Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения

2018-01-07 237
Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План-конспект лекций

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

составитель:В.И. Кузнецов,

д. социол. н., профессор кафедры «СКС и ГД»

ИТ (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске

 

 

 

Волгодонск – 2017

Лекция 4. Россия в XVIII веке: становление российского абсолютизма и начало

Модернизации.

1. Начало модернизации и европеизации России в ХYП в.

1.1 Реформы Петра I

1.2 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

1.3 Социальные отношения

1.4 Внешняя политика

 

1.Периодизация. Общая характеристика эпохи.

  Даты Правление
1-й период 1696 - 1725 гг. Петр I
2-й период «эпоха дворцовых переворотов» 1725-1727 гг. Екатерина I
1727-1730 гг. Петр II
1730-1740 гг. Анна Иоанновна
1740-1741 гг. Иван VI Антонович
1741-1761 гг. Елизавета Петровна
1761–1762 гг. Петр III
3-й период 1762-1796 гг. Екатерина II
1796-1801 гг. Павел I

 

1. XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении “сверху” и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. выделяют в качестве отдельного, целостного периода в экономическом, общественно-политическом и культурном развитии России. Это начало действительно «нового времени» в истории страны, связанного с преобразованиями Петра I, способствовавшими формированию новой социокультурной системы.

В конце XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Несомненным является то, что на рубеже XVII-XVIII вв. перед Россией остро встали проблемы перестройки страны, модернизации всех сфер общественной жизни, определения своего места в мире, необходимость дать ответ на «вызовы» времени.

1.1 Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Оценка причин и результатов петровских реформ была и остается весьма неоднозначной. Одни историки полагают, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он стремился «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считают, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития.

Основными реформами Петра I были:

Ø военная – введение рекрутской повинности (1705 г.), новых военного (1716 г.) и

морского (1720 г.) уставов, создание военных училищ, создание военно-морского флота, артиллерии;

Ø экономическая – указ о создании ремесленных цехов в городах (1722 г.), введение

подушной подати (1718-1724 гг.); политика протекционизма и меркантилизма; укрепление промышленности, особенно металлургии, рост числа мануфактур;

Ø государственного управления – разделение страны на губернии (1708 г.), создание

Сената (1711 г.), коллегий (1718-1721 гг.), в т. ч. Синода, провозглашение России империей (1721 г.);

Ø социальная, имевшая целью обеспечить государство кадрами, привлечь дворян на

службу, – указ о единонаследии (1714 г.), Табель о рангах (1722 г.);

Ø в сфере культуры, в т.ч. введение летоисчисления от Рождества Христова, Новый

год с 1 января (1700 г.), издание первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702 г.), введение гражданского печатного шрифта (1708 г.), обязательного образования дворян.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоят особенности российского абсолютизма?

Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, абсолютные монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России, он обладал рядом отличительных черт:

а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

б) сложной внешнеполитической обстановкой;

в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т. д);

г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле);

д) сложностью управления государством на обширных территориях России.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного. В то время как первые делают акцент на его преданности отечеству и русскому народу, реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в промышленности и военном деле, государственном строительстве и реформах в области образования и культуры, вторые - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации его обширной программы преобразований в России и критикуют за слепоeперенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Однако решающую роль в этом противоречивом процессе принадлежит все-таки западно-центристскому вектору в развитии России. Этот путь продолжили его преемники, из которых следует особо выделить царствование Екатерины II.

1.2 Период, последовавший после смерти Петра I до воцарения Екатерины II, получил название «эпоха дворцовых переворотов». Основным процессом этого времени становится борьба за власть, обусловленная изменением еще при жизни Петра порядка наследования престола.

После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762—1796 гг.). Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал: “Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России”.

Пришедшая к власти в результате очередного дворцового переворота Екатерина II, из всех преемников Петра наиболее решительно содействовала продвижению страны по пути модернизации. Как и Петр, Екатерина II стремилась использовать европейский опыт развития. Попытка приспособить западные идеи к российской действительности, осуществить радикальные реформы при сохранении неограниченного самодержавия получила название «политика просвещённого абсолютизма». Опираясь на идеи французских философов эпохи Просвещения, Екатерина, считавшаяся «философом на троне», предприняла меры, способствовавшие развитию капитализма, системы образования, расширению гражданских прав дворянства. Проявлением «просвещeнного» начала в ее правлении являются:

Ø Секуляризация церковных имуществ (1764 г.)

Ø Уложенная комиссия (1767-68 гг.), созванная с целью реформирования

Законодательства

Ø Вольное экономическое общество (1765 г.)

Ø Губернская реформа, судебная реформа (1775 г)

Ø Жалованные грамоты городам и дворянству (1785 г.)

Процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Однако нужно иметь ввиду, что оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в условиях господства крепостничества, оказывавшего огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капитализма. Отвечая интересам, прежде всего, дворянства, «просвещенный абсолютизм» одновременно способствовал буржуазному развитию страны.

1.3 Анализируя развитие России на протяжении всего XVIII в., следует отметить ее бесспорные достижения во всех сферах деятельности. Страна приобретала более яркий архитектурный облик, росли новые города, создавались крупные промышленные центры. Эпоха Екатерины II ознаменовалась всплеском научных открытий, ярких литературных талантов. В общественно-политической жизни утверждались демократические традиции.

В результате проведенных в XVIII в. преобразований оформилась сословная структура российского общества:

 

Привилегированные сословия дворянство духовенство купечество
Непривилегированные сословия мещанство крестьянство (крестьяне государственные, крепостные, удельные)
Полупривилегированные   казачество

Преобразования Петра I вызвали раскол общества, пo выражению В. Ключевского, на «почву» (крестьянство, основная масса населения, не принявшая реформы) и «цивилизацию» (образованное меньшинство, дворяне). При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Укрепление «дворянской империи» вызвало обострение социальных противоречий и конфликтов, крупнейшими из которых в XVIII в. были:

Ø восстание под руководством К. Булавина (1707-1708 гг.)

Ø Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва (1773-1775 гг.).

1.4 Внешнеполитическая деятельность “просвещенной” императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787 -1781 г. г.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема – по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 г. г.) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции (в 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и участвует в коалиционных войнах) и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель – к Пруссии отошла значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание – борьбу за освобождение родины возглавил генерал Т. Костюшко. Екатерина 2 поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. В. Суворов.

Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Укреплению России в качестве крупнейшей мировой державы способствовало успешное решение главных задач внешней политики в XVIII в. - обретение выходов к Балтийскому и Чёрному морям. В результате территория страны значительно увеличилась.

 

Основные события Даты Результаты
Северная война 1700-1721 гг. Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю. Провозглашение России империей
Семилетняя война 1756-1762 гг. Ослабление Пруссии, укрепление международного авторитета России
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Россия получила выход к Чёрному морю
Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Крым признан владением России
  Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг. Присоединение к России Белоруссии, Правобережной Украины, части прибалтийских территорий

Основными итогами развития России в XVIII в. были изменение международного статуса страны, направления внутреннего развития в сторону модернизации и европеизации, укрепление абсолютистского государства, начало формирования капиталистических отношений при сохранении системы крепостного права.

 

Революции

1. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX в. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

2. Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия

3. Внешняя политика России 1894 – 1917 гг.

 

1. В результате экономического развития в пореформенный период, особенно после промышленного подъема 90-х годов XIX в. окончательно сложилась система российского капитализма, что проявилось:

Ø в росте предпринимательства и капиталов;

Ø совершенствование производства, его технологическом перевооружении, так называемая вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки);

Ø увеличение количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

В итоге из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств.

Особенностями Российского капитализма в этот период было:

1) Россия не столько вывозила, сколько ввозила капитал;

2) большая роль государства и большой государственный сектор в экономике;

3) высокая степень концентрации промышленного производства и рабочей силы;

4) неравномерность экономического развития, как по регионам, так и по отраслям, это было обусловлено значительным разрывом между развитыми финансово-банковской системой, промышленностью и отсталым аграрным сектором.

Реформы С.Ю. Витте:

¾ объявление государственной монополии на продажу водки (1895 г.);

¾ увеличение косвенных налогов: на соль, керосин, спички;

¾ повышение пошлины на ввоз в страну промышленных товаров;

¾ вводится золотое денежное обращение (1897 г.), что ускорило приток

иностранных капиталов в страну.

Дальнейшему продвижению по капиталистическому пути были призваны содействовать реформы П.А. Столыпина (1906-1910 гг.), включающие:

¾ выход крестьян из общины и создание частных крестьянских хозяйств – отрубов (с

сохранением дома и земельного участка в пределах основной территории поселения) и хуторов (с участком и домом за пределами деревни, села);

¾ переселенческую политику – переезд крестьян из густонаселенной центральной

части страны на малоосвоенные земли за Уралом.

В целом по уровню экономического развития страны на рубеже веков Россия соответствовала ведущим державам своего времени. Однако ее динамическое развитие было прервано вступлением в первую мировую войну и обострением внутриполитических противоречий, приведшими страну к кризису и революционному взрыву 1917 г.

2. Первое десятилетие XX в. стало для Российской империи периодом пробуждения невиданных до того социально-экономических и политических факторов. Несмотря на то, что русская промышленность сделала в эпоху империализма несомненные шаги по пути экономического прогресса, в хозяйстве империи накопились очевидные противоречия и диспропорции. Реформа 1861 г. положила начало разрушению старой экономической системы. Перекачка средств из деревни, а также рост числа наемных рабочих в результате отмены крепостного права позволили России создать мощную тяжелую и добывающую промышленность и по производству некоторых важных видов продукции вплотную приблизиться к передовым капиталистическим странам.

Вместе с тем, наблюдалось несоответствие роста добывающей и тяжелой промышленности (поддерживаемых государством из-за важного стратегического значения) и роста легкой промышленности, оставшейся на уровне мелких предприятий. Кроме того, бросалась в глаза явная диспропорция между форсированным развитием капитализма в промышленности и наличием остатков прежней полуфеодальной системы в сельском хозяйстве. Неудачи во внешней политике (поражение в Русско-японской войне 1904-05 гг., вступление в затянувшуюся Первую мировую войну) также стали предпосылками обострения социально-политической ситуации в начале XX в.

В ходе первой русской революции 1905-07 гг. и принятого под давлением обстоятельств Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего некоторые политические свободы и создание Государственной думы, оформились основные политические течения и партии.

Партии Лидеры Программа / Основные идеи
Социалистическое течение
Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП) Большевики - В.И. Ленин (Ульянов) Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум) Программа-минимум: произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. П рограмма-максимум: победа социалистической ре­волюции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли.
Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры) В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнитель­ных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора.
Либеральное течение
Конституционно-демократическая партия (кадеты) П.Н. Милюков Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство.
Союз 17 октября (октябристы) А.И. Гучков Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России.
Консервативное течение
Союз русского народа (черносотенцы) В.М. Пуришкевич Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских».

 

В условиях наступившего равновесия сил, когда царизм оказался неспособным подавить революционные выступления, а революция еще не смогла ликвидировать абсолютизм, Николай II 17 октября.1905 г. подписал подготовленный С.Ю. Витте Манифест, который содержал следующие положения:

- обеспечение незыблемых основ гражданской свободы “на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”;

- предоставление всеобщего избирательного права;

- создание законодательной Думы.

Манифест 17 октября стал крупной политической уступкой царизма революционному движению. Однако в нем ничего не говорилось о судьбе самодержавия, принципах взаимоотношений императора и Думы, полномочиях Думы. Все это позволяет считать революцию 1905—1907 гг. первым, но далеко не завершенным этапом становления в России новой системы с капиталистической экономикой и парламентским политическим режимом. По существу, в России началась буржуазно-демократическая революция в широком смысле - перестройка всей общественной системы.

3. На рубеже XIX - XX вв. Россия оказалась в центре мировых кризисов. В силу своего геополитического положения она стала одним из основных факторов в борьбе за передел мира. Во внешней политике России на первый план выдвигаются экономические проблемы. Главным направлением становится Дальний Восток. Здесь интересы России столкнулись с развитыми европейскими странами, в первую очередь Англией и Германией. Главным конкурентом была Япония. Ее поддерживали США. Союзником России в этот регионе был Китай. В российской дипломатии сформировались два подхода к решению дальневосточной проблемы. Первый был мирный. Он предполагал экономическое освоение региона при сохранении мира с Японией. Сторонником этого проекта был С.Ю. Витте. Второй подход предполагал военное закрепление на побережье Тихого океана. Его сторонником был А.И. Безобразов. В итоге второй проект побудил. Это привело к поражению России в русско-японской войне (1904-1905).

В Европе друг другу противостояли два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). Их противостояние обострилось в связи с Балканскими войнами 1912—1913 гг. Они стали следствием крушения турецкого господства на Балканском полуострове. Но Балканский кризис имел более глубокую природу. Он был вызван бурным ростом германского милитаризма. Объединенная Германия стремилась компенсировать свою многовековую раздробленность и второстепенность. Смысл ее новой внешней политики заключался в борьбе за «жизненное пространство». На западе это предполагалось сделать за счет Франции, на востоке — за счет России. Кроме того в сферу «жизненных» интересов германской нации попали и английские колонии. Эти обстоятельства привели к Первой мировой войне. Война спровоцировала Февральскую революцию в России.

Временное правительство вначале стремилось продолжать внешнюю политику царских руководителей МИД. Оно заявляла о верности России союзническому долгу перед Антантой. Тайными сохранялись договоры царского правительства с Францией и Англией. Нарастание общественного недовольства внутри страны привело к падению министерства П.Н. Милюкова. Новый министр иностранных дел М.И. Терещенко старался занять компромиссную позицию. Он считал, что надо пересмотреть ряд договоренностей с союзниками. Но даже в таком виде позиция российского МИД не получила поддержки в обществе, расколотом на партии и блоки. Все более популярными становились лозунги немедленного мира. Пришедшие к власти большевики резко поменяли внешнеполитический курс. Они пошли на сепаратные переговоры с Германией. В итоге был заключен тяжелый для России Брестский мир.

 

План-конспект лекций

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

составитель:В.И. Кузнецов,

д. социол. н., профессор кафедры «СКС и ГД»

ИТ (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске

 

 

 

Волгодонск – 2017

Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения

1. Современное состояние исторической науки в РФ

2. История как наука: цель и задачи ее изучения

3. Основные принципы и методы исторического знания.

 

1. Российская историческая наука сегодня стоит на пороге нового этапа своего развития. Этот этап, представляется, обусловлен вызовами времени как внутри страны, так и в мире в целом. Завершается переходный период мировой истории. Страны Запада выходят на новые рубежи развития, видимо, можно говорить о предстоящем сложном этапе интеграции экономик в условиях преодоления одного из самых глубоких финансовых кризисов – кризиса 2008 и 2012 годов.

С все большей силой требуют исторического объяснения рост терроризма, религиозного фундаментализма, национализма, глобализма и феномена сопротивления ему (антиглобализм) и многие другие процессы сегодняшней реальности.

История сегодня для России – это самая проблемная область науки. Достаточно обратиться к дискуссиям о школьном образовании, о стандартах 3 поколения по истории, о едином государственном экзамене по истории и его месте в системе «обязательных-необязательных дисциплин», об учебной литературе и т.д.

Фактически к настоящему моменту достаточно четко оформилась новая предметная область истории, которую нужно осваивать, причем значительно обогатив исследовательский арсенал самой исторической науки. Имеется в виду история поздне-советского времени (1970 -1980-х гг.) - время «застоя» и «перестройки», а также 1990-х гг.

Застой – клише, которое закрепилось в историографии с легкой руки реформаторов периода перестройки. Мотивы такого подхода объяснимы: реформаторам нужны были обоснования реформ. Сегодня уже понятно, что надо «снять» оценочные наслоения в историографии этого периода.

Перестройка нуждается в серьезном анализе как проект реформ социума в контексте современных задач модернизации. Много пишется о трудностях современного реформаторства и истоках этих трудностей в советском прошлом, в дореволюционной истории (особая ментальность, соборность, патерналистских свойствах русского характера). Нужна серьезная программа изучения реформаторского опыта, неконъюнктурная, научно обоснованная.

Изучение 1990-х гг. необходимо для преодоления разрыва связи между советским и постсоветским периодами российской истории. Эта задача нравственная, образовательная и просветительская. Нужны исследования, свободные от политизированных заказов. Только на основе научного исторического анализа возможно получение нового исторического знания, свежих идей и позитивного вклада исторической науки в модернизацию страны, ее гуманитарного сопровождения, без которого невозможны решения никаких технических и технологических задач.

Сегодня в российской историографии присутствуют две проблемы:

- причины и обстоятельства кризиса коммунистической власти и распада СССР;

- особенности становления и развития постсоветской России.

Новые реалии российской исторической науки предстают в виде:

- потребности профессионально реагировать на новую волну интереса к истории со стороны российского общества;

- на фрагментарную ностальгию по советскому прошлому в разных группах российского населения;

- на факт некорректной эксплуатации исторического прошлого в проведении культурной политики государства (через ТВ, кинематограф и СМИ);

- на раскол российской общества по поводу российской, советской и постсоветской истории;

- на Интернет-бум интерпретаций советской и постсоветской истории.

2. Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий, т.к. решать эти зaдачи приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, а также новых морально-нравственных ценностей.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.

История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам).

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю.

Необходимым условием для исследования истории России является развитие междисциплинарных связей между историей, философией, социологией, экономикой, демографией. Главное - политическая воля лидеров современной российской исторической науки не допустить девальвации истории как образовательной дисциплины.

3. Принципы получения исторических знаний - это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются:

- принцип историзма;

- принцип объективности;

- принцип социального подхода;

- принцип альтернативности;

Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.