Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-04 | 123 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 10. Общие особенности подготовки публичного выступления. Структура и типы речей.
Основные понятия: Эпистемическая подготовка, эпистема плана, типология речей: информирующая, аргументирующая, дискуссионная, эпидейктическая.
Содержание темы
Подготовка к публичному выступлению.
Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.
Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.
Риторический эскиз речи и способы его создания.
Типы речей, их особенности. Информирующая (информативная) речь и ее особенности
Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи.
Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части.
Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации.
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.
Аргументирующая речь, её особенности.
Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.).
Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.
|
Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные).
Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса.
Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью “навязывания” готового мнения адресату.
Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, “сила чувств” и убедительности).
Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др.).
Психологическая сторона убеждающей речи Аргументы “к человеку”. Аргументы “к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы.
Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аргументов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической “силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации.
Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргументов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации.
Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аргументирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи.
|
Устные жанры аргументирующей речи.
Дискуссионная речь, её особенности.
Взаимодействие аргументирующих высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.
Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.
Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.
Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.
Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные.
Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, “публицистичность” формулировки темы и др.).
Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.
Умение выделить предмет спора и “не потерять” его в процессе дискуссии.
Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами.
Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.
Владение искусством аргументации.
Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аргумента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.
Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.
Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели.
Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Эпидейктическая речь, её особенности.
Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.
|
Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.).
Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.
Тема 11. Требования к поведению оратора
Основные понятия: Этика, фактор адресата, этос, пафос, логос.
Содержание темы
Требования к поведению говорящего.
Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора).
Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи.
Учет “фактора адресата” в публичном выступлении. Соотношение “говорящий-слушающий” и специфика его проявления в публичном выступлении.
Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора. Основные приемы управления вниманием аудитории.
Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.
Этос: условия речи, “которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи).
Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата.
Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи (“словесное воплощение пафоса на условиях этоса”).
Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.
Содержание практических занятий
Раздел 2. Общение
Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация.
Вопросы:
1. Структура коммуникативной ситуации (Г. Лассуэл, К. Шеннон и У. Уивер, М. Мак-Люэн, Р. Якобсон).
2.Виды и формы общения (привести примеры их реализации в различных ситуациях общения).
3. Функции общения.
4.Стили общения.
5.Специфика педагогического общения. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение учителя (см. видеоматериалы).
|
6. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?
Литература:
1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат). С. 15-22.
2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.
Тема 4. Единицы общения: диску́рс, текст, речевой жанр.
Вопросы:
1. Понятия «текст», «дискурс», «речевой жанр». Сравнительный анализ указанных понятий.
2. Речевое событие и речевая ситуация. Этапы речевой деятельности.
3. Классический риторический канон.
3. Сопоставительный анализ содержания риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса порождения высказывания (устного/письменного)?
Литература:
1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).
2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.
Тема 6. Невербальные средства общения
Вопросы:
1. Функции невербальных средств коммуникации (регулирование вербального поведения, отображение актуальных речевых действий, передача информации, репрезентация психологического состояния говорящего субъекта, дейктическая функция).
2. Кинесика. Классификации жестов. Одинакова ли роль жестов в общении представителей разных народов? Жесты в истории культуры.
3. Мимика. Как читали человеческое лицо Гиппократ и Аристотель?
4. Окулесика. Справедлива ли пословица: «Глаза – зеркало души»?
5. Паралингвистика как наука о звуковых кодах невербальной коммуникации (Г.Е. Крейдлин). Интонация, тембр, темп, ритм, мелодика речи.
6. Проксемика. Межсубъектные зоны. Национальная специфика проксемики.
7. Согласны ли Вы с точкой зрения, согласно которой внешний вид и умение держаться являются ключевыми факторами успешной деятельности?
8. Может ли невербальное общение выступать средством управления поведением учеников? Приведите в доказательство примеры.
Литература:
1. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика. – М.: Новое литературное обозрения, 2002. – 592 с.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!