Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-12-21 | 285 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения системно подходить к решению проблемы, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
Время: 2 часа.
Форма проведения - «круглый стол». Кроме того, в ходе занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».
Вопросы для обсуждения:
1. Рассмотрение сущности и содержания системного подхода к решению проблемы.
2. Практическое решение задач.
Основные понятия. Системный анализ и системный подход к научным исследованиям. Структура системного анализа.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Методология научных исследований». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.
Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами категориального аппарата логики познания и методологии системного анализа.
Работа при этом проводится по двум направлениям.
1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.
2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения категорий логики познания: «понятие», «суждение», «умозаключение», «проблема», «научная проблема», «гипотеза», «теория», «научная теория».
Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.
|
Далее проводится интерактивное обсуждение этапов системного анализа проблемы по методике Дж. Джефферса.
В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания следующих этапов:
1 этап «Выбор проблемы».
2 этап «Постановка задачи и ограничение ее сложности».
3 этап «Установление иерархии целей и задач».
4 этап «Выбор путей решения задач».
5 этап «Моделирование».
6 этап «Оценка возможных стратегий».
7 этап «Внедрение результатов».
Затем обучаемым предлагается провести самостоятельное решение задачи на предмет применения системного подхода к решению выбранной ими проблемы.
В ходе решения задачи они должны:
выбрать проблему, с которой знакомы (например, покупка мобильного телефона, автомобиля и т.п., выбор места учебы, выбор вида транспорта для поездки в институт и т.д.);
провести анализ проблемы и построить ее дерево решений;
осуществить выбор варианта решения при условии, что число вариантов решения не менее 3;
определить положительные и отрицательные последствия принятия решения (не менее 5 каждого вида), имея в виду:
1) расход или экономию: денег, времени, усилий и т.д.;
2) положительные и отрицательные эмоции;
3) другие последствия.
Примечание 1. Если будут затруднения с выбором проблемы и критериев, то рекомендуется использовать данные таблицы.
Проблема; варианты ее решения (множество альтернатив) | Список критериев |
Покупка автомобиля; варианты: престижная иномарка, экономичная малолитражка, сравнительно новый автомобиль повышенной проходимости | Вместимость, мощность двигателя, комфорт, обеспеченность запчастями, цена, год выпуска, надежность, экономичность, дизайн и т.д. |
Выбор вида транспорта для поездки варианты: автобус; троллейбус; метро; маршрутное такси; собственная машина; пешком; комбинированный | Стоимость билета; комфортабельность, время в пути, безопасность, трудность, удобство расписания, индивидуальная переносимость и т.д. |
|
После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.
Рекомендуемая литература
Основная:
Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. Учебное пособие. Спб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997.
Казиев В.М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. Конспект лекций. М.: ИУИТ, 2003.
Системный анализ. Конспект лекций. Сайт методической поддержки системы информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере образования, 2008.
Дополнительная:
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 30-54.
Боулдинг К. Общая теории систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 106-124.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории управления и системного анализа. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М.: 1970 – 1972.
Долгушев Н.В. Введение в прикладной системный анализ. М., 2011.
Дулепов В.И., Лескова О.А., Майоров И.С. Системная экология. Владивосток: ВГУЭиС, 2011.
Живицкая Е.Н. Системный анализ и проектирование. М., 2005.
Качала В.В. Основы системного анализа. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2004.
Когда используется интуитивный, а когда системный метод принятия решений. Rb.ru Деловая сеть, 2011.
Концепции современного естествознания. Конспект лекций. М., 2002.
Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США (перевод). М., 2002.
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989.
Прибылов И. Процесс принятия решения/www.pribylov.ru.
Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. М.: Наука, 1980.
Светлов Н.М. Теория систем и системный анализ. УМК. М., 2011.
Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник/Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004.
Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие.- Киев: МЛУП, 2003.
Фадина Л.Ю., Щетинина Е.Д. Технология принятия управленческих решений. Сборник статей НПК.М., 2009.
Хасьянов А.Ф. Системный анализ. Конспект Лекций. М., 2005.
Черняховская Л.Р. Методология систем и принятие решений. Краткий конспект лекций. Уфа: УГАТУ, 2007.
Чепурных Е.М. Системный анализ в теории государства и права. Виртуальный клуб юристов/ http://www.yurclub.ru/docs/theory/article9.html.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!