У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление.

2018-01-04 79
У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление.

Образ (по С.И. Ожегову) - это вид, облик, а также результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании, это наглядное представление.

Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым...

Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Пространственное представление - это умение видеть и представлять мир трехмерным, объёмным, цветным, меняющемся во времени и в пространстве. Человек может представить то, что есть и даже то, чего нет в жизни, а художник даже может изобразить то, чего нет в жизни (Сальвадор Дали, Хиеронимус Босх...). Но прежде чем рисовать что-то, он должен представить это в голове, в сознании. А еще раньше, он должен заложить образы в свое сознание!

Зачем надо развивать образное мышление?

Мышление образами необходимо:

-Для решения любых задач, ибо оперирование образами помогает наглядно представить практически любую ситуацию задачи.

-Для формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве.

Еще Ян Коменский (1592-1670) отмечал чрезвычайную важность наглядности в обучении детей. В своей книге "Мир чувственных вещей в картинках" он привел 150 кратких статей, каждая из которых была снабжена рисунком автора.

Примеры феноменальной образной памяти некоторых художников.

Еще раз отметим важность хорошо развитого образного мышления для художников.

Живописец-маринист Иван Айвазовский рисовал море и волны по памяти, Английский художник Джошуа Рейнольдс писал портреты по памяти. Русский живописец Николай Ге по памяти написал интерьер комнаты в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея», только один раз побывав в этой комнате в Петергофском дворце.

Как развивать образное мышление

Перечислим способы развития образного мышления:

Созерцание природы,

2. Посещение музеев, рассматривание шедевров - картин, скульптур, графики, архитектурных сооружений...

Складывание картинок из частей. Разбиение плоских фигур на равные и неравные части,

4. Рисование с натуры и по памяти. (так, Дидро говорил: "Страна, в которой будут учить рисовать так же, как считать и писать, превзойдет все другие страны в науках и ремеслах". В некоторых наших школах исключают рисование! А в детских садиках и дома ребенок мало рисует, это преступление!).

5. Рисование абстракций (например, просят нарисовать звук, музыку, свист, мысль, грусть, радость...).

6. Воображение с закрытыми глазами: вспоминание и создание новых образов "из головы".

7. Лепка из пластилина, глины, гипса… с натуры (копирование) и (это важнее!) лепка "из головы" любых объектов.

8. Сравнение предметов и изображений по критериям: по длине, по форме, по цвету…

Аппликации.

Общий совет: не бойтесь предлагать детям трудные задачи. Скажите: «Эта задача трудная, «взрослая», но я уверена, что ты ее решишь. Потом ты предложишь решить ее другим детям и расскажешь, как она решается».

Разглядывание клякс

Для развития фантазии очень полезно разглядывание клякс. Капните на лист бумаги чернила или краску, накройте другим листом и придавите. Получится клякса со сложным очертанием, это то, что надо для разглядывания и фантазирования.

Можно капнуть на сгиб бумаги, тогда получится «бабочка».

Вопросы и упражнения для развития образного мышления

Вот пример фантастического образного мышления: рукописи Леонардо да Винчи трудно читать потому, что он писал 1)зеркально, 2)левой рукой, 3)справа налево, хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо.

 

 

1.Сколько ребер и граней у куба, у кирпича, у пирамиды, у шара?2. Опиши школу кошек, школу слонов, птиц, рыб... Чему и как там учат?

3. Нарисуй следы: лошади, кошки, утки, свои следы, Мойдодыра, нечистой силы, колобка…

Обратное рисование

Детям любого возраста любопытно "обратное рисование вдвоем»: один ребенок неподвижно держит карандаш и прижимает его к плотной бумаге (картону), а другой эту бумагу перемещает под карандашом двумя руками так, чтобы получился рисунок. Сначала это должны быть простые фигуры: две параллельные линии, крест, треугольник, квадрат, овал, круг, а потом буквы, контуры предметов, животные...

Какова проекция от шара?

(Это круг - часть плоскости, ограниченная окружностью.). От вырезанного из картона круга, эллипса, палки, линейки, от конуса…?

2.Спросите: может ли одно и то же тело дать разные проекции? Например, в виде: 1) Круга и квадрата? (Цилиндр). 2)Трапеции и круга? (Усеченный конус). 3)Треугольника и круга? (Конус). 4) Трех треугольников? (Тетраэдр).

3. Проекции какого тела могут быть и квадратом, и прямоугольником, и шестиугольником? (Куб).

4. Рассмотрите с детьми проекции сложных предметов: ложка, вилка, кукла, циркуль, паровозик…

Внимание! Высший пилотаж! До рассматривания полученной проекции попросите малыша предсказать, какой будет тень. Пусть он привыкнет не просто смотреть: «Что получится?», а сначала будет выдвигать гипотезы!

5. Какие тела при разных своих положениях дают проекции в виде:

Квадрата и прямоугольника?

Треугольника и круга?

Круг и половина круга.

Трех треугольников?

Кольца и прямоугольника?

Овала и круга?

Круга и квадрата?

Трапеции и круга?

Покажите, как меняется длина тени в зависимости от положения: палки, картонного круга, треугольника, кольца…

Научите детей делать различные тени от пальцев. Это целая наука!

Ответы к заданию 5.

1.Четырехгранная призма. 2.Параллепипед. 3.Конус. 4. Половина шара. 5. Треугольная пирамида. 6.Куб в разных проекциях. 7.Бублик (торойд). 8.Яйцо. 9.Цилиндр. 10.Усеченный конус.

Предложите детям изучить тени на не гладкие предметы: на шар, на угол, на кастрюлю, на тарелку...

Предложите изучить тени от прозрачных предметов: от стеклянных банок, бутылок…

Деформация фигур

Диспропорции

Попросите детей назвать явные диспропорции различных объектов. Например: нос у Буратино, борода у Карабаса, тянитолкай, змей Горыныч, баба Яга, дом на курьих ножках, конек горбунок...

По Петровскому)

Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 1м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 1м. Проведите мысленно от вершины влево отрезок длиной 1м параллельно основанию. Соедините концы полученных параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две горизонтальные линии, а затем на том же расстоянии 2 параллельные вертикальные линии. На сколько частей разделится окружность, какая фигура находится в середине окружности, на сколько частей разделился круг?

Трех окружностей.

Изучение объемных фигур

Детям показывают различные геометрические фигуры, просят внимательно рассмотреть их, указать характерные особенности и запомнить названия: шар, цилиндр (сплошной и полый), конус, усеченный конус, пирамида, призма, кольцо,

Далее: изучают сечения фигур;

изучают проекции фигур и их тени;

изучают форму отверстий в объёмных телах;

Отливки

Очень интересна, хотя и хлопотлива, заливка парафина, свинца, гипса, цветной воды с последующим замораживанием… в предварительно изготовленные, разумеется, совместно с детьми, формы. Формы (например, слона) можно изготовить из двух половинок гипсовых отпечатков оригинала (слона).

Отпечатки

Приготовьте мягкий гипс и сделайте в нем отпечатки различных предметов: яблока, фигурок, ключей, пальцев… Спросите детей, что получится если в эти отпечатки залить парафин.

Развертки поверхности

Это сложные упражнения.

Ребенку объясняют, что такое развертки геометрических тел и делают совместно развертки некоторых объёмных фигур. Такими фигурами могут быть: куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, усеченный конус, цилиндр с отверстием...

Пантомима

Вы читаете. 2) Вы пишете письмо. 3) Вы трогаете ухо и нос одновременно. 4) Вы заложили руки за голову. 5) Вы пьете очень горячий чай. 6) Вы чиркаете спичку. 7) Вы зашнуровываете сапоги. 8) Вы смотритесь в зеркало. 9) Вы протираете зеркало, 10) Вы танцуете. 11)Вы гладите кошку. 12) Вы надеваете чулки. 13) Вы надеваете шубу. 14) Вы надеваете шляпу. 15) Вы пьете из стакана. 16) Вы причесываетесь. 17) Вы надеваете кольцо на палец. 18) Вы выворачиваете элетролампочку. 19) Вы трете лоб. 20) Вы разрезаете арбуз.

Начиная переходить улицу, в какую сторону надо оглянуться? Дошел до середины улицы, в какую сторону надо оглянуться. А если идешь в обратном направлении, куда надо смотреть? Походите по вашему поселку или городу по заранее составленному маршруту.

Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернулись на запад прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

От точки «А» велосипедист проехал 10км на восток, затем повернул на север и сделал 20км, после ехал на запад 10км и на юг 10км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10км. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно повернуть эту фигуру на 180 градусов, какая получится буква?

Вращение линий и фигур

Какая фигура получится, если:

Круг катить по линии.

Треугольник по линии.

3. Круг катить внутри круга (гипоциклойда).

4.Круг катить снаружи круга (эпициклойда) и т.д.

Детям показывают несколько шестеренок в зацеплении или их рисунки (или дети сами рисуют). Направление вращения первой ведущей шестеренки задается. В какую сторону крутится последняя шестеренка и все промежуточные. Найдите закономерность. (Все четные шестеренки крутятся в одну сторону, а нечетные в обратную).

Интересные игры

Муха на конусе

Паук и муха

На двух взаимно перпендикулярных диаметрах окружности построен прямоугольник так, что одна вершина совпадает с центром окружности, а противоположная вершина касается окружности. Определите диагональ прямоугольника.

Отметьте середины всех четырех сторон квадрата. Сложите квадрат пополам два раза, вы получите квадрат с сторонами в два раза меньшими исходного квадрата. Теперь разрежьте квадрат по диагонали. Что получится?

Ответ: Получатся либо четыре равнобедренных треугольника, либо квадрат и четыре треугольника, в зависимости от того по какой диагонали вы резали...

Ответ: Получится кольцо.

Может ли быть такое?

Летчик долго, не сворачивая летел на северо-восток, а потом обнаружил, что летит на юго-запад. Может ли такое быть? Для наглядности представьте Земной шар и пересеките его плоскостью, проходящей через центр Земли. В этой плоскости и летит самолет.

Ответ “левостороннего”: Если бы первоначальное время было 12 часов, тогда бы показывали12 часов 45 минут. Если бы первоначальное время было 13 часов, то показывали бы 13 часов 45 минут. А при наших условиях часы будут показывать 14 часов. Правосторонний, мысленно представив себе циферблат часов и положение стрелок, мгновенно дает правильный ответ.

Сложите буквы из букв.

Первоклашкам:

Какие буквы можно сложить из следующих двух печатных букв: «Г», «С»,«К», «Л», «П», «Р», «Т», «Ь». Из трех букв «Г»? Какие цифры можно сложить из двух букв «С», из двух букв «З»? Из П и Г? (Буквы можно ориентировать как угодно).

Каждое правильно выполненное задание оцените 1 баллом.

Ответы.

П,Ф,Ш,Ж,Н,Т,О,А,Д,М.

В,Е,З,К,С, Ю,Э.

Ответы.

Часов.

И 11часов.

Три.

Примерно через 65 минут.

Останется на левой.

Дырка.

Воспроизведите по памяти

Она называется плоской.

Или 86 увеличить на 12? (98)

Теорема «100 быков»

Нарисуйте пословицу.

ЛИТЕРАТУРА

Введение

У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление.

Образ (по С.И. Ожегову) - это вид, облик, а также результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании, это наглядное представление.

Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым...

Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Пространственное представление - это умение видеть и представлять мир трехмерным, объёмным, цветным, меняющемся во времени и в пространстве. Человек может представить то, что есть и даже то, чего нет в жизни, а художник даже может изобразить то, чего нет в жизни (Сальвадор Дали, Хиеронимус Босх...). Но прежде чем рисовать что-то, он должен представить это в голове, в сознании. А еще раньше, он должен заложить образы в свое сознание!


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.