Концепции социальных изменений. Модернизация и глобализация. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Концепции социальных изменений. Модернизация и глобализация.

2017-12-22 377
Концепции социальных изменений. Модернизация и глобализация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модель - отображение объекта в его самых существенных свойствах, предназначенное для операций с ним с тем, чтобы исследовать поведение реального объекта.

Соц развитие (Вико) - процесс закономерных изменений (переход из старого состояния в новое); условие функционирования социальной системы - степень сознательности, культуры общества; совокупность позитивных и негативных изменений, происходящих в соц системах различного уровня. Развитие может идти по 2 направлениям: прогресс (последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни) и регресс (изменение соц жизни идущее по нисходящей).

Социальное изменение (П.Штомпка) - любое очевидное различие в любом явлении за любой отрезок времени, результат любого варианта социального движения (прогресс - регресс, постоянное - временное, запланированное - незапланированное, благотворное - вредное).

Теория модернизации сложилась в рамках прогрессивной методологии (история идет по пути прогресса). Несколько определений:

М - осовременивание общества, комплекс преобразований, процесс зарождения индустриальной цивилизации.

М - особый тип соц развития, переход от статичного традиционализма к динамичному индустирионализму.

У.Мур: М включает в себя тотальную трансформацию традиционного досовременного или отставшего в развитии общества к такому типу технологий и соответствующему ему социальному строю, которые характерны для развитой экономики, политической стабильности стран западного мира. Дюркгейм: М - переход от механической к органической солидарности. Вебер: М - переход от ценностно-рационального действия к целерациональному, ориентация на инновационные виды деятельности.

Органическая (первичная) М характеризуется принятием и утверждением индустриальной культуры, подготавливается всем ходом предшествующего развития, осуществляется за счет внутренних источников, самостоятельный характер.

Вторичная (неорганическая) М - ответ на вызов сос стороны более развитых стран, внедрение индустриальной культуры из вне, цель - догоняющее развитие.

2 крайние позиции в теории модернизации:

1. концепция ранжирования, стратификации традиционного общества исходя из уровня развитости его соц институтов и качественно-структурных отличий, здесь М определяется динамичностью институтов;

2. концепция внешних факторов модернизации, важны агенты обновления. Новое общество возникает в результате внедрения институтов и ценностно-нормативных систем западного индустрионализма в традиционную социо-культурную среду.

Экономический подход к М (Кейнс, Шумпетер, Хиршман): выяснение причин экономической отсталости - низкий доход на душу населения; эк отсталость - многомерное явление, вместо универсальной модели более продуктивна модель для каждой страны; эк отсталость зависит от наличия ресурсов и от поведения людей, их активности. Следовательно выделяют 2 направления М: сбалансированное распределение капитала во всех отраслях; капитал направляется туда, где он в наибольшей степени стимулирует развитие.

Психологический подход (Альмонд, Бенфилд, МакЛеланд): М связана с формированием динамичной и предприимчивой личности; М - результат изменений в человеческом сознинии, в ориентациях людей; должен быть создан благоприятный соц-псих климат для развития предпринимательства и активности человека

Социологический подход (Дойч, Ларнер): модель коммуникационного развития: главное условие прогресса - расширение и углубление мобильности индивидов, рост числа коммуникаций.

Аграрный подход (утопичен, Ретфил): основа модернизации - традиционная по форме, но новая по содержанию ячейка общества (община, артель).

Технологический подход (Диксон, Шумахер): основа М - использование промежуточных технологий для снижения конфликтов (условия для занятости должны создаваться в традиционных местах обитания, рабочие места должны быть дешевыми, промежуточные технологии должны быть простыми, производство должно использовать лишь местные ресурсы).

Глобализация общества - это результат развития производственных сил и интеграции всех сфер общественной жизни, в результате чего производственный процесс в одной стране становится составной частью процесса, который происходит в интернациональном или мировом масштабах. Мировая экономика становится единым рынком и производственной зоной с национальными и региональными секторами, а не просто совокупностью национальных экономик, которые расширяют взаимное экономическое сотрудничество. Это приводит и к изменениям в социальной сфере. К теориям глобализации можно отнести концепцию информационного общества Меклопа и Мессау. Знания можно передавать, перемещать, производить, продавать как любой другой продукт, знания становятся 4 сектором экономики. Главная черта инф об-ва - изобилие высокой по качеству информации, наличие необходимых средств для ее распространения, инф-я размывает гос границы, открытость потоков. Иеф-я становится осн видом собственности, не имеет границ. Возрастает число соц групп, которые используют знания, а не силу. Обеспечение правовых и социальных гарантий получения необходимой информации. Инф сектор занятости выходит на 1 место. Экономические функции капитала перехлдят к инф-и, приоритет произ-ва инф ценностей над материальными. Фактор соц дифференциации - знание, а не собственность. Важное значение приобритают высокие инф технологии.

Концепция общества риска У.Бека (“Общество риска”): сегодня риск становится главной характеристикой социальной среды, возрастает нестабильность. Распространение рисков связано с развитием промышленности и высоких технологий, никто от них не застрахован, даже тот, кто не производит риски. Его идею продолжает Дж.Сорос (“Кризис мирового капитализма”).

Концепции общества потребления: Гелбрейт “Теория праздного класса”, Ж.Бодрийяр “Система вещей”.

 

 

Есть классические теории развития общества:

- эволюционизм (Спренсер); - теория трех стадий (Конт); - теория социально-экономических формаций (Маркс); - … (Сорокин).

Концепции соц. изменений не формируют универсальные законы развития, а предлагают модели, описание, объяснение, т.е. тенденции, которые эмпирически фиксируются в данный период, т.е. нет многочисленных стадий, а есть два типа общества (концепция модернизации):

1) Общество традиционное – основано на абсолютных ценностях, как правило, религиозных, следов.препятствует инновациям. Преобладает натуральное хоз-во, авторит. сист. Власти, низкая соц. моб-ть, статусы предписанные.

2) Современное общество (модернизированное) – противоположность традиционному. Основано на относительных ценностях, кот.могут меняться со временем, основано на инновациях и конкуренции, следов. преоблад. рын. эк-ка индустр. типа; либеральная ситс. власти, высокая ст. соц. моб., статусы достигаемые, общ-во подвижное, пост. изменяется, люди вовлечены в различ. движения.

Концепция глобализации:

1) Общество локальное – взаимодействие, соц. структуры привязаны к опред. тер-рии (общество в рамках национ-го гос-ва, когда на тер-рии страны действуют опред. институты, а в др. иные).

2) Общество глобальное – в рез-те глоб-ции чел. не привязан к опред. тер-рии.

Основные тенденции глоб-ции:

- транснациональные компании; - межправительственные организации (Гринпис и т.д.); - формир-ниемультикульт-ых сообществ.

Нет границ, нет фиксир. тер-рий, включение людей в сети (сетевые структуры).

У модерн-ции и глоб-ции есть свои историч. периоды: в мире модернизация – к. 18 в., во 2-ой пол. 19 в. Постмодерн; в России всер. 19 в. (отмена крепостн. права и т.д.) до к. 20 в., а потом признаки постмодерна.

Глобализация – комбинация фрагментов из разных культур.

9. Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина.

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики.Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.

В основу модели социально-культурной динамики Сорокиным положен принцип цикла.Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга различные культуры.

Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина — ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них — истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта—добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга "Кризис нашего века", изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — "Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством "моральной реконструкции человечества", в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

Социокультурная динамика С проблемами стратификации связано учение Сорокина о социокультурной динамике. Основой концепции является рассмотрение общества и культуры как единого социокультурного феномена — суперсистемы. На базе огромного эмпирико-статистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной. Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа преобладают ценности материальные. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности обоих типов. Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции. На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.