Тема 3. Социальная диагностика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 3. Социальная диагностика

2018-01-03 805
Тема 3. Социальная диагностика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я – некто вроде библиотекаря, а Вы хотите выбрать книги. Пока я не узнаю, какой предмет Вас интересует, я не буду знать, на какой полке или в каком каталоге его искать.

Т. Зац

 

– Сегодня я убила пять мух, – сказала Ф. Раневская. – Двух самцов и трех самок.

– Как Вы это определили?

– Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале.

Ф. Раневская

 

1. Понятие “социальная диагностика”.

2. Современные модели социальной диагностики.

3. Способы диагностики.

4. Типичные ошибки социальной диагностики.

 

1. Диагностика закладывает основы оказания помощи клиенту социальной службы. Она – исторически один из первых способов вмешательства в социальной работе. Диагност всегда сталкивается с множеством проблем, норм, мер. Ф.Д. Горбов, отбиравший первых космонавтов, приводил такой наглядный пример. Чемпион мира одолеет 100 метров за 10 секунд. Любой здоровый человек пробежит эту дистанцию за 20 секунд. Значит, он отличается от чемпиона не более чем в 2 раза. А во сколько раз отличается умный от дурака, здоровый от больного? Нет ответа. На вопрос: “А как же ты осуществлял отбор?”, Ф.Д. Горбов отвечал, что для него главным было не то, как кандидат пройдет огонь и воду – здесь все претенденты были примерно равны, их качества выявлялись по ходу подготовки. Важнее, как он выдержит медные трубы, каким он станет по возвращении. Это уже не просто профотбор, это искусство.

Диагностика деликатных ситуаций (например, переживание утраты, супружеские конфликты) требует большого такта. Отвечая на вопросы, клиент порой делает вывод, что в его поведении специалист ищет ошибки и собирается его критиковать. Предупреждение подобного – постоянная обратная связь на основе сбора данных и их анализа. Клиент должен знать, какие факты установлены, какая информация окончательная и способна служить основой для изменений.

Трудности диагностики усугубляются и тем, что люди склонны охранять свою внутреннюю территорию от постороннего вмешательства, используя при этом разные способы защиты: от прямого отказа до обмана, надевая на себя маски, проигрывая те или иные роли. Несмотря на то что клиент социальной службы, как правило, заинтересован в диагностике, цели при этом он может ставить разные: от “познать самого себя” до обмануть себя или диагноста. Причем последнее, как предполагает В. Зинченко, удается чаще[28]. Войти в ситуацию клиента, влезть в его шкуру – задача чрезвычайно трудная, хотя и не вовсе безнадежная. Ее можно решить, съев с человеком пуд соли… Правда, практическая ценность такого метода диагностики, констатирует В. Зинченко, равна нулю[29].

Социальная диагностика нужна, но профессиональная. Никакие запросы практики не оправдают непрофессионализм. В этой связи важно четко определить, что подлежит диагностике, а что не подлежит: особенности ситуации клиента, его индивидуальные свойства и качества – да, его личность – нет. Не менее важно определиться и с трактовкой самого понятия “ социальная диагностика ”, уже в силу того что наука оперирует предметами и понятиями. Подчеркнем, что в социономии сложился ряд подходов к определению этого понятия. Оно используется и как обозначение сути социономической деятельности (диагностическая модель социальной работы), и как одна из функций социальной работы, форма социальной технологии. Диагностика социальная в широком смысле слова – это изучение социальных потребностей, в социальной помощи в том числе. В нашем случае – это метод социальной работы. Причем и существующие трактовки понятия “метод социальной диагностики” зависят от позиции специалиста. Так, и практик, и исследователь могут использовать данный метод, но его целевое назначение будет различным. Если при решении исследовательских задач диагностика – средство развития науки и клиент может быть включен или исключен из выборочной совокупности, то при решении практических проблем, наоборот, метод науки – средство обеспечения развития данного конкретного клиента или его ситуации. С позиции практика социальная диагностика – это процесс получения информации о состоянии клиента, его ситуации. Заметим, кстати, что некоторые специалисты по социальной работе отказываются от использования самого термина “диагностика” в силу его медицинского происхождения. Так, например, М. Сипорин, А. Пинкус, А. Минахан оперируют понятием “оценка”, под которой подразумевается “дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи”[30]. Оценка предполагает сбор данных о клиенте и условиях его жизни, а также анализ информации, необходимой для разработки плана помощи. Как пишут А. Пинкус, А. Минахан, содержание оценки любой проблемы включает в себя:

– выявление и фиксирование наличия проблемы;

– анализ динамики социальной ситуации;

– определение целей и мишеней действий;

– разработку задач и стратегии;

– стабилизацию усилий по достижению перемен[31].

Причем первым шагом в оценке проблемы является обеспечение четкого и ясного заявления о ее наличии и о представлении этой проблемы на рассмотрение социальным работником. В этом контексте полезно дать определение сущности проблемы как социальной ситуации или социального условия, социальных обстоятельств, рассматриваемых как нежелательные. С этой точки зрения никакая проблема не является таковой в самой себе. Когда ситуация рассматривается как проблема, надо осознать, а также принимать, что она уже кем-то определена и оценена как неприемлемая. Если мы согласны с таким определением, то проблема представляется как сочетание в едином целом трех различных частей:

1) социальные условия и общественная ситуация;

2) люди, которые расценивают социальные условия или общественную ситуацию как нежелательную;

3) причины или обоснования их такой оценки[32].

Воспользуемся примером авторов “Практики социальной работы”, продолжая анализ понятия социальной проблемы. Ученые, имеющие многолетний опыт преподавания практического курса социальной работы, рассматривают ситуацию, в которой несколько подростков-старшеклас-сников бросили школу и, не работая, бесцельно проводят время на углу улицы. Для местных торговцев их поведение нежелательно, потому что присутствие на улице бездельно шатающейся молодежи отпугивает потенциальных покупателей. Родители молодых людей расценивают их поведение как проблему потому, что чувствуют, как отрицательно скажется поведение детей на общественном мнении об их родителях. Местные правоохранительные органы озабочены тем, что бесцельное времяпровождение молодежи может обернуться актами вандализма и тому подобными вредными действиями. Социальный работник территориальной социальной службы определяет поведение молодежи как проблему потому, что она бесцельно тратит свои потенциальные способности и дает плохой пример другим молодым людям. А подростки сами могут расценивать собственное поведение как проблему потому, что им скучно и они не могут найти работу[33].

Таким образом, формулируя заявление о наличии определенной ситуации, социальный работник должен учитывать три составных элемента, характерных для любой ситуации: социальные обстоятельства и поведение в этих обстоятельствах, вызывающее отрицательные оценки; людей, дающих такие оценки; основания для таких оценок.

Важно заметить, что описание ситуации и оценка ее нередко переплетаются. Заявления типа “Обо мне никто не заботится” – не описание социальной ситуации, а оценка или суждение, накладываемое на нее. Социальный работник не может ограничиваться такими заявлениями, он должен найти объективные факторы, из которых складывается данная ситуация: в чем именно нуждается человек, о котором никто не заботится? Как именно он пытался привлечь внимание к своим нуждам? Что отвечали на его просьбы те, к кому он обращался за помощью?

При изучении социальной ситуации клиента рекомендуется начать с выявления и уточнения тех людей, которые были вовлечены в эту ситуацию или оказались пострадавшей стороной. Это вместе с тем – первый шаг для выявления потенциальных клиентов, действия или системы мишеней. Затем специалисту необходимо уточнить причины, по которым люди оценивают ситуацию как проблему. На социальные ситуации смотрят как на проблемы по многим причинам. Нарушение социальных норм и ценностей – девиантное поведение – часто называется как причина обращения за помощью. Плохие жилищные условия, низкий уровень жизни, нехватка учреждений социального обслуживания также нередко определяются как соответствующие причины.

Зачастую бывает не одна, а несколько причин, по которым на ситуацию смотрят как на проблему. Более того, одна и та же в одно и то же время ситуация воспринимается по-разному в разных системах и подсистемах: одним представляется как проблема, другим – нет. Люди, которые просят специалиста помочь другим, нередко совсем иначе оценивают социальную ситуацию, нежели те, кто в нее непосредственно вовлечен. “Посторонние зеваки в судебном заседании смотрят на ситуацию, в которой находится подсудимый, совсем иначе, чем он сам”, – постулируют А. Пинкус и А. Минахан[34]. Более того, в нашей жизни нет ничего такого, даже на уровне таких потребностей, как еда, одежда, манера поведения, в чем наши взгляды не расходились бы. “У нас нет единого мнения даже относительно того, плохо это или хорошо, что существует такое разнообразие мнений”, – констатировал в свое время К. Манхейм[35].

Соционом не может рассматривать проблему как нечто личностно-индивидуальное, она характеризует отношения разных людей друг к другу. Люди привычно принимают как проблему обязанность поддерживать нормальные отношения с окружающими: с мужем, женой, другими людьми и организациями. Соционом для клиента – такая же проблема, как и все окружающие. Но если соционом с такой же позиции начнет смотреть на клиента, он может попасть в ловушку наклеивания ярлыков в процессе оценивания ситуации, начнет искать виновников там, где объективные явления существуют независимо от воли и желания людей. Разумеется, это не означает, что отдельный человек не может быть определен как “мишень” для воздействия в целях достижения перемен частного или общего характера в его поведении. Но это не одно и то же, как оценивать предполагаемую вину человека вместо выяснения вопроса о том, виноват ли он вообще. Избежать такой ошибки легче, если помнить данное ранее определение социальной проблемы как социальной ситуации, условий или обстоятельств, воспринимаемых людьми как нежелательные.

Стартовым пунктом формулирования заявления о сути проблемы –презентации проблемы – является то, что часто воспринимается как причина, которая и привела к взаимодействию между клиентом и социальным работником. В случаях, когда инициатором взаимодействия был клиент, соционом презентирует проблему в его формулировке.

С момента презентации проблемы соционом изучает объем и размеры проблемы: ее характер и размах, как она ощущается и оценивается причастными к ней и вовлеченными в нее индивидами и группами, какие задачи ставит она перед вовлеченными в нее людьми, как они справляются с этими задачами и каких ресурсов для этого не хватает. Оценке подлежат также неотложность и серьезность проблемы. Неудовлетворенные потребности или переживаемые обстоятельства могут представлять опасность и требовать немедленного вмешательства.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что, как правило, диагностика определяется как поиск ответа на следующие вопросы: проблема, ее причины, другие существенные взаимосвязи (ряд факторов, усугубляющих или смягчающих данную проблему, но не являющихся ее непосредственными причинами), возможности клиента в отношении решения проблемы и, наконец, предполагаемые направления дальнейших действий. Постановка диагноза включает в себя сбор и анализ информации о клиенте, его ситуации, беседы с клиентом, другими участниками ситуации, в ряде случаев не входящими в ближайшее окружение клиента.

Диагноз проблемы клиента не включает работу по ее решению. Диагноз может даже привести к заключению, что проблему нельзя решить или решение ее не оправдает затраченных усилий. Важно иметь в виду и другое: на практике часто трудно или неуместно строго разграничивать и проводить линию между диагностикой и следующим этапом или способом оказания помощи клиенту, например терапией. Поэтому операции, которые четко разделены в нашем тексте по методическим причинам, на практике следует осуществлять прагматически, исходя из соображений эффективности для клиента в данном конкретном случае. Порой само присутствие специалиста, задаваемые им клиенту вопросы приводят к изменениям в поведении клиента. Можно даже не говорить, что делать, а просто задать вопрос, и человек осознает, что имеется альтернативный путь движения к заданной цели.

Диагностика – не формальная процедура. Подключая клиента к данному процессу, специалист стремится выявить характер и суть его проблемы, потребности, мотивацию клиента, определить ресурсы, имеющиеся у него и его окружения. Проблема уточняется по мере достижения согласия между специалистом и клиентом относительно цели их сотрудничества.

2. Что касается цели, то в разных моделях социальной диагностики она определяется по-разному. Так, основой предметного подхода (модели) является ориентация на объективность в описании объекта вмешательства на основе формальных показателей и исходных концептуальных схем. Сам объект вмешательства рассматривается через призму его онтологии. Методологическая база анализируемого подхода – естественнонаучная парадигма. Слабое место подхода заключается в том, что объект берется в статике. Цель диагностики определяется в рамках данного подхода как определение степени проявления в объекте типичных свойств, характерных для объектов данного класса.

Цель второго подхода заключается в изучении уникальности, неповторимости объекта вмешательства, того, что отличает его от других объектов данного класса. Научной основой данного подхода является феноменология, исходящая из динамики представлений об объекте. Предполагается возможность спонтанной активности объекта вмешательства, его активность. Иначе говоря, данный подход к диагностике ориентирован на определение специфических свойств и закономерностей объекта вмешательства.

Диагностика по эталону – следующая из используемых в практике социальной работы модель диагностики – предусматривает наличие модели должного состояния объекта, по отношению к которому он оценивается. Задача специалиста заключается в определении уровня и типа отклонения реального состояния объекта вмешательства от нормативного. Норматив может представлять собой некий идеал. Критики данного подхода обращают внимание на игнорирование его приверженцами системной природы и специфики ситуации, в которой существует объект.

Для ситуационного подхода к диагностике характерно требование соответствия социального объекта наличной ситуации, изучение этой ситуации (см. тему “Современные модели практики социальной работы”).

Таким образом, основные отличия подходов – в методологической ориентации специалистов, их нацеленности на ту или иную модель практики социальной работы. Каждый из подходов имеет право на существование, свой круг задач, свои достоинства и подводные камни, свою сферу применения. При этом у каждой используемой в практике социальной работы модели диагностики своя цель. Например, поведенческие модели требуют, чтобы специалист по социальной работе располагал точной информацией о поведении клиента, особенностях данного поведения. Подходы различаются в зависимости от их внимания к внутриличностным, межличностным факторам и окружающей среде и их влияния на клиента. Объединяет все эти подходы положение о том, что возникшие у человека проблемы не являются патологией личности.

От специалиста по социальной работе требуется знание данного множества моделей диагностики, как и моделей практики социальной работы в целом. Это знание позволяет ему предупредить ситуацию попадания в плен собственных иллюзий, предпочтений, своего жизненного опыта, а также четче и обоснованнее выработать последовательность шагов в общении с клиентом и его окружением.

Независимо от того, какой моделью диагностики воспользуется специалист, его задача на данном этапе вмешательства – определиться с проблемным полем клиента и ответить на вопрос: на какой проблеме сконцентрироваться. Для этого используется, в частности, классификация проблем. Хотя каждый клиент неповторим, классификация помогает соционому определить существо проблемы клиента и наметить план оказания помощи[36].

Х. Нортен (1982) предлагает семь принципов классификации проблем: 1) классификация должна основываться на фактах, а не на выводах, и должна определяться в соответствующих терминах; 2) классификация – всего лишь инструмент, который должен нацелить специалиста на выяснение целого комплекса относящихся к проблеме факторов; 3) классификация определяет восприятие проблемы и действия, предпринимаемые для ее решения; 4) классификация – средство для выяснения типичных характеристик, общих для данного индивида или семьи и других лиц, групп; она указывает и на уникальные особенности индивида и семьи; 5) проблема должна рассматриваться как результат взаимовлияния индивида и ситуации с учетом внутриличностных и межличностных факторов, а также окружающих условий; 6) помогая клиенту, проблема которого выявлена и определена, соционом не должен допускать, чтобы ярлык-определение ограничивал возможности клиента, препятствовал в оказании ему помощи посредством других методов или программ; 7) поиски взаимопонимания между специалистом и клиентом должны носить двусторонний характер. Клиент имеет право и обязанности активно участвовать в этом процессе.

В настоящее время созданы пробные классификации потребностей и проблем клиентов, согласующихся с профессиональной направленностью на нормализацию социального функционирования индивидов, семей и прочих социальных групп. Одна из подобного рода классификаций включает в себя следующие проблемы: 1) дефицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта; 2) деформации личности или психические заболевания; 3) расхождение между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли; расхождения, обусловленные неопределенностью или противоречивостью статусных ролей (Х. Перлман, 1968)[37]. К. Джермэн и А. Гиттерман (1980) предложили свою классификацию потребностей и проблем клиента социальной службы: 1) переломные моменты, обусловленные изменением образа жизни, статусных ролей и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и другими первичными группами. В классификацию У. Рида (1978) включены межличностные конфликты, неудовлетворенность социальными отношениями, проблемы с официальными организациями; проблемы, связанные с принятием решения, эмоциональное истощение, неадекватные ресурсы, а также другие психологические проблемы[38]. Проблемы во всех случаях определяются как неудовлетворенные потребности. Они должны быть выявлены, четко сформулированы, решение отобранной проблемы для осуществления вмешательства должно быть под силу клиенту.

Важно помнить, что порой классификации проблем могут повредить клиенту, если они предусматривают ориентацию на специалиста по социальной работе, а не на клиента. Любая классификация не учитывает уникальности личности, социальной группы или их ситуации, нарушает этические принципы индивидуальности и самоопределения. Ярлыки прилипают, страдают явной однозначностью, тогда как людям присуща многозначность. Как заметил У. Рид (1978), многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами[39].

Диагноз носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются сегодня цели социальной работы[40]. Поэтому экспертная оценка включает в себя анализ: личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимоотношений с социальным окружением и определяющими его факторами. Соционома может поставить в тупик обилие информации, необходимой для квалифицированной оценки. Действительно, как получить нужную информацию? Обычно возникают следующие вопросы:

1) Кто является клиентом? Каковы его демографические характеристики и стадия жизненного цикла?

2) Какие проблемы беспокоят клиента, людей из его окружения, а также специалиста?

3) Каким образом, когда и кто заметил проблему или потребность и что этому предшествовало?

4) Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные стрессовые факторы, мешающие адекватно или оптимально функционировать клиенту или помогающие объяснить необходимость социальной помощи?

5) Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?

6) Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой он является?

7) Насколько сильна у клиента мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей? Есть ли признаки положительной мотивации и какова природа сопротивления?

8) Какими возможностями при оказании помощи располагают конкретное лицо, семья, группа или система социальной поддержки?

9) Какова взаимосвязь характеристик клиента, социальных условий и согласованных целей в ходе решения проблемы?

10) Какие действия наилучшим образом будут отвечать потребностям лица или семьи?

Чтобы понять клиента и его ситуацию, необходимо разобраться в отношениях между индивидом, семьей и другими группами, к которым он принадлежит. Вопросы, которыми обычно руководствуется специалист, следующие:

1) Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или другую группу?

2) Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?

3) Насколько эффективны (неэффективны) формы общения, включая степень открытости для появления новых партнеров по общению?

4) Каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и насколько они эффективны?

5) Кто из окружения клиента принимает решение, какие процедуры использует и как это влияет на достижение целей индивидов и системы?

6) Каковы основные конфликты, касающиеся клиента, и какие меры принимаются для их решения?

7) Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы клиентов и как обеспечивается соблюдение этих норм?

8) Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и группы в рамках более крупных образований оказывают влияние на индивида и систему в целом?[41]

Порой специалист, определяясь с проблемой клиента, делает это с помощью следующих характеристик:

1) сущность и содержание проблемы (описание данной проблемы и ее симптомов);

2) организационное и техническое ее нахождение (где выявлена проблема: школа, семья, работа; насколько широко она распространена в школе, семье и т.д.);

3) владение проблемой: какие люди затронуты проблемой (родители, дети, например); кто более заинтересован в решении проблемы, и является ли она закрытой или открытой;

4) абсолютная и относительная величина проблемы: насколько важна проблема в абсолютной величине, например объем потерянных денег, неиспользованные ресурсы клиента; насколько она важна в относительном выражении;

5) временная перспектива: с какого времени существует проблема, наблюдалась ли она один, много раз или периодически; как часто возникает она, какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабевает, каковы прогнозы относительно ее будущего.

Объем и характер искомой информации варьируются в зависимости от специфики социальной помощи, особенностей ее цели, структуры, теоретической ориентации специалиста. При этом, уважая право индивида на невмешательство в его частную жизнь, следует ограничиться только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели.

Если задача социальной помощи – профилактика или поддержка нормального развития, то собираемая информация ограничивается описательными характеристиками клиента. Если помощь предполагает терапевтическую или реабилитационную направленность, то лечение возможно лишь в случае, если специалист правильно понимает природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретной ситуации.

Все формы социальной помощи основываются на знании проблем, условий существования и демографических характеристик лиц, живущих в определенных условиях. От специалиста требуется умение популярно изложить проблему с учетом личностных особенностей и опыта клиента. Иными словами, важно перевести полученные данные на язык клиента.

Конечная же цель социальной диагностики – в определении готовности и способности клиента выполнять предписанные ему функции в контексте внесения последующих корректирующих воздействий на него, его ситуацию или социальное окружение, общество в целом (в зависимости от избранной модели диагностики).

3. Техническая, медицинская, психологическая диагностика очень хорошо оснащены – теории, методики, аппаратура, препараты, индикаторы…[42] В социальной диагностике это оснащение более скудно. Причем если речь вести о диагностике в широком смысле слова, то основные ее методы – это опросы (включая телефонные), групповое и индивидуальное анкетирование, экспертная оценка, анализ статистических данных различных государственных и негосударственных организаций, наблюдение, различные индексы (социальной депривации, реализации человеческого капитала и др.).

Социальная диагностика как метод социономической деятельности предполагает работу специалиста прежде всего с информацией качественного свойства, способствующей субъективизации клиента. Самодиагностика нередко – вещь предварительная. Так, например, “метафора”, “крестовина” – распространенные виды самодиагностики – используются для решения таких задач, как установление контакта с клиентом, преодоление напряженности в отношениях между ним и специалистом, получение первого представления о проблемах клиента[43].

Беседы с клиентом, его интервьюирование (см. тему “Интервью в социальной работе”) чаще всего используются для экспертной оценки (см. тему “Социальная экспертиза”)[44]. Непосредственно наблюдая за вербальным и невербальным поведением клиента (см. курс в образовательном стандарте “Методы исследований в социальной работе”), специалист получает информацию о том, как строить взаимоотношения и как его воспринимает клиент. Беседы с коллегами, родственниками или людьми из окружения клиента также помогают понять его потребности. Это в первую очередь относится к детям.

Семейные советы используются наряду или дополнительно с индивидуальными беседами. Подобные советы дают возможность одновременно оценить сразу двух партнеров или всю семью. Такие советы позволяют выяснить следующие моменты: 1) открытые возможности и положительные взаимосвязи, которые могут оказать существенную помощь; 2) патологические деструктивные факторы, ограничения и взаимные обиды в отношениях между членами семьи; 3) условия жизни пары или семьи, если беседы проводятся в домашней обстановке; 4) степень влияния оказываемой помощи на супругов или членов семьи. В конечном счете все это позволяет дать более точную и быструю оценку[45].

Семейный совет может быть описан как пятиступенчатый процесс самопомощи, включающий в себя стадии: наблюдения/дистанцирования (изучение различий, описание конфликта), инвентаризации (изучение сфер, в которых клиент и его партнеры проявляют позитивные и негативные качества), ситуативного ободрения (усиление позитивных сторон клиента, развитие доверительных с ним отношений), вербализации (построение позитивной коммуникации клиента с его партнерами, обсуждение как позитивных, так и негативных качеств и переживаний) и, наконец, расширения системы целей (клиент учится не переносить конфликт на другие сферы отношений, а распознавать новые, ранее неизвестные цели)[46].

Главной идеей семейного совета может быть то, что все живущие в одном доме члены семьи раз в неделю собираются вместе, чтобы обсудить свои проблемы. Хотя такой совет – в сущности, не новость, о нем сегодня нередко забывают. Социологические исследования свидетельствуют, что супруги, живущие вместе более 7 лет, общаются друг с другом ежедневно всего примерно 5 минут. Многие специалисты в этой связи говорят об эпохе дефицита коммуникаций и видят в этом главную причину разрыва многих отношений[47]. Регулярное же участие в таком совете, особенно для детей, является лучшей подготовкой к будущей жизни в обществе.

Свои преимущества есть и у групповых сеансов (см. тему “Групповая социальная работа”), особенно когда они проводятся с небольшими группами, состоящими, например, из приемных родителей, детей, направленных в исправительные центры, пациентов и их родственников. Кроме того, такие сеансы позволяют постичь природу и качество взаимоотношений детей с их родственниками. Остановимся поподробнее на анализе метода метафоры как формы групповой работы в данном случае. Заметим, что метод метафоры может использоваться как на начальном, так и на последующих этапах работы с клиентом. Как сказал однажды М. Мамардашвили, это универсальное средство человеческого сознания[48]. Она и эвристична, и эстетична, и познавательна, и практична, и избыточна, и экономична одновременно. В науке представлены разные определения метафоры, которые, возможно, относятся к разным ее типам. В нашем случае метод метафоры определяется как способ постижения одного явления в терминах другого (Дж. Лакофф, М. Джонсон)[49]. Например, предлагая участникам группы приемных родителей создать скульптурный образ современной приемной семьи, соционом предполагает, что участники группы будут отталкиваться в осуществляемой ими деятельности на заданную тему от своего опыта, своих приоритетов.

Обычно метафора осуществляет следующие функции: 1) межличностная (способствует установлению близости между говорящим и слушающим, помогает в выявлении общего основания понимания между участниками разговора; 2) функция установления сходства между двумя областями; это сходство может быть связано с предшествующими ассоциациями, но может возникать ad hok в процессе взаимодействия; 3) метафора дает схему для понимания новых областей или для переструктурирования понимания уже известного[50].

Результаты, получаемые с помощью метафоры, могут существенно отличаться от результатов, получаемых при использовании других способов диагностики. Например, диагностируя положение дел в приемных семьях курируемого района, соционом приглашает для участия в этой процедуре приемные семьи разного типа, находящиеся на разных этапах жизненного цикла. К техническим требованиям проведения метафоры отнесем следующие:

– большая, хорошо освещенная комната со свободной стеной, на которую падает достаточный свет;

– стулья должны свободно передвигаться;

– 5-6 листов бумаги формата А1;

– 30 листов бумаги формата А4;

– 7 наборов ярких толстых фломастеров (но не строчковыделителей);

– 2 рулончика скотча в станках с металлическим “гребешком” для отрыва[51].

Представившись группе, “разморозив” ее и договорившись о целях совместной работы, раздайте всем по листу бумаги формата А4, положите на стол все фломастеры и обратитесь к группе с таким монологом: “Я прошу вас взять по листу бумаги и по 1-2 фломастера и разойтись по коридорам, кабинетам этого здания. Пусть каждый в отдельности нарисует образ современной приемной семьи так, как он ее видит. Это могут быть предметы, а могут быть абстракции – на ваше усмотрение. Важно лишь, чтобы всем нам было понятно, что именно вы хотели сказать своим рисунком. Пользуйтесь, пожалуйста, только фломастерами, иначе ваши рисунки будут плохо видны с этой стены. Каждый рисунок будет строго анонимным – мы это обеспечим следующим образом: вы сложите свои рисунки лицевой стороной вниз вот в этот угол комнаты. Затем я их специально перемешаю, и никто не узнает автора. Постарайтесь выполнить эту работу за 15 минут”[52].

Когда рисунки собраны и все в сборе – возьмите один из них, кусочком скотча прикрепите к стене и обратитесь к участникам с вопросом: “Что хотел сказать автор этого рисунка?” Посыплются реплики, будет много юмора, а главное – интерпретаций. Если обстановка сдержанная и высказываний мало, обращайтесь к кому-то из участников с просьбой: “А как вы видите этот рисунок?” Просите прокомментировать некоторые детали в каждом рисунке: “А что означает этот символ, фигура, стрелка?” После обсуждения первого рисунка в том же порядке обсуждается второй, третий – до конца.

Так, один за другим, рисунки заполняют какой-то участок стены, например левую ее часть, чтобы оставить место для последующих процедур. Тут вы снова обращаетесь с вопросом: “Какая же картина получилась у нас? Что преобладает на этих рисунках?” Наступает тишина, участники начинают рассматривать множество рисунков, потом кто-то осторожно пытается делать обобщения. Дальше можно попросить кого-то из участников перераспределить эти рисунки на стене в какие-нибудь группы, для того чтобы другие участники группы угадали, по какому принципу эти рисунки распределены. Все обсуждают, на что указывает получившаяся группировка рисунков. Потом сам ее автор может дать свое разъяснение. Предложите еще кому-то сделать все это по-своему и снова обсудите. Двух-трех таких перераспределений достаточно для того, чтобы участники углубились в анализ тех смыслов, которые вкладывают участники группы в образ современной приемной семьи.

Теперь в анализ включается сам специалист, ведущий группу. В течение всего прошедшего времени он напряженно всматривался в рисунки и готовил собственный комментарий. Он должен работать по содержанию и вносить свой вклад в осмысление того, что происходит. Рекомендуется последнее перераспределение рисунков произвести соционому, например, взять самые крайние по содержанию листки, где образ приемной семьи изображается либо очень драматично, даже критично, либо совершенно благодушно. Они прикрепляются на значительном расстоянии друг от друга, и из образовавшегося между ними множества рисунков соционом перемещает в обе стороны те, которые наиболее близки к каждой из крайностей. Далее участникам специалист задает вопросы: “Какое настроение преобладает в изображенной нами приемной семье? Чего больше – тревоги или радости на этой совокупной картине?”[53]

Приступая вместе с группой к анализу изображений, специалист помогает ей увидеть наиболее важные характеристики приемной семьи, как положительные, так и отрицательные. Ведь на нем лежит обязанность помочь клиентам выйти на те проблемы, которые требуют решения. Зачастую это означает, что специалист видит на рисунках то, чего не видят остальные участники, иногда и не хотят видеть или признавать.

Остановимся несколько на типичных ситуациях анализа изображений. Иногда на рисунках много радости: повторяются изображения солнца, цветов, красивых кораблей, сияющих лиц и т.п. Словом, отовсюду веет благополучием, уверенностью и почти не видно чего-то негативного. Наблюдая такую картину, соционом может предложить участникам группы такое свое впечатление: “Беспроблемность”. И далее возможно поделиться с участниками своим беспокойством – ведь никакая семья не бывает беспроблемной, всегда есть и должно быть что-то, вызывающее озабоченность. Если члены семьи своевременно не улавливают сигналы о затаившихся или слабо проявляющихся проблемах, это означает только одно – они


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.