Процедура кандидатского экзамена — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Процедура кандидатского экзамена

2017-12-22 238
Процедура кандидатского экзамена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

технологии и ППД

11 октября 2017 года

Протокол № 2

Зав. кафедрой

к. психол. н.В.М.Кирсанов

 

 

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология

 

Подготовка кадров высшей квалификации

 

 

Челябинск 2017


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кандидатский экзамен по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль подготовки 19.00.07 «Педагогическая психология» выявляет уровень методологической теоретической и практической подготовки аспиранта в области педагогической психологии.

Целью кандидатского экзамена «Педагогическая психология» по профилю подготовки 19.00.07 является проверка у аспиранта:

– знаний фундаментальных теоретических и методологических основ, узловых проблем теории, основных методов и рабочих понятий психолого-педагогического исследования;

– владение практическими навыками разработки и применения исследовательских процедур;

– сформированности критической способности аспирантов в анализе фактов и особенно научных концепций не только чужих, но и своих собственных.

Задачи экзамена:

1. Определить теоретическую подготовку аспирантов в области педагогической психологии.

2. Выявить умения устанавливать связь теоретических основ психологии с современной психологической практикой, проблемами психологии образования.

3. Проверить профессиональные компетенции в области научно-исследовательской работы по выбранной теме.

 


ПРОЦЕДУРА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Порядком прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 года № 247. Для проведения кандидатского экзамена утверждается состав комиссии по приему экзамена кандидатского минимума по профилю «Педагогическая психология» в рамках направления 37.06.01 Психологические науки. Нормативы времени: на подготовку ответа – 1 час (без права пользования литературой); на ответ аспиранта – 1 час на каждого. После ответа на эти вопросы с аспирантом проводится беседа по теме исследования. К этой части экзамена аспиранту необходимо: подготовить устный отчет о своих статьях (написанных или уже опубликованы), краткий обзор литературы по своей проблематике, сообщить об апробации своей работы, актуальности и новизны темы, уточнить гипотезу проблемы, описать материал исследования. Процедура проведения экзамена предусматривает дополнительные вопросы по тем же или другим разделам программы, не вошедшим в экзаменационный билет.

Кандидатский экзамен проводится в соответствии с установленными требованиями и по заранее утвержденному расписанию.

Кандидатский экзамен состоит: 1) из двух теоретических вопросов по теории обучения, воспитания и педагогической деятельности; 2) собеседования по теме реферата кандидатской диссертации.

Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп учебно-методического управления.

За экзамен выставляется единая оценка.


СОДЕРЖАНИЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел I. Введение в педагогическую психологию

Раздел 2. Психология учения

Понятие о психологии учения. Структура учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный компоненты. Понятие о научении. Виды научения: научение по механизму импринтинга, условно-рефлекторное научение, оперантное научение, викарное научение, вербальное научение.

Психологические теории учения. Психологические теории учения конца XIX началаXX века. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Теория детского развития Жана Пиаже.

Психологические теории учения второй половины XX века. Теория деятельности как фундамент теории учения. Теория научения необихевиористов. Теория поэтапного формирования умственных действий. Психологические основы проблемного обучения. Концепция развивающего обучения. Когнитивная психология и образование. Гуманистическая психология и образование. Психологические основы исследовательского обучения.

Мотивация учения. Понятие о мотивах учебной деятельности. Стадии формирования мотивации. Мотивы и потребности. Влияние учения на формирование личности школьника.

Психологические и педагогические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении. Основные психологические факторы учения: 1) познавательные - исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, внимания, индивидуальные познавательные стили; 2) личностные – мотивация и ценности, воля, самооценка, эмоциональные характеристики. Данные о влиянии познавательных и личностных факторов учащихся на процесс учения.

Педагогические факторы эффективности учения: содержание и методы обучения, мастерство и личность учителя, характер взаимодействия со сверстниками.

Характеристики содержания обучения как фактора эффективности учения – обобщенность и системность знаний, подлежащих усвоению, их полнота, единство и дифференцированность эмпирических и теоретических знаний, логическая строгость, разнообразие форм представления и др. данные об эффективности этих факторов.

Основные методы обучения как фактор учения: 1) на этапе уяснения содержания – информационный, дедуктивный и проблемный методы объяснения, 2) на этапе отработки – методы непроизвольного и произвольного, непосредственного и опосредованного запоминания, интериоризации и автоматизации.

Психологические аспекты дифференцированного обучения.

Дифференцированность содержания и методов обучения, позволяющая учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся и групп учащихся и данные о влиянии дифференцированного обучения на эффективность учения. Предметная ориентация мышления и качественная специфика умственного развития. Диагностика развития предметных способностей учащихся в обучении.

Мастерство (владение предметом и технологией обучения) и качества личности (мотивация, ценности, эмпатийность, самооценка, коммуникативные способности) как факторы учения. Эмпирические данные о влиянии этих факторов на процесс и результаты учения (Ляудис, Лийметс, Цукерман, Рубцов, Матис, Зимняя, Маркова).

Уровни обученности: узнавание, воспроизведение, понимание и усвоение.

Обучение и когнитивное развитие.

Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития. Содержание обучения и психическое развитие. Обратная связь в обучении. Обучаемость, успеваемость и уровень развития ребенка. Психологические причины неуспеваемости. «Обученная беспомощность» и её последствия. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении.

Психологические аспекты оптимизации обучения. Психологическая характеристика форм передачи знаний. Условия эффективности учебной деятельности школьников.

Психологическая характеристика технологий обучения. Технология «Развитие критического мышления» и её возможности для совершенствования познавательной сферы личности. Развивающая технология «шаг за шагом» (дошкольный возраст). Технологии развивающего обучения в начальной школе. Технология педагогических мастерских (основная школа). Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст).

Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе.

Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах. Организация обучения детей в младшем школьном возрасте. Психологические основы учебной деятельности подростка. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника.

Психологическая безопасность и образовательная среда.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука.

2. Структура и задачи педагогической психологии.

3. Методы исследования в педагогической психологии. (Фоминова 23-27)

4. Психолого-педагогический эксперимент как специальный метод педагогической психологии. Особенности формирующего эксперимента

5. Основные проблемы педагогической психологии.

6. Развитие и современное состояние зарубежной педагогической психологии..(Исаев 15-74)

7. Становление и развитие отечественной педагогической психологии.II-II-II

8. Теории учения в зарубежной психологии: ассоцианизм, бихевиоризм, когнитивизм, гештальт теория, теории социального научения, гуманистическая психология об обучении.

9. Отечественные теории учения: усвоение культурно-исторического опыта, формирование умственных действий, учебная деятельность, концепция развивающего образования.

10. Мотивация учения: ее структура, проблемы развития мотивации учения у школьников, методы изучения..(Сарычев 143-148)

10. Учебная деятельность: понятие, характеристики, структура, формирование основных компонентов.(Фоминова 88-92)

11. Понятие усвоения. Этапы и показатели усвоения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков.

12. Развитие теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина в современной педагогической психологии.(Кулагина 134-143)

13. Особенности учебной деятельности в разные возрастные периоды психического развития.

14. Психологические и педагогические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении.

15. Психологические причины неуспеваемости. Обучаемость и успеваемость.

«Обученная беспомощность» и её последствия.(Фоминова 119-126)

16. Проблема психического развития в ходе обучения. Основные понятия и категории психологии обучения и их соотношение.

17. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.(Кулагина 143-150)

18. Интерпретация базовых подходов к проблемному обучению.(Кулагина 158-165)

19. Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская, В.В. Сериков). (Кулагина 174-182)

20. Современные обучающие технологии как основа реализации принципа развивающего обучения.(Зайцев 10-14)

21. Психологическая сущность инновационного обучения.

22. Нравственно-ориентированное образование: проблемы и перспективы исследования.

23. Психолого-педагогический анализ индивидуализации и дифференциации обучения.

24. Управление познавательным развитием учащихся посредством содержания обучения.

25. Управление познавательным развитием посредством методов преподавания учебных дисциплин.

26. Психологическая диагностика умственного развития и предметной деятельности.

27. Психолого-педагогическая оценка эффективности использования информационных технологий обучения.

28. Психология воспитания. Периодизации психического развития ребенка как основания современных исследовательских поисков в области психологии воспитания. (Фоминова 158)

28. Психологические условия и механизмы развития качеств личности учащихся.

29. Особенности психолого-педагогического проектирования развития личности на разных этапах обучения.

30.Психолого-педагогическая работа с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения.

31. Психологические механизмы воспитательного воздействия (проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация).

32. Гендерные основы воспитания.

33. Психологическая оценка личностных качеств учителя и дифференцированное педагогическое воздействие.

34. Профессионально-нравственная культура педагога как фактор развития личности учащегося.

35. Психологический анализ педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности.

36. Психологическая характеристика педагогического общения.

37. Психологические основы развития педагогической направленности личности в системе профессиональной подготовки будущих учителей.

38. Психологическая характеристика педагогических способностей.

39. Сущность профессионального сознания и самосознания учителя.

40. Личность учителя как стержневой фактор труда учителя.

41. Профессиональная компетентность учителя: процессуальные и результативные компоненты. Психологическая структура профессиональной компетентности учителя.

42. Основные функции преподавателя в воспитании студентов.

43. Психологические критерии эффективности образовательной среды школы.

44. Безопасность образовательной среды.

45. Интерпретация проблемы психологического сопровождения образовательного процесса.

46. Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

При подготовке ответов на вопросы, представленные в экзаменационных билетах, необходимо учитывать требования к качеству ответов, предполагающих демонстрацию ориентировки будущего специалиста высшей категории в теоретико-методологических основаниях исследований, направленных на решение проблем, представленных в тексте вопроса. Ответ на экзаменационный вопрос должен быть содержательным, четко структурированным, доказательным и аргументированным. Рекомендуется вначале ответа охарактеризовать методологические принципы анализа исследований, а затем конкретизировать их, иллюстрировать определенными программами исследований и характеризовать и результаты. Ответы, в содержании которых не приведены иллюстрации направлений исследований, фамилии представителей, понятийный строй, применяемый для характеристики достижений, будут оцениваться как такие, которые не соответствуют уровню специалиста высшей категории.

По третьему вопросу аспиранту необходимо проанализировать последние достижения в научной отрасли, в рамках которой проведено научное исследование, раскрыть основную проблему собственного научного исследования, охарактеризовать все основные компоненты методологического обоснования исследования: актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования, хронологические рамки исследования, цель и задачи исследования, используемые методы научного исследования, описать научную новизну и теоретическую значимость исследования, структуру и основное содержание работы, охарактеризовать значимые для работы источники. Аспирант должен быть готов описать последние достижения в научной отрасли, в рамках которой проведено научное исследование.

 

Рекомендуемая основная литература

 

1. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник для бакалавров / Е.И. Исаев. – М., 2012.

2. Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков.– М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова.— М.: Издательский центр "Академия", 2013

4. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.

5. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. – М.: Изд-во Юрайт, 2017.

6. Сарычев С.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – М.: Изд-во Юрайт, 2017.

Дополнительная литература

 

7. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007.

8. Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание учителя: психологический аспект: монография / Н.И. Гуслякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013.

9. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании / В.И. Долгова. – М.:КДУ, 2009.

10. Карандашев В.Н. Педагогическая психология: хрестоматия / В.Н. Карандашёв, О.Н. Шепелина, Н.В. Носова (состав.). – СПб.: Питер, 2006.

11. Педагогическая психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.

12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2000.

13. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

14. Минияров В.М. Педагогическая психология / В.М. Минияров. – М., 2005.

15. Немов Р.С. Психология. Т.2. – Психология образования / Р.С. Немов. – М., 2007.

16. Основы психологической диагностики / Под ред. К.М.Гуревича, М.К.Акимовой. – М., 2003.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

18. Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные проблемы): учебное пособие / И.С. Якиманская. – М., 2008.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

19. Анастази А. Психологическое тестирование / Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2009 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://psylist.net/books/books.php?id=36

20. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности – [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://www.psichology.vuzlib.org/book_o741_page_26.html

21. Зимняя И.А..Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM

22. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. [Электронный ресурс] – 2007 – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721:http://www.univer5.ru/pedagogi ka/pedagogicheskaya-psihologiya-talyizina-n.f.html

 

23. Якиманская И.С. Личностно-ориентрованное образование в современной школе / И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 1996 – [Электронный ресурс]. — Режим доступа —http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova

24. Научная электронная библиотека http: // elibrary.ru

 

Оценка за реферат

Оценка «отлично» за реферат ставится, если:

- содержание реферата точно соответствует теме, отсутствуют ошибки в изложении и оформлении реферата;

- материал освещен в проблемном аспекте при достаточном фактологическом изложении;

- ссылки на известных ученых и новейшую литературу отличаются полнотой;

- изложено своё видение проблемы и аргументация своей позиции с помощью фактов;

- содержание связано с темой диссертационного исследования.

Оценка «хорошо» ставится за реферат, если:

- содержание реферата соответствует теме, допущены негрубые ошибки в изложении и оформлении реферата;

- обозначены основные проблемы изучения заявленного в теме вопроса при достаточном фактологическом изложении;

- даны ссылки на работы известных ученых и новейшую литературу;

- изложено свое видение проблемы и приведен ряд аргументов своей позиции с помощью психологических фактов;

- содержание связано с темой диссертационного исследования.

Оценка «удовлетворительно» за реферат ставится, если:

- содержание реферата соответствует теме, допущены ошибки в изложении и оформлении реферата;

- обозначена одна из проблем изучения заявленного в теме вопроса при поверхностном фактологическом изложении;

- даны ссылки на ряд работ известных ученых и новейшую литературу;

- изложено своё видение проблемы и приведено 1-2 аргументов своей позиции;

- содержание связано с темой диссертационного исследования.

Оценка «неудовлетворительно» за реферат ставится, если:

- содержание реферата не соответствует теме, допущены грубые ошибки в изложении и оформлении реферата;

- материал изложен как фатологический, без обозначения проблемы;

- даны не более 1-2 ссылок на ряд работ известных ученых и новейшую литературу;

- не изложено своё видение проблемы и не приведены аргументы своей позиции;

- содержание не связано с темой диссертационного исследования.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

технологии и ППД

11 октября 2017 года

Протокол № 2

Зав. кафедрой

к. психол. н.В.М.Кирсанов

 

 

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология

 

Подготовка кадров высшей квалификации

 

 

Челябинск 2017


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кандидатский экзамен по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль подготовки 19.00.07 «Педагогическая психология» выявляет уровень методологической теоретической и практической подготовки аспиранта в области педагогической психологии.

Целью кандидатского экзамена «Педагогическая психология» по профилю подготовки 19.00.07 является проверка у аспиранта:

– знаний фундаментальных теоретических и методологических основ, узловых проблем теории, основных методов и рабочих понятий психолого-педагогического исследования;

– владение практическими навыками разработки и применения исследовательских процедур;

– сформированности критической способности аспирантов в анализе фактов и особенно научных концепций не только чужих, но и своих собственных.

Задачи экзамена:

1. Определить теоретическую подготовку аспирантов в области педагогической психологии.

2. Выявить умения устанавливать связь теоретических основ психологии с современной психологической практикой, проблемами психологии образования.

3. Проверить профессиональные компетенции в области научно-исследовательской работы по выбранной теме.

 


ПРОЦЕДУРА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Порядком прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 года № 247. Для проведения кандидатского экзамена утверждается состав комиссии по приему экзамена кандидатского минимума по профилю «Педагогическая психология» в рамках направления 37.06.01 Психологические науки. Нормативы времени: на подготовку ответа – 1 час (без права пользования литературой); на ответ аспиранта – 1 час на каждого. После ответа на эти вопросы с аспирантом проводится беседа по теме исследования. К этой части экзамена аспиранту необходимо: подготовить устный отчет о своих статьях (написанных или уже опубликованы), краткий обзор литературы по своей проблематике, сообщить об апробации своей работы, актуальности и новизны темы, уточнить гипотезу проблемы, описать материал исследования. Процедура проведения экзамена предусматривает дополнительные вопросы по тем же или другим разделам программы, не вошедшим в экзаменационный билет.

Кандидатский экзамен проводится в соответствии с установленными требованиями и по заранее утвержденному расписанию.

Кандидатский экзамен состоит: 1) из двух теоретических вопросов по теории обучения, воспитания и педагогической деятельности; 2) собеседования по теме реферата кандидатской диссертации.

Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп учебно-методического управления.

За экзамен выставляется единая оценка.


СОДЕРЖАНИЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.