Раздел 4. Психология педагогической деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

2017-12-22 265
Раздел 4. Психология педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая деятельность и её нормативная структура. Проблема определения функциональных компонентов педагогической деятельности. Конструктивный, исследовательский, коммуникативный и рефлексивный функциональные компоненты педагогической деятельности. Взаимная обусловленность и взаимное проникновение компонентов педагогической деятельности.

Специфика педагогической деятельности. Педагогические цели и задачи. Педагогическое воздействие учителя на ученика. Педагогический самоанализ. Педагогическое общение, его сущность и основные компоненты. Способы, этапы, стили педагогического общения. Позиции учителя во взаимодействии с учащимися. Педагогический такт.

Психологический анализ урока с позиции педагогического общения. Личность учителя как стержневой фактор труда учителя, определяющий его профессиональную позицию в педагогической деятельности и общении. Педагогическая направленность и ее развитие в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Принципы гуманистической психологии как основа развития личности учеников на основе развития личности преподавателя (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев и другие).

Психологические основания деятельности педагогов при разработке и реализации личностно-ориентированного обучения на примере организации проектного подхода к организации учения. Иллюстрации реализации проектного подхода в начальной и средней школе.

Психологические основы организации инновационной (творческой) деятельности педагога при планировании и реализации авторских программ различного масштаба (на примере инновационной практики педагогов- новаторов). Психологические основания организации педагогом безотметочного обучения: история развития, современное состояние Обеспечение готовности педагогов к инновационной стратегии образовательной организации.

Психологические основы деятельности педагога в условиях организации активных форм обучения. Проблемы готовности к проведению учебных дискуссии, ролевых, деловых игр различного масштаба в практике образования.

Психологические основы организации педагогами и психологами профильного обучения в школе: проблемы и перспективы исследований. Подходы к пониманию одаренности и способностей детей и направлений их психологического сопровождения.

Педагогические способности. Перцептивно-рефлексивные и управленческие педагогические способности (А.К. Маркова).

Профессиональное сознание учителя и функции профессионально-педагогического сознания. Профессиональное самосознание учителя. Я-концепция учителя и развитие личности учащихся.

Индивидуальный стиль деятельности учителя. Мотивация педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность учителя: процессуальные и результативные компоненты. Процессуальная составлявшая профессиональной компетентности учителя: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества. Результативная составляющая профессиональной компетентности: обучаемость, обученность, воспитуемость и воспитанность учащихся. Психологическая диагностика профессиональной компетентности. Пути развития профессиональной компетентности учителя.

Психологические особенности педагогического коллектива.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука.

2. Структура и задачи педагогической психологии.

3. Методы исследования в педагогической психологии. (Фоминова 23-27)

4. Психолого-педагогический эксперимент как специальный метод педагогической психологии. Особенности формирующего эксперимента

5. Основные проблемы педагогической психологии.

6. Развитие и современное состояние зарубежной педагогической психологии..(Исаев 15-74)

7. Становление и развитие отечественной педагогической психологии.II-II-II

8. Теории учения в зарубежной психологии: ассоцианизм, бихевиоризм, когнитивизм, гештальт теория, теории социального научения, гуманистическая психология об обучении.

9. Отечественные теории учения: усвоение культурно-исторического опыта, формирование умственных действий, учебная деятельность, концепция развивающего образования.

10. Мотивация учения: ее структура, проблемы развития мотивации учения у школьников, методы изучения..(Сарычев 143-148)

10. Учебная деятельность: понятие, характеристики, структура, формирование основных компонентов.(Фоминова 88-92)

11. Понятие усвоения. Этапы и показатели усвоения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков.

12. Развитие теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина в современной педагогической психологии.(Кулагина 134-143)

13. Особенности учебной деятельности в разные возрастные периоды психического развития.

14. Психологические и педагогические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении.

15. Психологические причины неуспеваемости. Обучаемость и успеваемость.

«Обученная беспомощность» и её последствия.(Фоминова 119-126)

16. Проблема психического развития в ходе обучения. Основные понятия и категории психологии обучения и их соотношение.

17. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.(Кулагина 143-150)

18. Интерпретация базовых подходов к проблемному обучению.(Кулагина 158-165)

19. Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская, В.В. Сериков). (Кулагина 174-182)

20. Современные обучающие технологии как основа реализации принципа развивающего обучения.(Зайцев 10-14)

21. Психологическая сущность инновационного обучения.

22. Нравственно-ориентированное образование: проблемы и перспективы исследования.

23. Психолого-педагогический анализ индивидуализации и дифференциации обучения.

24. Управление познавательным развитием учащихся посредством содержания обучения.

25. Управление познавательным развитием посредством методов преподавания учебных дисциплин.

26. Психологическая диагностика умственного развития и предметной деятельности.

27. Психолого-педагогическая оценка эффективности использования информационных технологий обучения.

28. Психология воспитания. Периодизации психического развития ребенка как основания современных исследовательских поисков в области психологии воспитания. (Фоминова 158)

28. Психологические условия и механизмы развития качеств личности учащихся.

29. Особенности психолого-педагогического проектирования развития личности на разных этапах обучения.

30.Психолого-педагогическая работа с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения.

31. Психологические механизмы воспитательного воздействия (проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация).

32. Гендерные основы воспитания.

33. Психологическая оценка личностных качеств учителя и дифференцированное педагогическое воздействие.

34. Профессионально-нравственная культура педагога как фактор развития личности учащегося.

35. Психологический анализ педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности.

36. Психологическая характеристика педагогического общения.

37. Психологические основы развития педагогической направленности личности в системе профессиональной подготовки будущих учителей.

38. Психологическая характеристика педагогических способностей.

39. Сущность профессионального сознания и самосознания учителя.

40. Личность учителя как стержневой фактор труда учителя.

41. Профессиональная компетентность учителя: процессуальные и результативные компоненты. Психологическая структура профессиональной компетентности учителя.

42. Основные функции преподавателя в воспитании студентов.

43. Психологические критерии эффективности образовательной среды школы.

44. Безопасность образовательной среды.

45. Интерпретация проблемы психологического сопровождения образовательного процесса.

46. Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

При подготовке ответов на вопросы, представленные в экзаменационных билетах, необходимо учитывать требования к качеству ответов, предполагающих демонстрацию ориентировки будущего специалиста высшей категории в теоретико-методологических основаниях исследований, направленных на решение проблем, представленных в тексте вопроса. Ответ на экзаменационный вопрос должен быть содержательным, четко структурированным, доказательным и аргументированным. Рекомендуется вначале ответа охарактеризовать методологические принципы анализа исследований, а затем конкретизировать их, иллюстрировать определенными программами исследований и характеризовать и результаты. Ответы, в содержании которых не приведены иллюстрации направлений исследований, фамилии представителей, понятийный строй, применяемый для характеристики достижений, будут оцениваться как такие, которые не соответствуют уровню специалиста высшей категории.

По третьему вопросу аспиранту необходимо проанализировать последние достижения в научной отрасли, в рамках которой проведено научное исследование, раскрыть основную проблему собственного научного исследования, охарактеризовать все основные компоненты методологического обоснования исследования: актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования, хронологические рамки исследования, цель и задачи исследования, используемые методы научного исследования, описать научную новизну и теоретическую значимость исследования, структуру и основное содержание работы, охарактеризовать значимые для работы источники. Аспирант должен быть готов описать последние достижения в научной отрасли, в рамках которой проведено научное исследование.

 

Рекомендуемая основная литература

 

1. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник для бакалавров / Е.И. Исаев. – М., 2012.

2. Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков.– М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова.— М.: Издательский центр "Академия", 2013

4. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.

5. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. – М.: Изд-во Юрайт, 2017.

6. Сарычев С.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – М.: Изд-во Юрайт, 2017.

Дополнительная литература

 

7. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007.

8. Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание учителя: психологический аспект: монография / Н.И. Гуслякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013.

9. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании / В.И. Долгова. – М.:КДУ, 2009.

10. Карандашев В.Н. Педагогическая психология: хрестоматия / В.Н. Карандашёв, О.Н. Шепелина, Н.В. Носова (состав.). – СПб.: Питер, 2006.

11. Педагогическая психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.

12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2000.

13. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

14. Минияров В.М. Педагогическая психология / В.М. Минияров. – М., 2005.

15. Немов Р.С. Психология. Т.2. – Психология образования / Р.С. Немов. – М., 2007.

16. Основы психологической диагностики / Под ред. К.М.Гуревича, М.К.Акимовой. – М., 2003.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

18. Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные проблемы): учебное пособие / И.С. Якиманская. – М., 2008.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

19. Анастази А. Психологическое тестирование / Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2009 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://psylist.net/books/books.php?id=36

20. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности – [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://www.psichology.vuzlib.org/book_o741_page_26.html

21. Зимняя И.А..Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721. –– http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM

22. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. [Электронный ресурс] – 2007 – Режим доступа http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=721:http://www.univer5.ru/pedagogi ka/pedagogicheskaya-psihologiya-talyizina-n.f.html

 

23. Якиманская И.С. Личностно-ориентрованное образование в современной школе / И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 1996 – [Электронный ресурс]. — Режим доступа —http://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirova

24. Научная электронная библиотека http: // elibrary.ru

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.