Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-04 | 520 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
.„in
Необходимость в педагогической диагностике обусловлена задачами профессионального менеджмента педагогической системы, которая реализуется в школе или детском саду. Проблема диагностики педагогической деятельности чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях, для повышения квалификации педагога и наращивания его творческого потенциала.
Педагогическая диагностика — это выявление профессионально-личностных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования, результаты которого могут способствовать совершенствованию его профессиональных способностей.
Действительно, в диагностике важно не только выявить психические характеристики, но и выстроить динамику их изменения.
Задачи диагностики и оценки эффективности деятельности педагога — всестороннее изучение личности (самоанализ) и анализ эффективности воспитательно-образовательной деятельности педагогов.
В психолого-диагностической литературе описано большое количество различных подходов к диагностированию. Это может быть оценка себя педагогом по определенным критериям и параметрам (самодиагностика), коллегами педагогического коллектива, родителями, группой компетентных коллег, администрацией образовательного учреждения, специалистами и методистами органов образования.
Особое значение приобретает проблема достоверной диагностики целевого содержательно-организационного и результативного компонента образовательного процесса как деятель-ностной системы.
ГЛАВА 5
Психодиагностические модели в логопсихологии
|
Диагностика профессиональной компетентности педагога и роста его педагогического потенциала даст руководителю образовательного учреждения не только обширную информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и будет способствовать определению перспективных линий в развитии коллектива, направления и перспектив профессионального роста и творческого потенциала, укреплению адекватной профессиональной самооценки и т. д. Отсюда можно сформулировать следующие функции педагогической диагностики:
• обратной связи для анализа достижения целей, выясне-
■."■■■■- ния причины неудач;
-вь* определения целей и задач перспективных линий в развитии коллектива, перспективного плана повышения квали-■;..: фикации;
'■ • распределения обязанностей и общественных поручений между членами коллектива, расстановки кадров;
• создания микроклимата через взаимоотношения взросло
го с ребенком;
» • фиксации при составлении статистических отчетов, под->.7(, готовке выступлений на педагогическом совете, совещаниях и родительских собраниях; при составлении харак-
г теристик на педагогов;
■' • педагогической коррекции для определения предложений по исправлению деятельности и по подготовке материала к аттестации педагога;
• мотивации и стимулирования для дифференцированной
оплаты труда, более адекватного применения внешних сти
мулов;
• контроля для осуществления его необходимых видов за
воспитательно-образовательным процессом, так как ди
агностика содержит информацию о его состоянии.
Педагогическая диагностика — это оценка результативности учебного процесса, а также сформированности профессионально-личностных качеств педагога и учебных навыков воспитанника.
Н.С. Сущевым сформулированы принципы педагогической диагностики: целенаправленность и адресность, надежность и достоверность, системность и непрерывность.
|
Сегодня диагностике придается особое значение, ибо она призвана помочь решить ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая диагностика должна иметь показатели, характеризующие как конечный результат, так и ход учебно-воспитательного процесса. Ее организация и проведение включают в себя несколько этапов:
• подготовительный — подготовка анкет, вопросников,
схем, описания тех или иных параметров, таблиц показа
телей;
• организационный — определение и обсуждение механиз
ма проведения диагностики;
• самооценка педагога — с каждым педагогом индивиду
ально проводится работа по определению его уровня в со
ответствии с подобранными критериями;
• оценка педагога со стороны администрации, коллег, ро
дителей и детей;
• обработка данных и их анализ;
• подготовка рекомендаций для каждого педагога;
• выстраивание диаграммы по результатам диагностики,
с тем чтобы определить, какие вопросы в данном обра
зовательном учреждении решаются успешно, а над ка
кими необходимо углубленно работать, что и должно
; быть учтено при определении целей и задач дальнейшего развития;
• обсуждение на педагогическом консилиуме полученных
данных.
Основной метод педагогической диагностики — самоанализ. Самооценка педагога — это критерий нравственный.
Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки раскрыл с психологической точки зрения В.П. Бес-палько через профессиональное самосознание, которое явля-
ГЛАВА 5
Психодиагностические модели в логопсихологии
ется неотъемлемой частью педагогического мастерства и включает в себя следующие составляющие:
• актуальное Я — каким педагог видит себя сейчас;
,; • ретроспективное Я — каким педагог себя видит и оцени-...,. вает по отношению к начальным этапам своей работы;
• идеальное Я — каким он хотел бы стать;
.-ji, • рефлексивное Я — как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают коллеги, администрация, роди-„ тел и, дети.
: I'UJ-..
Контрольные вопросы < м
1. Каковы основные представления о физиологических ос
новах психики?
2. Раскройте понятие «структура дефекта».
3. Приведите примеры первичных и вторичных симптомов
в структуре речевого дефекта.
|
4. Определите роль концепции внутренней картины дефек
та в логопсихологии.;;.
5. Дайте характеристику педагогической модели диагнос
тики.,,
у'Л -;-'V, Uf-;:■■■ ■. ■ ■,:-^ т ■■■..;■-, • *
Список литературы
1. Виноградова Т.А. Внутренняя картина болезни при локальных
поражениях мозга // Вестник МГУ. Серия психология. 1979.
№2. С. 56-61.
2. Калягин В. А. Внутренняя картина болезни при речевых расстрой
ствах на примере заикания // Расстройства речи: Клинические про
явления и методы коррекции. СПб.: НИИ ЛОР, 1994. С. 81-91.
3. Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихо
логия. М., Изд-во МГУ, 1988. 89 с.
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 374с.
5. Мзгун Г. В. Бодрствующий мозг. 2-е изд. / Пер. с англ. М.: Мир,
1965.211 с.
6. Павлов И. П. Ответ физиолога психологам // Избранные пруды. М.:
Госуд. учеб-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1954. С. 277-303.
I. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксиро
ванное™ на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.
С. 16-23.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррек
ция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.
М.: Академия, 2002. 232 с.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое
сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.
10. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. 231 с.
I1. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учеб. для вузов. 3-е изд. СПб.:
Питер, 2003. 496 с.
12. ЦветковаЛ.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М., Воронеж: Моск. психол.-социальный ин-т; НПО «Модэк», 2001. 592 с.
Глава ^
I,» f,
-,4= |
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА
6.1. |
ВИДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!