Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Классификация и свойства природного материала

2018-01-03 4974
Классификация и свойства природного материала 4.60 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Природный материал создает сама природа, а человек преоб­разует его и создает художественный образ. Этот материал раз­нообразен по своим качествам, свойствам и признакам. Можно выделить следующие виды природного материала:

1. Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.).

Листья имеют причудливую форму и могут быть основой вы­разительного образа. Листья можно наклеить на основу, дополнить фрагментами (дорисовать, доработать с помощью пластических материалов, присоединить другие по фактуре материалы), чтобы по­лучить целостное изображение. С помощью листьев можно сделать объемные поделки, скрутив их, связав нитками или закрепив с по­мощью скотча. Из листьев получается интересный коллаж, посколь­ку они имеют широкую цветовую палитру и разные фактуры.

Семена являются незаменимым средством для изготовления плоскостных, полуобъемных и объемных работ. Плоскостные вы­полняются по принципу аппликации, когда семена наклеиваются на основу с помощью клея или закрепляются на пластилине (глине, эглине, мукосоли, пластике и т. д.). Полуобъемные работы получаются за счет того, что используются объемные семена, работа приобре­тает вид барельефа. Для выполнения объемных поделок из семян необходима основа, которую, как правило, выполняют из любого пластического материала, на котором закрепляют семена. Технология изготовления поделок меняется в зависимости от возраста детей.

Соломка относится к одному из выразительных материалов. В аппликации находят применение солома и различные колосья, из которых составляется целостное изображение. Очень часто со­ломка применяется для инкрустации предметов мебели, различных аксессуаров, предметов дизайна и пр. Объемные изделия получа­ются путем соединения колосьев лыком, эластичными травинками, тонкими льняными нитями.

Ветки могут быть частью поделки или выступать в качестве са­мостоятельного образа. При этом можно сохранить фактуру веток, используя их выразительность, а можно раскрасить их, сделав образ стилизованным. Ветки активно включаются в композицию икебаны, декорируются лентами, бусинками, искусственным камнем, пено­пластом, кусочками ткани, кожи.

Кора и лоза могут использоваться в качестве основы для поде­лок, выступать подручным материалом или иметь самостоятельное художественное выражение. Например, из коры получаются инте­ресные подставки для карандашей, вазы, кашпо и пр.

Древесина как природный материал в работе с детьми исполь­зуется реже не только потому, что ее трудно приобрести, особенно в городах, но в основном из-за сложности ее обработки, так как нужны специальные инструменты, которыми дошкольники в силу возраста не владеют. Дети могут использовать обрезки мягкого дерева. Из этого материала можно что-то построить с помощью тонкой проволоки, клея, монтажной пены. Натуральный цвет де­рева красив сам по себе, но дерево можно и покрасить, сохранив естественную фактуру.

Плоды (желуди, шишки, грибы, орехи, овощи, фрукты, ягоды) разной формы являются стимулом для развития фантазии. С ними можно экспериментировать, моделировать пространство. Спектр их применения очень широк — от небольших поделок до крупных декоративных панно и скульптур. Иногда для выполнения изделий из плодов требуется их предварительная обработка (высушивание, разглаживание, лакирование, грунтовка и т.д.). Дети младшего до­школьного возраста предпочитают выполнять изделия в основном из сочных плодов и свежих листьев. Для соединения их берут раз­личные травинки и палочки. Подставкой для изделий из свежих материалов может служить пенек лозы или красиво сплетенные из прутьев корзины и кашпо. Дошкольники среднего и старшего дошкольного возраста используют и свежие и сухие материалы, совмещая их для достижения выразительности.

2. Материалы минерального происхождения (камни, песок, ра­кушки и т.д.).

Камни служат отличным материалом для конструктивного творче­ства. Из камней можно выполнить подставку для поделки. Из камней получаются интересные барельефы. С помощью мелких камушков легко создавать рельефную фактуру поделки, например: изобразитьпанцирь черепахи, чешуйки рыбки, лепестки цветка, фасад дома, поверхность камина, морское дно и т.д. Закреплять камни лучше с помощью пластических материалов, монтажного клея или мон­тажной пены. Все зависит от идеи образа. Крупные камни служат основой для росписи. Из камней получаются изящные украшения. Из разноцветных морских камней складываются мозаичные полотна, которыми можно украшать интерьер любого помещения, в том числе и детского сада, а также отдельные предметы дизайна.

Камни можно использовать для изготовления дидактических игр и пособий. Например, используя камни разного размера, можно формировать у детей представления о величине. Обследование по­верхности камней создает предпосылки для сенсорного развития, в частности для развития мелкой моторики пальцев рук.

Песок имеет два направления применения. Первое — песок вы­ступает в качестве пластического материала. Из него можно лепить мелкие фигурки и крупные скульптуры. Этот вид творчества зани­мает не только ребенка, но и взрослого человека. Из песка можно слепить не только отдельные предметы, но и архитектурные соору­жения, а также целый город. Второе — применение песка в качестве изобразительного материала для аппликации и рисования. В этом случае песок присоединяется к основе с помощью клея и красок.

Ракушки, имея причудливые формы, служат основой для создания выразительных образов, которые способны выполнить даже дети дошкольного возраста. Конечно, их поделки просты по своему со­держанию, но они способствуют развитию образного мышления, формообразованию. В зависимости от возраста применяются раз­ные соединительные материалы (клей, пластилин, глина, мукосоль, бумажная масса и пр.).

3. Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья).

Яичная скорлупа применяется для получения как плоских изо­бражений, так и объемных. Плоскостная композиция из скорлупы имеет вид мозаики. При этом можно использовать естественные оттенки скорлупы, а можно ее предварительно окрасить с помо­щью пищевых красителей, тогда мозаика будет полихромна. Из целостной яичной скорлупы можно сделать разнообразные елочные игрушки, героев для пальчикового и настольного театра, мобили, гирлянды, сувениры и т.д. Для объемных поделок скорлупу пред­варительно необходимо обработать (удалить внутреннюю часть, сделав маленький прокол и откачать содержимое яйца), затем яич­ная скорлупа дорабатывается до образа с помощью бумаги, картона, природного, бросового и пластического материала.

Кожа применяется для аппликации и объемных поделок. Из кусочков кожи вырезаются детали в соответствии с намеченным эскизом, затем они соединяются в целостную композицию с по­мощью клея. При этом детали в зависимости от замысла могут приклеиваться полностью или частично. Аппликация из кожи мо­жет иметь различные размеры — от миниатюр до огромных панно. Также из кожи можно делать объемные поделки, скручивая кусочки кожи и скрепляя их клеем, нитками, придавая определенную фор­му. Особый интерес сегодня для многих представляют аксессуары, выполненные из кожи (ремни, сумки, кошельки, футляры, пеналы, головные уборы и пр.), в том числе и украшения (колье, бусы, брас­леты, ремешки, кольца и т.д.).

Мех активно используется в ручном дизайне. Он применяется для изготовления разнообразных аксессуаров и декорирования поверх­ностей (например: альбомов, рамок, шкатулок, сумок и пр.). В ра­боте с дошкольниками мех применяется не так часто. Связано это с тем, что у некоторых детей мех вызывает аллергическую реакцию, в связи с чем его применение минимально или натуральный мех заменяется искусственным. Сама фактура меха позволяет создать самые разные образы животных, имитируя их шерсть. Аппликации из меха всегда интересны и привлекательны для детей. Комбини­руя мех с другими материалами, можно добиться выразительности создаваемого образа, подчеркивая его характер.

Пух и перья применяются, так же как и мех. Они создают опреде­ленную фактуру, которую можно использовать для отображения предметов, объектов и явлений окружающей действительности, например: облаков, туч, снега, растений, животных. Пух и перья не требуют предварительной обработки, к основе они крепятся с по­мощью клея и пластических материалов. Чаще всего пух и перья в поделках применяются фрагментарно, поэтому дорабатывать об­раз можно с помощью других материалов (бумаги, кусочков ткани, кожи, пуговиц, бусинок и пр.).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.