Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

2018-01-04 294
Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пробуждать любовь к человеку...

М

. А. Шолохов родился 11(24).05.1905 на хуторе Кружилин станицы Вёшенской об­ласти Войска Донского.

По отцу род Шолоховых происходит из рязанского городка Зарайска. Дед будущего писателя в ХГХ веке перебрался на Дон, отец слыл образованным человеком, служил приказчиком в магазине, управляющим паровой мельницы в хуторе Плешакове Еланской станицы. Александр Михайлович научил сына читать еще в дошкольном возрасте. Мать Михаила Александровича родилась в крестьянской семье. Учился Шо­лохов в Каргинской начальной школе, затем в гимназиях Москвы и Богучара. Полу­чил четырехклассное образование, дальше учиться не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной Гражданской войны. С четырнадцати лет чоновец Шоло­хов (ЧОН - части особого назначения) уже воевал на стороне красных, как позже пи­сал в автобиографии, «был в разных переплетах», гонялся за бандами, властвовавши­ми на Дону до 1922 года, был приговорен к повешению. В 1921-1922 годы Шоло-хов-продармеец вел «крутую линию» («Я вел крутую линию... шибко я комиссарил»), был судим ревтрибуналом за превышение власти на хлебозаготовках и приговорен к расстрелу, замененному «условным тюремным заключением».

В «Автобиографии» от 10 марта 1934 г. Михаил Шолохов пишет о том, что работать начал с пятнадцати лет: учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого на­селения, статистом, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, сче­товодом, канцелярским работником, журналистом. Все время усиленно занимался са­мообразованием.

Осенью 1922 г. Шолохов едет в Москву, надеясь продолжить учебу на рабфаке (спе­циальный факультет для трудовой молодежи при Московском университете), но по­лучает отказ, - как не имеющий рекомендаций и необходимого рабочего стажа. В Москве Шолохов посещает литературный кружок «Молодая гвардия»; чтобы выжить, работает чернорабочим, делопроизводителем домоуправления на Красной Пресне. В 1925 г. он возвращается на Дон, живет в станице, изучает документы времен Граждан­ской войны, встречается и беседует с казаками, участниками боев.

Писать Шолохов начал с 1922 года. Первые рассказы напечатаны в 1924 г. В 1926 г. начал писать роман-эпопею «Тихий Дон». Сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926) были составлены из рассказов, публиковавшихся на страни­цах московских газет и журналов в 1924-1925 годы. Уже в «Донских рассказах» про-


явился могучий талант писателя, его высочайшее художественное мастерство. А. Се­рафимович первым из маститых писателей поддержал молодого автора, сравнивал Шолохова с «молодым ореликом», «внезапно так широко распахнувшим свои кры­лья». В «Донских рассказах» Шолохов с жестокой прямолинейностью, не приукраши­вая событий, показал жизнь такой, как она есть, показал, что Гражданская война схлестнула в ожесточенной борьбе людей на Дону, прошла через их судьбы, семьи, сердца... Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал в течение пятнадцати лет (печа­тался в 1928-1940 гг.); над вторым романом - «Поднятая целина» - тридцать лет (пер­вая книга была опубликована в 1932, вторая - в 1960).

Многие годы, начиная с 1934, Шолохов входил в руководство Союза писателей СССР, с 1937 г. он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, начиная с 1939 г., его избирали делегатом всех партийных съездов. Он становится академиком АН СССР, почетным доктором Ростовского и Лейпцигского университетов; позже, в 1962 г., Сент-Эндрюсский университет в Шотландии присваивает ему почетное док­торское звание.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов в чине полковника был корре­спондентом газеты «Правда», делал фронтовые репортажи, написал рассказ «Наука ненависти» (1942), начал роман

«Они сражались за Родину» (1943). В послевоенные годы Шолохов активно зани­мался газетной публицистикой, писал статьи, очерки: «Не уйти палачам от суда на­родов!», «Борьба продолжается», «Первенец великих строек». В годы «оттепели» писа­тель опубликовал рассказ «Судьба человека» (1956), ставший поворотным в прозе о войне.

За второй том книги «Поднятая целина» Шолохов был удостоен в 1960 г. Ленин­ской премии. В 1965 г. он стал третьим - (после И. А. Бунина и Б. Л. Пастернака) - рос­сийским Нобелевским лауреатом. Писатель мирового уровня был удостоен этой са­мой высокой литературной награды «за художественную честность, с которой он в эпопее „Тихий Дон" отразил исторический период в жизни русского народа». Имя и книги Михаила Шолохова всегда вызывали и вызывают неубывающий интерес.

В «Донских рассказах» и в «Тихом Доне» Шолохов исследует традиционную для русской литературы тему «личность и история», наполняя ее новым содержанием, со­здает поразительные, насыщенные нестареющей правдой картины национальной трагедии, разрушившей весь уклад народной жизни. Гражданская война предстает в этих произведениях как сила, сокрушившая основы народного бытия и человеческой души, которые создавались веками.

Сюжетный строй «донских» рассказов раскрывает единый конфликт, подчеркива­ет одно и то же противоречие, выявляет всеобщий характер и драматизм происходя­щего: отец поднимает руку на сына («Родинка», «Семейный человек»), брат - на бра­та и отца («Коловерть»), близкие люди становятся непримиримыми врагами («Ши-балково семя», «Червоточина», «Продкомиссар» и др.).

Роман «Тихий Дон» - одна из величайших книг XX века. По своей жанровой приро­де - это роман-эпопея, синтез романного и эпического начал, в нем получили дальней­шее развитие многие жизненные конфликты, сюжетные ситуации, характеры, иссле­дуемые и в «Донских рассказах». Частная жизнь героев романа, их сложные искания нравственной и социальной истины даны в теснейшей связи с национально-историче­скими событиями. В романе Шолохов говорит о самых глубоких процессах, происходя­щих в стране и в сознании народа, раскрывает диалектику чувств героев в ситуациях, когда сталкиваются «разные правды», рожденные острыми социальными противоре­чиями, классовой непримиримостью.

«Тихий Дон» - это масштабное повествовательное произведение, в нем более 600 запоминающихся своей индивидуальностью персонажей. В образе «величественной и дородной старухи», выпросившей у начальника конвоя отпустить приговоренного к расстрелу красноармейца, Шолохов утверждает непреходящую ценность человече­ской жизни в восприятии народа, необходимость милосердия, сострадания. «Идите с богом! Да, глядите, нашим служивым не попадайте-ся! <...> Я не одна такая-то, все мы, матери, добрые... Жалко ить, вас, окаянных, до смерти! Ну, ну, ступайте, оборони вас господь!», - сурово напутствует старуха, перекрестив собравшихся в дорогу- своего


двенадцатилетнего внучонка и одетого в казачий тулуп красноармейца.

Композиционно роман состоит из четырех книг, все его темы переплетены и вос­принимаются в тесном единстве.

Пейзажные зарисовки в романе, изображения картин природы написаны мастер­ски, их хочется перечитывать и перечитывать. Гармония, царившая в природе, дает возможность читателю еще острее осознать те невосполнимые потери, которые при­вносит в мир человек, строя свои отношения с «братьями» на ненависти. Один из та­ких замечательных эпизодов, когда Григорий Мелехов по вине Кошевого, не поверив­шего в его сердечную искренность «переиграть жизнь», будет прятаться в банде Фоми­на на острове и почувствует всю красоту жизни природы: «Вечерами горели на западе вишнево-красные зори. Из-за высокого тополя вставал месяц...Григорийувидел непода­леку от острова большую стаю лебедей. Еще не всходило солнце. За дальней грядиной леса ярко полыхала заря. Отражая свет ее, вода казалась розовой, и такими же розо­выми казались на неподвижной воде большие величественные птицы, повернувшие гор­дые головы на восток.

Центральная и определяющая проблема «Тихого Дона» - проблема правды; отсюда идейное своеобразие - отражение народного понимания правды в образе народного героя как ее носителя. Для этого Шолохов ввел в свою книгу множество людей с их мечтами, планами, частными «правдами жизни».

Действие романа охватывает десять лет: с мая 1912 по март 1922 г. Это годы гло­бальных исторических перемен: империалистической войны, февральского переворо­та, Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны. События ис­тории, целостный образ эпохи Шолохов прослеживает через судьбы героев книги - ка­заков, земледельцев, тружеников и воинов, живущих на хуторе Татарском, на высо­ком берегу Дона. Это в их судьбах - и Григория Мелехова, и любящих его Аксиньи и Натальи, и Мишки Кошевого и доброго казака Христони, и владельца торговой мель­ницы купца Мохова, и кулака Михаила Григорьевича Коршунова, и деда Гришаки, и в судьбах множества других персонажей отразятся социальные перемены, новое в со­знании, быту, психологии людей.

Стержнем сюжета является история семьи Мелеховых, которая прослеживается на протяжении всего романа, и судьба самого Григория Мелехова.

Первая книга «Тихого Дона» посвящена истории рода Мелеховых, описанию жизни казаков во всем своеобразии семейно-бытового уклада. В романе отражены не только народные представления о человеческом достоинстве, долге, чести - не скрывает пи­сатель и нелепые, унизительные обычаи. Так, жестоко обошлись хуторяне с же­ной-иноземкой казака Прокофия Мелехова, привезенной им из туретчины: и лицо она прячет, и в шароварах ходит, и «в стану - перервать можно», тонкая, как оса, и муж ее на руках носит; и когда «случился небывалый падеж скота», обвинили хуторя­не турчанку и устроили над ней страшный самосуд. Унизительные обычаи изломают и судьбу Григория Мелехова: именно из-за них парень, полюбивший замужнюю уже женщину - Аксинью Астахову, должен жениться, помимо воли, на Наталье Коршуно­вой.

Начало первой книги романа: «Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону...» - является фабульной точкой опоры, нача­лом неторопливого, затем стремительного развития событий и действий во времени и пространстве. Отсюда в составе из красных вагонов, «груженных казаками, ло­шадьми и фуражом», отправится на империалистическую войну Григорий Мелехов, сюда вернется он на побывку после ранения, «выслужив» четыре Георгиевских креста и четыре медали. Далее яркие картины крестьянского труда, история любви Григория и Аксиньи, Натальи к Григорию, картины личной жизни персонажей романа будут искусно сочетаться с изображением глубоких социальных сдвигов, военных сраже­ний, поисками «правды жизни».

Действие второй книги романа охватывает революционные события 1917 года: Корниловский заговор, начало Гражданской войны, гибель председателя Донского Совнаркома Подтелкова и его отряда. Глубокой осенью 1917 года станут возвращаться с фронта казаки и принесут в хутор известие, что Григорий Мелехов «подался на сто­рону большевиков, остался в Каменской», «разбились у него с хуторными пути, а сой-


дутся ли вновь - не видно». Повествуя о возвращении казаков в родные курени, автор с болью размышляет о горе и тоске тех хуторян, кто навсегда потерял родных и близ­ких. «Многих недосчитывались казаков - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под ору­дийную панихиду, и теперь позаросли высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело сыпучим снегом».

Григорий Мелехов изображен в романе неоднозначно: герой испытывает сомнения и колебания. Так, в январе 1917 года он сражался в красногвардейском отряде, был ра­нен, а в конце второй книги он уже находится среди белоказаков. Подтелков скажет ему с ненавистью: «Что же, расстреливаешь братов? Обвернулся? И нашим и вашим служишь?». Григорий, задыхаясь, спросит: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Тепереча тебе отыгрывается. Ну, не тужи! Не тебе одному чужие шкуры дубить!». Христоня уводит «взбесившегося» Григория с возгласом: «Господи боже, что делается с людьми!». Вопрос, вложенный в уста героя с многозначным библейским именем, -Христоня, это скорее не вопрос, а констатация абсурдности деяний человека, истребляющего саму жизнь, выражение изумления и предостережения, это вопрос самого автора, обращенный к уму и сердцу человека, ради чего и была написана книга.

Слово «правда» неоднократно встречается на страницах романа. Обуреваемый про­тиворечиями, Григорий будет расспрашивать Изва-рина о большевиках: «А вот ска­жи, Ефим Иваныч, большевики, по-твоему, как они - правильно иль нет рассужда­ют?». О своей правде скажет и Подтелков перед казнью: «Заступит революционная власть, и вы поймете, на чьей стороне была правда! Лучших сынов тихого Дона покла-ли вы вот в эту яму».

О правде Валета - «мужика», расстрелянного казаками, будут взывать его жизнь, скорбный лик Божьей матери на дубовой часовне и строки, написанные славянской черной вязью: «В годину смуты и разврата / Не осудите, братья, брата».

И лишь природа будет торжествовать и говорить людям о вечном торжестве жиз­ни, о правде вековечных законов: возле могилы Валета, «тут же возле часовни, под коч­кой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дым­чато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глян­цево оперенным крылом».

Четвертая книга романа - это глубокие, правдивые, жизненные наблюдения, по­вествование о трагической судьбе Григория Мелехова.

На страницах романа главный его герой предстает как естественный человек, бес­компромиссная личность. Он не приемлет полуправды. В завершающей части рома­на Шолохов отходит от традиционной схемы соцреалистического метода: он не воз­величивает партийную идею, не превращает Григория Мелехова в большевика, хотя и «отбивает» его у банды. С усталой покорностью признается Григорий Мишке Коше­вому - убийце своего брата Петра, мужу любимой сестры: «Все мне надоело: и револю­ция и контрреволюция... Нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих дети­шек».

Григорий Мелехов обладает сильной волей, одарен природным умом и острым чув­ством справедливости. Обаятелен он и присущим ему чувством сострадания, умением прислушиваться к голосу сердца. Ярким эпизодом является спасение Степана Астахо­ва, мужа любимой им женщины: в Восточной Пруссии, в бою с немцами войска 27-го Донского казачьего полка потерпели поражение; Степан, спрыгнув с убитого под ним вороного коня, был бы растоптан в сомкнувшемся вражеском кольце, если бы не по­мощь Григория, который подскакал к нему и крикнул: «Хватайся за стремя!». И позже, уже миновав благополучно прорыв, когда Степан будет ранен в ногу и упадет навз­ничь, а из-под бугра будут перебегать звеньями немцы в цепи, Григорий, «подчиняясь сердцу», подскачет к лежащему под кустом Степану и поможет сесть в седло.

Через образ правдоискателя Григория Мелехова Шолохов обнаруживает противо­стояние естественного человека социальным катаклизмам. Две войны - мировая и Гражданская, революция, надвое расколотый мир бросят его в кровавую кашу междо­усобиц, зверств и со стороны красных, и со стороны белых. Врожденное чувство свобо­ды, чести, достоинства не позволят герою гнуть спину ни перед белыми генералами,


ни перед красным террором. Шолохов использует традиционный в фольклоре образ «дороги крестом», чтобы показать цельность натуры своего героя: «У меня выбор, как в сказке у богатырей: налево поедешь - коня потеряешь, направо поедешь - убитым быть. И так- три дороги, и ни одной нету путевой». В кричащем, раздираемом стра­стями жизненном хаосе, стремясь внести ясность в разрывающее все связи время, Григорий осознает: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый».

Пройдя через банду Фомина, через новые смерти, Григорий предпринимает послед­нюю попытку вырваться из кровавого круга вместе с Аксиньей и начать новую жизнь. Удачный литературный прием, психологически развернутый и художествен­но достоверный, - внутренний монолог героя - позволяет писателю передать «диалек­тику чувств» Мелехова: «Затянувшаяся на семь лет война осточертела ему до предела и при одном воспоминании о ней, о каком-либо эпизоде, связанном со службой, он чувствовал щемящую внутреннюю тошноту и глухое раздражение». Григорий думает о мирной жизни, о работе, обо всем, что не касается войны: «Он кончил воевать, хва­тит с него, он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей». Таким образом, автор говорит о приоритете истинных ценностей в народ­ном сознании, о тяге человека к труду на родной земле в окружении семьи, детей.

Однако последняя попытка Григория уйти с Аксиньей от «бойни», найти свою долю на Кубани приводит к трагедии, к смерти любимой женщины. Страшный от безысход­ного горя, похоронит Григорий свою Аксинью в дальней степи, в безымянном яру. Он прощается с любимой, «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго». Сама приро­да соболезнует герою в его неизбывной трагедии, одевается в траур. Окружающий пейзаж передает внутреннее состояние героя: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия честного человека в трагически разо­рванном мире. Финал романа - уход Григория от дезертиров, прячущихся в ожидании амнистии, возвращение к родному куреню. Он подойдет к Дону против хутора Татар­ского, долго будет смотреть на родной двор, бледнея от радостного волнения. Затем бросит в воду винтовку, наган, патроны и зашагает к дому. Отец пойдет навстречу сыну, навстречу долгу Человека на Земле. Финал романа по-шолоховски символичен: «Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всмат­риваясь в его лицо, спросил: - Как же вы тут? <...> Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына».

Художественное совершенство романа, его поэтика составляют единое целое с его идейным содержанием. Своеобразие художественного почерка Шолохова проявляется в его умении выделить в каждом образе, наряду с типическим, индивидуальное, осо­бенное. В поэтику романа органично включены и очаровывают старинные казачьи песни. Строки «Как ты, батюшка, славный тихий Дон» и «Ой ты, наш батюшка тихий Дон!» являются эпиграфами к первой и третьей книгам романа, взывают к нравствен­ным представлениям. В песнях живет, страдает, радуется, трепещет душа казака. «Что-то оборвалось внутри Григория, нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спаз­ма перехватила горло», когда его, больного, Прохор вез домой и он услышал песню, знакомую с отроческих лет: «Ох, как на речке было, братцы, на Камышинке...»

В «Тихом Доне» насчитывается, по подсчетам исследователей, около двухсот пяти­десяти описаний природы: «вишнево-красных зорь», солнца, шума воды, пролетаю­щих «гусиных стай», голосов земли, подчеркивающих вечное торжество самой жизни, приоритет естественных ценностей, правды вековечных законов.

За роман «Тихий Дон» Шолохову в 1941 г. была присуждена Сталинская (Государ­ственная) премия 1-й степени.

Рассказ «Судьба человека» Шолохова, признанного еще при жизни классиком, был написан в 1956 г. В небольшом по объему произведении автору удалось добиться гармонического синтеза в изображении отдельной человеческой судьбы как судьбы народной в эпоху самых тяжелых бедствий, увидеть в частной жизни огромное обще-


человеческое содержание и смысл, прославить все живое, доброе.

«Судьба человека» - это правдивый рассказ о достойных сынах своего Отечества, сумевших во время тяжелейших испытаний мобилизовать до предела свои силы, что­бы противостоять военной силе фашистов, и сохранить человеческое достоинство, способность сострадать. Этим рассказом Шолохов сумел повлиять на отношение ко многим нашим воинам, оказавшимся не по своей воле в фашистском плену.

Герой рассказа - Андрей Соколов, обыкновенный человек, частица миллионной ар­мии людей, пережил неисчислимые муки: «военный ураган невиданной силы» снес с лица земли дом, семью Соколова, но он не сломился. Вернувшись из фашистского пле­на и встретив ребенка, которого война тоже лишила всех родных и близких, он ощу­тил огромный потенциал доброты и нежности и принял на себя ответственность за его жизнь и воспитание. Через весь рассказ проходит гуманная мысль об античелове­ческой сущности войны, исковеркавшей судьбы, мысль о том, какой дорогой ценой добывалась победа. Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан ве­рой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.

«Кольцевая» композиция рассказа (встреча повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся реку - в на­чале рассказа - и прощание с ними, но уже ставшими близкими, в финале) заключает в единый круг сопе-режитого рассказ героя о своей жизни, позволяет подчеркнуть его подлинную человечность: после Гражданской войны - «родни - хоть шаром покати, -нигде, никого, ни одной души», женился на сиротке, во время войны потерял жену, дочь, сына; встретив сироту, усыновил его. Трагизм мироощущения героя, глубина его внутренних переживаний раскрываются через портрет: «Видали вы когда-нибудь гла­за, словно присыпанные пеплом, наполненные такой смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Проза М. А. Шолохова пользуется неизменным интересом. Многие его произведе­ния экранизированы. Так, роман «Тихий Дон» экранизирован на Родине писателя два­жды - известными режиссерами С. Герасимовым и С. Бондарчуком. Экранизирован роман и в Италии. Рассказ «Судьба человека» стал основой одноименного фильма. Произведения М. Шолохова переведены на многие иностранные языки.

Проза М. А. Шолохова при всей своей трагичности выражает глубокую веру писате­ля-гуманиста в высокое предназначение человека на своей земле. В своей речи при получении Нобелевской премии М. А. Шолохов подчеркнет: «Искусство обладает мо­гучей силой воздействия на ум и сердце человека. <...> Мой родной народ на своих ис­торических путях шел вперед не по торной дороге. <...> Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма...».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается своеобразие композиции и ее целесообразность в романе Шо­лохова «Тихий Дон»? Как вы объясните смысл названия романа, роль эпиграфов?

2. Дайте характеристику образа Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи «Ти­хий Дон».

3. Назовите основные сюжетные линии в романе и их развитие. Перечислите цен­тральные образы в романе. Какова их функция в выявлении определяющих мыслей романа.

4. Проследите эволюцию характера Григория Мелехова. Какие художественные приемы использует Шолохов для создания этого образа? Как ставится и решается в ро­мане проблема поиска правды?

5. Дайте характеристику женских образов в романе. Каковы приемы со­
здания образов Аксиньи, Натальи, Дуняши, Ильиничны?

6. Прокомментируйте и сравните наиболее значительные, с вашей точки зрения, сцены, связанные с мирной жизнью донского казачества, и сцены, в которых отрази­лись события войны и революции. Свои выводы аргументируйте.

7. На основе глав 15,19 из первой книги «Тихого Дона» ответьте на вопросы:

а) как раскрывается характер Натальи в сценах сватовства;

б) какой предстает Наталья во взаимоотношениях с отцом, с матерью, с братом
Митькой, с сестрами, с Григорием, с дедом Гришакой?


в) как описывает Шолохов обряд сватовства у казаков?

8. Какова концепция человека и истории в романе? Каков, по вашему мнению, смысл финала романа «Тихий Дон»?

9. Напишите сочинение на тему: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой» (М. Шолохов). Образ Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон».

10. Напишите сочинение на тему: «Тема русского характера в рассказе Шолохова
„Судьба человека".

ЛИТЕРАТУРА

1. Шолохов М. А. Собр. соч.: В 8 т. - М. 1985-1986.

2. Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова. - М., 1980.

3. Корниенко Н. В. «Сказано русским языком...» Андрей Платонов и Михаил Шоло­хов.-М., 2003.

4. МинаковаА. М. Поэтический космос М. А. Шолохова: о мифологиз-ме в эпике М. А. Шолохова. - М., 1992.

5. Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков. - М., 1993.

6. Федь Н. Парадокс гения: Жизнь и сочинения Шолохова. - М., 1998.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.