Раздел IV. Основы мастерства публичного выступления. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел IV. Основы мастерства публичного выступления.

2018-01-04 123
Раздел IV. Основы мастерства публичного выступления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 10. Общие особенности подготовки публичного выступления. Структура и типы речей.

Основные понятия: Эпистемическая подготовка, эпистема плана, типология речей: информирующая, аргументирующая, дискуссионная, эпидейктическая.

Содержание темы

Подготовка к публичному выступлению.

Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.

Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.

Риторический эскиз речи и способы его создания.

Типы речей, их особенности. Информирующая (информативная) речь и ее особенности

Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи.

Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части.

Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации.

Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.

Аргументирующая речь, её особенности.

Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.).

Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.

Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные).

Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса.

Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью “навязывания” готового мнения адресату.

Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, “сила чувств” и убедительности).

Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др.).

Психологическая сторона убеждающей речи Аргументы “к человеку”. Аргументы “к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы.

Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аргументов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической “силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации.

Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргументов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации.

Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аргументирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи.

Устные жанры аргументирующей речи.

Дискуссионная речь, её особенности.

Взаимодействие аргументирующих высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.

Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.

Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные.

Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, “публицистичность” формулировки темы и др.).

Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.

Умение выделить предмет спора и “не потерять” его в процессе дискуссии.

Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами.

Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.

Владение искусством аргументации.

Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аргумента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.

Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.

Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели.

Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Эпидейктическая речь, её особенности.

Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.

Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.).

Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.

 

Тема 11. Требования к поведению оратора

Основные понятия: Этика, фактор адресата, этос, пафос, логос.

Содержание темы

Требования к поведению говорящего.

Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора).

Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи.

Учет “фактора адресата” в публичном выступлении. Соотношение “говорящий-слушающий” и специфика его проявления в публичном выступлении.

 

Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора. Основные приемы управления вниманием аудитории.

Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.

Этос: условия речи, “которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи).

Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата.

Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи (“словесное воплощение пафоса на условиях этоса”).

Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.

 

 

Содержание практических занятий

Раздел 2. Общение

 

Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация.

 

Вопросы:

1. Структура коммуникативной ситуации (Г. Лассуэл, К. Шеннон и У. Уивер, М. Мак-Люэн, Р. Якобсон).

2.Виды и формы общения (привести примеры их реализации в различных ситуациях общения).

3. Функции общения.

4.Стили общения.

5.Специфика педагогического общения. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение учителя (см. видеоматериалы).

6. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

 

Литература:

1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат). С. 15-22.

2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.

Тема 4. Единицы общения: диску́рс, текст, речевой жанр.

 

Вопросы:

1. Понятия «текст», «дискурс», «речевой жанр». Сравнительный анализ указанных понятий.

2. Речевое событие и речевая ситуация. Этапы речевой деятельности.

3. Классический риторический канон.

3. Сопоставительный анализ содержания риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса порождения высказывания (устного/письменного)?

 

Литература:

1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).

2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.

 

Тема 6. Невербальные средства общения

Вопросы:

1. Функции невербальных средств коммуникации (регулирование вербального поведения, отображение актуальных речевых действий, передача информации, репрезентация психологического состояния говорящего субъекта, дейктическая функция).

2. Кинесика. Классификации жестов. Одинакова ли роль жестов в общении представителей разных народов? Жесты в истории культуры.

3. Мимика. Как читали человеческое лицо Гиппократ и Аристотель?

4. Окулесика. Справедлива ли пословица: «Глаза – зеркало души»?

5. Паралингвистика как наука о звуковых кодах невербальной коммуникации (Г.Е. Крейдлин). Интонация, тембр, темп, ритм, мелодика речи.

6. Проксемика. Межсубъектные зоны. Национальная специфика проксемики.

7. Согласны ли Вы с точкой зрения, согласно которой внешний вид и умение держаться являются ключевыми факторами успешной деятельности?

8. Может ли невербальное общение выступать средством управления поведением учеников? Приведите в доказательство примеры.

 

Литература:

1. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика. – М.: Новое литературное обозрения, 2002. – 592 с.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.