Вопрос 22. Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вопрос 22. Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.

2018-01-03 734
Вопрос 22. Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под режимом взаимодействия власти и общественного мнения будем понимать обобщенную характеристику меры его реальной включенности в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами. Нетрудно заметить, что основанием, на котором построено введенное понятие, является тип отношения институтов власти к общественному мнению (а не наоборот).

Система критериев, на основании которых различаются между собой отдельные режимы взаимодействия:

Критерий I. Демократичность системы выборов и избирательных законов на различных уровнях.

Если избирательный закон не демократичен и на основании каких-либо признаков (пола, расы, национальности, имущественного ценза, ценза оседлости и т.п.) дискриминирует отдельные группы населения, то они тем самым автоматически исключаются из числа активных субъектов общественного мнения при выполнении важнейших его политико-управленческих функций. Эти функции выполняют соответствующие оценки и волевые проявления только допущенных в политическую сферу общностей. Мнение последних, выдаваемое за общественное, на деле таковым не является.

Критерий 2. Характер законодательной закрепленности роли общественного мнения.

Когда законодательная ветвь власти определила перечень вопросов, которые не могут быть решены иначе, чем через апелляцию к общественности, приняла закон о референдуме, посредством системы нормативных актов конституировала место массовых социальных оценок в принятии общезначимых решений, она тем самым существенно ограничила произвол власти исполнительной. Если эти условия не соблюдены, общественное мнение, очевидно, будет играть более зависимую роль, режим его функционирования будет далек от благоприятного.

Критерий 3. Наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода их выражения.

в конкретном государстве свобода выражения любых мнений, и, прежде всего, оппозиционных власти и негативных по отношению к ней, может быть большей или меньшей. Различен и диапазон потенциальных каналов выражения мнения — от публичных через средства массовой информации, митинги и массовые мероприятия до конспиративных. В зависимости от меры проявления этой свободы реализуется тот или иной режим взаимодействия власти и общественного мнения.

Критерий 4. Характер протекания дискуссий общественности и власти.

Если такие, неизбежна дискуссия, явная или скрытая, между сторонами. Власть в ней всегда выступает активным субъектом, тогда как общественное мнение может быть и активным и пассивным субъектом, и, наконец, просто объектом властного воздействия. настоящий критерий характеризует сам процесс его взаимодействия со структурами власти. Чем в большей степени общественное мнение выступает в роли полноценного субъекта дискуссии, тем о более благоприятном режиме его взаимодействия с властью можно вести речь.

Критерий 5. Частота, предметный и объектный ареал обращения власти к общественному мнению. отражая меру внимания органов власти к реакциям общественности. Чем выше частота обращений, шире их предметный и объектный ареал, тем больше потенциальная возможность общественного мнения полноценно реализовывать свои функции. Постоянные апелляции к массовым заинтересованно-оценочным суждениям могут быть лишь частью так называемой “public policy” (публичной политики) власти, даже самой авторитарной, своеобразным ее камуфляжем. Принимаемые при этом решения будут никак не корреспондировать с общественным мнением, а наоборот, в корне противоречить ему.

Критерий 6. Характер, предметный и социальный ареал включения реакций и оценок общественного мнения во властные решения.

реальный результат реакции органов власти и управления на оценки и предложения общественности. Чем в большей степени в практическую политику властных структур по поводу разрешения какой-либо конкретной проблемы, затрагивающей общественные интересы, включены массовые социальные оценки, тем более партнерским будет тип режима взаимодействия власти и общественного мнения.

последний, критерий 7 — наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа общественного мнения.

К числу необходимых компонентов в структуре данного критерия относится и наличие более или менее надежного методологического, методического и организационного аппаратов по изучению и выявлению массовых социальных оценок. сама возможность и, тем более, эффективность включения общественного мнения в управленческие и политические решения в значительной степени определяется не только законодательством и конфигурацией внешних социально-политических условий, но и точностью и адекватностью измерения реакций общественности. Если здесь допущены отклонения, искажения, ошибки, то вряд ли можно говорить о режиме полноценного функционирования общественного мнения.

Соответственно, выделяют типы государств:

- Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур;

- Режим игнорирования общественного мнения;

- Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению;

- Режим сотрудничества (взаимореализации);

- Режим давления общественного мнения на власть;

- Режим диктатуры общественного мнения.

 

Социальное управление, следовательно, есть сознательное воздействие людей на общественную систему и ее отдельные звенья на основе познания объективных закономерностей и тенденций развития для обеспечения оптимального функционирования и регулирования системы при согласовании интересов настоящего и будущего.

социально-политические – единство экономического и политического управления; сочетание государственного и общественного управления; развитие демократии и вовлечение широких масс в управление; формирование и учет общественного мнения; сопряжение общественных и личных, общегосударственных и местных интересов;

организационно-административные – взаимосвязь общегосударственного (федерального), регионального и местного управления; объективность, полнота и оперативность информации; планирование и прогнозирование; рациональная организация аппарата управления и управленческого труда; сочетание коллегиальности, единоначалия и личной ответственности; проведение кадровой политики по признакам профессионализма, деловитости и высокого нравственного долга; гарантия законности; контроль исполнения.

Следование названным и другим принципам социального управления зависит от объективных условий и субъективных факторов, которые изменяются в ходе развития общества. Остановимся на этом подробнее.

***

• Любой орган государственной власти может обеспечить эффективное управление, когда правильно выражаются чаяния народа, наглядно проявляющиеся в общественном мнении (концентрированном выражении различных форм общественного сознания путем конкретной социально-психологической оценки явления, поведения личности, групп и коллективов).

Потребность в формировании и учете общественного мнения возникает не только по решенным, но в большей степени нерешенным вопросам. Разумеется, это необходимо и возможно, когда речь идет о кардинальных, перспективных задачах, требующих широкого обсуждения.

Действенность общественного мнения тесно связана с активным участием самой общественности в его реализации. Иначе говоря, всегда должно соблюдаться диалектическое единство общественного мнения и общественного действия.

• Демократическое и эффективное управление общественными процессами предполагает умение правильно оценивать многообразие интересов, находить меру соединения личных интересов с общими, определять степень их соподчинения, намечать пути преодоления возможных несовпадений между ними.

Проблема гармонизации интересов в условиях многонационального государства охватывает также национальные отношения. Поэтому одним из основных принципов социального управления является всестороннее сочетание национальных (местных) и общегосударственных интересов во всех сферах общественной жизни. Негативные последствия малейшего игнорирования этого принципа подтвердились опытом СССР, Российской Федерации, Югославии и других стран.

• Одним из исходных в социальном управлении является принцип объективности, полноты и оперативности информации. Информационные процессы присущи всем управляемым системам. Поэтому одна из бурно развивающихся отраслей современной науки – теория информации.

На основе рационального использования различных видов и источников информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и каждой сфере управления. При этом всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества.

Интенсификация и оптимальная организация информационной службы составляют основу прогнозирования и планирования, основными требованиями которых являются единство политического, экономического и социального планирования и прогнозирования; соединение отраслевого и территориального планирования; непрерывность планирования; сочетание текущего и долгосрочного планирования, централизованного регионального и местного планирования.

• Эти требования в полной мере относятся к прогнозированию и планированию процессов управления, в которых важнейшее значение имеет рациональная организация аппарата управления и управленческого труда. Последняя предусматривает взаимосвязь территориального, производственно-отраслевого и функционального принципов в построении системы органов управления; обеспечение их стабильности и динамичности; сохранение объективно присущих общественных функций при создании новых органов и реорганизации старых; постоянное их упрощение и удешевление.

Соблюдение этих условий связано также с обязательным учетом особенностей управления разными сферами жизни общества, спецификой функций органов управления, территории и состава населения, состояния кадров, уровня культуры и политической активности граждан, исторических традиций и опыта государственного строительства, уровня развития науки, техники и т.д.

 

Вопрос 23. Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт, взаимодействие с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными и др.).

Что касается сферы проявления общественного мнения - это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм.

На формирование оценок, которые будут определять общественное мнение, может влиять множество факторов, как личного, так и социального характера. Сюда могут входить возраст, физическое и психологическое состояние, профессиональные и интеллектуальные способности индивида, культура, в которой вырос человек или функционирует организация, политическая и экономическая среда, уровень жизни и образованности в той или иной стране, социальный статус индивида или социальная значимость компании и т.д.

В зависимости от условий, складывающихся в конкретный исторический момент, индивидуальные оценки и общественное мнение может меняться от нейтрального до восторженно положительного или резко отрицательного.

Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", т.е. "власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия". Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.

 

Факторы:

Управляемые:

1) Степень демократичности общества

2) Политический режим

3) Уровень развития массового сознания

4) Степень внешнего влияния

5) Дозирование информации, поступающих через Сми

Неувпрляемые: слухи, сплетни


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.