Центр развития творчества детей и юношества «Советский» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

2017-12-22 187
Центр развития творчества детей и юношества «Советский» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДОД ЦРТДиЮ «Советский»

_______________ Л. С. Скопинцева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Обучения игре на гитаре

«Камертон»

(для воспитанников объединения

«Клуб любителей гитары «Орион»)

 

Продолжительность образовательного процесса – 3 года

 

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Карандеева И. В.

 

г. Липецк, 2012 г.

Структура программы.

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Учебно-тематический план…………………………………………………..11

3. Содержание программы………………………………………………………12

4. Результаты работы по программе……………………………………………18

5. Материально-техническое обеспечение программы……………………….21

6. Список литературы……………………………………………………………22

7. Приложение 1. ………………………………………………………………...24

8. Приложение 2. ………………………………………………………………...25

9. Приложение 3. ………………………………………………………………...26

Пояснительная записка

Программа «Камертон» - это образовательная программа для старшеклассников, занимающихся в объединении «Клуб любителей гитары «Орион».

Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.

Музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени свойственна элементарная музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития.

В подростковом возрасте у старшеклассника происходит социальное созревание личности, формируется отношение к себе как к члену общества. Ведущей ролью в подростковом период играет социально-значимая деятельность, в которую подросток может включится, обучившись основам, а возможно и виртуозности в игре на гитаре. Старшеклассник без боязни выходит на любую возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности он обретает чувство собственно значимости как исполнителя, умение контактировать с различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяет свой кругозор, приобретает новые умения и навыки.

Данная программа направлена на создание условий для музыкально-эстетического развития подростков и их творческой самореализации.

Подростковый возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека в обществе, его общего духовного становления.

Все вышеизложенное определило необходимость разработки авторской программы для подростков, обучающихся игре на гитаре.

Программа рассчитана на три года обучения, в результате которого приобретенные знания позволят старшеклассникам исполнять на гитаре музыкальные произведения различной сложности и характера, аккомпанировать пению, разбираться в многообразии музыки, играть в ансамбле.

 

Цель программы: развитие музыкальных и эстетических способностей подростка через овладения искусством исполнения на гитаре классических, современных эстрадных, авторских произведений.

Задачи:

Обучающие:

- формирование системы знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными компьютерными программами;

- формирование практических умений по организации любительских концертов, выступлений;

- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.

Развивающие:

- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

- развитие творческого, культурного, коммуникативного воспитанника;

- формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;

- развитие лидерских качеств личности;

- расширение музыкального кругозора воспитанника.

Воспитательные:

- содействие личному росту старшеклассника;

- создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе объединения.

 

Участники программы: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет). Наличие музыкальной подготовки не является обязательным. В отдельных случаях возможно занятия по программе с учащимися более младшего возраста. Готовность к обучению, особенности работы с ребенком определяется педагогом.

 

Организационно педагогические основы программы:

Продолжительность образовательного цикла – три года обучения. Группа первого года обучения формируется, в основном, из учащихся 8-9 классов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Первый уровень предполагает формирование первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с различными музыкальными стилями, авторами, исполнителями, исполнение несложных музыкальных произведений.

Г руппа второго года обучения состоит из обучающихся, прошедших первый этап обучения.

Группа третьего года обучения формируется из воспитанников, которые совершенствуют свои умения и навыки, полученные в первый и второй годы обучения.

Уровни являются интегрированными, что обеспечивает плавный рост творческого, культурного, коммуникативного развития воспитанника. Предложенная система обучения дает каждому подростку равные возможности для максимальной реализации своих музыкальных и творческих способностей. Это формирует у старшеклассника адекватную самооценку, и, вместе с тем, делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя в творчестве, в жизни коллектива.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение техникой, особенностями игры на гитаре. На занятиях ребята знакомятся с устройствами инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения, особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся играть разнохарактерные музыкальные произведения. Важным этапом перехода от индивидуального исполнения к игре в ансамбле является умение исполнять произведение вместе, вступать в нужный момент. Со временем появляется чувство внутреннего ритма, появляется навык отчета тактов. Солирующий инструмент любой (голос, гитара, флейта) должен выделяться на фоне игры над остальными.

Так же, в задачу руководителя входит обучение правильному пению: звукообразованию, голосоведению, дыханию, дикции. Через раскрытие творческой индивидуальности исполнителя, ребенку прививается культура пения, координируется список музыкальных предпочтений. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона.

На занятиях объединения ребята знакомятся с творчеством таких групп как «Кино», «Ария», «ДДТ» и т.д. ставшие классикой. Просмотр видеоклипов, прослушивание ряда музыкальных композиций, использование возможностей программы Gitar. pro позволяет воспитаннику расширить свой музыкальный кругозор, предпочтения.

В задачи объединения входит участие в жизни ЦРТДиЮ «Советский» в концертах, сотрудничать с коллективами других учреждений ДОД, поскольку наилучшей проверкой мастерства, качества исполнения являются концерты, фестивали, отчетные концерты, где выявляются сильные и слабые стороны обучения. Выступления помогают корректировать работу в клубе, ставят перед ребятами близкие и вполне разрешимые ответственные задачи.

Выбор репертуара для воспитанника - наиболее трудная задача для руководителя. Правильно подобранный репертуар способствует духовному и росту старшеклассника, определяет его творчество, дает возможность овладения техническими приемами.

Интерес ребят к гитаре позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непрерывно заняты в этом коллективе.

Общее количество часов, необходимое для проведения занятий по программе - 576, из них: теоретические занятия - 160 часов, практические занятия - 456 часов.

 

Количество часов Год обучения
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Теоретических      
Практических, в том числе ансамблевая игра      
Итого год:      
Итого по программе: 576 часов

 

Режим обучения:

- занятия с группой 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа;

- занятия с группой 2 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа;

- занятия с группой 3 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа.

Для организации работы по программе используется база МОУ ДОД ДЮЦ «Ориентир», наличие личной гитары у каждого воспитанника является обязательным.

Педагогические условия реализации программы:

- учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных характеристик участников программы;

- индивидуальный подход к работе с воспитанниками и обучение их работе в группе;

- обеспечение условий для выбора участниками программы актуальной для их деятельности уровня самореализации;

- стимулирование проявления творческой активности и инициативы;

Ф ормы, этапы реализации программы.

Основной формой реализации программы является учебное занятия.

Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно включать различные виды деятельности: музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.

Примерная схема занятия с учащимися 1-го года обучения.

1. Вводная часть. Настройка инструмента. 5 минут.

2. Проверка навыка овладения техническими приемами 20 минут

3. Музыкальная грамота – теоретические аспекты 10 минут.

4. Проверка домашнего задания- игра на инструменте 30 минут.

5. Работа с новым произведением – коллективная работа 20 минут.

6. Заключительная часть 5 минута

Итого: 90 минут.

 

Примерная схема занятия с учащимися 2-го и 3-го года обучения.

1. Вводная часть. Настройка инструмента. 5 минут.

2. Отработка технических приемов игры 15 минут

3. Музыкальная грамота – теоретические аспекты 20 минут.

4. Проверка домашнего задания, разбор новых произведений - игра на инструменте, индивидуальная работа с воспитанниками 45 минут.

5. Проверка домашнего задания, разбор новых произведений - ансамблевая игра 45 минут.

6. Заключительная часть 5 минут.

Итого: 135 минут.

 

Кроме того, достаточно часто проводится занятия в форме коллективного прослушивания исполнения воспитанником или ансамблем произведения остальными членами объединения. Организация таких мини-концертов помогает учащимся преодолеть страх сцены - сперва перед малой аудиторией, научиться адекватно оценивать игру других людей, находить собственные ошибки и неточности. Так же, выступления членов объединения записываются на камеру для последующего просмотра выступления, коллективной работой над ошибками.

Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- овладение воспитанником системой знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться музыкальной литературой, специализированными компьютерными программами, расширение музыкального кругозора;

- приобретение практических умений по организации концертной деятельности;

- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.

- личностный рост, формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;

- создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе объединения;

- организация системы проверочных работ (тестирование, опрос, самостоятельный разбор произведения, шефская работа членов объединения с более «слабыми» кружковцами и др.) с целью мониторинга результатов обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тематический план занятий 1-го года обучения

2 занятия в неделю, всего 144 часа

 

№ п\п Раздел, тема занятия Количество часов
  Основы игры на инструменте. Технические приемы. 26 часов
  Репертуар начинающего гитариста 36 часов
  Ансамбль. 48 часов
  Музыка народов мира 34 часа
  Итого: 144 часа

 

Тематический план занятий 2-го года обучения

2 занятия в неделю, всего 216 часов

 

№ п\п Раздел, тема занятия Количество часов
  Технические приемы игры на инструменте. 30 часов
  Репертуар гитариста 60 часов
  Ансамбль. 78 часов
  Музыка народов мира 48 часа
  Итого: 216 часов

Тематический план занятий 3-го года обучения

2 занятия в неделю, всего 216 часов

№ п\п Раздел, тема занятия Количество часов
  Технические приемы игры на инструменте. 30 часов
  Репертуар гитариста 66 часов
  Ансамбль. 72часов
  В мире музыки 48 часа
  Итого: 216 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы 1-го года обучения.

Тема №3. Ансамбль.

Теория. Ансамблевая игра. Понятие сольной партии, аккомпанемента. Разбивка по партиям. Заменяемость музыкальных инструментов. Работа со средствами программы «Gitar pro». Знаменитые ансамбли России, мира.

Практика. Игра в ансамбле. Сыгрывание по партиям, замена партий. Шумовые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных произведений исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями. Группа «ДДТ» – песни для души. Тренинговые занятия по сплочению коллектива, преодолению проблем в общении. Организация концертов для родителей, одноклассников.

Содержание программы 2-го года обучения.

 

Тема №3. Ансамбль.

Теория. Ансамблевая игра. Понятие сольной партии, аккомпанемента. Разбивка по партиям. Заменяемость музыкальных инструментов. Работа со средствами программы «Gitar pro». Финский струнный квартет «Apocaliptica». Изучение расположения нот на грифе на XI-IX ладу

Практика. Игра в ансамбле. Сыгрывание по партиям, замена партий. Шумовые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных произведений исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями. Выпуск информационного листка о жизни объединения. Организация концертов для родителей, одноклассников.

Содержание программы 3-го года обучения.

Тема №3. Ансамбль.

Теория. Значение термина «ансамбль». Ансамбль как небольшой коллектив исполнителей. Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, получение собственной игры общему художественному замыслу. Изучение пьес и песен. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительности нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа. Согласованное соблюдение изменение силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.

Практика. Игра в ансамбле. Сыгрывание по партиям, замена партий. Шумовые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных произведений исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями.

Тема №4. В мире музыки.

Теория. Музыка востока. Ванесса Мэй. Кельтская музыка. Особенности звукоизвлечения, настройки инструмента. Сочетание стилей в музыке. Альтернативная музыка. Самодельные музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение в кинофильме, мультфильме. Саундтрек.

Практика. Игра в ансамбле. Самостоятельны поиск музыкального репертуара. Просмотр концертов, прослушивание музыка разных народов. Сыгрывание в составе дуэтов, трио, ансамблей с другими инструментами. Изготовление музыкальных инструментов своими силами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блокфлейта. Репертуарный сборник для начинающих.// Ред. Мазур Я. А., Чеботарь Д. И. Киев: «Музычна Украина», 1984. – 37 с.

2. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1985 г.- 110 с.

3. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №1.// Сост. Оскарович Вещицкий П. М.: «Советский композитор». – 1977. – 16 с.

4. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №12.// Сост. Агабабов В. П. М.: «Советский композитор». – 1987. – 40 с.

5. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. – М.: «Педагогика», 1989 г. – 209 с.

6. Казанский О.А. Основы педагогический деятельности. – Липецк, 1991 г. – 111 с.

7. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 1 тетрадь.

8. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 2 тетрадь I и II части.

9. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 3 тетрадь.

10. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка. М.: «Информпечать», 1993 г. – 72 с.

11. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось-89», 2001 г. – 48 с.

12. Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских общественных объединений)./ Сост. Грушихин А.М., Головлева И.В., Боева Л.А. - Липецк: Комитет по делам молодежи администрации Липецкой области, 2004 г. – 147 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Ред. Сластенин В. А. Исаев И. Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: «Школа-Пресс», 2000 г. – 510 с.

14. Сольфеджио. Одноголосье. Часть 1. // Сост. Калмыков Б., Фридкин Г. М.: «Музыка». – 1984. – 156 с.

15. Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Использование технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методическое пособие. -Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 78 с.

16. Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические рекомендации. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 43 с.

17. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: «Музыка», 1988. – 272 с.

Приложение 1.

Беседы

1. «История гитары».

2. Серия бесед «Мастерство исполнителя» (В. Зинчук, А. Сеговия, Пако де Лючия и др.)

3. «Азбука поведения на сцене».

4. «Музыка в кино. Саундтрек».

5. «Авторская музыка».

6. «Направления в эстрадной музыке».

7. «Этикет»

8. Серия бесед: «Русский рок» (группа «Ария», «Алиса», «ДДТ» и др.)

9. Серия бесед «Особенности национального звукоизвлечения, инструменты» (ирландская, шотландская, японская, русская, испанская идр. музыка).

10. Серия бесед «Группы и исполнители» (Элвис Пресли, «Apocaliptica», «Blackmore's night», Ванесса Мэй и др.).

12. Серия бесед «Строки, опаленные войной» (музыка гражданской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войны).

 

Приложение 2.

 

Примерный индивидуальный репертуар воспитанника. Инструментальные композиции.

Год обучения.

«Собачий вальс», мелодии из кинофильмов «История любви», «Титаник», «Крестный отец». Andre Poopp «Love is Blue». «La cucaracha». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Greensleeves».

Год обучения.

Л. В. Бетховен «Лунная соната», «Fur Elise». «Feelings». Гомес «Романс». «Испанское каприччо». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Breton Dans», «Memmingen». Tarrega Francisco «Adelita». «Кубинский танец»

Год обучения.

Мелодия из кинофильмов «Властелин колец», «Профессионал», «Амели». Barbara «Gottingen». Tarrega Francisco «La Paloma». «Malaguena». «Сhoros». Frank List «Liebestraum».

Приложение 3.

Примерный репертуар ансамбля воспитанников.

Год обучения.

Народная песня «Казачья притча». «A Londonderry Air». «Mission Impossible». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Greensleeves», «Catherine Howard’s Fate». Из репертуара группы «Ария»: «Закат». «Осень».

Год обучения.

«Tico-tico». Из репертуара группы «Nightwish»: «Lapland». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Magical World», «Now and Then», «Spirit of the Sea», «Wish you were here». «Scotland The Brave», «Beyond the Sunset». Из репертуара Элвиса Пресли: «A Mess of Blues», из репертуара группы «Apicaliptica» «Far Away»/

Год обучения.

Р. Пипо «Танец с топорами». «Чардаш». «Take Five». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Fare Thee Well», «Possum goes to Prague». «The Entertainer». «Keshiki shinzuru».

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

УТВЕРЖДАЮ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.