Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства

2018-01-03 1543
Основные выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде вырази­тельных средств.

Форма позволяет объединить функциональную сторону и эсте­тическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали прак­тического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимо­го к декоративно-прикладному искусству, особое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, при­влекающих к себе внимание. В форме закладывается несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий за­мысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым про­чтением символа. Основное требование к любому предмету народ­ного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармо­нична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения на­родного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было допол­нительным. Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выпол­нять практическую функцию.

Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет опреде­ленное практическое назначение, но все же оно — носитель тра­диций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, крат­ковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое.

В народном искусстве важно соотношение назначения и ма­териала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.

Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их непо­вторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.

Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.

Традиционность народного искусства и технология не исклю­чают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного ис­кусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.

Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эсте­тическую ценность. Характер орнаментальных композиций об­условлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает простран­ственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его ма­териальную основу.

Кроме названных компонентов искусствовед В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий на­родное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа.

В народном искусстве сочетаются народные промыслы и го­родское профессиональное искусство. Это в равной степени от­носится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно-культурном развитии.

В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» не­разрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опы­том определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла либо ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направле­ния в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.

По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:

 

Ø создание художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);

Ø украшение самого человека, создание художественно выпол­ненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями;

Ø художественное преобразование окружающей действительно­сти, эстетическое освоение среды человеком.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу промыслов народного декоративно-прикладного искусства.

2. Выполните роспись (на выбор) на плоской основе.

3. Выполните роспись на объемной форме.

4. Разработайте презентацию по декоративно-прикладному ис­кусству

 

 

III РАЗДЕЛ.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.