Основные методы социального проектирования. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные методы социального проектирования.

2018-01-03 619
Основные методы социального проектирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика матрицы идей — на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Разработка СП зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Проектировщик стремится глубже понять, как будет реализован проект учитывает интересы и желаний людей.

Метод аналогии. На основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия мб простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

· чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

· чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

· чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности.

Метод ассоциации. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации объекта воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы.

Методика мозгового штурма — связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Она осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Метод похож на МШ, основное отличие - разрешается критиковать высказанные идеи. При этом высказанные идеи постоянно видоизменяются, а участники группы перестают бояться критики.

Другая классификация методов СП: социальных нормативов, социального баланса, социальной оптимизации, социальной регрессии, социальных последствий, социальной типологии и классификации, социального картографирования.

Выделяются следующие этапы СП:.

1. Уяснение проблемы.

2. Социальный заказ (должна сознаваться необходимость решения СП).

3. Паспортизация объекта (получение основн. данных о нём).

4. Постановка цели. Здесь может строиться "Дерево целей"

Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

5. Постановка задач (этапы достижения целей).

6. Прогнозирование (попытка предсказать развитие проекта).

Собствено социальный проект состоит из следующих частей:

1. Постановка проблемы. (опис. проблему, предыдущие попытки решения, кто выигрывает/на кого нацелено)

2. Цель и задачи проекта. Цель - реалистична. Задачи - шаги для достижения целей.

Признаки хороших задач: являются логическим следствием проблемы; связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь); сформулированны четко и конкретно; представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

3. Методы реализации проекта. (инструмент достижения цели, механизм реализации).

Необходимо обратить внимание на: соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта; соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности; соответствие деятельности заявленным результатам; реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет; инновационность / возможный риск;

4. Календарный план. (д.б. реалистичен).

5. Ожидаемые результаты. (реалистичны, выполнимы, измеряемы, соответствуют целям и задачам).

6. Желательно: Мониторинг и оценка проекта (кем и как проводится промежуточный контроль).

7. Бюджет, ресурсы (описание затрат с комментами).

СП3. Методологические подходы к исследованию социальных проблем

Социальная проблема – определенный тип взаимодействия между отдельным коллективным субъектом (группой, общностью) и его социальной средой, при котором отдельные компоненты среды неблагоприятно, отрицательно воздействуют на жизненную ситуацию субъекта, на его социокультурный статус, препятствуют удовлетворению его потребностей на социально приемлемом уровне, реализации его интересов и законных прав.

3 основных онтологических представления о СП:

1. Объективное представление. СП возникают независимо от воли и действий индивидов, они объективны в том смысле, что их последствия реальны независимо от того, осознают ли это члены общества. (условия во главе)

2. Субъективное представление. СП – явления, которые определяются самими коллективными субъектами как проблемные, не удовлетворяющие реализации потребностей, интересов, желаний, целей. СП создаются сознанием самих людей прежде всего.

3. Диалектическое представление. СП включают как объективные, так и субъективные компоненты, только наличие их обоих ведёт к возникновению СП.

Из этих онтологических представлений исходят 3 типа определения СП. По сути то же самое.

От этих же представлений зависит и структура СП. В наиболее общем виде структура СП – это отношения между конкретной общественной группой, её основными свойствами (потребностями, интересами, правами, ценностями) и социально-экономическими условиями её существования.

В структуре СП одну из самых важных частей занимают условия СП. Условия включают те социальные явления, которые оказывают непосредственное влияние на субъекта, а среди условий наиболее важное – деятельность социальных институтов, регулирующих удовлетворение потребностей и социальных интересов.

СП могут быть типологизированы по разным критериям:

1. Соотнесенность СП с различными сферами общественной жизни.

2. Зависимость СП от их субъектов, носителей.

3. Территориальный признак.

4. Принадлежность СП к социальным институтам.

5. Различие проблем по роли в развитии общества.

6 Масштаб, объём.

7. Устойчивость.

8. Повторяемость.

9. Своеобразие.

10. Актуальность.

11. Уровень осознания социальных проблем.

12. Тип связи м/у социальными проблемами.

13. Степень решаемости.

14. Способ образования.

15. Способ разрешения.

Существует 9 основных подходов (концепций) к решению СП:

1. К. социальной патологии. В основе – представления о здоровом обществе, т.е. о таком, в рамках которого живут полноценные в генетическом/биологич./психологич./этнич./расовом отношении индивиды. СП возникают в результате наличия в общ-ве неполноценных индивидов/групп (Смит). Их необходимо изолировать или перевоспитывать.

2. К. социальной деорганизации. В центре – не индивиды, а институты и организации. СП возникают, когда последние не в состоянии удовлетворить элементарные потребн. людей. Системы ценностей и норм перестают восприниматься как обязательные для исполнения.

3. К. отклоняющегося поведения. СП – следствие отклонения индивидов и групп от принятых в данном обществе стандартов в результате утраты социальными нормами своей обязательности.

4. Символич. интеракционизм – исходит из субъективного представления. СП возникают тогда, когда люди оценивают условия как неблагоприятные. Элемент, образующий СП – системы значений, смыслов, разделяемые участниками соц. взаимод.-я.

5. Феноменологич. социология – также субъектив. представление. Разница с предыд. в том, что интеракционизм делает акцент на рацион. компоненте, а ФС – на мире чувствований и переживаний. Изучение СП должно просходить с т.зр. носителей проблемы (не с научной т.зр.), причём уделять внимания их конструированию.

6. Функционализм. Мертон и 4 функции: эуф-ции (результат деят-ности, способств. поддержанию соц. порядка), дисфункции (дестабилиз. порядок), явные и латентные ф-ции (результаты деят-ти предусмотрены и не предусмотрены). СП – результат преобладания дисфункций и лат. ф-ций, соответственно, их надо изучать.

7. Теории конфликта. Причина СП – соц. дифференциация, в результате которой власть и богатство концентрируются в руках одних групп. В результате возникает конфликт, противостояние разл. групп за обладание ресурсами.

8. Марксистская теория – разновидность конфликтн теорий. СП возникают объективно, с необходимостью и разрешаются посредством соц. революций.

9. Конструктивизм. СП – феномены сознания, результаты деят-ти коллект. сознания. Условия не могут служить возникновением СП. Необходимо либо изучать деят-ть группового сознания, диалога, дискурса (строгий К), либо дополнять его анализом сознания других соц. групп и общества в целом (контекстуальный К).

Также для анализа СП может быть использован комплексный подход. Его основные принципы:

1. Принцип многосторонности изучения СП (с позиций разных наук)

2. П. единства исходных представлений об объекте изучения.

3. П. системной организации междисциплинарного объекта исследований.

4. П. совместимости дисциплинарных знаний и отдельных методов.

5. П. единства познавательного процесса и единомыслия всех участников.

6. П. базовой дисциплины.

7. П. формирования и подготовки каждой научной дисциплины к участию в комплексном исследовании.

8. П. интеграции частных результатов и фактов.

СП4. Метод типологии в социологических исследованиях

В социологии типология используется как метод познания социальной реальности. «Тип» и «типология» - понятия высокого уровня абстракции носят характер лишь мысленных конст­рукций, идеальных представлений.

 

Типологизация – это слабая форма теоретизирования (т.е исходные суждения носят произвольный характер, это обусловленно тем, что система знаний еще не сформирована), выработка идеальных типов или идеальных объек­тов, которые в чистом виде в реальном мире не существуют, но которые отражают некоторые свойства реальных объектов.

Типологизация – это такой способ установления общего и различного в каких-то предметах одного рода, который опирается на создание предварительно созданной модели соответствующих предметов. Исходный пункт типологизации - это создание идеальной модели.

Сначала создается объект и/или модель реально существующего явления, в которой выделяются в чистом виде основные свойства реальносуществующего социального явления. Как правило создается два и более идеальных объекта, что позволяет проводить сравнения этих объектов др. с другом и сравнение одного с другими реальносуществующими социальными явлениями.

Например:

светское – священное общество; механическая – органическая солидарность (Дюркгейм); 4 типа действия (Вебер); во­енное – промышленное общество, общ-во потребления – информационное об-во. Все это искусственные конструкты. Исследователь ищет соответствие идеального типа существующему обществу.

Типологизация может служить одновременно двум целям: описания и объяснения, в зависимости от этого выделяют эмпирическую и теоретическую типологизацию.

1. Эмпирическая типологизация —поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), которые рассматриваются в соответствии с описат. гипотезами. Т.е. больше служит цели описания (?). Для обозначения эмпири­ческой типологизации в социологии пользуются терминами: «факторизация», «построение факторов», «факторный анализ».

2. Теоретическая типологизация в отличие от эмпирической служит цели объяснения. Это — процедура конструирования утверждений об устойчивых свойствах социальных объектов, «проведение типологических группировок».

Некоторые исследователи предлагают отказаться от понятия “эмпирическая типологизация” и пользоваться понятием “типологический анализ».

ТА – совокупность методов изучения социальных феноменов, позволяющих выделить социально- значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов изучаемого социального феномена.

Цель ТА (в рамках нисходящ. стр атег.) – проверка гипотезы о существовании типов, интерпретируемых как объекты социального управления (типы электорального поведения, типы времяпрепровождения, типы потребительского поведения, типы общественного мнения и т. д.).

В рамках восходящей стратегии цель ТА – поиск типологических синдромов.

Этапы проведения ТА в рамках нисходящей стратегии анализа:

1. Построение (проведение) априорной типологии: вводятся необходимые типообразующие признаки и соответствующие им эмпирические индикаторы. (этот этап может отсутствовать).

2. Определение объекта типологии и формирование второй части типообразующих признаков.

3. Формирование типообразующих признаков, играющих роль факторов для объяснения существования искомых типов.

4. Формирование классифицируемой совокупности объектов (семьи, бригады, студенческие группы и любые другие общности - если источник инфы - индивид; также объекты идентичности, ценности, страхи, “структуры чего-то...”, тексты, статьи, истории жизни).

5. Введение одной из возможных дефиниций понятия “основание типологии”.

6. Формирование совокупности эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим признакам (всем трем функциональным группам признаков).

7. Анализ свойств эмпирических индикаторов, на основе которых будут формироваться классификационные признаки. Сюда относятся и такие общие свойства, как тип шкалы, несовпадение физического и фактического типов шкал, интерпретация нулевого значения эмпирического индикатора.

8. Анализ структуры взаимосвязей эмпирических индикаторов в основном с целью формирования классификационных признаков. Цели этапа: учет разнотипности шкал, переход к меньшему числу обобщенных показателей, формирование специфических показателей структуры взаимосвязей.

9. Формирование классификационных признаков, тех, которые как бы поддаются на вход алгоритма разбиения.

10. Выбор логики проведения разбиения: совокупности алгоритмов классификации и последовательность их применения.

11. Определение принципов и способов интерпретации классов.

12. Формирование однотипных групп объектов на основе либо объединения классов, либо классов разъединения.

13. При необходимости корректировка основных понятий типологического анализа и возврат к первому этапу.

 

СП5. Эволюция взглядов на организацию в социологической теории

Организация — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе специализации или разделения труда.

Социология организаций - дисциплина, изучающая объединения людей, построенные для соблюдения какой-либо цели.

СО - специальная социолого-управленческая дисциплина, объектом изучения которой являются специфические социальные образования - организации.

Факторы, превращ. СО в отдельную дисциплину:

- социализац. обществ. жизни (информационные и коммуникац. процессы становятся в один ряд с экономическими)

- глобализация (сверхмощн. организация и объед. людей)

- НТП

- изменение хар-ра мотивации к труду

- Объединение производителей и потребителей в рамках единой организации.

Отметим наиболее важные вехи процесса формирования современ­ной теории организаций, характеризующие «преднаучную» стадию изучения организованных форм жизнедеятельности людей, которая складывалась в условиях фабричной системы организации труда.

I. Ранний период.

1. А. Смит «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) Разделение труда позволяет коренным образом ре­организовать производство, значительно повысить его эффективность; универсальное средство для повышения благосостояния человечества.

2. Ч. Баббедж - развив. идеи Смита. Научно обосновал значение специализации, начал иссле­довать трудовые движения с целью рационализации действий в рамках разделения труда.

3. Дж. Милл: разрабатывал принцип единоначалия, формы и интервалы управлен­ческого контроля за деятельностью работников, возможности стиму­лирования повышения производительности через з/п.

4. Д. МакКаллум (1856): изучал возможности систематического менеджмен­та на железнодорожном транспорте.

Недостатки разработок раннего периода:

· нет связи между структурой, целями, корпоративной культурой и технологией орг-ции;

· нет ориентации на изменения;

· невнимание к людям: => отчуждение (ситуация, когда продукты труда челов. приобрет. контроль над ним) и аномия (отклонение от норм в процессе труда; несовп. м/у трудов. деят. и оценкой оной с позиций норм и традиций). Мертон: причина аномии – дисгармония между культурными целями и легальными средствами их достиж.

II. Классическая школа на­учного управления – одна из первых теорет. школ, рассм. орг-цию.

Тейлор и тейлоризм: необхоодимо создание системы жесткого контроля и иерархии для нормального функционир. организ. Значит, должны быть чётко распределены роли, функции, права, обязанности. Существующие технологии и действия д.б. максимально рационализированы и упрощены для эффективности.

Файоль изучал структуры уп­равления организации, предложил понятие организационной структуры управления, определил ее основные типы в зависимости от целей, конфигурации и степени централизации. Иерархия играет важнеш. роль, закрепляет отношения в организа­ции, обеспечивает их предельную прозрачность. Права и ответственность должны распределяться сверху вниз.

Теоретическая основа КШНУ в социологии – Вебер и его концепция социального действия. Основа соц. порядка - целерац. и ценностно-рац. действия, все действия работника д.б. рациональны, как с личной, так и с организацион. т.зр..

III. Концепция человеческих отношений (Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер) Против тейлоризма и ШНУ. Человек рассматр как как социопсихологическое существо. повышение произв. труда зависит не только от способностей, знаний и умений, но и от удовлетворенности трудом, группового мнения, неформальных отношений, благоприятной атмосферы. Отвели неформальной организационной структуре важную роль в организационной деятельности.

IV. Системный подход Изначально появ. как общая теория, объясняющая все явления современного материального и нематериального мира. Основоположник - Спенсер.

"Истинные творцы" - А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи, Дж.Миллер. Последний определил следующие главные элементы системной модели организации:

· организация - упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени;

· О - как сложный процесс, осно­вой которого - все изменения матер. объектов и ин­формации;

· в О присутствуют подсистемы, составные части системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);

· в О возникают организационные отношения (по по­воду целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);

· в О протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.).

Основн. отлич. организ. от др. систем - наличие самостоятельных целей системы и сложной иерархической управленческой подсистемы.

V. Струк­турно-функциональный анализ Сильно развит в тео­рии организаций.

Основал к. функционализма - Дюркгейм (сформулировал проблему, связан­ную с функциональным разделением труда в организации), далее – Б. Малиновский и А. Редклифф-Браун (рас­сматривали общество как адаптив­ную систему, в которой все части служат удовлетворению потребнос­тям системы как целого).

Стр-ф. анализ: системная единица организации дб функциональной, вносить свой вклад в деят-ть по достиж. организационных целей, значит, способствовать адаптации системы в целом: повышать ее устойчивость, эффективность взаимодействия с другими организа­циями (адаптивная часть функции), осуществлять регуляцию внутрен­них связей и поведения отдельных частей системы (регулятивная часть функции). Если подразд. организации не выполняет функциональных требований то это подразделение следует считать дисфункци­ональным и реорганизовать.

"–" подхода: системы как статичные абстрактные модели, которые не анализируются в динамике. Следствие - возникновение ситуацион. теории.

VI. Ситуационный подход. (П. Лоуренс и Дж. Лорш). Осн. идея - во внешн среде выдел. типичн. ситуации и они объед. в блоки на основе сходных стратегий и действий руководителей. Гл. задача - распознавание ситуации, идентификация с типовым блоком и предвидение развития событий.

Внешняя среда мб однородной или разнород­ной, агрессивной или нейтральной, сплоченной или разобщенной и т.д.

Вывод Лоуренса и Лорша: от характеристик внешнего окружения (рыночной, производственной, информационной, научной и других сфер) зависят цели, структура, технологии и персонал организации.

 

СП7. Социоинженерные методы в структуре прикладной социологии

Прикладная социология – применение и приложение теоретических основ к практическим методам. Прикладная социология может быть инструментом для социологических реформ и социальной инженерии. Одна из функций прикладной социологии – социоинженерная, решение конкретных соц проблем путем реформ и методов достижения практической цели.

Термин СИ ввёл Поппер ("Открытое общество и его враги"). В СИ соединяются социологич. знания и методы и средства решения практических, управленческих проблем.

СИ - способ сознательного воздействия на процессы и структры организации социальных объектов с целью их практического изменения социологическими методами; способ нахождения эффективных путей, трансформации социологического знания в практические программы и решения по управлению соц. объектами.

В зависимости от характера объекта выделяют несколько уровней СИ:

1. Институциональный - изучение, проектирование и обслуживание социальных институтов.

2. Организационный - научное управление организациями различного типа.

3. Групповой - изучение и проектирование социальных отношений в группах (помощь проблемным группам, формирование формальных и неформальных групп).

4. Личностный - формирование и регуляция социального поведения личности, её адаптация и социализация.

Методов в СИ очень много, все стремятся к технологизации, ритмизации. Общие методические средства:

1) Мыслетехнические - ориентир. на выработку новых идей. Разделяются на эвристические (интуитивные) и системные (алгоритм Альтшуллера, технол. группового решения проблем).

2) Социотехнические - направлены на "выращивание" сплоченных групп и команд (тренинги, техники ведения переговоров и т.п.)

3) Психотехнические - оказывают помощь в самоактуализации человека, в умении общаться с другими (НЛП, психосинтез, гештальт-анализ).

4) Ср-ва смыслообразования и работы с человеческими ценностями - предназн. для содействия людям и организац. в профессиональном и личностном самоопределении, выработке стратегий (скрипт-анализ, методика мифологич. символизации).

5) Методологические средства - техника рефлексии, проблематизации, критики, схематизации, позиционного анализа.

6) Художественные средства.

7) Средства психофизич. саморегуляции - позвол. поддерживать высокий энергетический тонус участников.

Также методы СИ можно сгруппировать сл. образом:

1. Аналитические методы, основанные на системном подходе:

- морфологический анализ - предназначен для выработки широкого поля альтернатив решения проблем;

- алгоритмы Альтшуллера, Перлаки, Дудченко;

- метаплан - позволяет генерировать идеи и решения и создавать из них систему.

2. Эвристические - мозговой штурм, метод 635, "утопические игры", синектика, мифиологическая символизация.

3. Игровые (деловые, репрезентационные игры), инновационные, развивающие методы

СП6. Современное состояние и перспективные направления развития социологии организации

Социология организаций - дисциплина, изучающая объединения людей, построенные для соблюдения какой-либо цели.

СО - специальная социолого-управленческая дисциплина, объектом изучения которой являются специфические социальные образования - организации.

Факторы, превращ. СО в отдельную дисциплину:

- социализац. обществ. жизни (информационные и коммуникац. процессы становятся в один ряд с экономическими)

- глобализация (сверхмощн. организация и объед. людей)

- НТП

- изменение хар-ра мотивации к труду

- Объединение производителей и потребителей в рамках единой организации.

Исходя из этих факторов можно выделить и основные направления развития СО:

1) Теории мотивации. Изучает мотивацию людей к труду, способы её повышения. Основные подходы к проблеме: анализ потребностей челов., воздействие на него, совместные решения, совместное управление капиталом.

Основные понятия т. мотивации: потребность (осознанная нужда в чём-либо жизненно необходимом), мотив (поиск путей удовл-я потребностей), стимул (толчок к реализации).

2) Анализ социальных характеристик личности. Сегодня распространен подход анализа акцентуаций (ярко выраженных свойств характера), существует много их классификаций. Здесь необходимо выявить и сравнить формальную и неформальную структуру организации, чем они ближе - тем лучше.

Самый полный анализ орг-ции основывается на использовании: социометрии, анализа акцентуац., самоанализа участн., анализа внешней и внутренней стр-ры.

3)?? Анализ стилей работы и руководства. Стиль работы - устойч. хар-ки деятельности, в конечном итоге определяющие формы и методы управления. Есть несколько теорий, утвержд., что стиль работы зависит от:

- харизмы

- пассионарности

- темперамента

- особенностей характера

- "зрелости" исполнителя (готовности работать)

Признаки орг-ции: цели, обособленность, системность, специфическая культура, саморегулирование, устойчивость.

Существует множество определений организации, из которых обычно выделяются концепция организации как рациональной системы или системы, направленной на достижение цели.

Четыре основных направления в определении теории организации.

1. Ч. Барнард: организация — это вид кооперации людей, кото­рая отличается от других социальных групп сознательностью, предска­зуемостью и целенаправленностью. Барнард и его последователи рассматривали совместные действия людей, их кооперацию, а уже потом необходимость достижения целей.

2. Д. Марча и Г Саймона: организация —сообщество взаимодействующих индивидов, являющееся самым распространенным в обществе и содержащее центральную координирующую систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Это придает организации сходство с отдельным биологическим орга­низмом.

3. П. Блау и У. Скотт указывают на основную, по их мнению, характеристику сложившей­ся организации —для достижения специфических целей она должна быть формализована, т.е. обладать формальной структурой.

4. А. Этциони: организации — это социальные объединения (или человечес­кие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов.

Риторика про то, что организация - важная составляющая общественной жизни, вокруг нас одни организации.


СП8. Социальная инноватика: содержание и методы

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной среде, в которой он осуществляется.

Есть 2 основных типа нововведений:

1. Радикальные, т.е. открыващие новые практические ср-ва д/удовлетворения тех/иных потребностей и вносящие качественные изменения в способы человеческой деятельности.

2. Модифицирующие, т.е. обеспечивающие совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.

+3. Псевдонововведения.

Инновационная технология (ИТ) – система стандартных алгоритмизированных способов деятельности, операций и техник, характеризующихся простотой, тиражируемость, оперативностью, воспроизводимостью, специализированностью, направленностью на решение типовых задач определенного класса, нацеленная на успешное внедрение и использование какого-либо нововведения (и его оптимизацию).

Также это набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Есть несколько видов ИТ: внедрение, тренинг, консалтинг, аудит, трансферт, инжиниринг.

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приёмов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентир. на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Существует 2 формы ин-х технологий:

- программы, документы;

- реальные процессы разворачивающиеся с этими процессами.

Принципы иннов. метода:

1. Занимайтесь своими затруднениями и проблемами; Исследовательские средства: Диагностика (конкретных ситуаций и проблем), предметные исследования, системные исследования, техническое исследование, рефлексивное исследование.

2. Разрешайте свои проблемы вместе с другими; Процедуры: группообразование, организация позиционной динамики, организация сотрудничества, организация соревнования, использование конфликта в конструктивных целях.

3. Концентрируйтесь на содержании затруднения; Иссл. средства: техника сталкинга – стратегический контроль общественного поведения.

4. Прорывайтесь к действительному содержанию затруднений.

5. Выбирайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом. Иссл. средства: рациональные методы (метематические, компьютерные), Ассоциативные (мозговая атака, модерация), медитационные, контекстуальные (музыка, запах и пр.), опытно-практические(создание ситуаций), ориентированные на работу с подсознанием (гипноз), психотропные средства

В социальной инноватике, по-видимому, могут использоватся методы СИ. Методами социальной инноватики являются следующие:

- инновационная игра (метод исследования и развития организаций, самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников). Программа инновационной игры построена на принципах работы социальных технологов, вкл. следующие блоки: программа организации инновационных игр, технология группового решения проблем, техники мышления, программа групповой работы, программа организации дискуссий, программа организационного тренинга, программа социально-психологического тренинга и методика определения эффективности инновационных игр.

- мозговой штурм;

- метод 635 и т.п. (см. соцальную инженерию).


СП9 Оценочные исследования: основные принципы, типы и особенности организации

Прикладное исследование – исследование конкретных проблем в конкретном месте и времени с выработкой решений.

Оценочное исследование – определение эффективности отдельных программ, политик, деятельности; с опорой на методы социальных исследований позволяют выработать решения по оптимальной организации деятельности на всех ее этапах, а также получить информацию для разработки других программ.

Основные вопросы: Как это работает? Для кого и при каких обстоятельствах? Что работает/не работает? Что понимается под эффектом? Как это воспринимается и кем?

ТИПЫ ОС:

1.По стадиям исследования: оценка концепции элементов, оценка потребностей (разработка программы); оценка эффективности действий и их интерпретация (реализация); эффективность и последствия (Итог, эффективность)

2. По методологической позиции: стандарт (норматив), причина – следствие, изменени.

3. По целям: действия, эффективность, изменения, знания.

4. По методам: качественные, количественные, экспериментальные, вторичные, смешанные.

ПРИНЦИПЫ ОС:

1. Полезность – оценивание должно отвечать информационным потребностям предполагаемых потребителей.

- идентификация капиталодержателей, затронутых программой или заинтересованных,

- определение необходимой информации и способов ее получения,

- прозрачность отчета: подробное описание всех этапов и процедур,

- своевременность и доступность: предоставление отчета вовремя и всем, кто заинтересован,

- ясность возможности использования результатов

2. Учет возможностей – уверенность в реалистичнности проведения, продуманности процедур, соблюдении этических норм, экономичности.

- практичность процедур: уверенность в том, что вся необходимая информация будет получена при сведении ошибок к минимуму,

- жизнеспособность: уверенность, что при проведении оценки учтены интересы всех заинтересованных групп и все аргументы представлены полностью,

- Экономическая эффективность: информация получена без превышения ее стоимости.

3. Конфиденциальность – проведение оценки в соответствии с нормами закона и этики, соблюдение прав всех участников.

- официальное согласие: все участники должны быть официально уведомлены о своих правах и обязанностях,

- конфликты интересов: определение критериев на основе которых будут решаться конфликты участников в случае их возникновения,

- соблюдение прав: должны быть учтены все права участников, в т.ч. и на получение информации.

4. Точность – гарантия того, что информация получена при соблюдении всех норм исследования.

- документация: все процедуры должны быть описаны и представлены в соответствующих документах,

- анализ контекста: влияния на программу и влияние самой программы,

- подробное описание дизайна исследования,

- описание способов достижения валидности, релевантности и системности, как основных исследовательских принципов,

- описание способов анализа данных,

- представление отчетов по установленным формам.

Особенности организации: необходим анализ капиталодержателей, индикаторы осознанности социальной проблемы, оценка мероприятий и механизмов работы.

При анализе программ внимание может уделяться следующим компонентам: объект, предмет, основная цель, задачи,


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.