Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Социальныефункции физической культуры

2018-01-03 378
Социальныефункции физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества. Они выполняют ряд важных функций, главными из которых являются:

· подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины;

· воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

· сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование;

· укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами.

Можно назвать ещё целый ряд функций: как средство активного отдыха, здорового образа жизни и другие.

Рассмотрим более конкретно названные функции.

Физическая культура и спорт являются важным средством подготовка людей к труду и защите Родины. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активных средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности. На ранних ступенях развития- первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном строе - по существу не было каких-либо механизмов и почти все производственные процессы человек выполнял за счёт физического труда. Поэтому физические упражнения преследовали цель- в основном развитие грубой физической силы. К примеру, первобытный человек в охоте за животными должен быть выносливым, сильным, координированным (метание копья).Иначе он сам мог стать жертвой животного или зверя, за которым о охотился.

В современный период в условиях научно-технического прогресса, автоматизации, комплексной механизации и компьютеризации производственных процессов роль физической культуры и спорта в повышении уровня работоспособности работников и экономического эффекта производства значительно возрастает. Связано это с тем, что малая двигательная активность людей отрицательно сказывающаяся на здоровье и работоспособность людей,что в значительной мере компенсируется за счёт занятий физической культурой и спортом. В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень здоровья членов общества (студентов), запас жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты и др., что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать сложной техникой, боле интенсивно трудиться, повышать производительность труда.

Велико значение физической культуры и спорта в профессионально – прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и двигательные навыки, особенно значимые для определенной профессиональной деятельности. Например, из трех важнейших проблем, связанных с подготовкой человека к космическим полетам, - перенесение больших нагрузок организма, способность к работе в условиях невесомости и защита от радиации – две первые решаются в значительной мере при помощи специальной физической подготовки.

Физический упражнения способствуют высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. В частности у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, повышается умственная работоспособность, совершенствуется ряд необходимых качеств – глубина мышления, комбинаторские способности, зрительная и слуховая память и т.п.

Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве. Студенты, которые активно занимаются физическими упражнениями, как правило, ведут здоровый образ жизни, меньше болеют, имеют более высокие показатели в учебе. Занимающиеся физической культурой и спортом более координированы, мобильны и среди них меньше производственного травматизма.

Хорошая физическая закалка - важное условие подготовки молодежи к защите Родины, так как современные военные действия требуют от солдат и офицеров чрезвычайного напряжения физических сил. Поэтому в Вооруженных силах РФ создана научно - обоснованная система физической подготовки, имеющая военно – прикладной характер.

Физическая культура-важный фактор воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание. На учебно – тренировочных занятиях и особенно на спортивных соревнованиях занимающиеся переносят большие психические и физический нагрузки, что содействует формированию таких черт характера, как сила воли, смелость, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность и др.В спортивной борьбе раскрываются такие черты нравственного облика спортсмена, как благородство, честность, уважение к сопернику.

В процессе занятий физической культурой и спортом осуществляется умственное развитие занимающихся, которое имеет две стороны - образовательную и воспитательную. Образовательная сторона связана с вооружением занимающихся дополнительными знаниями, связанными с овладением специальными знаниями по вопросам теории и методики спортивной тренировки. Воспитательная связана с развитием умственных качеств, таких, как восприятие, наблюдательность, память, внимание, устойчивость умственной работоспособности и др. Освоение современных учебных программ для студентов вузов сопряжено со значительными нервно - психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года.

Сущность трудового воспитания заключается в планомерном и систематическом развитии качеств и свойств личности, определяющих ее подготовку к жизни и общественно полезному труду, овладение трудовыми навыками, трудолюбием, сознательным отношением к труду и др.

В физической культуре и спорте заключены большие возможности для эстетического воспитания человека, развития способности правильно понимать красоту движений человеческого тела, воспринимать прекрасноев поступках.

Добиваясь физического совершенствования, красоты движений, человек сам учится создавать прекрасное.

Физическая культура и спорт - средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Один из основных показателей физического совершенствования человека является его здоровье, т.е. такое состояние организма человека, которое обеспечивает полноценное выполнение им всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей является важной социальной задачей.

С помощью физических упражнений, режима труда и отдыха, рационального питания и т.п. можно существенно изменить показатели физического развития и существенно повысить функциональную подготовленность организма. Поэтому физическая культура и спорт широко используется как средства охраны и укрепления здоровья трудящихся. При решении любых специальных задач физического воспитания (учебное занятие, спортивная тренировка, профессионально – прикладная физическая подготовка и т.п.), обязательным условием должно оставаться достижение оздоровительного эффекта занимающихся. Выбор средств физического воспитания и регулирование физических нагрузок должно проводиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Поэтому одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя (тренера, общественного инструктора) и врача.

Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Как общественные явления они имеют национальную и интернациональную формы развития. Велика роль физической культуры и спорта в интернациональном сближении различных наций и народностей, в том числе и нашей страны. Выступая в спортивных соревнованиях, проводимых в разных регионах страны, спортсмены знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью представителей той или иной местной национальности. Дружеская обстановка, в которой обычно проводят соревнования, совместные тренировки спортсменов различных национальностей – все это, несомненно, способствует интернациональному воспитанию спортсменов, а также зрителей, наблюдающих за соревнованиями.

Современный спорт имеет важное значение в развитии человеческих контактов не только в рамках одной страны, но и между различными странами.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми.

Особенно показательным в этом отношении является Олимпийские игры, в которых выступают спортсмены более 200 стран. В Удмуртии не менее показательным в этом отношении являются Республиканские сельские спортивные игры, в которых выступают спортсмены всех 25 районов республики. Среди них представители многих национальностей, разных профессий, и разного возраста- молодые спортсмены и убелённые сединой ветераны. Проводимые ежегодно дважды (летом- летние,зимой- зимние), уже более 20 лет, эти мероприятия в полной мере объединяют не только сельских спортсменов, но и в целом спортивную общественность республики- в их организации принимают участие ведущие тренеры и спортивные арбитры республики, федерации по видам спорта.

Таким образом, спорт служит средством объединения людей, укрепления мира, создания атмосферы дружбы и взаимопонимания разных между народами.

Физическая культура и спорт выполняют не менее важную социальную роль среди студентов вузов. Об этом достаточно полно говорится в книге«Физическая культура»под ред. Виленского М.Я.(2012),авторы которой отмечают целый ряд социальных функций физической культуры и спорта, касающихсявузов. Отметим с некоторым сокращением основные из них:

· преобразовательно-созидательную функцию, обеспечивающую достиже­ние необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;

· интеграционно–организационную, направленную на объединение молодёжи в коллективы, команды, клубы, различные организации и союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

· проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

· проективно-прогностическую, позволяющую расширять эрудицию и компетентность студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить ее с профессиональными намерениями;

· коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

· социализации, определяющую включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, фор­мирования социальных и личностно-ценных качеств.

Указывается также на некоторые другие функции, в частности, ценностно-ориентационную и т п.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.