Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода.

2018-01-04 1877
Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Особенности средневекового искусства За­падной и Центральной Европы определялись своеобразием процесса формирования феодаль­ного общества на территории бывшей Западной Римской империи. Он протекал иным путем, чем на Востоке. Гибель рабовладельческого строя была ускорена нашествием в конце 4 в. варварских племен (вестготов, гуннов и др.). Попытки создания «варварских королевств» в 5-10 вв. (государство франков, империя Каролингов, Оттоновская империя) не привели к образованию централизованных госу­дарств, как в Византии.

В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, ост­готов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя.

Мир варваров отличался от античного. Варвары поклонялись силам природы, огромную роль в их жизни играли магические обряды. Отношение этих завоевателей к античной культуре было противоречивым. Некоторые их них принимали римские обычаи, другие относились к ним враждебно. Но так или иначе, варвары испытывали восхищение перед величием и роскошью Римской империи.

Средневековое искусство Западной и Цент­ральной Европы в своем 10-вековом разви­тии прошло три этапа: дороманский (сер. 5-10 вв.), романский (11-12 вв.) и готический (конец 12-14 вв.). В некоторых государствах готическое искусство в 15-16 вв. («пламенею­щая готика») сосуществовало с искусством Ре­нессанса. В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные принципы сред­невекового искусства. В искусстве Каролингского Возрождения (8-9 вв.) наметилась нацио­нальная стилевая общность, возродился интерес к античности, и вместе с тем отмечалось тяготе­ние к одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 в.) утверждались тор­жественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским велико­лепием - черты, подготовившие романский стиль.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской им­перии возникли государства германских племён: остготов - в Италии, вестготов - в Испа­нии, франков - в Галлии (совре­менных Германии и Франции), англо-саксов - в Британии. Тогда же произошло обра­щение варварских племён в христианство. Всё это на­шло отражение в искусст­ве. Стали возводить камен­ные христианские храмы, в которых появились изо­бражения святых и хри­стианская символика.

Храмы складывали из массив­ных камней, для перекрытий ис­пользовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Ко­лонны в большинстве случаев заим­ствовали из античных храмов: их руины служили своеобразными карьерами для добычи строительно­го материала.Светская архитекту­ра - строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.

Варварские государства посто­янно враждовали между собой. В ус­ловиях постоянной опасности глав­ным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; ком­форту и уюту не придавали особо­го значения. В результате появи­лись хорошо укреплённые замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насы­пями и глубокими рвами.

Король остготов Теодорих (493-526 гг.), завоевавший Италию, был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и Церкви, привлекал к своему двору римских писателей и философов. Ему хотелось прослыть почитателем и наследником античной культуры, поэтому в его столице Равенне (на побережье Адриатического моря) и её окрестностях прокладывали до­роги, возводили мосты, водопрово­ды, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разрушенные здания.

Внешне постройки римлян напоминали гробницы короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, в нижнем ярусе десятиугольное, во втором – круглое, тяжелое и приземистое. Перекрытие – выдолбленный наподобие купола камень, толщина 1 метр, вес 300 тонн. Римская конструкция куполов для варваров оказалась недоступной.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковный постройки. Одна из самых древних – баптистерий (крещальня) во фр. городе Пуатье. Это квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня (подражали рим. образцам – карниз напоминает антаблемент – балочное перекрытие). На франкских рельефах 7-8 вв. изображены и христианские мучен7икм, и причудливые фантастические животные (мировоззрение варваров). Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали церк. книги. В оформлении книг помимо сложного орнамента часто использовались мотивы раннехристианского искусства – венки, кресты, фигуры ангелов и птиц вокруг райского дерева. Также присутствовал «варварский» орнамент – бесконечное кружево линий. По мнению варваров эти кружева обладали магическими свойствами, охраняли от нечистой силы.

Каролингское возрождение. Территории соврем. Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга,Германии, Испании. Могущества империя достигла при императоре Карле Великом. Карл обращался к античному наследию, хотел образованных подданных, строил школы. Культурные реформы проводил в тесном союзе с католической церковью. Центром культуры была столица Ахен. Приглашались образованные люди Европы. Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствовали колоны и др. детали из древних зданий. Архитектурных сооружений того времени сохранилось немного. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (часовня) – величественной 2-хэтажное сооружение (32 м). Нижний этаж – в плане 16-угольник олицетворял землю, предназначен для придворных и простых людей. Верхний – меньший, 8-уголик – небо, для императора. В куполе – мозаичное изображение Христа, 24 старца, 4 символа евангелистов – ангел, лев, телец, орел. Др. памятник – ворота монастыря в Лорше (около 800 г.) – также своеобразное переплетение античных и варварских мотивов. Напоминали римские триумфальные арки. Над аркой помещался надвратный зал (назначение неизвестно). Стены облицованы разноцветными плитками – нарядный, праздничный вид. Но это нетрадиционные постройки раннего средневековья. Типичные: монастырские храмы, которые напоминали крепости.

Монументальная живопись. Снаружи Каролинские храмы украшались очень скромно, внутри – очень разнообразно, в основном фрески. Цер. Свят. Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда. Церковные росписи превращаются в «Библию для неграмотных». В росписях следуют античным традициям и канонам: строго выдержанные пропорции фигур. Не было передачи индивидуальных черт, не передавался пейзаж, отсутствует трехмерное пространство: оно плоскостно. Но есть и новое – на фресках нет спокойных, уравновешенных композиций. Памятники светской живописи – не дошли.

Ис-во книги и миниатюр. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книж. иллюстрации. В христианском искусстве книгам придавалось большое значение. Она – символ Божественного завета. Поэтому все религиозные рукописи очень богато украшались. Впервые в средневековой Западной Европе в книгах появилось изображение человека. В рукописях средневековья плетение орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклиниваясь между строчками. Буквы с завитками, строка походила на орнамент. Большое внимание уделяли инициалу – заглавной букве, это декоративный элемент, занимает половину, иногда всю страницу (в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного). Рукопись являлась драгоценностью, т.к. расцвечена яркими красками, причудливыми узорами, роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эмали и драгоценных камней. Местом хранения были церковные библиотеки, т.к. переписка книг дело трудоемкое, а грамотность была среди духовенства.

Знаменита «Утрехстская псалтырь». В ней 165 рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Трудность для художника состояла в том, что тексты символичны и аллегоричны.

Каролингская культура заложила фундамент европейского худ-го творчества (античные традиции) После смерти Карла каролингское Возрождение пришло в упадок. В 842 году окончательно распалось на три гос-ва: Францию, Германии. Италию.

Искусство Оттоновский империи. В 936 г. Оттон 1, герцог Саксонский, короновался в Ахене. В 962 г. – был провозглашен в Риме императором. Культурными центрами этой эпохи – монастыри и церкви. В церк. архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, в плане форма креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искуплений. Со временем богослужения становились все более пышными и торжественными. Тип церкви – величественный и массивный. Высокое мастерство скульпторов и литейщиков (двери церкви святого Михаила в Гильдесгейме). Рубеж 10-11 вв. – золотой век средневековой немецкой живописи. Сочетались раннехристианские, византийские черты с традициями германской культуры. Главное место в росписях – образ Христа и его деяния. Образ Христа занимает всегда центральное положение. Развивается искусство книжной миниатюры. Создавались в основном богослужебные книги.

В период правления Оттонов появились первые произведения средневековой скульптуры: изображения распятия Христа, Богоматери, святых.

Искусство империи Оттонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.

 

22. Характерные черты и отличительные особенности искусства романский период (11 по 12 вв.). Термин «романский стиль» применяется к искусства 11012 вв. Он условен и возник в 1-ой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романский пе6риод – время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры, живописи в эпоху развития феодализма, когда власть светских и духовных феодалов достигла наивысшей силы. Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным. Католическая церковь обладала идеологическим и экономически могуществом. В западноевропейском искусстве религиозность совмещалась с деятельным отношением к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развитие в такой мере, как в Византии, Романская архитектура поражает мощью, скульптура – мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Романский стиль в искусстве многое заимствовал от византийского зодчества: в архитектуре – тип базилики. Гл. типы арх-ных сооружений были: феод. замки, монастырские ансамбли и храмы. В основе храмового зодчества лежал тип старой базилики. В Европе это место для службы, должно было вмещать много людей. Неф придавал вид могучего корабля. Для стиля характерно: тяжеловесность, массивность, грузность. Свод был очень тяжелый, поэтому строили толстые стены, храм приобретает вид крепости, маленькие окна. Минимум украшений. Романские храмы большие по размерам, перекрытия сначала были деревянные, затем каменные, цилиндрические и крестовые своды, толстые столбы, крупные опоры, обилие гладких стен, узкие проемы, скульптурный орнамент. Бесконечные войны и распри рыцарей повлияли на укрепление замков. Основное создание романского стиля – замок-крепость. Могучие каменные стены с зубцами, потайными выходами, окруженные рвом, стоял на возвышенности, были ворота на цепях, мост и башня – донжон – 2 -3-хэтажная башня, круглая или прямоугольная, где были подземелья, кладовые, помещения для слуг. С башни вели наблюдение за врагом. В бойницах располагали проемы для обороны. Замки были холодными, стены украшали – шпалерами (ткаными коврами) для тепла. С ХП века массовое возведение городов, характерна регулярная планировка. Строились по принципу защищенной крепости. На пересечении центральных магистралей размещалась рыночная площадь с церковью и ратуша – это каменный 2-3 этажный дом. Над ратушей возводилась сторожевая башня – символ независимости и свободы. Дома простолюдинов - деревянные или из глины. Церкви и дворцы строили из камня в два этажа и выводили окнами на улицу. Центром романского города явл. кафедральный городской собор. Здесь выражалось могущество в архитектурной форме. Они предназначались для богослужения, тесно связан с жизнью города: собиралась община для совета, совершались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища. Собор строили с расчетом вместить все население города. На сводах и стенах – изображение библейских сюжетов. В апсиде – изображение Христа или Богоматери. На западной стене – сцены Страшного суда. В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскрашивались.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы проходило неравномерно. Франция. Романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся произведения – в провинциях – Бургундии, Оверни, Прованса, Нормандии. В Бургундии построены самые крупные и величественные соборы. Бургунские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволившие уменьшить объем стен, увеличить вместимость, достигнуть большой высоты сводов. Типичный пример ром. архитектуры – церковь Св. Петра и св. Павла в монастыре Клюни. Церковь Сен-Мадлен в Отене. Для арх-ры Оверны – характерна мощь, простота и монументальность – церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне. В Провесне – сильное влияние римского и византийского зодчества (античные орнаменты, колоны с античными капителями). Храмы Прованса богато украшены скул-рой, появлялась только на капителях и по сторонам порталов. Церкви Нормандии – похожи на крепость, отличались просторными внутренними помещениями, большими башнями. Расцвет ром. живописи во Франции – конец 11 в.- начало 12 в. Внутреннее пространство храмов покрывалось фресками. Изображения располагались длинными полосами в 2 яруса. Сюжеты – разнообразны. Ром-кая жив. Франции широко представлена книжной миниатюрой. Скул-ра – это рельефы и небольшие детали оформления стен.

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Соборе в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Похожи на непреступные крепости. Гладкие толстые стены, узкие окна, массивные башни. Романская живопись Германии почти не сохранилась. Ярко в миниатюре. Скульптуру размещали, как правило, внутри храмов. На фасаде – только с 12 века. Сначала это рельефные вставки, позднее – развернутые композиции. В этот период появляется один из первых в средневековом искусстве светских памятников – фигура бронзового льва, как памятник собственному могуществу (герцог Саксонский, перед замком).

В Италии сильное византийское и римское влияние. Архитектура более пластична, жизненна. Во Флоренции античное влияние- флорентйская церковь Сан Миньято аль Монте - фасад из многоцветного мрамора. Знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе из белого мрамора. Пизанская колокольня «Падающая башня». В Сев. Италии – истинно романский стиль. Значительный венецианский собор Св. Марка, украшен мрамором и мозаикой. В Сицилии – влияние не только западной арх-ры, но и Византии и Востока – Палатинская капелла в Палермо, собор Санта-Мария Нуова в Монреале. Скул-ра формировалась под влиянием античных традиций.

Испания. Под влиянием арабской и французской культуры. Славилась дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы привнесли затейливый восточный орнамент, некоторые арх-ные детали (тонкие витые колонки). Период войны с арабами – развернулось строительство замков-крепостей. Королевский дворец Алькасар. Сохранился. Стоит на высокой скале, окружен толстыми стенами с башнями. В церковных постройках практически отсутствуют скульптурные украшения. Храм – облик непреступной крепости. Большую роль играет монументальная живопись – фрески. Первые произведения монументальной скульптуры появились в 11 веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

Английские храмы сходны с французскими. Но более вытянуты в длину, протяжны. Излюбленный элемент – башни. В 11в. при Вильгельме воздвигнут Лондонский Тауэр, роль донжона играла Белая башня. Романский стиль проник в скульптуру и живопись. Центральное место занимали темы Бога. Фигура Христа по размерам превосходила другие. Скульптура подчинена архитектуре и находится внутри храма и снаружи. В скульптуре преобладает рельеф. Скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела – схематичны. Изображения святых лишены канонов, неказисты и приземисты, лица выразительные. В скульптурных композициях встречаются фантастические существа и силы зла (апсиды). Живопись только церковная, плоскостная, нет трехмерности пространства и фигур, подчинена архитектуре.

23.Средневековое западноевропейское искусство как особая ступень ми­рового художественного развития.

Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Европейские города украшают многочисленные памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей. Замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую художественную ценность представляют произведения средневековой литературы - рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденное творчество Данте Алигьери, последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она имела темные и светлые стороны, несла в себе прогрессивные и реакционные явления, но, безусловно, была важной ступенью развития мировой культуры.

Средневековая эпоха охватывает более тысячелетний период господства феодализма. Великое переселение народов. Постоянные войны. 410 г. Рим разграбили германские племена. 455 год Римская империя перестала существовать. Западная римская империя пала; Византии предстояло существовать еще тысячелетие.

Наступило Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению, - продолжавшееся почти 10 столетий. Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков наравне с поздней античностью.

Термин «средние века» в 15 веке ввели итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это время отделяющее Новое от классической древности. Выделяют Ш периода Средневековья: Ранний: 5 в.-10 в., Зрелый 10 в. - кон. 15 в., Поздний 15 в. - 1-ая пол. 17 в.

Средневековая культура заложила основы культурной общности Европы, тогда сложились современные европейские языки, новые государства, открыты новые земли. Ср. культура сложилась на основе синтеза античности, христианства и духовного развития германских племен. Гл. роль сыграло христианство. Особенности: символизм и аллегория, обобщенность, универсализм, анонимность произведений искусства. Важной чертой является теоцентризм (господство религиозного мировоззрения). Христианство отвергала античную художественную культуру. В греческих и римских статуях оно видело язычество, которое надо уничтожать. Роль Бога Творца. Человек - раб Божий. Страх перед наказанием, покаяние и пострижение в монахи. Создано учение о начале и конце мира, о греховности человека и Страшном суде. Мир делится на две части Земной и Небесный. Из этого исходила символики сред. искусства - скрытый смысл реальных предметов и явлений. В человеке тоже два начала - тело и душа. Душа первенствует над телом. Усмирение полоти - высшая добродетель, идеалом человека были монахи, аскеты. Основной язык - латынь.

Плодотворное воздействие на формирование искусства западной Европы оказало искусство христианского Египта, народов передней Азии. Однако интерес к античности не иссяк. От античности: кроме христианства зап.евр. средневековье восприняло и многие художественные формы, и иконографию, в котором утверждался образ страдающего, но возвеличенного человека - Христа. Сохранен авторитет античных философов, поэтов, ораторов. От античности перенята риторика и система образования (семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, арифм., геом., музыка, астроном.). Новая система образования - монастырское. В архитектуре разрабатывался тип римской базилики. От варваров приняли предметы прикладного искусства: красивую посуду, оружие, фабулы, пряжки, застежки. Высокая техника обработки металла, кожи. В произведениях искусства варваров предпочтение отдавалось орнаменту. «Звериный «стиль - орнамент, который состоит из растений, фантастические животных, зверей и птиц. Имели магический смысл. В дальнейшем узоры перенесли на украшение книг. От них же переняли фольклор, обычаи, особенности мировосприятия. Героический эпос древненемецкого, ирландского, скандинавского народов. В народном сознании жили дохристианские мифы, культы и они проникали даже в церковь. Фольклор стал основой героического эпоса, это мы видим в религиозной литературе (апокрифы, жития святых, назидания, «видения). В ирландскую и английскую миниатюру проникали образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, они встречаются в изображении святых.

Популярный жанр в литературе - жития святых. Образец архитектуры - собор. Распространенный жанр живописи - икона.

Для архитектуры и изобразительного искусства характерна ансамблевость. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика) стали вытесняться станковыми, на котором закреплялся холст. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Ведущее место занимала скульптура. Развивается резная деревянная скульптура, прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени - пейзажу, интерьеру, бытовому жанру.

Все искусство этого времени подчинено религиозному культу, воспроизводило образы не реального, а потустороннего мира. Искусство не выражало радость земного бытия, оно располагало к глубокому размышлению и молитве. Передавало типичное, общее.

Вывод: средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Рыцарские романы, поэзия трубадуров, иконопись, витражи. Мавзолей Теодориха в Равенне, Храм Сан-Витале в Равенне, Церковь Нотр-Дам ла Градн в Пуатье, Романские соборы в Вормсе, Майнце, Архитектурный ансамбль в Пизе, Собор Нотр-Дам в Париже, Тауэр а Лондоне, Собор в Милане, Палаццо Дожей в Венеции, Повесть о Тристане и Изольде.

 

24.Готика - высшая ступень средневекового искусства. (13 -14вв).

Готика – следующая ступень в развитии средн. ис-ва. Этот термин возник в 16 веке среди теоретиков итальянского Возрождения, для обозначения всего, что не относится к классическим, античным образцам, по их мнению уродливого. Сейчас – готика это период с 13 по 14 века. В различных европейских странах Готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но ее расцвет приходится на 13-14 вв. В истории искусств принято выделять: раннюю (посл. треть 12 в. – ¼ 13 в.); зрелую или высокую (с 20-х г. 13 в.- до конца 13 в.); поздняя или пламенная (14 в. -15 в.).

Для стиля характерно: легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша ( здание город. самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. перед ними выступали проповедники, устраивались театрализованные представления. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).

Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готи­ческий собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в роман­ской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфор­сам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструк­ция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее про­странство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе ис­чезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу - изображению, составленному из скреплённых между собой цвет­ных стёкол, которое помещали в проём окна. Внутри и снаружи собор ук­рашало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на рели­гиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни лю­ди Средневековья. В застылось и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений

В романском храме отдельные его части чётко разграничивались, в го­тическом — границы между ними стёрлись. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

В готический период изменился образ Христа - на первый план выдви­нулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбя­щего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве так же часто, как и в романском в виде скульптур химер.

В 13-14вв. наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными, получили распространение часословы (сборники молитв), романы, исторические хроники. На их страницах помещались сцены светских увеселений, рыцарских турниров, крестьянского труда. Все обрамлялось изящным орнаментом из цветов и трав.

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе.

Франция. Готическое искусство первоначаль­но возникло и развивалось во фран­цузской провинции Иль-де-Франс (центре королевских владений). Характерные черты ранней готи­ки воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Заложен в 1163 г., но его строи­тельство продолжалось до XIV в. Нотр-Дам де Пари представляет собой базилику (длина 129 м, состоит из 5 продольных нефов и 1попе­речного – трансепта). В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуя­ми - так называемая «королевская галерея» (изображение библейских царей и французских королей). Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми ар­ками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастиче­ских чудовищ - химер.В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитек­туры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использова­ние аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готи­ческому искусству.

Собор в Шартре (XII—XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. «Королевский портал» собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами. К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носится соборы и Реймсе и Амьене. Собор в Реймсе ( 1211-1330 гг.), где короновались французские коро­ли, - величественный памятник ко­ролевской власти и могуществу. Собор в Амьене (1218-12б8 гг.) - длиной 145 и высотой 42,5 мет­ра - самый крупный во Франции.

На 14-15 вв. приходится завершающий этап средневекового искусства во Франции. Этот период получил наименование поздней, или «пламенеющей» готики: линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент. Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.

Германия. Соборы и ратуши здесь стали центрами готическо­го искусства. Широкое распространение в Гер­мании готика получила в первой по­ловине XIII в. Готические соборы в Германии значительно отличались от французских. Желая как можно ярче передать стремление человече­ского духа к небесам, немецкие ар­хитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно роскошно укра­шали западные фасады соборов с одной или двумя высокими строй­ными башнями. Как правило, здесь не было наружных полуарок (аркбу­танов); не встречались и окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна.

Памятниками готической архи­тектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах.

Выдающееся произведение гер­манской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIX в.). Здание высотой 46 м, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами.

Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Произведения гер­манской готической скульптуры по сравнению с французской менее изящно и тонко исполнены. Убранство собора в Бамберге - здесь находятся многочисленные релье­фы, а также фигура Всадника - одна из самых загадочных статуй Средних веков. Неизвестно, кого изображает эта скульптура - императора Карла Великого, импе­ратора Отгона или просто христи­анского воина.

Англия. Шла своим путем. Готическая архитектура с 12 в. имеет национальное своеобразие. Английские соборы строили на земля монастырей, а не в городе. Особенность: наличие двух трансептов, один короче другого (Кентерберийский собор, соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Английские соборы строились в высь (до135м) и вширь. В декоративном интерьере – цветовые контрасты между различными породами камня. Башня воздвигалась над междокрестием. Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип.

Испания. Находится под сильным влиянием мавританской (арабской) архитектуры, поэтому присутствует пышность, декоративность. Соборы в Леоне, Бургосе, Толедо. Италия. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италии распространились только элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Основа архитектурыры оставалась романской. Готические соборы Италии поражают «неготическими» особенностями: соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. В соборах горизонтальная линия доминирует над вертикальной. Самый большой готич. собор Миланский – его строили немец. и францз. мастера. Пышная скульптура. Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей (14-15 вв.). Итальянской архитектуре готика чужда, им близка четкость, надежность.

Вывод: В целом искусство в конце Средневековья утрачивает вселенский пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура. Средневековая Европа оставила великие памятники культуры соборы, замки, ратуши, фресковые произведения, витражное искусство, рыцарские романы, «Божественную комедию» Данте.

 

25.Основные черты и этапы развития итальян. Возрождения.

Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. В это время были заложены основы совр-ной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла лит-ра, получившая с изобретением книго­печатания большие возможности в распространении. В это же вре­мя сложилась реалистическая система в искусстве.

Термин «Возрождение» начал применяться еще в 16 в. по отношению к изобразительному искусству художником Джордже Вазари.

Культура Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке) возникла в Европе, в тех экономически наиболее развитых областях, где раньше всего созрели предпосылки для перехода от феодализма к начальной стадии капитализма.

С особой последовательностью и силой новая культура проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже 14-15 вв. вступили на путь капиталистического развития; в нидерландских, а также в некоторых и южногер­манских городах 15 в. Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утвержде­ния достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверж­дающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Стра­стная жажда познания реального мира и восхищение им привели к ото­бражению в искусстве самых различных сторон действительности. Было по-ново­му понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего ска­залось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохрани­лось множество памятников древнеримского искусства.

Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер. Именно эта черта сближает его с искусством классической Греции.

Небывалый расцвет переживала живопись, которая раскрывала огромные возможности в изображении жизненных явлений, человека и окружающей его среды. Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии чело­века - все это способствовало утверждению в живописи реалистического метода.

Появились новые виды и жанры. В монументальной итальянской живописи господство­вала фреска. С 15 в. все большее место занимает станковая картина, в раз­витии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с су­ществовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, выдвинулся портрет, зародилась исто­рическая и пейзажная живопись. В Германии и Нидерландах широкое распространение получила гравюра, которая часто ис­пользовалась в художественном оформлении книг.

Завершился начатый в средние века процесс обособления скульптуры: наряду с декоративной пластикой, украшающей здания,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.