Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-03 | 313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В рамках изучения вопроса «Развитие креативного мышления различными видами творчества» актуальным является вопрос: «Какие качества личности должен и может развивать педагог в детях в рамках формирования творческих способностей, и какие средства педагогической поддержки для этого наиболее эффективны?».
П ервоначально отметим основные группы качеств личности, характеризующие творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis, 1995 г., с. 426):
§ Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
§ Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
§ Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
§ Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
§ Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
§ Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
§ Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
§ Чувство юмора – игривость.
§ Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
§ Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
§ Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
|
§ Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Помимо вышеперечисленных качеств, современные психологи указывают на то, что творчество/креативность требуют наличие еще одной характеристики личности:
Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
М ы отдаем себе отчет в том, что:
- сформировать все вышеперечисленные качества личности, характеризующие творческого/креативного воспитанника невозможно «одному» педагогу в рамках образовательно-воспитательного процесса;
- а так же, что данные группы качеств, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям, некоторые из них формируются только к концу окончания учебы в школе;
но определить возможные параметры развития творчества детей в своей направленности и сформировать качества приближенные к вышеуказанным параметрам, характеризующие творческую/креативную личность может каждый из педагогов. Подтверждает эту мысль и тот факт, что педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования наиболее эффективна, нежели в других образовательных учреждениях, поскольку именно здесь:
- используются возможности дополнительного образования по творческому развитию, позволяющие учитывать как индивидуальные возможности, так и возрастные закономерности развития творческого мышления детей;
|
- развивать творческое мышление, как в познавательной, так и в практической деятельности;
- сочетать коллективное и индивидуальное творчество детей;
- содержание и методическое обеспечение педагогической поддержки направлено на активизацию творческого мышления детей при развитии у них познавательных процессов;
- развитие творческого мышления начинается в период подготовки детей к школе и происходит при активном взаимодействии в образовательном процессе педагога, детей и родителей.
Т еперь обратим свое внимание на содержание деятельности ПДО. Какой уровень педагогической поддержки должен быть оказан ребенку, чтобы «на выходе» были сформированы творческие/креативные способности у детей, и умения их применять в нужной ситуации?
Д ля того чтобы креативность стала свойством личности, а не носила исключительно ситуативный характер, необходимы с одной стороны, систематические занятия в данном направлении, которые желательно начинать в раннем дошкольном возрасте, а с другой – создание творческой среды в семье и детском саду, учреждении дополнительного образования, школе через вовлечение родителей и педагогов в процесс развития творческого мышления детей.
Н еобходимыми условиями организации образовательно-воспитательного процесса ПДО, ориентированными на развитие творческих/креативных способностей воспитанников, выступают:
1. Организация ПДО познавательной и практической деятельности детей на занятиях, при которой учитываются как индивидуальные, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей (индивидуальная динамика развития творческого мышления у каждого ребенка, наличие периодов снижения творческой активности у детей, влияние факторов среды, связь творческого мышления с познавательными процессами).
2. Разработка содержания и методического обеспечения развития творческого мышления детей:
- Программа (как правило, состоящая из трех содержательных модулей: развитие познавательных процессов, творческого мышления, эмоционально-волевой сферы детей).
- Методы, активизирующие творческое мышление детей при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия, внимания памяти, воображения, мышления, речи.
- Система заданий с использованием развивающих игр и дидактического материала, методика диагностики творческого мышления, адаптированная к региональным и возрастным особенностям детей.
|
3. Формы взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательно-воспитательном пространстве учреждения, обеспечивающие творческое мышление детей:
- Индивидуальное собеседование с ребенком и родителями перед началом занятий.
- Проведение занятий в форме сказок, путешествий и др. активных игровых форм.
- Совместные занятия родителей и детей, или присутствие родителей на занятиях детей.
- Система «домашних заданий» активизирующих творческое мышление всей семьи.
- Проведение в течение учебного года серии творческих мероприятий.
- Групповые тематические занятия для родителей с привлечением узкоспециализированных специалистов (педагога-психолога).
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!