Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-07 | 689 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения. Новые слова и значения образуются по определенным правилам, по правилам аналитического наименования и сокращения слов. Существуют три основных пути обогащения словарного состава языка: 1) морфологический путь, 2) семантический путь и 3) заимствование.
Способы морфологического словообразования. Морфологический путь опирается на наличие в языке словообразовательных моделей и способов словообразования.
Словообразовательные модели. Как форма слова является образцом для построения словоформ, т.е. конкретных форм конкретных лексем, так словообразовательная модель является образцом для построения конкретных производных слов-лексем. Например, писатель, читатель, воспитатель являются разными словами, но все они построены по одной и той же словообразовательной модели:- отглагольная производящая основа + именной словообразующий суффикс –тель. Словообразовательная модель порождает основу того или иного слова, которое превращается в словоформу той или иной части речи. Как формы слова, все приведенные слова состоят из производной основы словоизменения и нулевой флексии. По живому процессу порождения слов и форм языка все эти слова являются трехморфемными: производящая основа выступает как целое в данных словах, хотя сами производящие слова-глаголы имеют производную основу, поскольку, включают, кроме корня, суффикс глагола. Словообразовательная модель связывает два слова отношениями производности и мотивированности: одно слово является производящим, другое – производным, дериватом первого слова.
Способы морфологического словообразования отличаются друг от друга производящей основой и словообразовательными средствами. По производящей основе словообразование может происходить внутри данной части речи: играть – переиграть – доиграться; и связывать две части речи: строение и стройка – это отглагольные существительные, а рыбачить, белить, столоваться – отыменные глаголы.
|
По основообразовательным средствам различают основосложение и морфологическое (аффиксальное) словообразование
Основосложение распространено во всех языках.
В русском языке существуют следующие виды морфологического (аффиксального) словообразования:
1. суффиксальный – белый – белить, белизна, белила, белок.
2. префиксальный – переписать, записать, написать.
3. суффиксально-префиксальный – нарукавник, подоконник.
4. безаффиксный (обратный, фонетико-морфологоческий) – тихий – тишь.
Семантический способ обогащения словарного состава языка. Этот способ состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов.
Историю имеют не только слова, но и их значения. Они изменяются по закономерностям, которые носят названия семантических процессов и правил образования переносного значения, т.е. имеют место два противоположных процесса – расширение и сужение значения.
Расширение значения – это увеличение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений. В древнерусских текстах глагол полонити имел значение «взять в плен». В этом значении глагол полонить (пленить) употребляется сейчас. Глагол «пленить» наряду с прямым значением получил в церковно-славянских тестах переносное значение «соблазнить». Глагол пленить со значением «очаровать» сейчас более употребителен, чем со значением «взять в плен». При расширении значения слово становится более употребительным.
|
Сужение значения слова – это ограничение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова. В древнерусском языке слово пиво обозначало любое питье – пищу и пиво. Наряду с этим значением, существительное пиво получает значение «напиток из ячменного солода». С этим значением оно и сохранилось в современном языке. При сужении значения слово специализируется, становится менее употребительным. При сужении и расширении значения слова происходит образование переносного значения, которое в момент его появления мотивируется прямым значением и контекстом. Имеется три вида образования переносных значений слов: метафорический, метонимический и функциональный перенос.
1. Метафорический перенос – это перенос названия по сходству: высокий порыв (чувство).
2. Метонимический перенос – перенос названия по смежности: пять голов скота.
3. Функциональный перенос – это изменение значения слова на основе общности или близости функций, выполняемых предметами и лицами: сердце области.
Семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. При семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии. Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса.
1. Образование омонимов: дача и дача.
2. Распределение значений слов по разным периодам развития языка: живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.) – животный мир.
3. Соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь - любовь.
Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую – конверсия. Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т.е. его парадигмы; слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация.
Заимствования как путь обогащения словарного состава языка. Заимствование слов – один из ярких примеров взаимодействия культур и языков. Среди заимствованных слов следует различать необходимые слова и модные словечки. Необходимые слова обогащают словарный состав языка, несут новые знания, а поэтому и непереводимы: революция, тетрадь и т.д.; а модные словечки засоряют язык, часто используясь без надобности. Например, «Может, послушаем «Роллингов» на твоем новом «хайфай»? – О кей, едем». При заимствовании образуется новое значение слова и его фонетико-морфологическая форма, которая возникает в результате фонетической и морфологической субституции. Еще более удалены от языка-источника слова, возникшие путем калькирования – поморфемного перевода чужого слова-модели.
|
ЧАСТЬ IV
КРАТКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
4. 1 Существительное
4. 1. 1 Категория числа существительных
Существительные обозначают предметность и выступают в предложении в позиции подлежащего и дополнения. Существительные имеют словообразовательные модели, уточняющие предметность как название лица, предмета, абстрактного понятия.
По своему лексическому значению существительные делятся на: существительные, обозначающие предметы, вещества, живые существа, отвлеченные понятия и явления и делятся на имена собственные, нарицательные. В свою очередь они подразделяются на исчисляемые и неисчисляемые, вещественные и отвлеченные. Кроме того, имеется класс собирательных существительных.
Исчисляемые существительные имеют форму и единственного, и множественного числа. Форма множественного числа образуется с помощью –s (-es), которое произносится как [z] после гласных и звонких согласных: boys [boiz], tables [teiblz], как [s] после глухих согласных: cats [kæts], books [buks], и как [iz] после шипящих и свистящих: benches, matches.
На письме конечная буква -y,стоящая после согласной, принимает окончание множественного числа –es, а сама изменяется на букву i: a family - families. Если буква -y стоит после гласной то при прибавлении окончания –s она остается без изменений: a play - plays, a day - days.
Некоторые существительные могут употребляться в форме только единственного числа либо множественного числа.
В единственном числе употребляются неисчисляемые существительные: money, sugar, hair, business, information, fruit, progress, news, peace, love, knowledge.
Your money is not enough.
Только во множественном числе употребляются существительные, обозначающие названия предметов, состоящих из двух и более частей: trousers, glasses, scissors, shorts, clothes, goods, riches.
|
The trousers are out of fashion. - Эти брюки не модны.
Собирательные существительные, обозначающие группу как единый коллектив, требуют употребления глагола-сказуемого в форме как единственного, так и множественного числа:
His family is not very large. - Его семья не очень большая.
His family are at the table. - Его семья за столом.
Однако такие собирательные существительные как: people, police, cattle всегда употребляются с глаголом только во множественном числе:
The police are looking for the thief. - Полиция ищет вора.
Могут иметь место изменения корневых гласных. В этом случае мы имеем дело с изменением формы слова: его числа (у существительных):
a)
man – men мужчина, человек - мужчины, люди
woman – women женщина - женщины
child – children ребенок - дети
tooth – teeth зуб - зубы
foot – feet ступня - ступни
mouse – mice мышь - мыши
goose – geese гусь - гуси
b)
swine – swine свинья – свиньи
sheep – sheep овца – овцы
fish – fish рыба – рыбы
deer – deer олень – олени
c)
knife – knives нож – ножи
live – lives жизнь – жизни
wife – wives жена - жены
leaf – leaves лист – листья
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!