Вопрос 4. Основные аспекты изучения общественного мнения в западной социологии в XX веке (влияние психологических факторов, публичной сферы, стереотипов на формирование общественного мнения). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос 4. Основные аспекты изучения общественного мнения в западной социологии в XX веке (влияние психологических факторов, публичной сферы, стереотипов на формирование общественного мнения).

2018-01-03 919
Вопрос 4. Основные аспекты изучения общественного мнения в западной социологии в XX веке (влияние психологических факторов, публичной сферы, стереотипов на формирование общественного мнения). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хабсрмас в своих работах указывает, что его взгляды являются развитием тех положений, которые были сфор­мулированы еще в XVIII в. В их основе — понятие обще­ственная ^гласность, открытость, с помощью которых предполагается преодолеть изолированность абсолютной монархии, сделать ее идеологию понятной массам. Ха- бермас прямо говорит, что его концепция рассчитана на то, чтобы сохранить господствующий частнособственни­ческий хозяйственный механизм.

Публика, согласно Хабермасу, — это не народ, не мас­са* не большинство населения, не «все»; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе и пивных, в салонах и на страницах газет; она состоит из образован­ных слоев населения, владеющих собственностью. Они считают себя носителями истины, которая должна быть признана всеми. Основная задача их резонерствования состоит в том, чтобы «законным образом» устранить про­тиворечия в интересах существующего государства и бур­жуазного общества.

Хабермас отмечает, что в настоящее время не найти политического обоснования буржуазной общественности и гласности, которые нужно оставить в структуре обще­ственного мнения. Поэтому-то понятие «общественное мнение» и является таким популярным — в нем видят возможность сохранения того, что не удается осуществить пол итически м и средствам и.

Нет ничего удивительного в том, что понятие «обще­ственное мнение», по Хабермасу, имеет прямое отноше­ние к понятиям «право» и «политика». В самом деле, если общественное мнение является сознательным рассужде­нием образованной публики, то оно должно в первую очередь укреплять господство буржуазии, оправдывать прак­тику применения права и политики буржуазии. Это влия­ние общественного мнения подкрепляется тем, что судьи и административные чиновники подбираются из «образо­ванных сословий». Опираясь на существующие законы, эти чиновники вместе с тем «освящают» права и политику буржуазии общественным мнением.

Сам Хабермас понимаемое таким образом обществен­ное мнение называет «либерально-буржуазным». Его субъектом, напоминаем, является группа частных лиц, которые имеют возможность открыто судить и объединя­ются в «публику» благодаря владению собственностью и своей образованности. Между публикой и общественным мнением находятся мораль и право. Они угверждаются разумом. Это позволяет апеллировать к нему, делая насто­ящий субъект анонимным. Апелляция сверху оценивает­ся как свобода прессы, а снизу — как всеобщая доступ­ность, которая на самом деле ограничена барьерами част­ного владения.

Провозглашаемая таким образом мораль отличается от общечеловеческой морали. Кто несогласен с резонерст­вующей публикой, тот объявляется общественным мне­нием не просто отступником от нормы, но очень плохим человеком или даже при го м.

Политическая сущность концепции Хабермаса ясна. Общественное мнение он рассматривает как инструмент в руках господствующих классов. Собственно, он и не скры­вает этого, когда дает определение «публика» буржуазии, за которой сохраняет право судить и объяснять происхо­дящее в обществе. По Хабермасу, общественное мнение является всегда официальным, т.е. таким, которое выра­жается в прессе, в других официальных источниках ин­формации.

Вторая концепция общественного мнения принадле­жит Н. Лумапу. Исходный пункт его рассуждений — отри­цание любого субъекта общественного мнения. Луман многократно утверждает в своих работах, что обществен­ная доступность и гласность предполагают сразу несколь­ко тем, которые могут быть в центре внимания процесса коммуникации. Но одновременно коммуницировать с несколькими темами невозможно, требуется выбрать ка­кую-то одну. Нужно внимание, которое бы определяло, осуществляло этот выбор и делало возможным обсужде­ние темы с незнакомым человеком в пивной или на улице. Именно эта тема и составляет содержание общественного мнения. Однако Луман признает, что одного внимания недостаточно для формирования общественного мнения. Он преодолевает это препятствие утверждением, что темы живут в обществе своей жизнью, их распространение под­чиняется своим, особым закономерностям. Тем самым общественное мнение, по Луману, привязывается не к от­дельным индивидам, не к состоятельному сословию, как у Хабермаса, а к темам.

По мнению Лумана, такой подход к общественному мнению имеет ряд преимуществ. Он позволяет говорить обо всех людях одинаково, как если бы между ними не су­ществовало каких-либо различий. Общественное мнение, по Луману, охватывает всех, и перед ним все равны. Далее, Луман демократично увязывает различия в обществен­ном мнении с различиями между темами. Одно дело, го­ворит он, судить об инфляции, а другое — об инфляции, которая приносит ущерб пенсионерам. Взгляды могут быть противоположными, но общественное мнение их упорядочивает, не давая оценки, что и является, согласно Луману, выражением либеральности.

Имеет ли общественное мнение юридическую силу, это зависит от принятия решения, основывающегося на внимании индивида к теме. Если что-то не привлекает внимания людей, то и общественного мнения на соответ­ствующую тему опасаться не нужно. Если же имеет место усиленное внимание к чему-то, то это означает рассогла­сование системы права. Средняя степень внимания — вот что является наиболее важным для исследователя.

Когда тема и мнение о ней не совпадают, тогда, по Лу­ману, возникает так называемое манипулирующее мора­лизирование. Например, темы «разрядка» и «запрет на профессию» не нашли однозначного выражения и не все­ми понимаются одинаково. Сторонники одного мнения отличаются от сторонников другого мнения. Между ними возникает конфликт и может происходить борьба, в ре­зультате чего высказанные мнения одних будут порож­дать неодобрительную реакцию со стороны других, которые станут оказывать давление на своих противников. По­этому нет никакого нейтрального мнения, оно так или иначе связано с оценками. Мнения имеют непосредствен­ное отношение к праву, а следовательно, и к поведению людей. Долговременные мнения порождают бытующие длительный период приспособительные формы поведе­ния людей, освященные правом.

В концепции Лумана делается акцент на содержании общественного мнения — этим она отличается от концеп­ции Хабермаса и других исследователей. Однако «тема» Лумана отрывается от субъекта, ее творца, в результате че­го его концепция абстрактна. Общественное мнение он объясняет индивидуалистично — через внимание, — при­нижая тем самым социальную сущность общественного мнения. Сказанное относится и к трактовке Луманом дру­гих аспектов общественного мнения.

Оригинальную концепцию общественного мнения, широко распространенную ныне в Германии и других странах, создала, как мы уже говорили, Э. Ноэль-Нойман. Она представляет собой статистическо-психологическое направление в исследовании общественного мнения, опи­рающееся на демоскопию.

Демоскопия — наука статистическая, поэтому она предполагает наличие количественных данных, между ко­торыми усматриваются различия. В частности, утвержда­ется различие между общественным и обыденным, здра­вым и нездравым мнением. В принципе для демоскопии остаются неразличимыми мнения массы и публики, дру­гих сообществ людей, поскольку она оперирует количест­венными величинами.

Критики демоскопии многократно обвиняли Э. Но­эль-Нойман за то, что она не учитывает качества мнений. В ответ на это исследовательница заявляла, что для нее все люди равны, что демоскопия исходит из признания ра­венства всех граждан. В своих работах демоскопы как бы делают срез определенного множества мнений. Однако и данное положение подвергается критике за то, что при та­ком подходе нельзя составить прогноз развития или фор­мирования общественного мнения. На это обвинение Но­эль-Нойман ответила своей теорией «спирали молчания». Вот как она поясняет эту теорию.

В обществе существует два источнику, порождающих общественное. мнение. Первый — это непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобряются ли те или иные действия, явления, заявления и т.п. Второй источник — средства массовой коммуникации. Они по­рождают так называемый дух времени — другое понятие, служащее для обозначения тематики общественного мне­ния, которая сохраняется в течение длительного времени. Этот «дух» влияет на установки и поведение индивида. Формирование общественного мнения происходит благо­даря установкам, цель которых особо подчеркивал еще в 1922 г. американский журналист-социолог Липман в своей книге «Общественное мнение». Липман полагал, что каждый человек регулируется, детерминируется через ус­тановки, определяющие, что он видит, слышит, как он ин­терпретирует окружающее, что является важным для лич­ности. Они составляют механизм «селективного восприя­тия» — понятия, которое широко использовал другой аме­риканский исследователь, П. Лазарсфельд.

Средства массовой коммуникации должны обладать публицистическим многообразием, т.е. давать возмож­ность «поведать миру» разные точки зрения и мнения. Э. Ноэль-Нойман отмечает, что в недалеком прошлом в ФРГ и других западных странах телевидение, например, находилось под контролем властей, равно как и другие электронные средства информации. Теперь этот конт­роль сверху ослаб, но его должны осуществлять сами журналисты.

Если это так, то откуда может возникнуть многообра­зие в содержании средств массовой коммуникации (СМК)? Так ставит вопрос Ноэль-Нойман и дает на него следующий ответ: причиной этого является разнообразие политических ориентации у представителей журналист­ского сословия. Но они должны считаться с законополо­жениями «сверху», которые в ФРГ вообще-то не отменены. Верховный конституционный суд этой страны так опреде­лил предназначение средств массовой коммуникации, в частности телевидения: они (СМК) служат для распрост­ранения информации, формирования мнений, контроля, а также для развлечения и назидания. При этом все долж­но осуществляться в легально принятых демократиче­ским населением рамках.

Все вышесказанное составляет как бы предпосылки те­ории «спирали молчания». Конкретно суть ее заключается в следующем.

В свое время в ФРГ дискутировался вопрос о «восточ­ной политике» канцлера Аденауэра. Тот, кто был убежден в правильности новой восточной политики, чувствовал, что его мнение разделяется всеми. И он выражал его громко, с чувством уверенности и с искренним убежде­нием в своей правоте не стеснялся высказывать собст­венные взгляды. Те же, кто отвергали новую восточную политику, чувствовали себя в одиночестве, замыкались и сохраняли молчание. И такое их поведение, по мнению Э. Ноэль-Нойман, приводило к тому, что первые казались сильнее, а вторые — слабее, чем это было на самом деле. Наблюдая за окружающими, одни получали под­держку и начинали еще громче высказывать свое мне­ние, а другие все больше замыкались и не подавали го­лоса. И спираль эта все больше закручивалась. Такое по­ложение точнее можно назвать «спиралью молчания». Основанием для молчания являлась боязнь оказаться в изоляции, и эта боязнь выступает как та движущая сила, которая запускает спираль молчания.

С точки зрения спирали молчания Э. Ноэль-Нойман объясняет многие явления общественной жизни. Так, на­пример, общезначимость, гласность, но ее мнению, — это такие состояния, когда индивиды не хотят себя изолировать и терять свое лицо. Если же кто-то выражает иное мнение, чем провозглашенное во всеуслышание и ставшее общезначимым, то гласность, общезначимость выступают в виде позорного столба и служат весьма дей­ственным способом наказания. Отсюда вытекает один очень важный момент в определении общественного мнения: оно не просто морально значимо, не просто оп­ределяет поведение, не только объединяет людей в сооб­щество; оно имеет социальное измерение — его можно безбоязненно высказать гласно перед общественностью, не испытывая страха быть изолированным от сообщест­ва, выглядеть смешным.

Группы или лица, желающие завоевать общественное мнение, должны позаботиться о том, чтобы их позиции, их взгляды были приемлемыми для других людей и не приводили к изоляции. Естественно, что борьба мнений —это борьба нового со старым, но при этом важно знать, на что нужно ориентироваться, чтобы выиграть в ней, с од­ной стороны, и не порождать «молчаливого большинст­ва» — с другой. Нельзя заблуждаться в оценке отношения людей к тому или иному мнению на основании слуховых и зрительных впечатлений. Когда какое-то мнение рас­пространится и будет принято большинством, тогда мож­но ожидать, что оно получит и законодательное закрепле­ние.

Э. Ноэль-Нойман отмечает, что общественное мнение поддерживается правом, но оно может использовать по­следнее как свой инструмент. Поэтому общественное мне­ние определяет применение права через тех лиц, которые могут принять решение, поскольку они считаются с ним. Эти лица, как и все, тоже находятся под страхом изоляции и в рамках права выбирают такой способ поведения, кото­рый не привел бы их к этой изоляции.

Первое издание своей книги но общественному мне­нию Ноэль-Нойман назвала «Спираль молчания. Наша социальная кожа». Спрашивается, при чем тут «социаль­ная кожа»?

Сам автор вторую часть заголовка книги объясняет так. Социальная кожа означает, что общественное мнение не­отделимо от нас, как и наша естественная кожа. Социаль­ная кожа восприимчива к боли, к внешним воздействиям и обращена наружу, чтобы реагировать на них.Тем самым она тоже напоминает естественную кожу человека. Поэто­му, полагает Э. Ноэль-Нойман, мы точно знаем, что такое общественное мнение. Чего мы не знаем, так это того, что общественное мнение охватывает и как бы отграничивает

По Липману. Подлинная общественность (public) в основе своей — это со-общество (community), сложившееся, как все подлинные со­общества, на основе определенных общих целей и поддерживае­мое традициями, мифами и ритуалами, являющимися продуктом общей истории. Люди как таковые не являются общественнос­тью. <...> У людского мнения отсутствует то цементирующее начало, которое обеспечивают только время и традиции. Люд­ское мнение — это находящийся в постоянном движении поток, то появляющийся, то исчезающий, подобно морской пене»1.

Это разведение текучего поверхностного суждения (люд­ского мнения) и общественного мнения у Нисбета восходит к оценке Липпмана, который писал: «Допускается, без достаточ­ных обоснований, что мнения Людей как избирателей можно понимать как самовыражение Народа как исторической об­щности. Ключевая проблема современной демократии заклю­чается в том, что это допущение ложно. На избирателей нельзя полагаться как на тех, кто представляет Народ... В силу разли­чия между Людьми как избирателями и Народом как объеди­ненной нацией, избиратели не имеют права утверждать, что их интересы совпадают с общественным интересом. Превалирую­щее большинство избирателей — это не Народ».

Именно это различие между общественным и людским (популярным) мнением2 составляет внутренний стержень дис­куссий о компетентности общественного мнения, который обрастает разными смыслами на разных этапах его анализа. Книга Уолтера Липпмана «Общественное мнение» принадле­жит к одному из первых больших исследований на эту тему.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.