Понятие и признаки мышления. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие и признаки мышления.

2018-01-03 346
Понятие и признаки мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Опоследованность

- предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению.

Обобщенность

- представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними.

Целенаправленность и произвольность

- всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация, требующая мыслительной деятельности для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.

Конкретно-действенное - направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Практическое - техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.

Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

 

Развитиемышления.

У ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.Развитие мышления ребенка осуществляется в его предметной деятельности и общении.

В своем развитии мышление проходит разные формы:

1. Наглядно-действенное мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

2. Наглядно-образное мышление. Возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости

3. Словесно-логическое мышление

Формы абстрактного мышления.

Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения.

Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков.

Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение.

23. Личность и ее психологическая структура. (в тетради)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.