Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий).

2018-01-04 219
Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подгрупповые коррекционные занятия с детьми тифлопедагог проводит в первой половине дня. Выбор методов и приемов, специальной наглядности и пособий зависит не только от возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Длительность каждого подгруппового коррекционного занятия в подготовительной к школе группе составляет 25-30 минут.

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся тифлопедагогом ежедневно и охватывают детей, которые хуже запоминают изучаемый на занятиях материал, имеют сложный зрительный диагноз и сопутствующие нарушения в познавательном развитии.

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста, состояния зрения и вторичных отклонений в развитии ребенка).

На индивидуальных коррекционных занятиях с ребенком решаются задачи более частного характера, которые направлены на коррекцию и компенсацию проблемных зон в его развитии, на развитие зрительных функций и связаны с этапом лечения. Занятия строятся с учетом интересов ребенка, уровня развития зрительного восприятия, познавательной деятельности, навыков практической деятельности. Постепенно отрабатывается каждый прием на разнообразном доступном для ребенка материале, подводить ребенка к осознанию своих возможностей. Такие занятия планируются по мере необходимости от 1 до 5 раз в неделю и проводятся в утренние и вечерние часы.

Коррекционные занятия включают материал, способствующий формированию у детей предметных и временных представлений, представлений о себе и своих возможностях, познавательной активности, направленный на развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребенка с нарушениями зрения в познавательной и практической деятельности.

Количество заданий в коррекционном занятии определяется тифлопедагогом в зависимости от возрастных, индивидуальных и специфических особенностей ребенка и колеблется от 4 до 7. По этим же параметрам формируются подгруппы для коррекционных занятий (3-4 ребенка).

4 задания из предлагаемых, является обязательными, их выполнение обеспечивает ребенку с нарушением зрения образовательный минимум и комплексно решает коррекционные задачи, направленные на развитие зрительного восприятия. Развитие навыков ориентировки, развития осязания и мелкой моторики с СБО, развитие познавательных процессов. Остальные задания предлагаются ребенку в зависимости от его возможностей как дополнительные (с усложнением).

После каждого выполненного ребенком задания используются позитивные оценки его деятельности, ориентируя на успешность, поощряя самостоятельность.

Как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях соблюдаются офтальмологические требования к их проведению: освещенность помещения посадка детей, применение подставок, выбор адекватного фона, использование реального цвета, контрастность, величина предлагаемых ребенку пособий, удаленность демонстрационного материала. Используется указка, ограничивается количество предъявляемых объектов, размещаются они так, чтобы не сливались в одну линию. Выделяется контур изображений, их насыщенность, контрастность.

Обязательным компонентом занятия с детьмис нарушением зрения является зрительная гимнастика, проводимая после усиленной зрительной нагрузки.

С учетом специфических условий организации оздоровительной, коррекционной и образовательной деятельности – коррекционные занятия разных видов тифлопедагог осуществляет в специально созданных условиях своего кабинета, за исключением тех случаев, когда необходимо проведение занятия непосредственно в группе или на улице.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Социально-бытовая ориентировка».

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях «Развитие зрительного восприятия», «Ориентировка в пространстве», «Развитие осязания и мелкой моторики».

Образовательная область «Физическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством применения здоровьесберегающих технологий, таких как, зрительная гимнастика, физкультурная минутка и т.д.

Образовательная область «Речевое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством формирования семантической стороны речи, активизации речевой деятельности детей, развития речи как средства общения и культуры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется на всех коррекционных занятиях посредством развития ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2.2. Интеграция коррекционной работы в структуре образовательной деятельности.

Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения рассматривается как система педагогических воздействий, осуществляемых в следующих направлениях:

- в процессе организации коррекционных упражнений в ходе образовательной деятельности («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»), осуществляемой воспитателем;

- в процессе специальных коррекционных занятий по коррекции зрительного восприятия, по формированию навыков пространственной ориентировки, социальной адаптации, развитию мелкой моторики, осуществляемые учителем-дефектологом;

- в ходе воспитательной работы, направленной на коррекцию вторичных отклонений в формировании личности.

При этом первый аспект должен быть направлен на коррекцию общую, связанную с устранением или нивелировкой отклонений в формировании психических и физических качеств (малый объем представлений, их бедность, фрагментарность, меньшая обобщенность и формализм речи, скованность и слабая координированность движений, плохое ориентирование в пространст-ве и т.д.). Последние два аспекта больше связаны с коррекцией трудностей, усугубленных и осложненных индивидуальными особенностями психофизического развития детей с нарушениями зрения.

При понижении зрительных возможностей детей с нарушением зрения наблюдается их повышенная утомляемость и снижается работоспособность. В связи с этим в систему коррекционной помощи детям закладывается комплекс гигиенических и профилактических мероприятий, благотворно влияющих на общее состояние ребенка.

На коррекционных занятиях тифлопедагога, в организованной образовательной деятельности, в игровой деятельности и деятельности детей в быту проводятся специальные коррекционно-педагогические упражнения (зрительная гимнастика, офтальмологические паузы, релаксационные упражнения, психодинамические паузы).

Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

· гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплексафизкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11- ой минуте в течение 2-3 минут;

· на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечногонапряжения в течение трех минут;

· в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительнойнагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

· обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

· повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

· укрепляет мышцы век;

· снимает переутомление зрительного аппарата;

· развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

· корректирует функциональные дефекты зрения.

 

Условия проведения зрительной гимнастики:

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.