Платон о государстве, его роли в обществе. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Платон о государстве, его роли в обществе.

2017-12-22 823
Платон о государстве, его роли в обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство:

· это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова - разум - руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.

· это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Политические идеи в «Государстве»

Основная статья: Государство (Платон)

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в

известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду

деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же

мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона

– “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и

заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на

общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно

быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть

подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Ряд авторов [1, 8, 60, 72] считают, что “причиной возникновения

совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей

врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не

может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со

стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то

одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая

нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и

оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас

название государства[33]. Помимо этого, государство создается для того,

чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию

человеческих потребностей в государстве должна соответствовать

специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое

качество и производительность”[34]. К. Маркс указывал, что “в республике

Платона разделение труда является основным принципом строения государства,

она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового

строя”[35]. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно

необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла,

изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной

передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей

среде”[36]. Поэтому город должен состоять из землевладельцев,

ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров,

учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет

одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому

можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну

какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом

вовремя, не отвлекаясь на другие работы”[37]. Все способности человека

принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему

усмотрению.

По убеждению Платона, государство должно также выполнять и

нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным

порядкам и религии отцов”

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.