Управление (как деятельность) – (рассмотрим позже) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Управление (как деятельность) – (рассмотрим позже)

2017-12-21 216
Управление (как деятельность) – (рассмотрим позже) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление (как деятельность) – (рассмотрим позже)

Менеджмент – особый вид управления; гибкая предприимчивая система управления с самостоятельным хозяйственным звеном в условиях рыночной экономики – это главное отличие менеджмента от понятия «управление». Объективные предпосылки менеджмента:

1. Предпринимательство и наличие различных форм собственности (государственная, частная и т.д.).

2. Наемный труд.

3. Самостоятельное хозяйственное звено (ООО, ОАО.ЗАО и т.п.).

4. Рыночные отношения хозяйствования (в основе их – конкуренция).

 

Факторы внешней среды
ЦЕЛИ
Управленческое воздействие
Обратная связь
СУ
ОУ

 


СХЕМА 1. Взаимодействие всех компонентов системы управления.

 

 

«ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Первые научные школы появились в конце XIX–начале XXвв. Отличие научной школы от концепции: школа имеет основоположника, последователей и стройную систему взглядов в учении.

Основные научные школы

I. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Основоположник – Фредерик Уинслоу Тейлор. Последователи – Генри Эмерсон; Гантт; Генри Форд; Фрэнк и ЛилианГилбрет.

Достижения школы:

· Впервые управление было выделено в отдельный вид деятельности и представляло собой организацию труда

· Впервые была предложена научная организация труда (система НОТ) – стандартизация, нормирование труда.

· Профессиональное обучение рабочих. Квалификация работников.

· Оплата труда. “Награждай то, что выполняется”, – Тейлор.

· Конвейерная система организации труда (Генри Форд).

· Графики Гантта.

· 12 принципов организации труда Генри Эмерсона.

· Гилбрет (кладка кирпичей – уменьшение действий – Терблиги)

 

II. КЛАССИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ. Основоположник – Анри (или Генри) Файоль. Последователи – Макс Вебер – автор теории «рациональной бюрократии»; Гьюлик и Урвик.

Школа называется классической, т.к. классически было раскрыто содержание управленческой деятельности. Выделил 5 функций управления и 2 связующих (интеграционных) процесса.

Файоль рассматривал управление как процесс.

Функция управления – обособленный вид управленческой деятельности.

Связующий (интеграционный) процесс – вид управленческой деятельности, который нельзя обособить, он присутствует в каждой из управленческих функций и связывает (интегрирует) эти функции в управленческий цикл.

Функции управления:

1. Планирование. Определяет цели организации, их приоритетность, а также программу действий по их реализации.

2. Организация. Включает 2 составляющие: организационное проектирование (организационная структура) и организация технологического процесса (обеспеченность всеми необходимыми ресурсами).

3. Мотивация. Включает в себя: мотивированиевнутреннее побуждение человека к какой-либо деятельности; стимулированиевнешние рычаги воздействия на личность работника.

4. Контроль. Это соизмерение достигнутых результатов с установленными нормативами, стандартами, критериями, показателями.

5. Руководство (координирование). Это та степень свободы, которую руководитель предоставляет подчиненным в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

 

Связующие (интеграционные) процессы:

1. Принятие управленческих решений. Управленческое решение – выбор альтернатив действия.

2. Коммуникации. Обмен информацией.

 

Административной школа называется потому, что впервые была выделена категория управленцев как администраторов. Выделены 2 типа руководителей:

· Линейные руководители (руководители структурных подразделений).

· Функциональные руководители (руководители какого-либо направления деятельности).

Теория рациональной бюрократии (М.Вебер).

Организационно-технические принципы построения организации (Гьюлик и Урвик).

Iи II школы относятся к этапу классицизма теории управления.

 

III. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (БИХЕВИОРИЗМв сер. 1950-х гг.).Этап неоклассицизма.

 

Основоположник – Элтон Мейо. Последователи – Мэри Паркер Фоллен; Абрахам Маслоу; МакКлелланд; Ф.Герцберг; Виктор Врумм; Адамс; Портер-Лоулер.

 

2 ЭТАПА школы:

Школа человеческих отношений (середина 1930-х гг.). М.П.Фоллен.

· Рассматривала конфликты, которые должны присутствовать в организации. Конфликтами необходимо управлять.

· Выделила типы и стили управления.

· Хоутторнские исследования (по названию города в США).

· Рассмотрение социального статуса и определение условий, в которых работник будет хорошо работать.

Школа поведенческих наук (1950-е гг.).

· Содержательная теория мотивации. Рассмотрели содержание функции мотивации – потребность (Абрахам Маслоу; МакКлелланд; Ф.Герцберг).

· Процессуальная теория мотивации. Изучив потребности, экономическим поведением работников можно управлять (Виктор Врумм; Адамс; Портер-Лоулер).

 

IV. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (1950-1970-е гг.)

Основоположник – Канторович. Соучастник – Слуцкий.

Отрасль: статистика, эконометрика, использование математических моделей.

 

V. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (1970-1980-е гг.)

1 этап: Менеджмент в бизнесе (1970-1980-е гг.) – Альфред Слоун – автор теории децентрализации системы управления.

Питер Друкер – Эффективная организация труда, появление менеджмента и его разветвление с 2000 г. (управление персоналом, маркетинг и т.д.).

Социальная ответственность бизнеса.

Проблемы выживания цивилизации – суть социального менеджмента.

 


 

ЛЕКЦИЯ №3. 01.03.13

«ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

 

Особенности функционирования социально-экономической системы:

1. Связь между управляющей и управляемой системами с помощью информации.

2. Каждая социально-экономическая система самоуправляемая, но в то же время она открыта и в процессе управления испытывает внешнее воздействие.

3. Деятельность и развитие системы подчинены ее главной цели.

 

Если управление – это воздействие, значит, существуют среда, средства и действия.

Среда – система управления.

Средства – механизм управления.

Действия – процесс управления.

Деятельность – совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

Совместная деятельность нуждается в согласовании.

Согласование осуществляется путем воздействия, т.е. влияния на деятельность.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия.

Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей (мотивация).

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие.

 

Профессиональное управление – это:

· необходимый объем и структура знаний;

· практические навыки решения проблем;

· интуиция, ощущение обстановки;

· тип мышления, подходы, оценки;

· искусство общения, влияния, понимания.

 

Чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном осуществлении.

 

Основные положения Административная система управления Экономическая система управления
Отношение к собственности Экономическое отчуждение работника от собственности Экономическое закрепление собственности за работником
Тип организации Стабильная, закрытая организация, бюрократический тип Гибкая открытая организация, менеджмент, инновационный тип
Стиль руководства Авторитарный (единоначалие) Демократический (коллективное управление)
Коммуникационные сети Вертикальные «сверху вниз» Горизонтальные, обратные связи
Оплата труда Уравниловка в соответствии с тарифными ставками Гибкая система, в зависимости от личного вклада
Отношение к инициативе и риску Инициатива и риск наказуемы Предприимчивое руководство: «кто не рискует, то не выигрывает»
Методы управления Организационно-административные, правовые Экономические, социально-психологические
Приоритет производства Диктат производителя и ведомственные интересы Приоритет интересов покупателя рынка

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.

Экономические интересы делятся на 4 большие группы:

1. Интересы государства.

2. Интересы отрасли.

3. Интересы коллектива (организации).

4. Интересы личности.

Возможные экономические рычаги управления включают в себя:

· себестоимость;

· рентабельность;

· прибыль;

· фондоотдачу;

· цену;

· заработную плату и др.

Один из важнейших экономических рычагов управления – заработная плата работников.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Организационные методы управления – это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д.

Назначение:

• регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

• обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ);

• поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

 

Системы и их свойства

Система – объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств, входящих в нее частей. Любую организацию можно назвать системой.

 

Открытые и закрытые системы

Открытая система – это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами. Легко разрушаются.

Закрытая система – это система, которая имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры: церковь, армия, часы.

 

Свойства системы

1. Неаддитивность. Эффективность деятельность системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее

2. Эммерджентность. Означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей.

3. Синергичность. Под синергичностью понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.

4. Мультипликативность. Говоря о мультипликативности, имеют в виду управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы.

5. Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

6. Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.

7. Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

8. Обособленность. Означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления.

9. Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособленность и взаимоадаптивность частей системы.

10. Свойство «обратных связей».

«ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

 

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

· Наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы.

· Наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

· Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организация – это объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей.

Предметом науки и практики менеджмента выступает организация как социотехническая система, которая представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способная самостоятельно или во взаимодействии с внешней средой и другими системами удовлетворять потребности потенциальных потребителей с помощью производимой этой системой товаров или услуг.

Техническая подсистема ЦЕЛИ Социальная подсистема
Технология Рабочие места Ресурсы Финансы Информация Кадровая политика Организационная структура Руководство Коммуникация Социальное партнерство

 

СХЕМА №5. Организация как социотехническая система

Техническая подсистема

В основе технической подсистемы любой организации лежит процесс производства и реализации продукции.

Элементы технической подсистемы:

· технология;

· сырье;

· материалы;

· здания и сооружения;

· машины и оборудование;

· финансы;

· информация;

· рабочие места.

Управление технической подсистемой включает:

· управление производством;

· управление НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки);

· управление снабжением ресурсами;

· управление качеством;

· управление финансами;

· управление экономикой (рентабельность, фондоотдача, снижение затрат и т.д.);

· управление информацией.

Но в современной организации функционирование технической подсистемы не может быть эффективным без гармоничного взаимодействия с социальной подсистемой.

Социальная подсистема

Социальную подсистему организации определяют как упорядоченную целостную, многоплановую структуру социальных отношений в процессе производства и реализации продукции.

 

Носителями этих социальных отношений являются индивид, группа, коллектив в целом. Управление социальной подсистемой направлено на активизацию человеческого потенциала предприятия.

К основным элементам социальной подсистемы относятся:

· кадровая политика;

· организационная культура;

· стиль руководства;

· социальное партнерство (наемный работник + работодатель + профсоюзы);

· межличностные коммуникации внутри и вне организации;

· мотивационный механизм;

· трудовые отношения.

 

Связующим звеном технической и социальной подсистем в организации выступают цели.

 

Ли Якокка «Карьера менеджмента»

Он отмечал: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать».


 

ЛЕКЦИЯ № 8. 19.04.13

«ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАЗНИЗАЦИИ»

 

Выбор типа управления

 

Тип управления Долгосрочный Стратегический
Основное назначение Максимизация прибыли Максимизация прибыли с учетом интересов социума
Основной способ достижения цели Оптимизация использования внутренних ресурсов Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением
Важность фактора времени Не самый важный фактор при достижении цели Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Краткосрочная оценка эффективности Прибыльность Точность предвидения изменений во внешней среде, время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг
Взгляд на персонал Работники – один из ресурсов организации Работники – важнейший ресурс организации

 

Управление (как деятельность) – (рассмотрим позже)

Менеджмент – особый вид управления; гибкая предприимчивая система управления с самостоятельным хозяйственным звеном в условиях рыночной экономики – это главное отличие менеджмента от понятия «управление». Объективные предпосылки менеджмента:

1. Предпринимательство и наличие различных форм собственности (государственная, частная и т.д.).

2. Наемный труд.

3. Самостоятельное хозяйственное звено (ООО, ОАО.ЗАО и т.п.).

4. Рыночные отношения хозяйствования (в основе их – конкуренция).

 

Факторы внешней среды
ЦЕЛИ
Управленческое воздействие
Обратная связь
СУ
ОУ

 


СХЕМА 1. Взаимодействие всех компонентов системы управления.

 

 

«ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Первые научные школы появились в конце XIX–начале XXвв. Отличие научной школы от концепции: школа имеет основоположника, последователей и стройную систему взглядов в учении.

Основные научные школы

I. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Основоположник – Фредерик Уинслоу Тейлор. Последователи – Генри Эмерсон; Гантт; Генри Форд; Фрэнк и ЛилианГилбрет.

Достижения школы:

· Впервые управление было выделено в отдельный вид деятельности и представляло собой организацию труда

· Впервые была предложена научная организация труда (система НОТ) – стандартизация, нормирование труда.

· Профессиональное обучение рабочих. Квалификация работников.

· Оплата труда. “Награждай то, что выполняется”, – Тейлор.

· Конвейерная система организации труда (Генри Форд).

· Графики Гантта.

· 12 принципов организации труда Генри Эмерсона.

· Гилбрет (кладка кирпичей – уменьшение действий – Терблиги)

 

II. КЛАССИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ. Основоположник – Анри (или Генри) Файоль. Последователи – Макс Вебер – автор теории «рациональной бюрократии»; Гьюлик и Урвик.

Школа называется классической, т.к. классически было раскрыто содержание управленческой деятельности. Выделил 5 функций управления и 2 связующих (интеграционных) процесса.

Файоль рассматривал управление как процесс.

Функция управления – обособленный вид управленческой деятельности.

Связующий (интеграционный) процесс – вид управленческой деятельности, который нельзя обособить, он присутствует в каждой из управленческих функций и связывает (интегрирует) эти функции в управленческий цикл.

Функции управления:

1. Планирование. Определяет цели организации, их приоритетность, а также программу действий по их реализации.

2. Организация. Включает 2 составляющие: организационное проектирование (организационная структура) и организация технологического процесса (обеспеченность всеми необходимыми ресурсами).

3. Мотивация. Включает в себя: мотивированиевнутреннее побуждение человека к какой-либо деятельности; стимулированиевнешние рычаги воздействия на личность работника.

4. Контроль. Это соизмерение достигнутых результатов с установленными нормативами, стандартами, критериями, показателями.

5. Руководство (координирование). Это та степень свободы, которую руководитель предоставляет подчиненным в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

 

Связующие (интеграционные) процессы:

1. Принятие управленческих решений. Управленческое решение – выбор альтернатив действия.

2. Коммуникации. Обмен информацией.

 

Административной школа называется потому, что впервые была выделена категория управленцев как администраторов. Выделены 2 типа руководителей:

· Линейные руководители (руководители структурных подразделений).

· Функциональные руководители (руководители какого-либо направления деятельности).

Теория рациональной бюрократии (М.Вебер).

Организационно-технические принципы построения организации (Гьюлик и Урвик).

Iи II школы относятся к этапу классицизма теории управления.

 

III. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (БИХЕВИОРИЗМв сер. 1950-х гг.).Этап неоклассицизма.

 

Основоположник – Элтон Мейо. Последователи – Мэри Паркер Фоллен; Абрахам Маслоу; МакКлелланд; Ф.Герцберг; Виктор Врумм; Адамс; Портер-Лоулер.

 

2 ЭТАПА школы:

Школа человеческих отношений (середина 1930-х гг.). М.П.Фоллен.

· Рассматривала конфликты, которые должны присутствовать в организации. Конфликтами необходимо управлять.

· Выделила типы и стили управления.

· Хоутторнские исследования (по названию города в США).

· Рассмотрение социального статуса и определение условий, в которых работник будет хорошо работать.

Школа поведенческих наук (1950-е гг.).

· Содержательная теория мотивации. Рассмотрели содержание функции мотивации – потребность (Абрахам Маслоу; МакКлелланд; Ф.Герцберг).

· Процессуальная теория мотивации. Изучив потребности, экономическим поведением работников можно управлять (Виктор Врумм; Адамс; Портер-Лоулер).

 

IV. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (1950-1970-е гг.)

Основоположник – Канторович. Соучастник – Слуцкий.

Отрасль: статистика, эконометрика, использование математических моделей.

 

V. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (1970-1980-е гг.)

1 этап: Менеджмент в бизнесе (1970-1980-е гг.) – Альфред Слоун – автор теории децентрализации системы управления.

Питер Друкер – Эффективная организация труда, появление менеджмента и его разветвление с 2000 г. (управление персоналом, маркетинг и т.д.).

Социальная ответственность бизнеса.

Проблемы выживания цивилизации – суть социального менеджмента.

 


 

ЛЕКЦИЯ №3. 01.03.13

«ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

 

Особенности функционирования социально-экономической системы:

1. Связь между управляющей и управляемой системами с помощью информации.

2. Каждая социально-экономическая система самоуправляемая, но в то же время она открыта и в процессе управления испытывает внешнее воздействие.

3. Деятельность и развитие системы подчинены ее главной цели.

 

Если управление – это воздействие, значит, существуют среда, средства и действия.

Среда – система управления.

Средства – механизм управления.

Действия – процесс управления.

Деятельность – совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

Совместная деятельность нуждается в согласовании.

Согласование осуществляется путем воздействия, т.е. влияния на деятельность.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия.

Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей (мотивация).

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие.

 

Профессиональное управление – это:

· необходимый объем и структура знаний;

· практические навыки решения проблем;

· интуиция, ощущение обстановки;

· тип мышления, подходы, оценки;

· искусство общения, влияния, понимания.

 

Чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном осуществлении.

 

Основные положения Административная система управления Экономическая система управления
Отношение к собственности Экономическое отчуждение работника от собственности Экономическое закрепление собственности за работником
Тип организации Стабильная, закрытая организация, бюрократический тип Гибкая открытая организация, менеджмент, инновационный тип
Стиль руководства Авторитарный (единоначалие) Демократический (коллективное управление)
Коммуникационные сети Вертикальные «сверху вниз» Горизонтальные, обратные связи
Оплата труда Уравниловка в соответствии с тарифными ставками Гибкая система, в зависимости от личного вклада
Отношение к инициативе и риску Инициатива и риск наказуемы Предприимчивое руководство: «кто не рискует, то не выигрывает»
Методы управления Организационно-административные, правовые Экономические, социально-психологические
Приоритет производства Диктат производителя и ведомственные интересы Приоритет интересов покупателя рынка

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.