Тема для факультативного изучения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема для факультативного изучения

2018-01-04 1166
Тема для факультативного изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Средства речевой выразительности

Вопросы: 1. Стилистические фигуры:

А) анафора и эпифора;

Б) параллелизм;

В) антитеза и оксюморон;

Г) градация;

Д) инверсия;

Е) эллипсис;

Ё) умолчание;

Ж) риторическое обращение; риторический вопрос;

2. Тропы:

А) эпитет;

Б) сравнение;

В) метафора;

Г) метонимия;

Д) синекдоха;

Е) гипербола и литота;

Ё) ирония;

Ж) аллегория;

З) олицетворение;

И) перифраз.

 

Литература

1) Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М., 2000.

2) Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

3) Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. ред. Е.Н.Ширяев. – Ростов н/Д, 1999.

4) Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

5) Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М., 2002.


Вопросы и задания

1. Что такое стилистические фигуры?

2. Составьте небольшой текст, используя одну из фигур повторения (параллелизм, анафору или эпифору).

3. Подберите 5 пословиц, построенных по принципу антитезы

4. Что такое тропы? С какой целью они используются в речи?

5. Приведите примеры использования эпитетов, сравнений, метафор.

6. Что такое аллегория? Олицетворение? Перифраз? Когда и с какой целью они употребляются в речи?

 

 

Ключи к обучающим тестам

Тест № 1

Задания              
Ответы 3,5,6 8,10   2,5, 9,10 1,2, 3,8, 3,7, 1,2,6,9 1,3,4,5, 6,8,10 2,8,9

Тест № 2

Задания              
Ответы 3,5,69,10 1,2,4,5,8,9,10 2,7,8,9,10 2,4,6,10 4,5,10 1,2,3,5,6, 7,9,10 2,3,4,5, 6,8

Тест № 3

Задания              
Ответы 1,2,39 2,3,4,5,6, 7,9,10 1,2,3,59 1,3,10 7,10 1,2,3,5,6 1,2,34,5,7

Тест № 6

Задания        
Ответы 5,7,9 4,6,8,9 4,6,8,9 5,6,7,9,10

Тест № 7

Задания        
Ответы 1,3,4,5,7,9 1,3,6,8,10 2,4,6,8 2,5,7,9

Тест № 8

Задания        
Ответы 2,4.7,10 2,3,5,6,9 2,5,8,10 1,2,5,6,8

Тест № 12

Задания        
Ответы 2,3,4,5,9 1,3,4,6,9 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5

Тест № 13

Задания        
Ответы 1,2,4,5,8 2,3,5,7,9 1,2,4,5,8 1,3,5,8,9

Тест № 14

Задания        
Ответы 1,2,3,4,5 2,3,4,5,8,10 4,5,6,7,8,9 1,6,7,8,9

Контрольные тесты

 

ТЕСТ № 1 (контрольный)

 

Задание 1. Выпишите номера слов, в которых ударение падает на второй слог 1) Каучук, 2) планер, 3) квартал, 4) каталог, 5) коклюш, 6) диспансер, 7) договор, 8) баловаться, 9) эксперт, 10) газопровод

Задание 2. Запишите по порядку номера слов, в которых согласный перед [Э] произносится твердо

1) детектор, 2) депрессия, 3) декада, 4) дельта, 5) депеша, 6) темп, 7) тезис, 8) терминатор, 9) шинель, 10) фанера

Задание 3. Укажите номера слов, в которых сочетание чн произносится как [ шн]

1) горчичник, 2) сливочный, 3) молочница, 4) скворечник, 5) справочник, 6) скучно, 7) прачечная, 8) пустячный, 9) стрелочник, 10) порядочный

Задание 4. Последовательно запишите номера слов, в которых под ударением произносится звук О

1) Акушер, 2) афера, 3) безнадежный, 4) гренадер, 5) желчь, 6) никчемный, 7) маневры, 8) планер 9) опека, 10) шлем

Задание 5. Напишите по порядку цифры, соответствующие типу лексической ошибки в приведенных предложениях

1 – тавтология 4 - анахронизм,

2 - плеоназм, 5 - лексическая несочетаемость,

3 - неразличение паронимов 6 - разрушение фразеологизма

1. Партизаны делали значительные потери фашистам. 2. Болотистый ил является хорошим удобрением. 3. После гибели Ленского Ольга женилась на гусаре. 4. Книга – источник познания. 5. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 6. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 7. Для животноводов главным гвоздем программы является выведение ценных пород скота. 8. Он это предчувствовал заранее. 9. Со всех своих длинных ног она кинулась бежать. 10. Командировочных поселили в гостиную комнату при сельсовете.

Задание 6. Выпишите номера словосочетаний, в которых имена существительные имеют окончание –ОМ

1) За городом Саратов…м, 2) с писателем Бондарев…м, 3) с поэтом Байрон…м, 4) под селом Емельянов…м, 5) над городом Кишинев…м, 6) перед Иваном Сусанин…м, 7) за селом Колгуев…м, 8) с поэтом Никитин…м, 9) перед городом Ростов…м, 10) с князем Ростов…м.

Задание 7. Выпишите номера имен существительных, которые в род. пад. множ. числа имеют окончание - ов

1) Казахи, 2) молдаване, 3) киргизы, 4) армяне, 5) хакасы, 6) туркмены, 7) башкиры, 8) татары, 9) буряты, 10) узбеки

Задание 8. Выпишите номера предложений с синтаксическими ошибками

1) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 2) Паренек поинтересовался у нас, как долго мы будем заняты. 3) Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали. 4) Я быстро одел папаху и пальто и вышел. 5) Популярность этой певицы растет с каждым днем. 6) Гости были удивлены яркости карнавала. 7) Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». 8) Она молода, умна и красивая. 9) Нельзя всех стричь под одну гребенку. 10) Спрыгнув с трамвая, у него выпал портфель.

 

ТЕСТ № 2 (контрольный)

 

Задание 1. Выпишите номера слов, в которых ударение падает на первый слог

1) древко, 2) сироты, 3) позвонишь,4) цемент, 5) искра, 6) таможня, 7) партер, 8) асбест, 9) торты, 10) хвоя

Задание 2. Запишите номера слов, в которых согласный перед [Э] произносится твердо

1) Антенна, 2) бизнес, 3) интервью,4) музей, 5) патент, 6) лорнет, 7) лотерея, 8) реквием, 9) пионер, 10) тенор

Задание 3. Укажите номера слов, в которых сочетание чн произносится как шн

1) Конечно, 2) алчный, 3) встречный, 4) сердечный, 5) справочный, 6) нарочно,

7) Кузьминична, 8) дачник, 9) игрушечный, 10) яблочный

Задание 4. Последовательно запишите номера слов, в которых под ударением произносится звук О

1) Афера, 2) белесый, 3) бесхребетный, 4) желчный, 5) маневры, 6) гренадер,

7) блеклый, 8) иноплеменный, 9) щелка, 10) ярем

Задание 5. Напишите по порядку цифры, соответствующие типу лексической ошибки в приведенных предложениях

1 – тавтология 4 - анахронизм,

2 - плеоназм, 5 - лексическая несочетаемость,

3 - неразличение паронимов 6 - разрушение фразеологизма

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2) Жилин обрадовался, что опять может сделать побег. 3) Что вы перебираете из пустого в порожнее? 4) Лиза была домработницей в доме Фамусова. 5) У него в квартире целая библиотека книг. 6) У девушки были влажные, чувствительные губы. 7) По пути в Белогорскую крепость Гринев попал в несчастье. 8) С утра на дворе проливной ливень. 9) Большое значение играет ранняя диагностика. 10) Соседний кот важно прошел на кухню.

Задание 6. Выпишите по порядку номера фамилий, которые не склоняются

1) Беккер Борис, 2) Черных Иван, 3) Коваленко Ольга, 4) Вагнер Елена, 5) Соловейчик Игорь, 6) Микоян Сергей, 7) Хитрово Елизавета, 8) Боярка Федор, 9) Друзь Олег, 10) Курочка Инга

Задание 7. Выпишите номера имен существительных женского рода

1) Лебедь, 2) мозоль, 3) тюль, 4) рояль, 5) рельс, 6) шимпанзе, 7) кенгуру, 8) какаду, 9) цеце, 10) толь

Задание 8. Выпишите номера предложений с синтаксическими ошибками

1) Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал. 2) Сегодня погода благоприятствовала хорошему отдыху на свежем воздухе. 3) На конференции состоялся обмен мнений. 4) На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов. 5) Команда «Динамо» значительно обновила состав игроков. 6) Я люблю игру на скрипке и петь. 7) Никто из пришедших не поздоровался с ней. 8) Дополнительный материал я не только брал из учебника, но и газет и журналов. 9) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 10) Еще и сейчас, перечитывая это место в романе, я плачу.

 

Т Е М Ы РЕФЕРАТОВ

по русскому языку и культуре речи

№ п/п Названия тем Литера- тура В Время защиты Примеча- ния
1.   2.   3. 4. 5.   6.     7. 8. 9. 10.   11. 12. 13. 14. 15. 16.   17.   18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26.   27.     29.   30.   31. 32. 33.   34.   35.   36.   37.   38. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Из истории ораторского искусства. Софисты и риторика. Риторика Древней Греции. Риторика Древнего Рима. «Риторика» М.В.Ломоносова и его учение о трех стилях. Выдающиеся ораторы прошлого. (Демосфен, Цицерон, Мирабо, Дантон, А.Ф.Кони, А.В.Луначарский и др.). Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи. Как готовиться к публичным выступлениям. О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимике. О способах воздействия на слушателя. Из истории искусства спора. Древняя Греция. Полемические приемы. Вопросы и ответы в споре. Уловки в споре. Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Требования к содержанию и форме научной работы (реферата, статьи, рецензии и др.) Особенности официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Слагаемые эффективности делового общения. Особенности публицистического стиля. Основные признаки литературного языка. История изучения и развития русского ударения. Нормы ударения у глаголов. Нормы ударения у прилагательных. Формирование произносительных норм. Московское и петербургское произношение. Современные нормы произношения согласных звуков и их сочетаний. Основные тенденции в развитии норм произношения и ударения. Нормы словоупотребления. Классификация лексических ошибок. Определение грамматической категории рода у имен существительных. Синтаксические нормы. Управление. Нормы согласования подлежащего и сказуемого. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Стилистическое использование фразеологических средств языка. Стилистические фигуры как средства речевой выразительности. Тропы как изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическое использование средств экспрессивной речи. Речевые грамматические ошибки 1,3,10,16, 33* 1,3,27   3,18,26 3,8,27 1,3,30   1,3,8, 18,27   1,3,27 1,3,27 3,8,27   1,3,26 1, 3,27 1, 3,27 1,3,28 1,3,26 1,3,26 1,3,9, 15,21 1,3,9, 15,21 1, 3,17 1,15,32 3,17,32 1,9,20 1,11,31 3,5,11 5,11,17 5,11,22 3,5,11,22 6,11,23   5,11,1224 3,6,7, 17,29 6,11,1725 6,11,25 9,17,19   9,17,19   9,17,25 9,19,21   9,19,21   9,19,21   9,14,1721 1**                     2,3   4,5               6,7    

*Цифры соответствуют номерам источников в списке литературы

** Цифра соответствует порядковому номеру занятия

 

 

Л И Т Е Р А Т У РА

 

1. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев./.- М., «Норма», 2000.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., «Высшая школа», 1994.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Для студентов вузов.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., «Высшая школа», 1993.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.».- М., «Высшая школа», 1988.

6. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.- М., «Высшая школа», 1988.

7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1988.

8. Голуб И.Б. Основы красноречия. Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

9. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., «Рольф». 1997.

10. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., «Просвещение», 1983.

11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1989.

12. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее.- М., 1984.

13. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000.

14. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., «Русский язык», 1997.

15. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 2003.

16. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., «Лениздат», 1988.

17. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. /Водина Н.С., Иванова А.Ю. и др./. – М., «Флинта», 2000.

18. Об ораторском искусстве (сборник изречений и афоризмов)./Сост. Абакумов В.И., Буткевич В.Г. – М., «Знание», 1980.

19. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., «Издательство АСТ-ЛТД». 1998.

20. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.

21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М., «Рольф», 1996.

22. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. Практикум: Учеб. пособие. – Минск, «Унiверсiтэцкае», 1999.

23. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. /С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова; РАН.Ин-т рус.яз. – М., «Русский язык», 1999.

24. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., «Просвещение», 1996.

28. Современный русский язык и культура речи /Под ред. В.Д. Черняк — М.: Высшая школа, С-Пб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

25. Солганик Г.Я, Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

26. Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М., 2002.

27. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций для студентов вузов. Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону, 1999.

28. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – СПб, 2002.

29. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб., ИД «Мим», 1997.

30. Щеблыкин И.П. М.В.Ломоносов. – М., 1993.

31. Ковалевская Е.Г История русского литературного языка. – М., 1992.

32. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.

33. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

 

Вопросы к зачету (экзамену)

 

1. Литературный язык – основа национального языка. История формирования русского литературного языка.

2. Нормативность как основной признак литературного языка. Особенности нормы, ее основные источники.

3. Функциональные стили современного русского литературного языка, их современная классификация.

4. Научный стиль. Специфика использования языковых средств в научной речи.

5. Основные требования к языковому оформлению реферата, курсовой работы, научной статьи.

6. Официально-деловой стиль; сфера его функционирования, жанры.

7. Основные требования к оформлению деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки и др.).

8. Слагаемые эффективности делового общения.

9. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

10. Особенности устной публичной речи. Словесное оформление публичного выступления.

11. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, цель речи, поиск материала, структура речи.

12. Выдающиеся ораторы прошлого; наиболее яркие особенности их красноречия.

13. Разговорная речь; ее особенности, условия функционирования.

14. Культура дискутивно-полемической речи.

15. Невербальные средства общения.

16. Культура речи как лингвистическая дисциплина.

17. Истоки культуры речи. Античная риторика.

18. Основные качества речи.

19. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

20. Особенности русского словесного ударения.

21. Нормы ударения в различных частях речи.

22. Лексические нормы.

23. Классификация лексических ошибок.

24. Морфологические нормы русского литературного языка. Наиболее распространенные морфологические ошибки.

25. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок.

26. Средства речевой выразительности. Стилистические фигуры; тропы.

27. Стилистические нормы русского литературного языка.

 

 

Приложение

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К занятию № 1

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.