Бихевиоризм История становления и основные направления. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Бихевиоризм История становления и основные направления.

2017-12-22 262
Бихевиоризм История становления и основные направления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бихевиоризм История становления и основные направления.

Направ возникло в нач 20 в в США (Джон Уотсон). Относится к социо-генетич теориям развития. Бихевио – повед. Предмет исследов – поведение. Повед – система объективно наблюдаемых реакций в ответ на стимул. С их т.з. все внутр проц, явл – предмет исслед физиологов. Основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Считали, такие понятия как осознание, переживание, страдание и т.п. не являются научными.

Представители: Торндайк, Скиннер; Хантер, Толмен и Лешли (нео). Основная формула S®R, в послед после многочисл исслед необихевиористов была заменена S®O®R, где О – внутрен переменная (Толмен). Соц повед также стало со временем предметом изучения.

Торндайк первый стал эксперим изучать повед (с пом проблем ящиков) – построил крив научения (кол попыт и время). В бих-ме психич развит= науч. Они отвергали возраст периодиз и гов что все завис от среды. Открыл 4 зна науч: повтор-ти, эффекта (подкрепл), готовности (если спать хочет), ассоциатив сдвига (если 1 из 2 раздр выз положит R, то 2 скоро тоже).

Уотсон – реально только то, что можно наблюд. Лть - совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Заним эксперим изуч эмоц (рк и кролик). Школа очч популярная в США.

Необих подвергли сомнен форм бих, Хантер показ возм-ть отсроч R (обез, ширма, банан). Лешли выдв концепцию эквипотенц уч мозга (учили навыку, удаляли кусочки мозга – сосед брали на себя выполн). Толмен модиф форм введя перемен О (классич пр голод). Скиннер ввел понят оперантного повед, его теор науч использ до сих пор с у/отстал детьми – делят навык на мелкие операции.

Социобих -теории соц научения – изуч соц повед чка. Мид «теор ожиданий» чк ведет себя так как от него ждут и делает это ожидая получ опред R. Доллард – «теор фрустр» - накопл малых фрустр ведет к накопл агресс.

Бих-м ведущ пси школа в США основ идеи соврем до сих пор (прижизн формир псих, эксперим изуч повед, возд при воспит и т.д.), Минус – не учит огром пласт психич проц и явл не вид глазу.

 


Закономерности психического развития в младшем школьном возрасте.

Возраст 7-10 лет, ССР-соц статус шк-ка, ВД- учеб деят-ть – деят напав на усвоение науки и кры, накопл чел-вом, централ НО – произвольность, чво компетенции, др НО – словесно-логич м-е, произвол смысловая пам, произв вниман (но непроизвол остается достат сильным), учебные мотивы, анализир-е воспр, адекватная СО.

Кризис 7 лет возник на основе становл личн сознания. Симп: потеря непосред-ти, манерничание, феномен горькой конфеты (плохо, но молчит), трудности воспит. Переход к новой соц сит, к новым отнош. появл ориентиров смысловая основа поступка, потеря непосред знаменует переход от дошк к мл.шк в-ту.

Развитие познават сф. После 7-8 лет – продуктив образы представл, вним произв (но сильн непроизв), к 4 кл V, уст-ть, концентр вним почти как у взр, с 6 лет развив механич пам, логич отстает –пока не задейств, мышл от нагл –действ до слов-логич, раскрыв общие и спец способ детей. Интеллект развив – активно исп речь как срво мыш, соед-ся все виды мышл (нагл-дейс, нагл-обр, слов-логич), развив подгот и исполнит фазы интел процесса.

Учеб деят опред хр игров, труд деят и общ. Внутри уч.д. возн основное НО. Формир учеб мотивации (стать шк, одобрение, хочу все знать). Стра уч деят: учеб зад, учеб действие, контроль, оценка. Пока это совмест деят уч-ка и учит.

Раз лти.склад многие деловые качва лти, появл вол регул и созн постан цели достичь успеха. Развив трудолюб и самостоят, формир внутр позиция – осозн отнош к себе, окр и событ, в созн присут сма нравст норм, произвольность распр на обл чувств (к 3-4 кл), появл наст-ть как волевая черта.

Эмоц сфера. В 7 друг – внешне похожий, в 8-11- кто помогает и по интересам. В 9-10 переживают за замеч при одноклас, появл застенч, эмоц вечатлит, отзывч на все яркое и красивое, со вр нач-т более сдерж выраж эмоции, развив контроль чвв, развив соц эм – ответ-ть, доверие к людям, сопережив. Задача в-та науч заводить друзей и соц взаимод-ть. Рк наход в эмоц завис от значим. взр и учит.

Мотив сфера. Тенден к формир сознат волев регулир повед. В 10 мот общ меняет направ от взр к сверст. В учеб мот выд познават и соц-е, познават акт-ть выход за рамки шк проги, привлекат запретных мест, занятий.

 


Психология зрелости.

Сущ пробл периодиз взр-ти: ВОЗ – взр-ние: м-22-35, ж- 21-35, зрел: м- 36-60, ж- 36-55,.Брамлей: ран взр – 21-25, сред взр – 25-40, позд взр – 40-45, препенсион взр – 55-60. все авторы подчерк неоднород зрел и дел на ранн и позд зр. ВД- труд.

Кризис зр вта (в 40-45) – критич оценка и п/оценка того, что было достигн в жизни к этому вту – кризис идентичности – чво отставания от жизни, потеря интереса к ней, усталость, скука, отсут полн жизни. Парадокс кр – чк в этом вте плон сил, заним прочное полож,. Возр-т число разв, чво одноч связ с уход детей, приближ стар. У жен связ с угас пол функ, у муж – психол импот-цией, страх ее сниж- сит хрон стресса, физич сост не соответ интел ур-ню. Преодолеть помог семья, проф, тв-во.

Познават сф – пам – завис от хра деят, образ измен меньше всех, долговр сниж в 36-40л, вербал 18-30 стаб, с 30-40 сниж-ся, мыш-е – гибкое, с 20 до 40 – комплексный хр, пик практич мыш в 31-32 и 34-35, пик теор мыш 20, 23, 25, 32, образн – 20, 23, 25, 32, 35, 39. хр и форма деят влияет на хр мыш. Кач-но имен речь – лексич и грам состав, пик верб спос – 40-45. Вним – наиб измен V, перекл, избират до 33-рост, 27-33-пик, после 34 –сниж. уст-ть и концентр не измен. В в-те 40-60 вним на мах, пам на сам низком урне, Интел – верб-логич функ раст до 50, к 60 сниж, с 18 до 60 интел на одном ур-не. На сохр влият хр деят.

Личн разв – в пд ран взр повед связ освоен проф, созд семьи, потенциал. В эмоц – гл достиж идентич и близости, родит чва – сф сформир и стаб. Мотив сф – семья, дети, выбор проф. Я-конц: я секс парт, супруг, родит, профи, гражд, восприят своих физич особ, психол вта, проф ориен-ции, соц установки. Сред взр – мб расцвет карьеры, сем жиз, творч. Труд – гл источ чвв (успех-н/усп), стресс ведет к разв заб, чаще возн депрес, чво одиноч. Мотивы – реал творч, сохран сем, подгот к обеспеч стар. Происход переосмысл жизни в целом. Сист цен: личн, сем, проф. ВД – труд.

 


31. Раннее детство. Кризисы. Основные новообразования.

Наблюдение за повед взр и подраж им явлся источ личн соц-ции рка. В течении первого года жизни формир чва, привяз-ти, которые порожд уверть в себе, веру в свои способ, дисципл. Благ привяз-ти удовлся основ потреб рка, сниж тревож, формир основы для нормал отнош с людьми в зрелом вте.

Формир лти связ со становл с/созн рка. Рк узнает себя в зеркале, отклик на имя, использ местоим Я. В 3 года рк нач срав себя с другими детьми, так склад СО. Постеп формир чво стыда, гордости, УП. Впервые появл потреб к самостоят. Вт харся как «Я Сам». Нач склад хар-кие качества (сила воли, настойчивость, целеустрем). Свои возмож и качва лти рк нач осозн с 1,5 лет. Двухлетние дети умеют подчин повед др людей своим треб. Способен, манипулир родит. Постеп развив способ рка к эмпатии.

Кризис 3-х лет.

Выделяют несколько симптомов кризиса 3-х лет:

1.негативизм (ребенок отказ подчиняться треб взр - делает все наоборот). 2.упрямство (реакция на свое собств повед, рк треб считаться со своей личностью). 3.строптивость (протест против порядков). 4.своеволие (ребенок хочет что-то делать сам). 5.обесцен взр (может ребенок прожить сам, обзывают взрослых). 6.протест, бунт - частые ссоры с родителями. 7.стремл к деспотизму (рк проявл деспотизм к родиттем более, если он в семье один).

Кризис 3 лет- кризис соц отнош в кот происхт ломка вз/отнош до сих пор сущ-ших м/у рком и взр. Возн тенденц к самостоят. У рка возн потреб кот приобр собств динамику развития, рк ведет себя как хочется ему.

К концу раннего возраста желания ребенка станов обобщен, детям свойств тенд к немедл осущ желаний. Рк стрем действ сам как взр люди. Дети подражт действиям взр. Рк, отдал от взр устанав с ним более глуб отнош.

Кризис «Я сам».

17.Младенчество. Кризисы. Основные новообразования.

Набл тенден к объед новор и млад но по мнен отеч ученых они своеобразны и достйны самост сущ-я.

Новорож-ть: от 0 до 1мес., ССР- полная биологич завис от матери, ЦНО – комплекс оживл (эмоц-двиг реакц) на появл взр. Особ-ти: 80% спит, 20 бодр, преобл тормож над возб, спонтан двиг акт-ть, просып из-за дискомф, набор б/у рефл (сосат, пищ, дыхат, защит, ориентир, атавистич – хватат, автоматич походка) – свидет о зрелости ЦНС, речь – хныкан и зач лепета. Криз зак если – набрал первон вес, появл комп оживл, зрит и слух сосредоточ (мед, психол, физиолог).

Младенчво: от 1 мес до 1 г, ССР-общая жизнь матери и реб, сит МЫ, ВД- непоср эмоц общ с мат, ЦНО – потреб в общ со взр, ДНО – восприятие объектов, автономная речь, начал формы нагл-дейст м-я, кратковр фиксация на объектах.

Млад харся созданием предпосылок для речи и соц развития в усл непосред общ со взр, развитие возможностей рка происход на основе природ задатков и генетич программы. Большое знач игр среда и актив участие взр в физич и психич разв рка, кот закл в созд физич. и речевой среды, эмоц общ, помощи в разв двигат структур (акт хватания (диффер после 7-10 мес), локомоция (опред послед формир общедвигат реаций – Сид, стоян, ходьбы), созд проблемных ситуаций).

Пам - в 3-4 мес узнает лицо мат и звуки, в 5-6 отличает своих от чужих, в 6 связь слова и предмета, в 8 м. может указать место назв предмета к году 10-20 слов, выполн поруч, понимает запрет, мотивац сфера – потреб в аффилиации. Я-концепция - В 3-8 мес рк осозн границы своего тела, с 6 – подраж, с 7-8 выраж отнош к окруж, с 8 узнает себя на фото, формир внешний образ Я. Мыслит ф.- с 8-10 реш пространств задачи, к 12м – координац цели и средства, активно манипул предм, может обобщать перенося рез на сход сит. Речь – к 11 мес лепет-псевдослова, в 3-4 бессозн подраж взр, в 8-9 нач активная речь, в 6 мес –интонац рад, в 7 – утвержд, просьбы, в 10 – повелен, убежден,

Специфич черта развития псих млад – многоканальность – развитие в разных направлениях.

Кризис 1 года. Симп: непслуш, повтор запрещ взр действий. Причины – начало актив изуч мира. Удовлетвор от знаний и производ эффектов. Повтор однажды продел операции, проявл настойч и любознат. Кризис – готовность перехода на след стадию развития.
32. Предмет, задачи, значение психологии развития и возрастной психологии.

Бихевиоризм История становления и основные направления.

Направ возникло в нач 20 в в США (Джон Уотсон). Относится к социо-генетич теориям развития. Бихевио – повед. Предмет исследов – поведение. Повед – система объективно наблюдаемых реакций в ответ на стимул. С их т.з. все внутр проц, явл – предмет исслед физиологов. Основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Считали, такие понятия как осознание, переживание, страдание и т.п. не являются научными.

Представители: Торндайк, Скиннер; Хантер, Толмен и Лешли (нео). Основная формула S®R, в послед после многочисл исслед необихевиористов была заменена S®O®R, где О – внутрен переменная (Толмен). Соц повед также стало со временем предметом изучения.

Торндайк первый стал эксперим изучать повед (с пом проблем ящиков) – построил крив научения (кол попыт и время). В бих-ме психич развит= науч. Они отвергали возраст периодиз и гов что все завис от среды. Открыл 4 зна науч: повтор-ти, эффекта (подкрепл), готовности (если спать хочет), ассоциатив сдвига (если 1 из 2 раздр выз положит R, то 2 скоро тоже).

Уотсон – реально только то, что можно наблюд. Лть - совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Заним эксперим изуч эмоц (рк и кролик). Школа очч популярная в США.

Необих подвергли сомнен форм бих, Хантер показ возм-ть отсроч R (обез, ширма, банан). Лешли выдв концепцию эквипотенц уч мозга (учили навыку, удаляли кусочки мозга – сосед брали на себя выполн). Толмен модиф форм введя перемен О (классич пр голод). Скиннер ввел понят оперантного повед, его теор науч использ до сих пор с у/отстал детьми – делят навык на мелкие операции.

Социобих -теории соц научения – изуч соц повед чка. Мид «теор ожиданий» чк ведет себя так как от него ждут и делает это ожидая получ опред R. Доллард – «теор фрустр» - накопл малых фрустр ведет к накопл агресс.

Бих-м ведущ пси школа в США основ идеи соврем до сих пор (прижизн формир псих, эксперим изуч повед, возд при воспит и т.д.), Минус – не учит огром пласт психич проц и явл не вид глазу.

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.