвенные, с помощью экспрессивных эпитетов или тщательно подобранных оценок. И только говоря о Матрене, он чуть более многословен, не скрывает своей привязанности.

О Матрене:

· «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки» (118);

· «— На чем? На своем на добром? — обезоруживала она меня лучезарной улыбкой» (119);

· «…в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой» (120);

· «Зато и вознаградила меня Матрена… И вдруг после пятка камерных романсов… вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах» (127);

· «До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?» (127).

О других людях:

· «Она не говорила, а напевала умильно…» (114);

· Она (жена председателя) была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная» (122);

· «Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность» (128);

· «Не любил я ее (вторую Матрену)» (131);

· «Глаза самого Фаддея деловито поблескивали» (133);

· «…оживился и помолодел ненасытный старик» (145).

Рассказчик как бы подчеркивает свою задачу: рассказать о Матрене, ее многотрудной, но праведной жизни, о том, как сохранила она в себе человечность и непогрешимость в этих бесчеловечных условиях.

sЧто можно сказать о характере рассказчика? Какое воздействие оказывает он на читателя? Как особенности его речи помогают читателю понять его характер?

С первых строк, при первом же чтении речь рассказчика поражает точностью, краткостью, будничностью, отсутствием речевых украшений. При этом вспоминается что-то чеховское, бунинское, забытое. Только пафос иной: нет умиления, любования, наоборот, мы чувствуем суровость, даже гнев.

Постепенно читатель втягивается в торжественно скорбное повествование, начинает ощущать главную особенность речи — ее «старинность». Теряется ощущение времени, бытовой рассказ о конкретных событиях полувековой давности становится вневременным, философским повествованием.

Сам же рассказчик воспринимается как человек своего времени — много переживший, перестрадавший, потерявший в этой жизни все, что имел: семью, дом, друзей — и поэтому суровый, волевой, строгий, скрытный, но очень внимательный, опытный, мудрый, разбирающийся в людях.

sПомогает ли рассказчик услышать в повествовании еще чью-нибудь речь? Какова она?

Прежде всего мы слышим старинную речь главной героини — Матрены. В ее репликах множество непонятных нам, забытых, устаревших слов. Их надо расшифровывать со словарем:

обàпол — пîпусту;

межåнь — середина (середина лета — июль);

кипели — копны;

притемок — темная каморка или чуланчик без окна;

потай — почитай;

к ужоткому — к вечеру.

Вскоре и Игнатич, втягиваясь в мелодию «бывалошной» речи, все чаще употребляет слова, сказанные Матреной. Среди них много диалектных слов, фразеологизмов. Есть более понятные, но тоже непривычные слова и выражения:

молонья — молния;

бегма — бегом;

вдиво — на удивление;

тижель — тяжесть;

дуель — метель;

не умемши, не варемши — как утрафишь — не умея, не сварив, как угодишь.

Когда читаешь: «Ладу не нашего. И голосом балует», или: «Ни к столбу, ни к перилу эта работа», или: «И ни весточки, и ни косточки», — создается ощущение, что попал в прошлое, в навсегда ушедший мир речевой гармонии и красоты.

Речь Фаддея совершенно иная. Она скудна и примитивна. И Фаддей, и остальные показаны почти безголосыми — это люди действия, хищники, поэзия красоты и поэзия слова им чужда. Они вытесняют ее из жизни. С гибелью Матрены мир духовных ценностей, доброты и правды разрушается. И самое ужасное, что пустота эта ничем не заполняется. Нет Матрены, нет праведницы, значит, «не стоять селу». Это трагедия народа и страны.

Учитель. Читая рассказ, трудно отделаться от ощущения, что действие происходит в далеком прошлом и на краю Вселенной. А ведь многие наши бабушки и дедушки могли быть его участниками, свидетелями подобных событий — всего полвека отделяет нас от трагической истории жизни наших соотечественников, события же рассказа происходят «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы».

Третья учебная ситуация

Размышляя о содержании рассказа, подумайте,

sкаков мир Матрены Захаровны Григорьевой? Что дает право автору назвать ее праведницей?

Автор не сразу позволяет нам проникнуть во внутренний мир главной героини. Вначале мы знакомимся с рассказчиком, его историей, а затем видим окружающий его внешний мир глазами человека, давно не жившего в Центральной России, изумленного тем, что видит.

sЧто поразило вас в жизни сел, описанных автором?

Трудно не удивиться тому, что в селе Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным», что «вся деревня волокла снедь мешками из города». Трудно представить, что станцию можно назвать Торфопродукт — «ах, Тургенев не знал, что по-русски можно составить такое!», что перегородки в доме не доходят до потолка, что на станцию можно только приехать, но невозможно уехать, что человек, работая годами, не зарабатывает ни рубля — только «палочки», а пенсии ему не положено. Кажется странным и диким, что жителям «топлива не положено» и они должны его воровать, что в деревне негде накосить травы даже для козы.

Поражает противоестественность жизни, ее абсурдность, незащищенность человека от властей, толкающих его на преступление, обман, воровство.

Учитель. Прослушаем сообщение первой группы.

Материальный мир Матрены и ее окружение

Удивительно «безбытна» жизнь Матрены. Предметы, окружающие ее в избе, можно пересчитать по пальцам: тряпье, горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало, рублевые плакаты, ходики (двадцать семь лет как куплены в сельпо), скамья — а ведь Солженицын обстоятельно описывает избу Матрены и ее окружение: колченогую кошку и грязно-белую криворогую козу.

Характеризуя ее жизнь, автор чаще пишет, чего у нее не было и чего она не умела: не было радио (пока Игнатич сам не завел), не было коровы («она меня самою с ногами съест»), не было поросенка, она «не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи, а потом беречь их больше своей жизни», «не гналась за нарядами». По словам золовки, не умела она «культурно» одеваться — «кое-как, все по-деревен­ски», «нечистоплотная», «не бережная», не умела готовить.

Безотказность, доброта, сердечность и простота Матрены Васильевны презрительно воспринимаются ее близкими как глупость и неумение жить.

Вариант сообщения второй группы.

К биографии Матрены

Соседка о Матрене: «В зàпущи она живет, болеет».

«...год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки.

...Матрена вставала в четыре-пять утра... Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу... по воду ходила и варила в трех чугунках...

...у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовком — по ягоды в дальний лес...в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой...

Все ж к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали платить ей рублей восемьдесят пенсии...

До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат...

Замуж Матрена вышла еще до революции, и сразу в эту избу, где мы жили теперь с ней, и сразу к печке (то есть не было в живых ни свекрови, ни старшей золовки незамужней, и с первого послебрачного утра Матрена взялась за ухват)...детей у нее было шестеро и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило.

И решила деревня, что в Матрене — порча.

— Он (Фаддей) за меня первый сватался... раньше Ефима... Он был брат — старший... Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три...

— Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну...

— Пошел он на войну — пропал... И ни весточки, и ни косточки...

— Мать у них умерла — и присватался ко мне Ефим... Был Ефим моложе меня на год... На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему — вернулся... Фаддей... из венгерского плена.

— Меня сам ни разику не бил... То есть был-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил... Больше не трогал.

В сорок первом... взяли на войну Ефима...

А муж Матрены не вернулся с этой войны. Похоронного тоже не было...либо в плен попал, либо погиб...

И попросила она у той второй, забитой, Матрены... младшую их девочку Киру.

Десять лет она воспитывала ее здесь как родную...

Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы... после ее смерти отдать в наследство Кире.

...меж трактором и санями понесло и Матрену... Налетели — и в мясо троих расплющили, кто между трактором и санями...

— Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

...Избу Матрены до весны забили».

Вариант сообщения третьей группы.

К биографии Фаддея

«...полуслепой старик, годный Антошке не в отцы, а в деды...

Разочтя, я понял, что черный настойчивый этот старик — родной брат мужа ее, без вести пропавшего.

— Он (Фаддей) за меня первый сватался... раньше Ефима... Он был брат — старший... Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три...

— Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну...

— Пошел он на войну — пропал... И ни весточки, и ни косточки...

—...к Миколе зимнему — вернулся... Фаддей... из венгерского плена.

— Ну, говорит, если бы то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!

— Сколько невест было на деревне — не женился. Сказал: буду имячко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут...

Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом...

Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей... и выжили все...

В сорок первом не взяли на войну Фаддея из-за слепоты...

Забеспокоился старик Фаддей в Черустях, чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне матренина горница...старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях.

И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни.

И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками... Эту избу он парнишкою сам и строил когда-то с отцом; эту горницу для него, старшего сына, и рубили, чтобы он поселился здесь с молодой. А теперь он яро разбирал ее по ребрышкам, чтоб увезти с чужого двора.

Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти горницу — и он кивнул своим уступить...

Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней...

Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки.

...Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер...

Фаддей, не присаживаясь, метался то на поселок, то на станцию, от начальства к начальству, и с неразгибающейся спиной, опираясь на посох, просил каждого снизойти к его старости и дать разрешение вернуть горницу...

И Фаддей собрал своих уцелевших сыновей, зятей и племянников, и достал лошадь в колхозе... кружным путем через три деревни, обвозил остатки горницы к себе во двор.

Фаддей не пришел на поминки Матрены — потому ли, что поминал сына. Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с матрениными сестрами и с сапожником-дезер­тиром...

И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках, на саночках...»

sК каким выводам приводит читателей автор, показывая сельскую жизнь наших соотечественников такой безрадостной? Чем же отличается мир Матрены от мира людей, живущих рядом?

Автор показывает очень непростую жизнь несчастных и потому недобрых людей. Злоба, ложь, эгоизм, жадность рождены унизительными условиями существования, превращающими людей в животных. Но весь этот страшный мир как бы освещается жизнью Матрены. Она одна делает людям добро бескорыстно, не думая о себе. Она трудолюбива; в отличие от других, не просто любит работу, но спасается ею: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Она не может долго жить в мрачном настроении. Матрена умеет прощать. Для нее нормальное состояние — не злоба и воинственность, но доброта и смирение. Поэтому она хочет и умеет быть счастливой, ибо счастье ее не в накоплении, а в духовной жизни — праведной, для людей. Она жалеет всех, людей и животных. И несмотря на гибель Матрены, автор, обращаясь к читателям, побуждает оглянуться, посмотреть вокруг — и тогда мы обязательно увидим человека, живущего праведно, поймем, что именно так и надо жить, чтобы не было зла, преступлений, пороков, чтобы люди были подобны людям, а не животным. Ибо «не стоит село без праведника».

Автор размышляет о добре и зле, о смысле жизни человека, его предназначении. Он заставляет читателя задуматься над проблемой — как жить?

Ответ на этот вопрос мы найдем в заглавии обращения А. Солженицына к интеллигенции, к молодежи, соотечественникам, написанного незадолго до высылки его из Советского Союза в феврале 1974 года — «Жить не по лжи!»

Учитель. Эти слова мы использовали для названия урока, ибо каждого из нас волнуют серьезные философские проблемы, традиционные для нашей литературы. В центре этих проблем — человек.

sОдинаков ли он? Каких людей мы встречаем в рассказе?

Вспомним первоначальное заглавие и запишем на доске:

 

Праведник Грешник

sЧто сопровождает жизнь того и другого?

· Добро · Любовь · Труд как возможность вернуть себе доброе расположение духа · Милосердие · Умение прощать · Умение радоваться жизни · Бескорыстие · Жалость, безотказность · Зло · Недоброжелательство · Труд на себя и халтура на общество · Равнодушие · Злопамятность · Зависть · Жадность · «Добро» в значении имущество

sТак кто же счастливее?

Конечно, Матрена, она умеет радоваться, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо другое — «У тех людей лицо всегда хорошо, кто в ладах с совестью своей».

sА легче ли ей жить от этого?

Нет, ей так же тяжело, как и всем, а может, и тяжелее — она одинока и ее никто не понимает.

sКого еще в рассказе можно отнести к праведникам?

Только Матрену. Это ей посвящен рассказ. Это она своей улыбкой освещала жизнь людей. Без нее теперь им жить в их зле и пороках.

sЕсть ли в рассказе прямая характеристика, подтверждающая это?

«Ее дом можно сломать и при жизни».

«Убит родной человек».

«Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

sА кого можно отнести к грешникам? Как они относятся к Матрене?

Грешники — все остальные.

Сестры «...обозвали дурой, что горницу отдала, сказали, что видеть ее больше не хотят».

Маша (полувековая подруга, единственная, кто любил Матрену искренне) в день смерти: «Вязаночка серая была, разреши, я возьму».

Золовка: «Ее отзывы о Матрене были неодобрительны».

Фаддей разрушил сруб, погубил Матрену, своего сына.

И даже после смерти Матрены они осуждают ее, вспоминают «странности».

Фаддей будто забыл о Матрене: возит бревна, не пришел на поминки. Сестры яростно делят имущество. Золовка вспоминает нехорошо: нечистоплотная, небережная, глупая. Странная: во время пожара спасала не избу, а фикусы; не держала поросенка; работала бесплатно на других; не гналась за вещами; простая, сердечная.

Учитель. Перечитаем финал рассказа со слов: «И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с ней бок о бок», — до конца.

И этот финал, и оба варианта заглавия свидетельствуют о том, что рассказ — о жизни Матрены, она главная его героиня.

Четвертая учебная ситуация

Учитель. Прослушав сообщение об особенностях композиции, подумайте над вопросом,

sкак с помощью композиции раскрывается главная авторская мысль?

Композиция рассказа необычна. В рассказе три части, казалось бы не соединенные друг с другом.

Предваряется он крохотным вступлением, предсказывающим будущую трагедию. Затем, в первой части, рассказчик (он носит имя Игнатич, так называет его Матрена) очень скупо говорит о себе, о своей прежней жизни. Мы узнаем, что он много лет провел вдали от «нутряной» России, что он стремится в деревню, «где не обидно жить и умереть». Непростая судьба привела его в Тальново.

Во второй части рассказывается о противоестественной жизни людей в нищих русских деревнях.

И только третья часть посвящена Матрене. Такое построение обнажает главную мысль рассказа: надо жить «не по лжи», праведно, несмотря ни на что: ни на условия жизни, ни на трудности, ни на непонимание.

Внешняя композиция (автор тоже делит рассказ на три части, но по другому принципу — очевидно, он хотел сделать смысловые временнûе паузы) служит той же цели. Первая часть отделяется от второй большим временным промежутком: «Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней». Вторая часть — рассказ о гибели Матрены. Третья часть — похороны.

Учитель. Запишем выводы.

Автор показывает, как и какая жизнь гнет, портит, ломает, уродует человека, почему все человеческое в нем оседает, а все животное поднимается на поверхность. Мы понимаем, кто виноват в этом: жизнь, время, мироустройство, среда, система, нищета. И все же рассказ не производит впечатления трагического, не лишает читателя веры в справедливость, в лучшее будущее.

sВ чем глубинный оптимизм рассказа?

Автор не только скорбит о жизни Матрены, жалеет своих героев, оплакивает грешников, но и верит и в человека, любит его. Он считает, что человек обязан быть выше среды, он может и должен сохранить в себе личность, жить праведно, не по лжи. Человека только нужно разбудить.

Пятая учебная ситуация

Обратимся к основному вопросу урока.

sПодумайте, какие свойства героини Солженицына позволили зарубежному обозревателю русской литературы прийти к мысли, что «Матрена — самый яркий образ крестьянки из всего русского», что он читал?

Доброта и простосердечие Матрены, беззлобность, желание по первому зову помочь любому нуждающемуся, умение радоваться за другого, искренняя любовь к труду, способн<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.