Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Художественные техники обработки ткани и войлока

2018-01-03 4362
Художественные техники обработки ткани и войлока 4.60 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Валяние

Валяние шерсти (фелтинг) (от англ. felt — войлок) (рис. 29) — на­правление в рукоделии, в процессе которого из шерсти для валяния либо получается рисунок на ткани (фетре, войлоке), панно, либо соз­даются объемные игрушки, декоративные элементы, аксессуары.

Рис. 29. Валяние

 

Свойство шерсти сваливаться было обнаружено около 8 тыс. лет назад. Сначала для валяния применяли найденные остатки шерсти животных, которые копили, а затем сбивали в единую массу, кото­рую человек использовал для подстилки. Потом эти самодельные полотна использовали в качестве одежды. Войлок был изобретен гораздо позже, чем ткачество. Объясняется это тем, что для валя­ния нужна была шерсть в большом количестве, а единственный способ ее получить — это развести домашних животных. Но жи­вотноводство развивалось не так быстро. Лишь после того как были одомашнены некоторые виды животных, появилась возможность состригать их шерсть и использовать для валяния.

Валяние в его первоначальном виде распространялось повсе­местно.

Значительных успехов в войлокоплетении достигли кочевники в VI — IV вв. до н. э. На Алтае в пещерах были найдены сложно деко­рированные войлочные изделия, которые были собраны из кусочков войлока толщиной 1—2 мм. Эти произведения декоративного ис­кусства представляли собой аппликации войлока по войлоку, иногда дополненные вышивкой тамбурным швом, окаймленным белым шнуром. С тех пор такой тип тончайшего войлока стал называться пазырыкской линией.

Одними их первых, кто получил плотный войлок, были протоиранские племена. Было это за 3 тыс. лет до н.э. Первые войлоч­ные изделия были найдены на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния современна, особой популярностью она пользуется у народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии.

Войлочные изделия небольшого размера валялись женщинами вручную. Большие полотна и панно выполнялись и мужчинами. Они использовали для этого особый способ. Будущий войлок сворачивался в рулон, затем зашивался в сырую коровью кожу. Края шеста соединялись с веревками, свободные концы которых соединялись со стременами оседланной лошади. После этого рулон прокатывался по ровному травяному полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Лошади нужно было пробежать примерно 1,5 — 2 км, чтобы получился войлок.

Славянские народы не были кочевниками, но войлок им был хорошо знаком. В основном они изготовляли так называемый по­лувойлок, который был характерен для Европы. У такого войлока были даже свои названия в разных областях: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

В XVI в. появились первые мастерские по изготовлению войлока, а в XIX в. были изобретены прессы и машины для валяния.

Последние десятилетия можно считать возрождением войлока. При этом данная техника несколько трансформировалась, приобрела новое звучание, тем не менее сохранив традиции, дошедшие до нас из древности.

Практически сразу после изобретения войлокоплетения человек стал его декорировать. Многие способы украшения войлока дошли и до наших дней:

■ вваливание узора;

■ аппликация из войлока и шерсти;

■ смешанная аппликация (используются шерсть, готовый войлок, ткань, кожа, сухоцветы);

■ мозаика (инкрустация войлоком);

■ вышивка по войлоку нитками, бисером, бусинка±ми, пуговица­ми;

■ роспись войлока акриловыми красками.

Сегодня фелтингом можно заниматься дома, для этого придумано множество приспособлений в зависимости от вида валяния.

На сегодняшний день используются два вида валяния шерсти: сухое и мокрое.

Сухое валяние (рис. 30) получается благодаря многократному протыканию комка шерсти специальной иглой до состояния свали­вания. В ходе этого процесса волокна шерсти скрепляются между собой, образуя единую массу.

Рис. 30. Сухое валяние

Мокрое валяние (рис. 31) выполняется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором, после чего при помощи трения производят валяние.

Рис. 31. Мокрое валяние

 

Сухое валяние позволяет получить объемные изделия, а мо­крое — рельефные или плоские.

В последнее время получил распространение нанофелтинг, ко­торый является одной из разновидностей мокрого валяния шерсти на шелке. Получаемый войлок очень тонкий, прозрачный, легкий, его используют для изготовления одежды, палантинов, шарфов и других декоративных украшений.

И сухое и мокрое валяние можно делать на каркасе, например, при изготовлении длинных и узких листьев, стеблей.

Материалы для валяния:

для сухого валяния:

1. Специальные иглы для сухого валяния с различными засеч­ками, которые помогают зацепить волокна и спутать их между собой.

2. Щетка или губка для валяния.

3. Шерсть (мериноса).

4. Вата (для наполнения внутреннего пространства игрушки или украшения).

5. «Глазки», «носики», «язычки» для игрушек.

6. Фетр;

для мокрого валяния:

1. Шерсть (мериноса).

2. Специальные растворы или жидкое мыло.

3. Гребенная лента.

4. Синтепон, вата для набивки.

5. Шелк, органза для декорирования изделий.

6. Нитки (мулине, ирис), иголки для сшивания деталей сборного изделия.

7. Ножницы для вырезывания деталей из войлока.

8. Клей.

9. Скалка.

10. Упаковочная пузырчатая пленка.

Этапы выполнения изделия в технике валяния:

сухое валяние:

1. Прядь шерсти расположить на щетке (губке).

2. Протыкать шерсть иглой (движениями вверх-вниз, вставляя и вынимая иглу под одним и тем же утлом).

3. В процессе работы перевернуть изделие так, чтобы в конце концов его поверхность стала плотной, а кончики волокон «спря­тались» внутри изделия. Для валяния используют несколько типов игл; чем тоньше шерсть — тем тоньше самая первая игла, которая используется для первоначального сваливания.

Для того чтобы ускорить процесс сваливания шерсти, используют сразу несколько игл, вставленных в специальный иглодержатель;

сухое валяние на каркасе:

1. Изготовить из тонкой проволоки каркас.

2. Приложить каркас на слегка свалянную заготовку из шерсти (заготовка должна быть вдвое больше каркаса).

3. Загнуть края шерсти на каркас и начать валять (если каркас контурный, его можно после валяния снять);

мокрое валяние:

1. Расположить шерсть на пузырчатой упаковочной пленке.

2. Нанести мыльный раствор на шерсть. В качестве раство­ра можно использовать средство для мытья посуды или жидкое мыло.

3. Поглаживающими и поколачивающими движениями свалять шерсть (степень сваленности шерсти определяется тем, насколько хорошо она снимается с пленки).

4. Снять шерсть с пленки.

5. Вырезать детали из получившейся шерсти, если это необхо­димо, или сшить фрагменты.

Вышивка нитками

Вышивка (рис. 32) по праву считается одним из самых распро­страненных видов народного декоративно-прикладного искусства. Первой вышивкой можно назвать стежки, которые сделаны первобытным человеком для скрепления шкуры животного. В тот период шитье не было искусством, а было жизненной необходимостью. Но со временем появилась потребность украшать узорными стежками одежду, чтобы отличить один род от другого. Так формировался индивидуальный стиль в вышивке.

Рис. 32. Вышивка нитками

 

В разные исторические периоды в зависимости от уровня раз­вития общества использовались разные инструменты для вышивки: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Усовершенствование инструментов способствовало развитию самого искусства вышивки. Так появлялись новые приемы, техни­ки, что расширяло возможности выполнения простых и сложных орнаментальных композиций, которые служили своеобразным рас­сказом об эпохе, человеке, его отношении к этому миру.

Основой для вышивки были различные по фактуре ткани. Все зависело от страны и культурных традиций народа. Так, например, в Китае и Японии предпочитали шелковые ткани, в России чаще всего использовали лен и хлопок.

На вышивку славянских народов оказали сильное влияние ки­тайские мастера. На Руси вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Каж­дая женщина с детства овладевала приемами вышивки, поскольку в ее основе лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это

касается вышивки крестом. Крест считали неким оберегом, защи­щающим человека, его семью, жилище от нечистой силы и дурного глаза.

В период язычества вышивали в основном полотенца, просты­ни, рушники, скатерти, занавески, покрывала, одежду (сарафаны, головные уборы, рубахи).

После христианизации Руси вышивка приобрела новое звучание за счет того, что теперь ею украшали окна, зеркала и особенно иконы. Особой ценностью обладали те изделия, которые расшива­лись за один день. Такие изделия считались чистыми и способными защитить человека от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Характер узоров и мотивы в вышивках были различны. Однако, как и в любом узоре, в вышивке каждый выполненный элемент имел определенное значение и символ. Именно поэтому долгое время вышивка считалась занятием избранных. Так, на Руси вы­шивкой наиболее активно занимались в монастырях. И только с XVII в. вышивка становится доступной и даже обязательной для крестьянских девушек. Начиная с 7 — 8 лет девочки готовили себе приданое к свадьбе, которое состояло из вышитой скатерти, по­крывала, полотенца, различной одежды и подарков для будущих родственников.

Постепенно складывались стили вышивки, отличающие губер­нии, народы. Традиции вышивки не утратили свою актуальность и сегодня. Благодаря разнообразию материалов и инструментов можно создавать шедевры прикладного искусства. Для этого есть все условия.

Материалы для вышивки нитками:

1. Нитки различной толщины и фактуры.

2. Специальные иглы для вышивки.

3. Пяльцы или специальные рамки для вышивки.

4. Канва для вышивки (или другая ткань).

Этапы выполнения изделия в технике вышивки нитками:

1. Составление рисунка (узора) будущей вышивки на бумаге.

2. Перенос узора на ткань, если вышивка будет идти по ткани (для вышивки по канве крестиком рисунок на ткань переносить не нужно).

3. Расшивание узора нитками.

4. Дополнение узора деталями (бусинками, бисером, декоратив­ными пуговицами), если это необходимо.

5. Оформление вышивки в специальную рамку или паспарту, если это необходимо.

Вышивка лентами

Еще в эпоху Древнего Египта вышивка использовалась для укра­шения одежд фараона, а в Древней Греции женщины использовали узкие полоски ткани, расшитые золотыми нитями, для создания прически. Такими лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовали свой цвет, материал и узор (рис. 33).

Рис. 33. Вышивка лентами

В Средневековье расшитыми лентами декорировали спинки стульев и балдахины, подвязывали тяжелые занавески.

Начиная с XIV в. шелковые ленты применялись более широ­ко. Появляется производство по изготовлению шелковой нити, которой украшались ткани, что придавало им не только большее изящество, но и увеличивало стоимость. В основном расшитые ткани шли на изготовление одежды короля и представителей вы­соких сословий.

В 1446 г. будущий король Людовик XI специально пригласил итальянских ткачей, чтобы те обучили искусству вышивки лентами жителей Лиона. И хотя его идее не суждено было воплотиться так, как он планировал, но тем не менее в город были завезены разно­образные станки для выделки шелка, изготовления шелковых лент. Неудача короля не сказалась на спросе на ленты. Поэтому Лион постепенно становился крупным текстильным центром, в котором к 1560 г. работали уже 50 тыс. ткачей, трудившихся на производстве тесьмы.

Постепенно производство шелковых лент набирало темп и рас­пространялось по всей Европе и за ее пределами. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, расшитыми драгоценными камня­ми, даже свою обувь. Так формировался определенный придворный стиль. Каждый, кто имел доступ ко двору, считал своим долгом за­казать одежду, обувь, головной убор и прочие аксессуары у мастера, чтобы отличаться от остальных. Расцветом изобилия лент в костюме была конечно же эпоха рококо, когда приветствовалось легкомыс­лие во внешнем виде и изобилие роскошных деталей. Король Лю­довик XV и сам любил вышивать, поэтому часто дарил придворным дамам собственноручно изготовленные милые безделушки.

В моду все больше входили платья с незастроченными складка­ми на груди, декорированные многочисленными лентами. Именно в этот период появляется такое направление в рукоделии, как вы­шивка лентами. Сначала это было робкое использование сплетен­ных из лент розочек на платье, а затем вышивка лентами прочно во­шла в производство всей одежды, головных уборов и аксессуаров.

Мастерство вышивальщиков лентами росло. Теперь они созда­вали шедевры из лент, слава о которых распространялась по всем странам Европы. Так, из Франции вышивка лентами попала на острова Великобритании, а дальше — в колонии Британской им­перии, Америку. Скоро этот вид вышивки стал популярным везде вплоть до Второй мировой войны, во время которой интерес к этой технике значительно снизился.

Долгое время вышивка лентами не имела массового распростра­нения. И только в течение двух последних десятилетий она получила свое второе рождение. Интерес к этому искусству вновь вернулся. Объемный рисунок, создаваемый с помощью лент, создает неве­роятное впечатление. Сегодня вышивка осуществляется не только разными по фактуре лентами, но и тесьмой. Поэтому мотивов для нее становится все больше за счет разнообразного материала.

Материалы для вышивки:

1. Специальные ленты для вышивки, тесьма.

2. Специальные иглы для вышивки лентами.

3. Канва для вышивки лентами.

4. Рамки или пяльцы.

5. Бисер, бусинки, стразы (если необходимо для дополнительного декора).

6. Ножницы.

7. Нитки.

Этапы выполнения изделия в технике вышивки лентами:

1. Составление предварительного рисунка будущего узора (мо­тива).

2. Разметка основных частей рисунка на канве.

3. Подбор ленты для рисунка.

4. Расшивание основных элементов лентами.

5. Дополнение узора деталями.

6. Оформление вышивки в специальную рамку или паспарту, если это необходимо.

Пэчворк

Пэчворк ( лоскутное шитье) (от англ. patchword — одеяло, по­крывало, изделие из разноцветных лоскутов) — вид рукоделия, характеризующийся созданием мозаичного полотна из кусочков ткани, которые сшиваются между собой разными способами, об­разуя определенный рисунок (рис. 34).

Рис. 34. Пэчворк

 

С помощью техники пэчворк можно создать объемно-пространственные композиции.

История развития этой техники уходит своими корнями в Каир, в одном из музеев которого выставлен образец орнамента, дати­рованный 980 г. до н.э. и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токио имеется экспозиция костюмов перио­дов Момояма и Эдо (1569— 1867), обильно украшенных узорами из кусочков различной ткани.

В IV—IX вв. н.э. существовала традиция, когда паломники, со­вершавшие восхождение к храму (пещера Тысячи Будд), оставляли там кусочки своих одежд. Затем из этих кусочков служители храма сшивали ковер, который служил символом паломников. Он был найден археологами только в 1920 г.

Так постепенно приобретала популярность лоскутная техника. В XVI в. в Англию начали поступать красочные узорчатые ткани, из которых выполнялись одеяла, считавшиеся модным приобретением. Исторически одним из факторов интереса к шитью из лоскутов стал дефицит ситца. В 1712 г. в Англию запретили ввоз индийских тканей с целью развития отечественных мануфактур. Однако си­тец продолжал поступать контрабандным путем, что увеличивало его стоимость. В процессе шитья из ситца в ход шло все. Целый кусок раскраивался для изделия, а обрезки сохранялись и затем использовались в качестве декора, аппликации. Маленькие кусочки сшивались вместе, а из образовавшегося полотна выполняли новые изделия.

Стеганое полотно стало популярным не только в Европе, но и в Америке, куда оно попало вместе с патагонцами в 20-х гг. XVII в. По причине дефицита тканей починка одеял осуществлялась с по­мощью кусочков старой одежды. Затейливый рисунок, который получался из разноцветных кусочков, привлек внимание женщин, и они стали составлять полотна, чтобы сшить из лоскутного по­лотна одежду. Эта техника была кропотливой, поэтому требовала совместной работы сразу нескольких мастериц.

Со временем в пэчворке складывались определенные типы ком­позиций, которые носили названия образов, встречающихся в по­вседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Якоба» и т.д.).

В 1876 г. состоялась Всемирная выставка в Филадельфии, на которой экспонировались работы английских мастериц в технике лоскутного шитья. Лоскутки соединялись не просто швами, а вы­шивкой. При этом изделия дополнялись аппликациями и рисунками на ткани.

Возникшую технику, которую в Америке именовали как «квилт», стали не только активно использовать в повседневной жизни, но и описывали в иллюстрированных журналах. Одним из таких Пыл «Петерсон». После такой пропаганды техники пэчворк возникло целое направление в американской торговле, где для желающих изучить эту технику предлагались готовые наборы.

В начале XX в. популярность квилта несколько снизилась, но зато возник интерес к обычным видам лоскутного шитья. Новые вея­ния не коснулись некоторых религиозных общин, продолжавших сложившиеся традиции квилта. После некого периода охлаждения интереса к лоскутному шитью в 70-х гг. XX в. в Америке интерес к нему возродился. Появились даже клубы, мастерские, специали­зированные магазины по пэчворку.

Популярность лоскутного шитья вдохновляла многих дизайнеров на создание коллекций моделей одежды, декорированных лоскут­ным шитьем. До сегодняшнего дня пэчворк остается востребован­ным в пространстве моды.

Что касается развития пэчворка в России, то здесь следовало бы отметить, что Русь всегда отличалась бережным отношением к тканям, особенно к тем, которые производились в домашних условиях. При шитье одежды оставались обрезки, которые, так же как и в Европе, собирались и сшивались вместе. Особую популяр­ность лоскутное шитье приобрело во второй половине XIX в., когда в продаже появился заграничный ситец, который берегли, и потому старались использовать любые лоскутки.

В поиске способов сохранения обрезков ситца были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья. Каждая техника носила свое название: «ляпаки» (или «ляпачихи»: необ­работанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «утолки» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махры», «розаны» («кругляки», «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по наметке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или наклады­вались друг на друга).

XX век для лоскутного шитья ознаменовался тем, что пэчворк вместе с коллажем привлек внимание художников-авангардистов и футуристов, которые находились в поиске новых средств вы­разительности. И хотя этот вид шитья не был включен после Ре­волюции в общий перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств, так как считался признаком нищеты, он все равно продолжал свое существование.

Интерес к пэчворку как виду декоративно-прикладного искус­ства возродился только в 90-х гг. XX в., тогда же появились школы и кружки. Теперь оно стало не только распространенным хобби, но и самостоятельным видом декоративного искусства. Начиная с 1997 г. в России стал проходить фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Материалы для пэчворка:

1. Лоскутки разной фактуры и узора.

2. Ножницы для работы с тканями.

3. Нитки для шитья разной плотности.

4. Иголки для шитья.

5. Калька для точного воспроизведения общего силуэта ри­сунка.

6. Линейка, мелок для разметки ткани.

7. Ткань для основы.

8. Соединительная тесьма.

Этапы выполнения изделия в технике пэчворк:

1. Составление предварительного эскиза будущей композиции.

2. Подбор лоскутков для лоскутной аппликации, разглаживание их утюгом.

3. Раскладывание кусочков в единую композицию.

4. Сшивание (наметка) отдельных лоскутков будущей работы.

5. Сшивание фрагментов полотна, разглаживание изделия.

6. Декорирование полотна вышивкой или деталями, если это необходимо.

Батик

Батик — ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей, которая возникла свыше 2 тыс. лет назад в Юго-Восточной Азии. В разных уголках земного шара батик имел свои особенности и традиции.

Исследователями батика принято считать, что батик в Европу попал из Индонезии, где роспись ткани была определенным риту­альным культом. Затейливые линии, причудливые образы, которыми наполняли индонезийские женщины поверхность тканей в процессе росписи, обладали какой-то странной силой воздействия на человека, именно поэтому их причисляли к разряду ритуальных атрибутов. Не все традиционные символические орнаменты на одежде могли носить простые смертные. В орнаментике был строгий контроль со стороны государства, а ношение на одежде узоров характеризовало определенный статус и служило оберегом для человека.

Жители острова Ява научились воспроизводить полюбившиеся им узоры. Они придумали медный сосуд небольших размеров с тон кой загнутой трубочкой на конце — чантинг. Этот сосуд наполняли расплавленным воском, который, медленно разогревая на огне, они использовали для нанесения тонкого контура на ткань. После того как восковой контур остывал, образовавшиеся участки ткани за­полнялись краской. Так появлялись расписные полотна.

Кроме нового приспособления был еще один толчок в развитии батика — экспорт индийского хлопка, отличавшегося своей глад­костью и тонкостью.

В 1811 г., после оккупации острова Ява англичанами, распро­странение получили английские хлопчатобумажные ситцы. Однако качество окраски тканей местного производства было значительно выше.

Разрабатывались технологии окрашивания, позволяющие пе­рейти от ручных способов нанесения краски к технике нанесения узоров медным штампом. Для реализации сложного технологиче­ского процесса были привлечены мужчины, которые изготовляли штампы.

Параллельно с механическим нанесением рисунка на ткань остался ручной способ, который больше ценился в обществе, хотя и делал ткани более дорогими.

Несколько иным образом развивался батик в Индии, где приме­нялись сразу несколько способов нанесения рисунка: с использо­ванием кисти и деревянного штампа. Говоря о применяемых в Ин­дии технологиях, нужно отметить, что их было достаточно много. Одна из наиболее популярных — техника «каласкари», которая основывалась на изготовлении балдахинов, на которых были изо­бражены мифологические сценки и портреты. Наряду с каласкари существовала техника узелковой окраски ткани, которая называлась «бандана», суть которой сводилась к составлению узора из мелких неровных пятнышек. Эта техника остается популярной и сегод­ня. Техника «лахерия» была распространена в индийском районе Гуджарат и связана с тем, что ткань плотно обматывалась жгутом, а затем окрашивалась. В тех местах, где проходил жгут, оставались неокрашенные полоски. Наиболее оригинальным и характерным для индийской культуры был прием набойки.

Говоря о развитии батика, нельзя не отметить, что свой вклад внесли Китай и Япония. Так, в Китае батик на шелке популярен и сейчас. При этом традиционным методом окрашивания тканей считается лацзе (узоры воском): сначала наносится воск, затем ткань окрашивается, после чего воск естественным образом уда­ляется. Для получения многоцветной ткани операция с воском повторяется.

В Японию батик пришел из Китая или Индии. Отличие японского батика состояло в разработке оригинального орнамента. XIII век считается золотым для батика в Японии. Именно в этот период появляется множество разнообразных техник росписи тканей, например таких, как суримон, кок (техника нанесения узоров по трафарету) и т. д.

А вот первыми европейцами, кто применил батик для изготов­ления декоративных тканей, стали голландцы. После них пальму первенства в развитии батика переняли Англия и Германия, в кото­рых появилось специальное производство тканей. Сегодня именно немцы популяризируют батик и его техники.

Россия тоже не осталась в стороне от этого искусства. В XX в., когда существовал «железный занавес», батик не имел активного развития. Разрешение идеологических противоречий способ­ствовало ознакомлению россиян с искусством батика. Постепен­ное развитие росписи по ткани в XX в. обусловлено всеобщим увлечением стилем «модерн». Это сказалось на появлении новой технологии батика, не связанной с использованием горячего вос­ка, — холодного батика.

Интерес к батику был непостоянен. Расписные ткани то входи­ли в моду, то снова исчезали из производства. На существующую нестабильность оказывало влияние отсутствие специальной лите­ратуры и качественных материалов.

Начало 1970-х гг. характеризуется неким прорывом в разви­тии батика, что было связано с появлением плеяды художников- текстильщиков, которые не только восстанавливали традиции батика, но и придумывали новые приемы окраски и росписи ткани.

Постепенно появляется все больше разнообразных материалов и инструментов для батика, что увеличивает его популярность и со­храняет актуальность сегодня.

На современном этапе существует несколько разновидностей батика.

Техника холодного батика (рис. 35) заключается в том, что сначала на ткань наносится клеевой резерв, после его высыхания происходит окрашивание ткани внутри резерва. Резерв при этом не удаляется, он становится прозрачным. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

Рис. 35. Холодный батик

 

Разновидностью холодного батика является использование контуров. Сначала рисунок наносится на ткань кистью, а затем подчеркивается контуром, благодаря которому форма становится более выразительной.

Горячий батик (рис. 36) связан с использованием горячего вос­ка, наносимого с помощью специальной колбы. После застывания воска внутри образовавшегося контура окрашиваются отдельные фрагменты. Затем рисунок закрепляется утюгом, а воск устраняется под действием высоких температур.

Рис. 36. Горячий батик

 

Узелковый батик (рис. 37) отличается тем, что на ткани закреп­ляются узелки из нитей, после чего ткань окрашивается. После высыхания узелки снимаются, а рисунок на ткани закрепляется с помощью пара.

Рис. 37. Узелковый батик

 

Материалы для батика:

1. Ткань — основа для росписи.

2. Специальные краски но ткани в зависимости от типа ткани.

3. Кисти разной фактуры и размера.

4. Чантинг — специальная колба для горячего воска.

5. Клеевой резерв.

6. Контуры для батика.

7. Рамки для натягивания ткани.

8. Влажные салфетки.

9. Штампы.

10. Соль.

11. Нитки.

12. Пароварка или бак для паровой обработки ткани при узелко­вом батике.

Этапы выполнения изделия в технике батика:

холодный батик:

1. Составление эскиза будущей работы.

2. Закрепление ткани на рамке.

3. Размещение эскиза внутри рамки.

4. Нанесение контура с помощью клеевого резерва, сушка ре­зерва.

5. Заполнение фрагментов рисунка специальными красками.

6. Дополнение рисунка узорами с помощью специального кон­тура по ткани.

7. Закрепление краски после просушивания изделия с помощью утюга (проглаживая ткань с обеих сторон);

горячий батик:

1. Составление эскиза будущей работы.

2. Закрепление ткани на рамке.

3. Размещение эскиза под рамкой.

4. Нанесение контура рисунка горячим воском с помощью колбы.

5. Застывание воска.

6. Нанесение краски на ткань.

7. Закрепление рисунка после просушивания изделия с по­мощью утюга (проглаживая ткань с обеих сторон, при этом воск топится);

узелковый батик:

1. Ткань свернуть в рулон или сложить хаотично.

2. На ткани завязать узелки нитками разной плотности.

3. Опустить ткань в подготовленный красящий раствор.

4. Высушить ткань, снять узелки.

Закрепить на пару рисунок (держать 10— 15 мин над кастрю­лей с кипящей водой).

 

 

Изонить

Изонить (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) (рис. 38) — это графическое изображение, особым обра­зом выполненное с помощью ниток на картоне или другом твердом материале (тонкой фанере, использованных CD или ткани, натяну­той на рамку). На основу при помощи трафарета наносится рисунок, затем по рисунку прокалываются множественные дырочки, через которые пропускается нить. Этот вид декоративно-прикладного искусства начал свою историю в Англии.

Рис. 38. Изонить

 

По одной из версий техника изонити была придумана англий­скими ткачами около 400 лет назад. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити, сохраняя определенную последовательность, создавая причудливые графи­ческие узоры. В результате ниткоплетения получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали дом.

Со временем поменялась общая концепция техники. Вместо доски использовался картон, что упрощало выполнение изделия.

Согласно второй версии изонить была изобретена Мэри Эверест Буль, известной английской исследовательницей, математиком, автором книги «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904). Изонить использовалась автором для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

Интерес к этой технике был нестабилен. Наибольшую попу­лярность изонить приобрела в конце XIX в. В это время стали из­даваться книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, который отличался своей легкостью и доступностью.

Сейчас это искусство популярно во многих странах мира — Анг­лии, США, Дании, Австралии и др. С ним знакомят даже учащихся в школах.

Сегодня изонить применяется для украшения предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздрави­тельных открыток, сувениров, закладок, панно, различных элемен­тов одежды.

Рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенной по­следовательности на твердой основе, расчерченной в соответствии с выбранной схемой. В результате переплетения нитей получается графический рисунок, отличающийся лаконичностью и стилизо­ванностью.

Материалы для изонити:

1. Ножницы.

2. Карандаш.

3. Шило (для толстого картона) или булавки для прокалывания дырочек.

4. Иглы разных номеров.

5. Нитки катушечные, ирис, мулине.

6. Подложка для удобства прокалывания дырочек (удобен коврик для компьютерной мышки).

7. Линейка длиной 30 см (лучше прозрачная).

8. Клей.

9. Циркуль.

10. Картон цветной или белый, бархатная бумага — основа вы­шивки.

11. Крепеж.

12. Подложка. Чтобы прокалывать дырочки, надо подложить под картон плотный пористый материал.

Этапы выполнения изделия в технике изонити:

1. Подготовить эскиз задуманного рисунка (композиции), про­думать каждый элемент орнамента или мотива, его внутреннее заполнение, композиционное решение.

2. Сделать чертеж в натуральную величину. Подобрать основу, прикрепить чертеж к основе.

3. Подложив пластину пенопласта, булавкой или шилом проде­лать отверстия по намеченным точкам.

4. Заполнить все элементы композиции. После этого закрепить нитки на изнаночной стороне с помощью клея-карандаша или скотча.

5. Оформить законченную работу.

Для выполнения узоров в технике изонити достаточно знать не­сколько базовых приемов:

заполнение угла (рис. 39):

1. На изнанке картона начертите угол.

2. Разделите каждую сторону на равное количество частей.

3. Проколите точки булавкой или тонким шилом.

4. Вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме;

заполнение дуги (рис. 40):

1. Начертите дугу.

2. Разделите ее на равные части.

3. Сделайте проколы в точках деления.

4. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме;

 

Рис. 39. Заполнение угла Рис. 40. Заполнение дуги

 

заполнение окружности (рис. 41):

1. Начертите циркулем окружность.

2. Поделите ее на 12 равных частей.

3. Сделайте проколы булавкой в точках деления.

4. Вденьте нитку в иголку и заполните окружность по схеме.

Рис. 41. Заполнение окружности

 

заполнение снежинки (рис. 42):

1. Разделите окружность на равные части.

2. Прошейте стежком окружность, соединяя между собой диа­метрально противоположные точки. В этом случае количество про­колов на окружности всегда должно быть четным.

Если длинный стежок проходит через середину круга, то коли­чество отверстий слева должно равняться количеству отверстий справа.

Рис. 42. Заполнение снежинки

 

3. Так же можно заполнить окружность, соединив каждую точку деления с центром окружности.

4. Иногда необходимо заполнить одну половину окружности плотно, а другую — редко (неравномерное заполнение). Это­го эффекта можно добиться за счет неодинаковых расстояний между точками деления с одной и другой стороны окружности (рис. 43).

В некоторых случаях можно использовать фигуры, образующие­ся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветов) (рис. 44).

Рис. 43. Заполнение окружности Рис. 44. Заполнение лепестка

со смещенным центром

 

Овалы, спирали, завитки заполняются теми же способами, что и окружность (рис. 45).

Рис. 45. Заполнение овала, спирали, завитка

 

Прошивание треугольниками — еще один способ заполнения дуги (рис. 46).

Рис. 46. Заполнение дуги из треугольника

 

Для прошивания окружности можно применять приемы про­шивания угла. Поделите окружности на секторы, каждый сектор прошейте как угол с вершиной в центре окружности (рис. 47).

Рис. 47. Заполнение окружности по принципу прошивания угла

 

Многоугольники (треугольники, квадраты, ромбы и т.д.) можно прошивать как по правилам заполнения угла, прошивая каждый угол отдельно, так и по правилам заполнения окружности (рис. 48).

Рис. 48. Заполнение квадрата

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Разработайте презентацию по одной из техник работы с тка­нями и войлоком.

2. Выполните изделие в технике сухого валяния.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.