Раздел I. Общие основы научных исследований — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел I. Общие основы научных исследований

2017-12-21 459
Раздел I. Общие основы научных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Щ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

 

Кафедра «Общественные науки»

Автор - Скалепов Александр Николаевич, доктор философских наук, доцент

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(название учебной дисциплины)

 

 

Москва 2012 г.

1. Общие рекомендации

Структуризация учебного материала исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе. Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских) занятиях студенты приобретают новые знания, умения, навыки, совершенствуют и укрепляют их.

Известно, что овладение знаниями, навыками проходит через процесс усвоения, состоящий из взаимосвязанных звеньев: восприятия, осмысления, закрепления и применения знаний. Процесс усвоения считается законченным, если студент способен найти применение полученным знаниям на практике.

Основными формами проведения практических (семинарских) занятий являются: круглые столы, деловые игры, доклады с оппонированием, рефераты, аннотирование источников, дискуссии и диспуты, тестирование, интерактивный опрос, практическое решение задач, заслушивание и обсуждение устного доклада и др. Все занятия носят проблемно-поисковый харак­тер.

Подготовка студентов к семинару начинается с отработки лекционного материала и рекомендованной литературы. Кроме конспектов лекций, студент должен иметь конспекты к семинарским занятиям. Семинарские конспекты – это тот материал, который проработан студентом перед практическим занятием. Семинарские конспекты – это теоретическая и психологическая основа для успешной сдачи зачета и экзамена по учебной дисциплине. Все виды конспектов проверяются преподавателем в индивидуальном порядке. Режим проверки зависит от преподавателя.

На практических (семинарских) занятиях студенты выступают с докладами, которые по времени не должны превышать 10 минут. Для того, чтобы быть допущенным к выступлению студент должен подготовить и представить перед занятием преподавателю его текст. Тема доклада заранее назначается преподавателем. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору материала по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения. Все доклады в обязательном порядке обеспечиваются мультимедийным сопровождением (слайды, аудио,- видеофрагменты).

В ходе занятия студент обязан записывать, фиксировать, отслеживать ход работы самого занятия. Дописывать в рабочую тетрадь ценные дополнения, лучшие ответы своих коллег. Рисуйте схемы, стройте таблицы, придумывайте свои знаки и символы, выделяйте главную идею, особенно если преподаватель повторил ее уже несколько раз. Все это – подспорье для будущего зачета и экзамена. По этим, только своим, «опорным сигналам» ваша память восстановит весь ход дискуссии.

Отсутствующие на семинаре обязаны ликвидировать задолженность в определенной форме, которой может являться письменная подготовка к выступлению по отдельному вопросу, либо индивидуальная беседа с преподавателем.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар № 2 «Этика научных исследований»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентом в ходе самостоятельного изучения материала темы; формирование этических навыков, необходимых в ходе ведения научного исследования, умения организовать свой научный труд, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

Время: 2 часа.

Форма проведения - «круглый стол». Кроме того, в ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Вопросы для обсуждения:

1. Этические основы научной деятельности (доклад студента и разбор) – 20 мин.

2. Основы организации научного труда (доклад студента и разбор) – 20 мин.

3. Плагиат и антиплагиат (преподаватель) – 30 мин.

4. Тестирование – 10 мин.

 

Основные понятия. Принципы и нормы научной этики. Нарушения научной этики. Основы организации научного труда. Правовые основы защиты интеллектуальной собственности. Авторское право. Плагиат и антиплагиат.

 

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 2 «Этика научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Этические основы научной деятельности». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие научной этики, нормативные документы, регулирующие этические нормы научного работника и научной деятельности, этические принципы и ценности научной деятельности, права и обязанности научных работников. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Основы организации научного труда». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие организации научного труда, факторы, оказывающие влияние на эффективность научного труда, рекомендации по организации научного труда и отдельных видов научной деятельности, алгоритм организации научного труда. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

В ходе изучения третьего вопроса занятия преподаватель дает понятие плагиату, доводит и разъясняет требования на соблюдение авторского права в ходе литературного оформления результатов научного исследования. Также показывает практическое использование сети Интернет и компьютерных программ для проверки научного текста на плагиат, т.н. антиплагиат.

Рекомендуемая литература

Основная:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. М., 2012.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2012.

Зеленков М.Ю. Этика научного исследования / http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

 

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды и типы мышления.

2. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

3. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.

4. Логика научного исследования.

5. Практическое решение задач.

Основные понятия. Логика и мышление. Виды и типы мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Категории логики познания: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория. Этапы описания проблемной ситуации. Генезис проблемы. Этапы постановки проблемы. Алгоритм постановки научной проблемы. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Логика научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания логической структуры научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: научная проблема, гипотеза, теория, закон, закономерность.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов/Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Время: 2 часа.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Методология научного исследования: понятие, подходы.

2. Структура научного исследования.

3. Практическое решение задач.

4. Заслушивание предложенных решений и их разбор.

Основные понятия. Научный метод. Методология научного исследования. Принципы научного исследования.

Подходы к научному исследованию. Система методов научного исследования.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 4 «Методология научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами методов научного познания.

Работа при этом проводится по двум направлениям.

1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру пирамиды научного исследования. 2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения методов научного познания: всеобщих и общенаучных. Особое внимание обращается на уяснение взаимосвязи таких общенаучных методов научного познания, как анализ-синтез, индукция-дедукция, а также на следующие методы: классификация, моделирование, логический.

Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить пирамиду научного исследования и ее структурные элементы: тему, объект, предмет, цель, задачи исследования.

Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания элементов пирамиды научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: объект и предмет научного исследования, их соотношение; цель и задачи научного исследования.

Затем обучаемым предлагается самостоятельно построить пирамиду научного исследования на конкретную тему (напр., «Методы исследований при осуществлении таможенного контроля»).

.

В ходе решения задачи они должны применительно к предложенной преподавателем теме научного исследования сформулировать объект и предмет, цель и задачи, а после этого провести верификацию их соответствия теме научного исследования.

После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.

Рекомендуемая литература

Основная:

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Время: 2 часа.

Форма проведения - «круглый стол». Кроме того, в ходе занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Вопросы для обсуждения:

1. Рассмотрение сущности и содержания системного подхода к решению проблемы.

2. Практическое решение задач.

Основные понятия. Системный анализ и системный подход к научным исследованиям. Структура системного анализа.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Методология научных исследований». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами категориального аппарата логики познания и методологии системного анализа.

Работа при этом проводится по двум направлениям.

1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.

2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения категорий логики познания: «понятие», «суждение», «умозаключение», «проблема», «научная проблема», «гипотеза», «теория», «научная теория».

Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.

Далее проводится интерактивное обсуждение этапов системного анализа проблемы по методике Дж. Джефферса.

В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания следующих этапов:

1 этап «Выбор проблемы».

2 этап «Постановка задачи и ограничение ее сложности».

3 этап «Установление иерархии целей и задач».

4 этап «Выбор путей решения задач».

5 этап «Моделирование».

6 этап «Оценка возможных стратегий».

7 этап «Внедрение результатов».

Затем обучаемым предлагается провести самостоятельное решение задачи на предмет применения системного подхода к решению выбранной ими проблемы.

В ходе решения задачи они должны:

выбрать проблему, с которой знакомы (например, покупка мобильного телефона, автомобиля и т.п., выбор места учебы, выбор вида транспорта для поездки в институт и т.д.);

провести анализ проблемы и построить ее дерево решений;

осуществить выбор варианта решения при условии, что число вариантов решения не менее 3;

определить положительные и отрицательные последствия принятия решения (не менее 5 каждого вида), имея в виду:

1) расход или экономию: денег, времени, усилий и т.д.;

2) положительные и отрицательные эмоции;

3) другие последствия.

 

Примечание 1. Если будут затруднения с выбором проблемы и критериев, то рекомендуется использовать данные таблицы.

Проблема; варианты ее решения (множество альтернатив) Список критериев
Покупка автомобиля; варианты: престижная иномарка, экономичная малолитражка, сравнительно новый автомобиль повышенной проходимости Вместимость, мощность двигателя, комфорт, обеспеченность запчастями, цена, год выпуска, надежность, экономичность, дизайн и т.д.  
Выбор вида транспорта для поездки варианты: автобус; троллейбус; метро; маршрутное такси; собственная машина; пешком; комбинированный Стоимость билета; комфортабельность, время в пути, безопасность, трудность, удобство расписания, индивидуальная переносимость и т.д.    

 

После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.

Рекомендуемая литература

Основная:

Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. Учебное пособие. Спб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.

Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997.

Казиев В.М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. Конспект лекций. М.: ИУИТ, 2003.

Системный анализ. Конспект лекций. Сайт методической поддержки системы информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере образования, 2008.

Дополнительная:

Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 30-54.

Боулдинг К. Общая теории систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 106-124.

Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории управления и системного анализа. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М.: 1970 – 1972.

Долгушев Н.В. Введение в прикладной системный анализ. М., 2011.

Дулепов В.И., Лескова О.А., Майоров И.С. Системная экология. Владивосток: ВГУЭиС, 2011.

Живицкая Е.Н. Системный анализ и проектирование. М., 2005.

Качала В.В. Основы системного анализа. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2004.

Когда используется интуитивный, а когда системный метод принятия решений. Rb.ru Деловая сеть, 2011.

Концепции современного естествознания. Конспект лекций. М., 2002.

Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США (перевод). М., 2002.

Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989.

Прибылов И. Процесс принятия решения/www.pribylov.ru.

Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. М.: Наука, 1980.

Светлов Н.М. Теория систем и системный анализ. УМК. М., 2011.

Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник/Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004.

Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие.- Киев: МЛУП, 2003.

Фадина Л.Ю., Щетинина Е.Д. Технология принятия управленческих решений. Сборник статей НПК.М., 2009.

Хасьянов А.Ф. Системный анализ. Конспект Лекций. М., 2005.

Черняховская Л.Р. Методология систем и принятие решений. Краткий конспект лекций. Уфа: УГАТУ, 2007.

Чепурных Е.М. Системный анализ в теории государства и права. Виртуальный клуб юристов/ http://www.yurclub.ru/docs/theory/article9.html.

 

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие источника научной информации и его виды.

2. Документальные источники информации и работа с ними.

3. Электронные источники информации и работа с ними.

4. Библиографическое оформление источников информации.

Основные понятия. Источник научной информации. Документальные источники информации. Организация справочно-информационной деятельности. Методы работы с каталогами и картотеками. Универсальная десятичная классификация (УДК). Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Библиографические указатели. Библиографическое описание источника научной информации. Библиографические ссылки на источники научной информации. Требования ГОСТ по библиографическое оформление источников информации.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого письменного опроса по содержанию темы № 4 «Методология научного исследования». В течение 10 минут обучаемому предлагается перечислить и дать характеристику составным частям научного исследования и их элементам.

Следующим этапом занятия является интерактивный опрос студентов по вопросу: «Понятие источника научной информации и его виды». В ходе опроса происходит уяснение преподавателем качества подготовки обучаемых к занятию, понимание ими категории «источник научной информации» и рассмотрение различных видов классификаций источников научной информации.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Документальные источники информации». В ходе доклада обучаемые должны рассмотреть виды непериодических и периодических документальных источников информации, дать их назначение и краткую характеристику. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Электронные источники информации». В ходе доклада обучаемые должны рассмотреть виды электронных источников научной информации, дать их назначение и краткую характеристику. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

В ходе изучения четвертого вопроса занятия преподаватель рассматривает понятие библиографического описания источника информации, дает понятие библиографической ссылки, доводит и разъясняет требования ГОСТ на оформление библиографического описания и библиографических ссылок в ходе литературного оформления результатов научного исследования. Далее студентам дается задание на разработку списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ на тему «Зарождение и развитие таможенного дела в Российской Федерации».

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Зеленков М.Ю. Основные источники информации для научного исследовании: материал для подготовки к занятию / http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов,

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов/Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.3-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения.

ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ 7.76-96 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

 

Семинар № 7. Методика разработки и оформления результатов научных

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовка устного доклада на научную конференцию и его мультимедийное сопровождение.

2. Формулирование темы, замысла и названия научной статьи. Композиция научной статьи.

3. Методика написания и защиты курсовой и дипломной работы.

4. Магистерская диссертация: структура, особенности разработки и защиты.

Основные понятия. Композиция научного произведения. Рубрикация текста научной работы. Повествовательные и описательные тексты. Язык и стиль научной работы. Фразеология научной прозы. Виды студенческих научно-исследовательских работ. Устный научный доклад. Научная статья. Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа.

 

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с решения практических задач по теме «Основные источники информации для научного исследования». В течение 10 минут обучаемому предлагается составить библиографическое описание источников научной информации. Для этого обучаемому дается исходная база данных, содержащая необходимую информацию для составления библиографического описания.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Подготовка устного доклада на учебный семинар». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: этапы подготовки доклада, его тема, цель, задачи и стержневая идея, этапы поиска и подбора научной информации, структура и композиция доклада, методы изложения материала, полный текст доклада и его литературное оформление, практическая реализация доклада на семинаре. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Формулирование темы, замысла и названия научной статьи». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие научной статьи, алгоритм и требования к теме, замыслу и названию научной статьи. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Композиция научной статьи». В ходе доклада должны быть рассмотрены следующие вопросы: структура научной статьи и ее элементы (аннотация, ключевые слова, вступление, основные публикации, цель, основная часть, выводы, список литературы), приемы и методы изложения содержания основной части научной статьи. После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Далее рассматривается методика работы над курсовой и дипломной работами, а также магистерской диссертацией. Обсуждается составленный студентами в часы самостоятельной работы развернутый план дипломной (курсовой) работы на тему «Становление и развитие Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)». В конце занятия преподаватель, основываясь на знаниях студентов, полученных при обсуждении первого вопроса, доводит особенности подготовки устного выступления на научной конференции.

Рекомендуемая литература

Основная:

Зеленков М.Ю. Материал для подготовки к занятию по теме «Методика оформления результатов научных исследований в виде научных работ» / http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания»; КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

 

Время: 4 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Современное состояние науки в России.

2. Эволюция теории системного анализа.

3. Модели и моделирование в системном анализе.

4. Приемы изложения научных материалов.

5. Особенности написания и защиты курсовой и дипломной работы.

6. Композиция курсовой работы и рубрикация ее текста.

7. Язык и стиль научной работы.

8. Фразеология и грамматические особенности научной речи.

9. Правовые основы защиты интеллектуальной собственности.

10. Системное мышление.

11. Методика работы с научной литературой.

Методические указания и ход занятия

Конференция проводится путем заслушивания и обсуждениянаучных докладов, которые готовят обучаемые. На каждый доклад назначается по 3 студента.

В ходе подготовки доклада обучаемые готовят устное выступление и его мультимедийное сопровождение. После заслушивания доклада проводится его обсуждение, отмечаются положительные и отрицательные стороны.

После выбора темы доклада, обучаемые должны изучить литературу по выбранной теме, составить план своего научного доклада и представить его преподавателю на утверждение.

После утверждения плана обучаемые преступают к написанию полного текста научного доклада и по мере его готовности представляют преподавателю.

После утверждения текста научного доклада обучаемые преступают к подготовке мультимедийного сопровождения доклада, которое включает в себя: слайды, аудио,- видеофрагменты, психологические тесты и другие материалы, позволяющие наглядно отобразить содержание научного доклада.

После того, как будет подготовлено мультимедийное сопровождение доклада обучаемые проводят его репетицию и представляют окончательный вариант текста и мультимедийного сопровождения преподавателю.

Только после утверждения окончательного текста научного доклада и его мультимедийного сопровождения обучаемые допускаются к выступлению на научной конференции (не менее чем за 3-4 дня до ее проведения)

Рекомендуемая литература

Основная:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.