Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-03 | 1543 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде выразительных средств.
Форма позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимого к декоративно-прикладному искусству, особое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладывается несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым прочтением символа. Основное требование к любому предмету народного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармонична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения народного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было дополнительным. Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выполнять практическую функцию.
|
Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет определенное практическое назначение, но все же оно — носитель традиций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, кратковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое.
В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.
Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.
Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.
Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.
Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую ценность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его материальную основу.
|
Кроме названных компонентов искусствовед В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий народное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа.
В народном искусстве сочетаются народные промыслы и городское профессиональное искусство. Это в равной степени относится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно-культурном развитии.
В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» неразрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опытом определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла либо ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направления в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.
По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:
Ø создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);
Ø украшение самого человека, создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями;
Ø художественное преобразование окружающей действительности, эстетическое освоение среды человеком.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Составьте таблицу промыслов народного декоративно-прикладного искусства.
2. Выполните роспись (на выбор) на плоской основе.
3. Выполните роспись на объемной форме.
4. Разработайте презентацию по декоративно-прикладному искусству
III РАЗДЕЛ.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!