Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ис-во Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.

2018-01-04 390
Ис-во Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Эпоха древней цивилизации охватывает более трех тысячелетий. Начало этого периода связано с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец 4 т.д.н.э.). Конец эпохи древности совпадает с падением античного Рима и переходом к средневековью (5 в.н.э.). Корни культуры древности лежат в культуре первобытного общ-ва, но эти культуры отличаются друг от друга. С возникновением цивилизации изменились условия жизни людей – возникли города, появилась письменность, религиозные системы, культовая и светская арх-ра, многожанровая лит-ра, более развитая ск-ра. Гл. особенностью худ-го тв-ва во всех древних цивилизациях - его теснейшая связь с религией и культом. Поэтому памятники ис-ва древности имеют культовый хар-р – это храмы и святилища, усыпальницы, гробницы, статуи богов, религиозная лит-ра. Основными видами худ. тв-ва в древности были арх-ра и ск-ра. Ар-ра развивалась от подавляющей грандиозности к гармоничности и соразмерности, а ск-ра – от обобщенной безличности и каноничности к отражению индивидуальных и психологических черт личности.

Египетская цивилизации одна из самых древних на земле. Она просуществовала почти три тысячи лет, мало изменяясь. Др. Египетскую культуру подразделяют на насколько этапов: Додинастический период (4 т.д.н.э.); ис-во Древнего царства (30-23 вв. д.н.э.) – время строительства пирамид; ис-во Среднего царства (21-18 вв. д.н.э.) - строительство многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц; ис-во Нового царства (16-11 вв. д.н.э.) – время отделения гробницы от храма; Позднее время (11-в.-332 г.д.н.э.). Каждый период – значительный этап в развитии, свои спады и подъемы.

Египет расположен на северо-востоке Африки. Территорию кот. он занимает, делят на две части: Верхний Египет – узкая и длинная долина, и Нижний Египет – дельта Нила впадающего в Средиземное море. Своеобразие этой цивилизации объясняется природными и географическими особенностями Египта. Ежегодный разлив Нила обусловил появление городов, возникших как центры управления запрудами. Разливы Нила обусловили появление календаря и развитее астрономии (определяли время паводка). Стремление противостоять силам природы привело к появлению магии. Фараоны имели тайное имя. Роль магической защиты играли представления о богах, отождествляемых с животными – змеями, крокодилами. В хозяйственной жизни центральное место занимало скотоводство. В Египте был культ животных. Обожествляли быка, корову, барана. Бык – бог плодородия (Апис) – черного цв. со светлыми отметинами. Умерших быков бальзамировали и хоронили в больших саркофагах. Египет земледельческая страна, поэтому было обожествление сил природы. Среди мифов основное место занимали сказания о сотворении мира и людей. О сотворении Солнца. Египетское государство было основано на двух принципах - незыблемость и непостижимость, они были опорой египетской верховной власти. Египтяне обожествляли правителей, царя называли Фараоном - Сыном Солнца. Все это вечно. Но как согласовать могущество и смерть? Поэтому в Египте был протест против смерти. Появляется вероучение, где умершего ждет воскрешение. Сын бога Солнца не может умереть. Место его захоронения – гробница – превращается в дом вечности. Нашли способ вечного сохранения тела фараона – мумифицирование. Так возник культ умерших. Этот культ прошел красной нитью через всю египетскую культуру. Ис-во Др.Египта выросло из идеи Вечной жизни. Они верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («Ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего заменяли собой тленное тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому ск-ра Д.Е., с

самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точном портретному изображению. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом. оому ск-ра Д.Е., с самого началВ погребальную камеру помещались мумии и вещи и предметы кот. могли понадобиться в потустороннем мире. Из-за сухого климата Нильской долины, из-за долговечного материала из которого созданы арх-ра и ск-ра сохранилось много памятников древнеегипетского ис-ва. Арх-ра. Самымизамечательными памятникамиегипетской арх-ры явл. пирамиды - усыпальницы фараонов. Это вера в беспре-дельное могущество богов и их сыновей на земле. Сначала возводились ступенчатые пирамиды (пир. Джосера в Саккаре – 28 в.д.н.э.). Пирамиды с ломаными гранями в Дашуре. У большинства пирамид квадратное основание и гладкие ровные грани. Пирамиды в Гизе – построенные фараонами 4 династии Хуфу(Хеопс-147 высота), Хафра и Менкаура. Пирамиды – вера в загробную жизнь. Квадрат в плане, стороны – равнобедренный треугольник. Идея – бессмертия, мощи, деспотизма власти фараона. Пирамиды – часть грандиозного ансамбля. В него входили: пирамиды- спутницы (гробницы вельмож) и заупокойные храмы - место приношения жертв. Заупокойные храмы строились в Древней царстве с восточной стороны к пирамиде. В Среднем царстве – промежуточный тип – небольшая пирамида и скальная гробница. Первым из памят., ознаменовавших поиски новых арх-ных образов – усыпальница-храм Ментухотепа 1(близ новой столицы в Фивах). Нововведения (в период 12 динас.) – колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, пилоны – 2 мощные башни и узким проходом посредине – своеобразный рубеж на пути людей. Кроме усыпальниц строили величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. В Новом царстве – подземные (скальные). Гробницы царей и велич. заупокойные храмы приобрели новый характер. Основное место в них принадлежало колоннадам (поминальный храм царицы Хапшепсут). Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились у подножия гор. Для этого периода – огромный приток богатств, столица – Фивы, велось колоссальное строительство, зодчество пышное. Очень могущественное жречество. Для упрочения власти государство установило единые религ. культы – храмовое строительство посв. заупокойному культу и богу Амону. Храмовая арх-ра Нового царства отличается гигантскими размерами и роскошной отделкой – это Карнакский и Луксорский храмы в честь бога Амона. Наиболее распространенный тип храма с четким прямоугольным планом, делением на 3 части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Аллея сфинксов приводила к входу – каменному пилону. Перед пилоном возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Вторая половина Нового царства – широкое строительство и в самом Ег. и в покоренной Нубии. Создан целый ряд заупокойных храмов, в том числе и вырубленных в скалах (Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, гробница Тутанхамона). Ск-ра и живопись. Так же связана с заупокойным культом. Неотъемлемую часть храма составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В Др. Царстве ск-ра была обобщенной или идеализированной. Фараона изображали в расцвете сил, с бесстрастным лицом в позе величавого спокойствия. Статуи были стоящими или сидящие. Для фигур были канонические требования. Стоящие статуи строго фронтальны, напряженно выпрямлены, головы прямо руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть впереди. Одежда мужчин – это короткая набедренная повязка, женщин – длинное облегающее прямое платье. Материалом для статуй были дерево, гранит, базальт, песчаник. Мужские фигуры раскрашивали в кирпично-красный цв., женские в желтый. Был канон в рельефном изображении – голова и ноги в профиль, глаза, плечи, грудь в фас. Важную роль играли рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они также были связаны с заупокойным культом. Поясное изображение сцен. В настенных росписях фараон был крупнее всех. Канон распространялся только на фараонов и вельмож, простых людей изображали свободно. Рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Использовали 2 техники рельефа – барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Силуэт всегда ясен и графичен. Использовался принцип фризового сюжета, помогает воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды. В эпоху Ср. Царства в ск-ре проступают реалистич. черты, повышается внимание к индивидуальным чертам. С 12 династии скульптуры фаранов начали устанавливать в храмах наряду с божествами. Статуи фараонов Сенусерта Ш, Аменемхета Ш - точные черты лица и хар-р изображаемого. Изгот. фигурки из дерева, фаянса (писцы, лодочники). В живописи распространяется темпера. Гробницы расписаны цв. рисунками на оштукатуренной стене. Показаны сцены из повседневной жизни людей. Тонко рисовали растения и животных не с натуры, а по памяти. Все росписи обладали поразительной композиционной завершенностью. В эпоху Нов. Царства расцвет ск-ры и жив. Рельефы и роспись насыщены динамикой (мчащиеся колесницы, бег добыги от стрел охотников, скачущие кони). Изображение окружающего мира 9быт знати, охота, пиры). Усложняется композиция, разнообразнее движение фигур, богаче колорит (розовато-фиолет, золотистые, голубые). Гл. роль играют фиванские мастера, они украшают храмы статуями, рельефами и настенными росписями. В росписях привлекают внимание детали, изысканность, показаны одежды, прически. Круглая скульптура - также изменения. Тела более гибкие, пластичные. Исчезла условность в передаче цвета при окраске человеческого тела. В Амарский период – фараон Эхнатон, появились новые веяния. Эхнатон провел религиозную реформу, т.е. запрет старых богов и замена их богом Солнца Атоном. В ис-ве отход от канонов. Рельефы и живописные полотна из дворца фараона изображают его, его жену Нефертити и их детей, их фигуру свободны и естественны. В ис-ве Амарны впервые появляется пейзаж, прославляется красота природы. Этот период продлился 25 лет. Потом вернулись прежние традиции.

Письмен. и лит-ра. В др. Царстве возникла письменность (иероглифическая). Было скорописное (жреческое) письмо и курсивное. Материал для письма был камень и папирус. Письмо считалось искусством. Некоторые ученые полагают, что из египетской письменности возник финикийский алфавит, из него греческий, далее латинский. Египетская лит-ра древнейшая в мире. В Др.Ц. - жанры: сказки, повести, гимны, мифы, биографии. В Ср.Ц. расцвет лит-ры. Черты: образный язык, яркие метафоры, художественное богатство.»Сказка о правде и кривде». Особое место занимала религиозная лит-ра: «Книга мертвых», «Тексты пирамид». После завоевания Египта Алекс. Македонским египетское ис-во постепенно сливалось с эллинистическим. Был основан город Александрия где царствовала последняя египетская династия фараонов греко-македонского происхождения. Но традиции Египта столь сильны, что все завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах, с жестами древних фараонов. Элементы орнаментики, символика, ск-ра Др.Египта широко применялись на территории Римской империи. Оказало большое влияние на персидское греческое искусство и ис-во Нового времени. ОСОБЕННОСТИ: культура Египта тесно связана с религией и заупокойным культом. Искусство основывалось на идее вечной жизни. Характерные черты: неизменность форм, каноничность, монументальность, декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства – архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, прикладное искусства.

10. Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры. (Крито-микенский период).

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Др.Гр. являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (ос. Крит), материковой Греции (г.Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (г.Троя). Расцвет этой др.культуры приходится на 2 тыс.до н.э. Крит-микен. мир был на протяжении нескольких столетий образцом культуры. Там были созданы прекрасные памятники архитектуры, украшенные настен. живописью, рельефами, разбитыми в них великолеп. садами, изящн. вазы. Этот мир знал письменность: линейное письмо (ещё не расшифровано). Своеобразие К-М искусства в особом понимании жизни природы и места в ней человека. Огромное внимание уделял внутреннему миру человека.

Одним из древ. центров эгейской культуры была Троя, воспетая в эпосе Гомера. В 3-2 тыс. до н.э. значит. культ. центром стал о.Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в нач. 2 тыс. до н.э. на развалинах общинно-родового строя сложилось 1-ое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались города: Кносс, Фест и др. Могущественная держава (расцвет торговли и мореходства).

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. (отсюда и название). Своей величественной арх-рой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличит. чертой критской арх-ры явл. отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей.

Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского иск-ва характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей—хрупкие, с тонкой талией, муж. фигуры окрашен. коричневым, жен. - белым цвет. В росписях господствовали яркие, мажорные краски.

Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние.

Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким худ. вкусом отличаются керам. вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов. (чеканка на зол. кубках).

Выдающ. памятником эгейской кул-ры (период расцвета 17-14 вв. до н.э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе – древнейших крепостях Европы. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Самобытность ее культуры проявилась в монументальной архитектуре. Царские дворцы Тиринфа и Микен, поселения располагались на холмах (в последствии получили название «акрополь»). Все было подчинено обороне от врагов. Все подчинено порядку, отличалось симметричностью, залы и комнаты четко распланированы. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот («Львиные ворота» - символ могущества микенских царей). Сложенные из плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот – треугольная известняковая плита, украшенная единственным в Эгейском искусстве монументальном рельефе: 2 львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху.

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику. Батальные сцены, сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Торжество физической силы, но формы застывшие, орнамент сухой. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметричность и схематичность форм.

В период Троянской войны (нач. 13 в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественны)

 

11. Искусство высокой классики Греции и его главные достижения (5-4 вв. до н. э.)

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой куль­туры и всех видов искусства. Совершенное, ис­полненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства.

В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвер­галась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объеди-нившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Ре­шающие победы над персами - морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) - укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали даль­нейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало ут­верждению основных принципов гуманистиче­ского мировоззрения и культуры.

Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.)

Вторая половина 5 в. до н. э.— время рас­цвета всех видов искусства и наиболее гармо­ничного воплощения эстетических идеалов классики.

Ведущее место среди полисов Греции продол­жают занимать Афины, которые в период прав­ления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

Архитектура. При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена пер­сидского нашествия, Акрополь был отстроен за­ново: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон (строился позже).

Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровитель­ницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акро­поль, в двух их пристройках-крыльях находи­лись библиотека и картинная галерея (пина­котека). Склон Акрополя был использован для возве­дения театра Диониса. Греческие архитекторы умели прекрасно вы­бирать места для своих построек. Планировка и постройка Акрополя были вы­полнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.).

Акрополь воплощал представление о могуще­стве и величии Афинской державы. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно-тор­жественным величием, ясным чувством меры и гармонии. Смысл планировки можно понять лишь представив процессию: доро­га вела вверх, к торжественным воротам — Про­пилеям. Обращенную к городу мощную дориче­скую колоннаду Пропилеи обрамляют два нерав­ных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос. Этот небольшой по раз­мерам, гармоничный и ясный по форме храм с иониче­скими колоннами (черты изящества).

Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой выси­лась бронзовая статуя Афины Промахос («Вои­тельницы», ок. 9 м высотой), созданная Фиди­ем.

От Пропилеи главный храм Акрополя Парфе­нон виден с угла. Это дает возможность одновременно охватить взгядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону пло­щади изящным и сравнительно небольшим хра­мом Эрехтейоном (асиммет­ричное здание, по­священное Афине и Посейдону), оттенявшим свободной асим­метрией возвышенную строгость Парфенона.

Строителями Парфенона (447-438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру вы­полняли Фидий и его помощники. Парфенон - совершеннейшее создание греческой классиче­ской архитектуры и одно из высочайших дости­жений в истории зодчества вообще.

Тип греческого храма в сво­их основных формах — это дорический перип­тер с 8 колоннами на коротких и 17 на длинных сторонах. Но он органиче­ски включает и элементы ионического ордера.

Планировка Эрехтейона учитывает не­ровность почвы. Храм состоит из двух находя­щихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12-метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини По­беды. Прекрасный облик богини покорял спо­койной уверенностью, строгой мудростью. Вели­чавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости.

На восточном фронтоне Парфенона размеща­лась композиция, посвя-щенная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афи­ны с Посейдоном за обладание аттической зем­лей. Фидий отказался от пост-рое­ния симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали ма­стера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мой­ры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы - совершеннейшие творения высокой классики.

Все 92 метопы храма были укра­шены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кен­тавров.

Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил осо­бенный интерес к изображению спокойно стоя­щего человека. Самая прославленная статуя Поликлета - «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеа­ла доблестного гражданина-воина.

Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изоб­ражение человека - пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7).

К концу 5 в. до н.э.в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: чер­ты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные релье­фы балюстрады храма Ники Аптерос на Акро­поле - рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).

Вазопись и живопись. В эпоху высокой клас­сики вазопись, как и ранее, развивалась в еди­ном направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше герои­ческих изображений на мифологические темы.

О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазопи­си, но и по литературным источникам, по опи­саниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались так­же клеевыми и восковыми (энкаустика) краска­ми. Имена выдающихся живописцев: Полигнот. По характеру ис­полнения живописные композиции были схожи с росписями на вазах. Худож­ник пользовался в основном 4 краска­ми: белой, желтой, красной и черной.

(дополнение в 11 вопросу)

Ранняя классика (500-490-е гг. до н. э.)

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусст­ва - ранняя классика, продолжавшийся пер­вую половину века. Искусство этого времени пронизано напряжен-ными поисками обобщен­ных типических образов, приемов прав-дивого изображения человека, и в первую очередь пе­редачи разно-образных движений. Оно обраща­ется к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций, проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

Архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные чер­ты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм - храм Геры в Пестуме. Более праздничным, благодаря скульптурному убран­ству - храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. до н. э.).

Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на пло­щадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронто-не изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре - фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстра­стная, она как бы незримо присутствует среди сражающих-ся. В фигурах воинов нет архаиче­ской фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертывают­ся строго по плоскости фронтона. Каждая от­дельная фигура достаточно жизненна, но на ли­цах сражающихся и раненых воинов архаичес-кая улыбка - признак условности, несовме­стимый с изображением напряженности и дра­матизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла).

Новое понимание задач ис­кусства сказывалось и в новом понима-нии обра­за человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого пре­красного человека раскрывается в образе «Дель­фийского возничего». Эта одна из немногих дошед-ших до нас подлинных бронзовых древне­греческих статуй была частью мону-ментальной скульптурной группы, изображающей победите­ля на состязаниях и возницу, исполненного су­рового спокойствия. Героический идеал ранней клас­сики в его динамичес-ком варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посей­дон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вы­нимающем занозу», где ребенок изобра-жен в живом, естественном движении. Орнаментально трактован-ные волосы - пе­режиток архаики. Мифологическаякая тема продол-жает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример - рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской-так называемый «Трон Людовизи».

Образ гражданина - атлета и воина - стано­вится центральным в искусстве классики. Про­порции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека ос­вобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобра­зие человека, склад его характера не привлека­ли внимания мастеров ранней греческой клас­сики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности.

Особенности искусства Мирона наглядно про­явились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был испол­нен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находяще­гося в стремительном движении. Несмотря на напря­жение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости.

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта грече­ского классического мировосприятия. Ут­верждение красоты разумной воли, сдерживаю­щей силу страсти, нашло выражение в скульп­турной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверж­дает идею превосходства разума, над стихийны­ми силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжет­ной композиции, показывающей взаимоотноше­ния характеров, связанных общим действием.

Вазопись и живопись. Широкое распростране­ние в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Мастера того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. В вазописи наблюдается стремление к пре­одолению плоскостности и условности. Черно-фигурную вазописи вытесняет краснофигурная. Черные линии рисунка на свет­лом фоне глины точно выявляли детали. Это да­вало возможность более правдиво и наглядно изображать строение человеческого тела, раз­личные движения, естественно и свободно моде­лировать объемы. Сюжеты: разнообразные сцены из мифологии или сюжеты из современной, повседнев­ной жизни.

Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400-323 гг. до н.э.)

Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуаль-ный, возвышенно-лирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.

Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады ). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях - фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, поч­ти отказавшись от излюбленного мастерами вы­сокой классики материала — бронзы.

В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая раз­личные состояния и чувства человека, его внут­ренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир » - он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская»- обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплоще­но преклонение перед совершенством красоты человека.

Ломка старого и зарождение нового в искус­стве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищуще­го новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеа­лизирующего направления был Леохар, при­дворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональ­ным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Лисипп. Крупнейшим скульптором реалисти­ческого направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Ре­шал задач индивидуализации образа челове­ка, раскрытия его переживаний; он вносил бо­лее ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», ко­торого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.

Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазопи-си изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаменталь-ность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись.

Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художествен­ные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр.

Искусство поздней греческой классики завер­шило большой плодотвор-ный путь развития древнегреческого искусства.

Архитектура. Развитие архитектуры протека­ло неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной дея­тельности (экономический и со­циальный кризис).

Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство теат­ров, которые обычно устраивались под открытым небом (театр в Эпидавре) с удивительной по совершенст­ву акустикой.

Появились сооружения, посвященные возве­личению отдельной личности или монарха-самодержца. Галикарнасский мав­золей — грандиозная монументальная усы­пальница правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.