Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные пути обогащения словарного состава языка

2018-01-07 689
Основные пути обогащения словарного состава языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения. Новые слова и значения образуются по определенным правилам, по правилам аналитического наименования и сокращения слов. Существуют три основных пути обогащения словарного состава языка: 1) морфологический путь, 2) семантический путь и 3) заимствование.

Способы морфологического словообразования. Морфологический путь опирается на наличие в языке словообразовательных моделей и способов словообразования.

Словообразовательные модели. Как форма слова является образцом для построения словоформ, т.е. конкретных форм конкретных лексем, так словообразовательная модель является образцом для построения конкретных производных слов-лексем. Например, писатель, читатель, воспитатель являются разными словами, но все они построены по одной и той же словообразовательной модели:- отглагольная производящая основа + именной словообразующий суффикс –тель. Словообразовательная модель порождает основу того или иного слова, которое превращается в словоформу той или иной части речи. Как формы слова, все приведенные слова состоят из производной основы словоизменения и нулевой флексии. По живому процессу порождения слов и форм языка все эти слова являются трехморфемными: производящая основа выступает как целое в данных словах, хотя сами производящие слова-глаголы имеют производную основу, поскольку, включают, кроме корня, суффикс глагола. Словообразовательная модель связывает два слова отношениями производности и мотивированности: одно слово является производящим, другое – производным, дериватом первого слова.

Способы морфологического словообразования отличаются друг от друга производящей основой и словообразовательными средствами. По производящей основе словообразование может происходить внутри данной части речи: играть – переиграть – доиграться; и связывать две части речи: строение и стройка – это отглагольные существительные, а рыбачить, белить, столоваться – отыменные глаголы.

По основообразовательным средствам различают основосложение и морфологическое (аффиксальное) словообразование

Основосложение распространено во всех языках.

В русском языке существуют следующие виды морфологического (аффиксального) словообразования:

1. суффиксальный – белый – белить, белизна, белила, белок.

2. префиксальный – переписать, записать, написать.

3. суффиксально-префиксальный – нарукавник, подоконник.

4. безаффиксный (обратный, фонетико-морфологоческий) – тихий – тишь.

Семантический способ обогащения словарного состава языка. Этот способ состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов.

Историю имеют не только слова, но и их значения. Они изменяются по закономерностям, которые носят названия семантических процессов и правил образования переносного значения, т.е. имеют место два противоположных процесса – расширение и сужение значения.

Расширение значения – это увеличение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений. В древнерусских текстах глагол полонити имел значение «взять в плен». В этом значении глагол полонить (пленить) употребляется сейчас. Глагол «пленить» наряду с прямым значением получил в церковно-славянских тестах переносное значение «соблазнить». Глагол пленить со значением «очаровать» сейчас более употребителен, чем со значением «взять в плен». При расширении значения слово становится более употребительным.

Сужение значения слова – это ограничение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова. В древнерусском языке слово пиво обозначало любое питье – пищу и пиво. Наряду с этим значением, существительное пиво получает значение «напиток из ячменного солода». С этим значением оно и сохранилось в современном языке. При сужении значения слово специализируется, становится менее употребительным. При сужении и расширении значения слова происходит образование переносного значения, которое в момент его появления мотивируется прямым значением и контекстом. Имеется три вида образования переносных значений слов: метафорический, метонимический и функциональный перенос.

1. Метафорический перенос – это перенос названия по сходству: высокий порыв (чувство).

2. Метонимический перенос – перенос названия по смежности: пять голов скота.

3. Функциональный перенос – это изменение значения слова на основе общности или близости функций, выполняемых предметами и лицами: сердце области.

Семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. При семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии. Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса.

1. Образование омонимов: дача и дача.

2. Распределение значений слов по разным периодам развития языка: живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.) – животный мир.

3. Соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь - любовь.

Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую – конверсия. Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т.е. его парадигмы; слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация.

Заимствования как путь обогащения словарного состава языка. Заимствование слов – один из ярких примеров взаимодействия культур и языков. Среди заимствованных слов следует различать необходимые слова и модные словечки. Необходимые слова обогащают словарный состав языка, несут новые знания, а поэтому и непереводимы: революция, тетрадь и т.д.; а модные словечки засоряют язык, часто используясь без надобности. Например, «Может, послушаем «Роллингов» на твоем новом «хайфай»? – О кей, едем». При заимствовании образуется новое значение слова и его фонетико-морфологическая форма, которая возникает в результате фонетической и морфологической субституции. Еще более удалены от языка-источника слова, возникшие путем калькирования – поморфемного перевода чужого слова-модели.


ЧАСТЬ IV

КРАТКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

4. 1 Существительное

 

4. 1. 1 Категория числа существительных

Существительные обозначают предметность и выступают в предложении в позиции подлежащего и дополнения. Существительные имеют словообразовательные модели, уточняющие предметность как название лица, предмета, абстрактного понятия.

По своему лексическому значению существительные делятся на: существительные, обозначающие предметы, вещества, живые существа, отвлеченные понятия и явления и делятся на имена собственные, нарицательные. В свою очередь они подразделяются на исчисляемые и неисчисляемые, вещественные и отвлеченные. Кроме того, имеется класс собирательных существительных.

Исчисляемые существительные имеют форму и единственного, и множественного числа. Форма множественного числа образуется с помощью –s (-es), которое произносится как [z] после гласных и звонких согласных: boys [boiz], tables [teiblz], как [s] после глухих согласных: cats [kæts], books [buks], и как [iz] после шипящих и свистящих: benches, matches.

На письме конечная буква -y,стоящая после согласной, принимает окончание множественного числа –es, а сама изменяется на букву i: a family - families. Если буква -y стоит после гласной то при прибавлении окончания –s она остается без изменений: a play - plays, a day - days.

Некоторые существительные могут употребляться в форме только единственного числа либо множественного числа.

В единственном числе употребляются неисчисляемые существительные: money, sugar, hair, business, information, fruit, progress, news, peace, love, knowledge.

Your money is not enough.

Только во множественном числе употребляются существительные, обозначающие названия предметов, состоящих из двух и более частей: trousers, glasses, scissors, shorts, clothes, goods, riches.

The trousers are out of fashion. - Эти брюки не модны.

Собирательные существительные, обозначающие группу как единый коллектив, требуют употребления глагола-сказуемого в форме как единственного, так и множественного числа:

His family is not very large. - Его семья не очень большая.

His family are at the table. - Его семья за столом.

Однако такие собирательные существительные как: people, police, cattle всегда употребляются с глаголом только во множественном числе:

The police are looking for the thief. - Полиция ищет вора.

Могут иметь место изменения корневых гласных. В этом случае мы имеем дело с изменением формы слова: его числа (у существительных):

 

a)

man – men мужчина, человек - мужчины, люди

woman – women женщина - женщины

child – children ребенок - дети

tooth – teeth зуб - зубы

foot – feet ступня - ступни

mouse – mice мышь - мыши

goose – geese гусь - гуси

 

b)

swine – swine свинья – свиньи

sheep – sheep овца – овцы

fish – fish рыба – рыбы

deer – deer олень – олени

 

c)

knife – knives нож – ножи

live – lives жизнь – жизни

wife – wives жена - жены

leaf – leaves лист – листья


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.