Структура научного знания. Истина и заблуждение. Концепции истины. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Структура научного знания. Истина и заблуждение. Концепции истины.

2017-12-21 817
Структура научного знания. Истина и заблуждение. Концепции истины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знание, его виды. Проблема истины как ведущая проблема в теории познания. Концепции истины. Формы истины Истина и ложь. Истина и заблуждение. Критерии истины. Релятивизм и догматизм.

 

Знание, его виды

Знание – это результат познания; информация об объекте.

Соответственно способам постижения реальности различают виды знания: мифологическое, религиозное, философское, научное, обыденное, художественно-образное.

Научному знанию противопоставляется знание обыденное,

теоретическомуэмпирическое,

рациональномунерациональное и иррациональное,

априорномуапостериорное.

Цель познания – истина, т. е. достоверное знание о познаваемом объекте.

Обыденное знание ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу. Оно является результатом стихийного (неорганизованного) эмпирического познания свойств и внешних отношений предметов, включённых в жизненную практику и повседневный опыт. В структуре обыденного знания можно выделить процедурное знание (знание «как?»), которое, в свою очередь, может быть представлено как инструктивное и ситуационное знание. Обыденное знание выражается не только в традициях, обычаях, приметах, но и в инструкциях, правилах, системе рецептов и т. д. Этому типу знания характерна вера: носитель обыденного знания не сомневается в его истинности. Обычно за истину принимаются суждения здравого смысла. Истины здравого смысла – азбучные истины, истины обыденные. Истина на обыденном языке – правда. Истинность обыденного знания нередко определяется не по объективности его содержания, а потому, насколько оно помогает в решении конкретных житейских проблем. Метод получения обыденного знания – метод проб и ошибок. Критериями истинности обыденного знания являются: повседневная практика, авторитетное мнение и мнение большинства. Мнение – это знание, основанное на определённом жизненном опыте. Таким образом, обыденное знание представляет собой конгломерат мнений.

Для всех видов знания актуальная оценка его на истинность: истинному знанию противопоставляется знание неистинное, ложное. Существуют представления о научных истинах (истинах разума), философских, религиозных истинах, истинах сердца, художественной правде (истине) и т.д. Что есть истина? Достижима ли она? Каковы её признаки? и т.д. – Как философия отвечает на эти и другие, связанные с проблемой истины, вопросы?

Проблема истины как ведущая проблема в научном познании

Проблема истины является ведущей в философии познания, поскольку все проблемы в философии познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, либо форм её реализации, структуры, познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг проблемы истины и дополняют её. Проблема истины для гносеологии является основной ещё и потому, что вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы её критерии, – это вопрос о познаваемости мира.

Понятие «истина» относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем, наряду с такими, как «смысл жизни», «добро», «справедливость». От того, как трактуется истина, как решается вопрос о её достижимости, – зачастую зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего предназначения.

Августин Блаженный: Путь познания истины – это восхождения разума к Богу. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к божественной Истине. Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.

Концепции истины

Классическая концепция истины. (классическая – образцовая, устойчивая). Согласно Платону, истинное знание – это знание всех сущностей, всех совершенных качеств, с помощью которых мы измеряем окружающий мир – мир вещей. Оно дано человеку до всякого опыта – наша бессмертная душа обладает истиной. Впервые в явной форме концепцию сформулировал Аристотель: истина и ложь могут появиться только в нашем мышлении; в самих вещах их нет. Истина – это чисто понятийное знание общего. Истина в мыслях выражает действительную связь вещей. Согласно этой концепции, высказывание считается истинным, если то положение дел, существование которого утверждается (или отрицается) в высказывании, имеет место (или отсутствует) в действительности. Основу классической или корреспондентской концепции составлял принцип (идея) соответствия. Согласно этому принципу, истина – соответствие знаний об объекте самому объекту. В этом смысле классическая концепция истины является положительным ответом на вопрос о познаваемости мира. История философии насчитывает ряд формулировок принципа соответствия и, следовательно, существует несколько определений классического понятия истины:

И. – соответствие мыслей действительности;

И. – соответствие понятия (или представления) предмету;

И. – соответствие суждения факту и др.

Эти определения близки по смыслу, но не совпадают между собой. Разнообразие определений классического понятия истины говорит о том, что классическим является сам принцип соответствия или принцип корреспонденции – принцип соответствия субъективного образа предмета самому предмету. Классическая концепция истины – самая солидная по представительству.

Верное (соответствующее, адекватное) отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:

1) отображение, причинно-обусловленное отображаемым;

2) отображение, которое сходно по форме и по компонентам с отображаемым;

Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное.

Классическая концепция была уточнена А. Тарским (семантическая концепция истины) посредством схемы, задающей условия истинности высказывания (предложения) – Т «р» ≡ р, которая читается так: «предложение «р» истинно, если и только если имеет место р.

При всей очевидной ясности этой концепции истины нельзя не заменить, что она имеет свои слабые стороны. Явным образом они обнаружились после того, как И. Кант поставил вопрос о том, что такое объект сам по себе, вне нашего восприятия. Философия и наука 19 – 20 вв., опираясь на реальную практику научных исследований, главным образом в области естествознания, развивают идею И. Канта о том, что человек не может знать, что есть объект сам по себе, и наше сознание является не отражением объективно существующей вещи, а, скорее, конструированием предмета познания. Т. е. мир таков, каким его представляет наше сознание. В этой связи сторонников классической концепции истины резко сократилось.

Кроме того, эта концепция практически не применима в гуманитарных науках, в т. ч. к оценке самих философских доктрин.

В такой ситуации наряду с дальнейшим развитием классического понимания истины как соответствия (семантическая концепция истины, диалектико-материалистическая теория истины) формируется концепция, альтернативная классической (герменевтическая концепция истины). В прагматической и конвенциональной концепциях понятие истины вообще заменяется другими категориями.

Диалектико-материалистическая концепция истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, Д. М. развивает учение об объективной, абсолютной и относительной И. Понятие «объективная И.» выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме, т. к. оно всегда является знанием субъекта – конкретного человека, научного сообщества. Вместе с тем, по содержанию знание объективно (особенно научное), поскольку отражает подлинные свойства изучаемого объекта. Под объективной И. диалектический материализм понимает то содержание сознания человека, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Под абсолютной И. понимается, во-первых, знание, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, во-вторых, – полное, исчерпывающее знание об объекте. В последнем смысле истина выступает как цель познания, реально недостижимая, но стимулирующая научный поиск. Конкретные достижения науки оцениваются как относительная И. –неполное, одностороннее знание предмета.

Из понимания истины как объективной следует её конкретность, т. е. зависимость знаний от связей и взаимодействия, присущих тем или иным явлением, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Принцип конкретности истины предписывает рассматривать вопрос об истине только применительно к конкретным общественно-историческим условиям. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Изменение условий, времени и т. д. объекта и субъекта может привести к тому, что знание утратит свою объективность.

Когерентная концепция истины Когерентность (от лат.cohaerete – быть связанным) – взаимосвязь. Высказывание (знание) является истинным, если оно логически выводится (дедуцируется) из исходных постулатов (аксиом) некоторой непротиворечивой теории. Представитель – Г. Лейбниц, Г. Гегель.

Конвенционалистская концепция истины. Основатели конвенционализма – французские учёные Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем. Они утверждали, что основания теорий – аксиомы – не истинны и не ложны, они являются конвенциями (соглашениями) учёных. Факторы, обусловливающие, почему учёные приходят к конвенциям и договариваются использовать те или иные аксиомы, – удобство аксиом для описания тех или иных фактов, их простота. Выбор между научными теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи. Т. о., теории не могут быть оценены как истинные или ложные, как соответствующие или несоответствующие действительности. Однако А. Пуанкаре, полагал, что отдельные гипотезы должны проходить проверку опытом и, таким образом, допускал возможность для действия классического принципа соответствия. Конвенциональная истина – это высказывание, истинность которого основана на принятых соглашениях (определениях).

Замечание: 1. Эта концепция чрезвычайно важна для логики, математики, теоретического естествознания. На основе принятых конвенций (определений) в этих дисциплинах удаётся чисто аналитически, т. е. без обращения к внешнему миру, обосновывать истинность некоторых высказываний этих дисциплин.

Замечание 2. Понятию логической истинности противостоит понятие фактической истинности. Фактически истинными называются те высказывания, истинность которых не может быть обоснована только логическим путём – это теоретически истинные и эмпирически истинные высказывания. К теоретически истинным относят высказывания, которые обосновываются с помощью когерентной концепции истины. Те высказывания, истинность которых устанавливается с помощью различного рода эмпирических процедур – наблюдений, экспериментов, измерений – являются эмпирически истинными. Эмпирически истинные высказывания играют важную роль в теоретическом естествознании.

Прагматическая концепция истины. Её основы закладывались американскими философами (вт пол. XIX в. – нач. XX в.) – Чарлзом Пирсом, Уильямом Джеймсом, Джоном Дьюù. Понимание истины в этой концепции связано с мировоззренческой установкой – смысл человеческой жизни не в созерцании, а в действии. Высказывание (знание) считается истинным, если его практическое использование ведёт к достижению цели. Непосредственно Ч. Пирс – сторонник избыточной теории истины, поскольку полагал, что человек всегда относится к своему мнению как истинному. У. Джеймс не отказывается от требования, которое подразумевает классическая концепция – «согласия с реальностью», но он переосмысливает его, даёт этому тезису новую интерпретацию. Согласие с реальностью, По Джеймсу, означает, что истинная идея помогает нам лучше с этой реальностью работать. Джон Дьюи признаёт в качестве истин только те итоговые научные знания, истинность которых признана научным сообществом, а не то, что признаётся таковым в повседневной жизни. Частные (промежуточные) научные высказывания, полагает он, не являются ни истинными, ни ложными, они лишь инструмент исследования.

Замечание: все названные выше концепции истины не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.

Герменевтическая концепция истины является попыткой решить вопрос об истине в отношении гуманитарного знания, которое эмоционально окрашено, насыщенно оценочными суждениями, зачастую эмпирически непроверяемо, интуитивно, зависит от способностей, опыта и других персональных качеств познающего субъекта. Методом гуманитарного познания признаётся понимание – постижение смысла индивидуального и неповторимого; его процедура – интуитивное, эмоциональное переживание, вчувствование, сопереживание. Это субъективный способ познания. Признак общезначимого (объективного) в понимании – зависимость от культурно-исторической среды. С точки зрения герменевтики субъективность гуманитарного знания непреодолима.

С проблемой объективности гуманитарного знания прямо связан вопрос об истине в гуманитарных дисциплинах, поскольку традиционно объективность рассматривается как необходимый признак истинного знания. Сомнение в объективности гуманитарного знания ведёт к отрицанию его истинности. Ответ на вопрос, существует ли истина в гуманитарных науках, предполагает уточнение самого понятия истина, поскольку классическое понимание истины не согласуется со спецификой предмета гуманитарных наук. Для гуманитарных дисциплин «действительностью», подлежащей изучению, является и историческое событие, и произведение искусства, и литературный текст, и мифологический образ. В этой ситуации Мартин Хайдеггер, Георг Гáдамер, Поль Рикёр и др. философы рассматривали возможности формирования новой концепции И., не базирующейся на принципе соответствия. Наиболее значительные и целостные концепции И. созданы М. Хайдеггером, Г. Гадамером.

Как видно, логически чёткого определения И. в гуманитарных науках нет.

Современная трактовка истины, которую разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:

· «действительность» понимается как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся;

· познается (следовательно, отражается в И,) не только объективная, но также и субъективная, и духовная действительность;

· истина, сам объект познания неразрывно связаны с предметно-чувственной деятельность человека, с практикой;

· истина не только статичное, но также и динамичное образование; И. есть процесс.

Т. о., в истине признаётся и объективная, и субъективная составляющие. И. субъектна, в том смысле, что её носителем является субъект. Истина субъективна, в том смысле, что она не существует вне человека и человечества. Иистина объективна, поскольку её содержание не зависит ни от человека, ни от человечества. В этом смысле истина вне субъекна.

Формы истины

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характер отображаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной деятельности, по степени полноты освоения объекта и т. п.

По характеру познаваемого объекта различают истины предметные и экзистенциальные, концептуальные (религиозные, естественно-научные, философские), операциональные (в отношении методов, средств познания).

Выделяют истины, обусловленные спецификой познавательной деятельности человека: научная И., обыденная И., художественная И. (правда) и т.д.

Говоря об адекватном отражении действительности, следует иметь в виду, что существует различная степень адекватности. В этой связи говорят об абсолютной и относительной истинах. Вопрос о соотношении А. И. и О. И. актуализировался тогда, когда обнаружилось, что человек имеет дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

а) результат познания отдельных сторон объектов;

б) окончательное знание определённых аспектов действительности;

в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная истина – это знание неполное о том же самом предмете. И абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами. Объективность является основой преемственности истин.

Истина и ложь. Истина и заблуждение.

Антиподом истины является ложь. Чжуан –цзы: Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное искажение информации об объекте. Ложь там, где взаимодействуют люди. Она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых сталкиваются интересы индивидов и социальных групп. Ложь может иметь охранительную значимость (ложь из милосердия), но чаще всего она связана с получением каких-либо преимуществ за счёт и в ущерб других. Как отличить ложь от искренности? – Существуют два признака, полагает К. Мелитан (фр., 1903 г. «Психология лжи»): 1) по мужеству причинять искренностью страдание и 2) по мужеству признавать открыто свои ошибки. Иначе говоря, чтобы не солгать, нужно мужество. Томас Гоббс: Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьёму-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии, было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии. Николай Бердяев: ложь признаётся полезной для поддержания и организации человеческого общежития и несёт социальную функцию. В этом проблемы лжи. Ложь прагматично оправдывается. Истина же, правда, представляется опасной и вредной. Франсуа де Ларошфуко (17 в.): Не так благотворна истина, как зловредна её видимость.

Заблуждениеэто неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности; это искажённы, не соответствующий действительности результат познания.

Феномен заблуждения рассмотрим применительно к науке.

Существует мнение, что наука имеет дело исключительно с объективными истинами. Однако, наряду с фактами и теориями в научном познании встречаются и псевдофакты, и ложь, и дезинформация, и заблуждения, и ошибки. Эйнштейн: «Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками её понять» (А. Эйнштейн и Л. Инфельд, «Эволюция физики». 1948 г.). Заблуждение представляет собой теоретико-познавательное явление. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий познаваемому объекту. Путь к истине лежит через заблуждения.

В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Из гносеологических причин можно указать на:

· характер поиска истины – он всегда связан с выдвижением гипотез, интуитивных догадок;

· многогранность объектов изучения;

· несовершенство, ограниченность человеческих и социальных возможностей, обусловленных генетически и культурно-исторически.

Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. Но они могут создавать проблемные ситуации, служащие отправным пунктом для дальнейшего развития науки. Примером может служить квантовая механика, для создания которой принципиальное значение имела модель электрона как классического объекта, движущегося по классической орбите вокруг атомного ядра. Как оказалось, это представление было заблуждением, но оно позволило сформулировать ряд проблем, т.е. поисковых, исследовательских задач. Жан Робине (18 в.): Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались парадоксами или даже ересями.

Подлинный учёный стремится исключить заблуждение из своей теории. Однако, оценка знания как заблуждения всегда ретроспективна, возможна только с высоты нового рубежа науки и практики. В этом смысле произведённое в пределах данного времени научное знание гипотетично, проблематично, гносеологически неопределённо (для данного момента времени). Та часть концепции, которая надёжно подтверждается, признаётся объективной истиной. Т.о. а) если отсутствует чёткая подтверждаемость на практике; б) если существуют различные точки зрения, борьба мнений по выдвинутым положениям, – такое знание является проблематичным, неопределённым (ни истинным и не ложным). Такое знание в науке называют вероятностным, оно нуждается в дальнейшем обосновании. Знание, истинность которого окончательно установлена, называется достоверным. Блез Паскаль (17 в.): Каждая вещь в этом мире частью истинна и частью ложна… Ничто не бывает безусловно истинным. Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом.

Критерии (признаки) истины.

Проблема истины – это и проблема её отграничения от заблуждения, проблема критериев истины.

Критерии, по которым истину можно отличить от заблуждения назывались: всеобщность и необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, самосогласованность знания, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Проблема отграничения истины от заблуждения возникла ещё в античности. Одни философы прошлого считали, что нельзя найти прочного основания для ответа на вопрос об объективности знания. Другие видели такой критерий в данных ощущения и восприятия человека, т. е. полагали: всё то, что выводимо из чувственно-данного, истинно (сенсуалистическая традиция). Но эта позиция была уязвима, т. к. непосредственно данными чувств нельзя доказать истинность ни одного общего суждения, не говоря уже о сложной, развивающейся научно-теоретической системе. Кроме того, многие научно-теоретические положения касаются объектов, недоступных для восприятия непосредственно чувствами человека. Поэтому попытки обосновать в качестве критерия истины ощущения и восприятия человека потерпели неудачу. В рамках эмпирической традиции в качестве критерия истины признавался опыт (внутренний – как опыт ощущений и переживаний и внешний – опыт прагматический опыт субъекта, научное наблюдение и эксперимент). Рационалистическая традиция главными признаками истины признавала всеобщность (истинное знание относится не к единичным предметам, а к классам предметов) и необходимост ь (свойства предметов, зафиксированные в истинном знании, проявляются с необходимостью при определённых условиях). Справедливо утверждая, что всякое рассуждение начинается с определённых предпосылок аксиоматического характера, рационалисты в качестве критерия истинности этих предпосылок рассматривали очевидность. Истинным признавалось то, в чём невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. очевидное постигается, по мнению рационалистов, путём интеллектуальной интуиции. Развитие рационалистической традиции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость и самосогласованность знания).

Ни чувственные данные, ни самоочевидность, ни ясность и отчётливость общих положений, не могут служить критериями истинности знания. Нужен был критерий, который

1) был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им (знанием) не являлся;

2) должен был соединять в себе всеобщность знания с непосредственной деятельность. Диалектический материализм поставил на место основного критерия истины практикуцеленаправленную деятельность человека. Практика связана с чувственным восприятием и с преобразовательной предметной деятельностью. В практике задействован субъект и его знания. Практика – объективный, материальный процесс. В ней сплетаются и непосредственная действительность, и чувственная конкретность, и всеобщность (сущность). Диалектический материализм видел в практике универсальный критерий, опосредующее звено между субъектом и объектом познания. Формы практики: материальное производство, управленческая деятельность, социально-политическая и научно-экспериментаторская деятельность, формы материально-преобразующей деятельности на уровне бытовых отношений.

Замечание: не являются практикой и, следовательно, критерием научной истины, деятельность, связанная с художественным творчеством, идеологией, образованием и т. д.

Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины:

· логический критерий: логическая последовательность мысли, её строгое следование законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опираться на практику. Показателем ошибки и заблуждения становятся логические противоречия в рассуждениях или с структуре концепции;

· аксиологический критерий, т. е. обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-эстетическим и эстетическим принципам;

· эстетический критерий (красота, простота истинного знания). Эстетические признаки истины называют ещё вторичными критериями истины;

· психологический критерий (убеждённость человека в том, что именно это знание является истинным).

Практика является главным критерием истины, поскольку она лежит в основе и логического, и аксиологического, и всех других критериев. Практика является главным, но не единственным критерием, а потому можно сказать, что она является ведущим критерием истины.

Замечание: 1. В литературе различают доказательство истины и проверку знания на истинность. В доказательство входят ссылки и на практическую проверяемость, и на логическую непротиворечивость, и на аксиологическую ценность. Считается, что отождествлять способ доказательства и её проверку не следует, поскольку способ доказательства в значительной мере входит в процесс формирования истины, а проверка истины носит всегда практический характер, независимо от того, практическим или логико-математическим является её доказательство.

Замечание 2. Различают «первичные» и «вторичные» критерииистины: «вторичные» критерии – красота, простота, эвристичность (познавательная значимость). Другие, прежде всего, подтверждаемость практикой, всеобщность и необходимость, логическая правильность (ясность, определённость, обоснованность, непротиворечивость), самосогласованность, объективность – «первичные».

Замечание 3. Смена научных парадигм (смена типов рациональности) актуализирует и проблему истины в философии: изменяется понимание истины, технология её доказательства и критерии.

Релятивизм и догматизм.

Истина есть процесс – процесс в направлении всё большей полноты отражения объекта; процесс движения от менее полной И. к более полной. Как и всякий процесс, движение к более полному знанию имеет моменты устойчивости (моменты абсолютности) и моменты изменчивости (моменты относительности). При гипертрофии момента устойчивости формируется догматизм – позиция, согласно которой нет иных истин, кроме абсолютных. Абсолютизация относительности знания порождает релятивизмпозицию, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки относительны, условны.

 

Приложение

Для размышления

Демокрит (III – IV вв. до н. э.): Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

Тертуллиан (II – III вв.): Истинно, ибо абсурдно.

Роджер Бэкон (XIII в.): Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва позволяют достичь подлинной мудрости. А именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.

Блез Паскаль (XVII в.): Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем…У сердца свои законы, которых разум не знает.

Джон Локк: Нет истин, которые бы пользовались признанием всего человечества.

Литература по теме:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Глава XIV Истина и заблуждение. – С. 217 – 254.

2. Бочаров В. А. Истина // Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 220 – 222.

3. Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – С. 120 – 123.

4. История философии: учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева. – М.: Академический Проект. – 2005.

5. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – Глава XX. – С. 240 – 245; Глава XII. – С. 266 – 269.

6. Гадамер Г.Г.Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

7. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. – М., 2003.

 

 

Тема 7


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.