Модуль 1. Общая психология и психология личности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модуль 1. Общая психология и психология личности

2017-12-21 170
Модуль 1. Общая психология и психология личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор

И. С. Василенко, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Ростовского филиала Российской таможенной академии

кандидат социологических наук

 

Ответственный за выпуск

В. М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

С.А. Мартиросян, доцент кафедры конфликтологии факультета социологии и политологии ЮФУ, кандидат философских наук

Т.А. Марченко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор социологических наук, профессор

 

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2010

 

 


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Модуль 1. Общая психология и психология личности

Тема 1.1. Введение в психологию, предмет психологии, ее задачи

И структура

1. Задания для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную литературу, раскройте содержание следующих вопросов:

1. Определение предмета психологии.

2. Характеристика основных этапов становления психологии.

3. Задачи психологии на современном этапе развития.

4. Основные научные направления (отрасли и школы) в психологии.

 

Рекомендации по выполнению заданий

В процессе изучения данной темы студент должен получить представление о науке психологии и объекте его изучения. Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе (psyche-душа, loqos - учение).

Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей. Человек является объектом исследования многих наук – философии, социологии, антропологии, этнографии, физиологии, медицины, педагогики и др. Он многогранен и одна наука не в состоянии познать его. Психологическая наука специально и избирательно изучает только психологические особенности человека.

Таким образом, предметом психологии являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.

Для более глубокого понимания сущности психологической науки следует рассмотреть этапы исторического развития данной науки, ее основные понятия: личность, поведение, деятельность, психика, познавательные процессы, психические состояния, свойства и качества личности.

Научно-психологическое знание имеет длительную предысторию накопления суждений ученых древности и средневековья. Психология как учение о душе своими корнями уходит в античность. У ее истоков стояли Аристотель, Платон, Гиппократ и другие мыслители древности. В возникновение, становление и развитие психологической науки внесли свою лепту зарубежные ученые: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Й. Прохазка, В. Вундт, А. Бине, З. Фрейд, Д. Уотсон, Ж. Пиаже, А. Маслоу, К. Роджерс и др. так и отечественные ученые В.М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие.

Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок. Необходимо усвоить, что психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.

Основные направления психологической науки: бихевиоризм (поведенческая психология), глубинная психология (фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ), когнитивная психология, гуманистическая психология.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Методы психологии – это способы изучения психологических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации. Предмет изучения психологии (психика) сложен и многообразен, поэтому психология использует методы, заимствованные из других наук (философия, социология, биология, математика, физика и т.д.). Все многообразие методов, используемых в психологии можно подразделить на четыре группы:

1. Методы организации исследования: комплексный (изучение объекта, явления как системы), сравнительный (изучение разных людей, групп, условий для последующего сравнения), лонгитюдный (выявления изменений в течение длительного времени).

2. Методы сбора данных: биографические (изучение личности по биографии), обсервационные (наблюдение, опрос, беседа и др.), психодиагностические (функциональные тесты-пробы изучения памяти, внимания и др.), проективные (тесты, ориентированные на выявление психологических особенностей человека), праксиметрические (изучение продуктов, способов, средств, организации условий деятельности путем хронометража, видеосъемки), экспериментальные (естественный, лабораторный констатирующий и формирующий эксперименты), самонаблюдение, самоотчет и т. д.

3. Методы обработки данных: количественные (методы математической статистики и электронно-вычислительной техники, ранжирование, шкалирование и др.), качественные (систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение, структурный анализ, сравнение, графическое изображение и др.).

4. Методы интерпретации и оценки данных: теоретический (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории), сравнительный, экспертно-психологический, каузальный (констатация и объяснение причин, движущих сил), структурный, системный, генетический, факторный.

В ходе рассмотрения методов исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование) студентам следует обратить внимание не только на содержание и требования к организации, но и на сильные и слабые стороны каждого.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Отличия психики человека от психической деятельности животного.

2. Функции психики человека.

3. Особенности психического отражения.

4. Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе подготовки данной учебной темы важно обратить внимание на то, что существует два подхода к определению психики: материалистический и идеалистический. Психическое отражение носит сигнальный характер. Стадии становления психики описаны в работах ученых А.Н. Леонтьева, К.Э Фабри.

Психика – это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для субъекта. Образно говоря, для психики важно дать субъекту надежный результат, не отвлекая его внимания на процедуру и процесс получения этого результата.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Точность и эффективность практической деятельности чело­века как раз и обеспечивается «прозрачностью» психических процессов, непо­средственной данностью их результатов.

В ходе изучения проблемы структуры психики важно отметить: психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 55–70.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 30–42.

Дополнительная литература

1. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

2. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. –СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

3. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

4. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

5. Райгородский, Д. Я. Психология руководства: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2005. – 768 с.

6. Романов, В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М.: Юристъ, 1999. – 488 с.

7. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 608 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что называют психикой человека?

2. Чем отличается психическая деятельность животного от психической деятельности человека?

3. Что входит в структуру психики?

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Определение процесса ощущения, его виды и свойства.

2. Общая характеристика процесса восприятия, его отличия от ощущений.

3. Характеристика процесса мышления:

3.1. Операции и формы мышления.

3.2.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное (словесно-логическое), практическое и теоретическое мышление

4. Характеристика воображения и его механизмы, функции.

5. Характеристика процесса памяти:

5.1. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

5.2. Виды памяти и их особенности.

6. Общая характеристика процесса воображения, его виды.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе подготовки данной учебной темы необходимо дать общую характеристику познавательной сферы человека

Определить понятие ощущения, рассмотреть ощущение как рефлекс. Выделить элементы структуры анализатора. Отметить связь и отличие процессов ощущения и восприятия. Дать характеристику основных феноменов и свойств восприятия (предметность, целостность, константность и др.

Дать общую характеристику процесса мышления его видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое), мыслительных операций

Иметь представление о процессе внимания, его связи с другими познавательными процессами. Необходимо охарактеризовать виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и провести их сравнительную характеристику.

Определить процесс памяти и ее роль в познании. Охарактеризовать виды памяти, критерии их выделения.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 70–74.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 43–83.

Дополнительная литература

1. Алехин, И. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.

3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

4. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

5. Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2006. – 512 с.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

7. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова характеристика видов и свойств внимания?

2. Дайте характеристику видов и процессов памяти.

3. Какие приемы мнемотехники Вам известны?

4. Каковы физиологические механизмы внимания и памяти?

5. Каковы основные феномены и свойства восприятия.

6. Приведите примеры восприятия пространства, времени и движения.

7. Какие виды мышления Вам известны?

8. Как описывается процесс развития мышления (взгляды Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина)?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

2. Классификация эмоциональных состояний.

3. Понятие фрустрации и аффекта.

4. Определение воли, структура волевого действия.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Необходимо иметь представление об общей характеристике эмоций, основных функциях эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Важно выделить виды эмоциональных явлений; определить соотношение эмоций и чувств. Определить понятия: тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия). Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).

Знать основные признаки воли как психологического явления. Выделить волевые качества; этапы волевого действия. Раскрыть проблему выбора и принятия решения, свободы и ответственности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 73–80.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 108–119.

Дополнительная литература

1. Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2006. – 512 с.

2. Изард, К. Э. Психология эмоций / Э. К. Изард. - СПб.: Питер, 2000.- 512 с.- (Мастера психологии).

3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

4. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. –Спб.: Питер, 2000. – 448 с.

5. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

6. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.

7. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

8. Райгородский, Д. Я. Психология руководства: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2005. – 768 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каково отличие эмоций от чувств?

2. Какова связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования?

3. Каковы условия возникновения и особенности протекания эмоциональных процессов (Вилюнас В.К., Рейковский Я)?

4. Что понимают под волевой регуляцией?

5. Чем отличается волевое действие от импульсивного и привычного.?

II.Рекомендации по выполнению заданий

Проблема личности является одной из центральных в психологии и педагогике. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.

Личность в психологии представляет собой системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Чтобы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность необходимо знать, что психика системна и целостна. Выделяют, в основном, три основные психологические сферы личности: 1) сфера направленности (мотивационная, потребностно-мотивационная, ценностно-целевая) – все внутренние побудительные силы личности – ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. 2) операциональная сфера (элементы психики- средства и способы для достижения целей) 3) модуляционная сфера (психофизиологическая), проявляется в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний.

Исключительно большое значение в практической деятельности специалиста имеют знание и учет психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей. Они определяют основные (базовые) свойства личности. Это направленность личности, характер личности, способности личности, подготовленность (опыт) личности, темперамент.

Важным моментом в раскрытии категории «личность» является ответ на вопрос о ее структуре. Так же, как в отношении определения личности, современное состояние освещения проблемы ее структуры является неоднозначным и разным в рамках тех или иных подходов. Неоспорим тот факт, что в структуре личности представлены как биологические, так и социальные факторы. Полемика вокруг соотношения этих факторов ведется до настоящего времени.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Определение потребности, виды потребностей личности.

2. Определение мотива, связь с потребностями и деятельностью.

3. Общая характеристика роли мотивационной сферы.

4. Деятельность и ее виды.

5. Операционно-технические аспекты деятельности.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе самостоятельной работы над данным материалом важно отметить, что с начала 20 века было разработано большое количество моделей мотивации, которые с точки зрения классификации Х.Шольца можно подразделить на три главных направления в зависимости от их предмета анализа. Это модели, в основе которых лежит специфическая картина работника как человека; внутриличностные модели; процессуальные модели.

Первую группу составляют следующие модели. Модель «X» отражает основные воззрения У.Тейлора, в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страже наказания. «Y» - модель Макгрегора рекомендует предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Ко второй группе относятся внутриличностные модели мотивации. Среди них модель иерархии потребностей А. Маслоу, включающая физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в уважении. Модель потребностей К. Альдерфера, который выделяет три класса потребностей: потребности в существовании, социальные потребности, потребности личностного роста. Д. МакКлелланд выделил среди основных потребностей потребность во власти, успехе и принадлежности.

Третью группу составляют процессуальные модели мотивации. Модель трудовой мотивации Д.Аткинсона исходит из того, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 74–81.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 146–160.

Дополнительная литература

1. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

2. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

3. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.

4. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

5. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 608 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что называют в психологии потребностью?

2. Какие виды потребностей Вам известны?

3. Какова взаимосвязь потребностей, деятельности и мотивации?

4. Какие теории мотивации Вам известны?

5. Какие виды деятельности характерны для человека?

6. Что называют операциями, действиями?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Характер и его структура.

2. Акцентуации характера, характеристика типов акцентуаций.

3. Темперамент и его типы.

4. Общая характеристика и связь задатков и способностей.

5. Классификация способностей: природные (естественные) и социальные, общие и специальные, теоретические и практические, творческие, предметно-познавательные.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе подготовки по данной теме важно, дать психологическую характеристику свойств и качеств личности, определить индивидуально-психологические особенности темперамента и характера, направленность личности. При рассмотрении вопроса о психотипических и индивидуально-психологических особенностях личности следует обратить внимание на такие особенности как конституционная (Э. Кречмер) и клиническая (К. Шелдон) типологии человека, темперамент, способности и характер. Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер связывал своеобразие характера с особенностями строения тела человека. Он выделил три основных типа: астенический, пикнический и атлетический. И также дополнительный – дипластичный. Американский психолог К. Шелдон предлагает клинические типологии: психоастенический, циклотимный, дистимный, гипертимный, паранояльный, конформистский и др.

Темперамент личности – свойство, характеризующее модуляционную сферу ее психологии – совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.

Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженности в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно. Древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. Сангвиник - сангвис (кровь), флегматик – флегма (слизь), холерик – холе (желчь), меланхолик – мелане холе (черная желчь).

Характер – это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности, и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

В психологии наряду с понятием «черты характера», «особенности характера, существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная А.Е. Личко.

Типы акцентуаций: гипертимный тип, застревающий тип, эмотивный тип, педантичный тип. Тревожный тип, циклотимный тип, демонстративный тип, возбудимый тип, дистимичный тип, экзальтированный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, шизоидный тип, лабильный тип и др. В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 72-80.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – 187-194.

Дополнительная литература

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

2. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А. Горянина. –М.: Академия, 2002. – 416 с.

3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

4. Деркаченко, В. Г. Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, руководителей и политиков) / В. Г. Деркаченко. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004. – 368 с.

5. Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2006. – 512 с.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. – ("Мастера психологии").

7. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

8. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

9. Петровский, А. В Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

10. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

11. Романов, В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М.: Юристъ, 1999. – 488 с.

12. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 608 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что в психологии подразумевают под индивидуально-психологическими особенностями личности?

2. Какие элементы входят в структуру характера?

3. Каковы отличия характера от темперамента?

4. В чем суть теории И. П. Павлова?

5. Какие виды способностей Вам известны?

6. Чем отличаются способности от задатков?

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Студенту необходимо разобраться в причинах появления межличностных отношений. Определить соотношение понятий «общественные отношения», «межличностные отношения», «межличностные взаимоотношения», «межличностное взаимодействие». Рассмотреть межличностные отношения как «реализацию» безличных отношений в деятельности. Ввести определения персонофицированности и эмотивности межличностных отношений.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Процесс общения, его функции и виды.[*]

2. Структура общения: коммуникативная сторона, перцептивная сторона, интерактивная сторона.*

3. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.

4. Характеристика причин возникновения конфликта.

5. Описание стратегий взаимодействия в ситуациях конфликта: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество.

6. Конфликт в профессиональной деятельности, возможности его урегулирования.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе подготовки необходимо отметить, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и поддержания контакта с целью обмена информацией, познания партнеров по общению друг друга и организации совместной деятельности. Обратить внимание на виды и функции общения, психологические закономерности социального восприятия и их особенности в ситуациях профессиональной деятельности, определить роль и значение словесных и бессловесных индикаторов в процессе общения (вербальные и невербальные средства). Раскрыть содержание таких механизмов межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия. Определить роль стереотипов восприятия в процессе познания людьми друг друга.

Важно ввести определение конфликта, как столкновения двух или более интересов, одновременное удовлетворение которых невозможно. Описать стратегии взаимодействия в ситуации конфликта: сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление, уход.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 74-81.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 195–212.

Дополнительная литература

1. Алехин, И. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.

3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

4. Деркаченко, В. Г. Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, руководителей и политиков) / В. Г. Деркаченко. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004. – 368 с.

5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 794 с. – ("Мастера психологии").

6. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность процесса общения?

2. Какие виды общения Вам известны?

3. Какие средства общения называют вербальными и невербальными?

4. Какие механизмы перцепции Вам известны?

5. Какие эффекты восприятия характерны для личности?

6. Какие стратегии поведения в конфликте выделил К. Томас?

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Важно владеть определением группы в социальной психологии. Различать большие и малые группы. Дать характеристику и привести примеры классификации групп: группы формальные и неформальные, условные и реальные, референтная группа. Выделить составляющие групповой динамики.

Отметить современные направления изучения больших групп: политическая психология, этнопсихология, организационная психология. Виды больших групп: слои и классы, профессионально-производственные, группы-организации, территориальные, религиозные, социально-демографические, стихийные (толпа, масса, публика).

Модуль 3. Педагогика

II. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении данной темы важно иметь представление о педагогике как науке. Свое название педагогика получила от греческого слова «peida» - дитя, «qoqos» - вести, которая означает «детоводство» или «дитяведение».

Педагогика – это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Она осуществлялось в процессе жизни, общения, совместной охоты. Постепенно появляется необходимость передачи опыта старшего поколения подрастающему поколению.

Рассматривая вопрос о становлении науки важно выделить, что педагогика приобретает статус самостоятельной науки в XVII веке. Возникновение педагогики своими корнями уходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). В начале XVII в. Фрэнсис Бэкон (Англия) вычленил педагогику из системы философских знаний как самостоятельную науку. Огромный вклад в создании научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Ян Амос Коменским. Передовые педагогические мысли были изложены в научных трудах ученых Э. Роттердамского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Я. Корчака и др.

Проблемы воспитания и обучения активно разрабатывались и в России. Еще в XII в. Был написан педагогический трактат «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Большой вклад в развитии отечественной педагогики внес Симеон Полоцкий, который воспитывал Петра I. Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева и др.

В начале XX в. в России школа становится бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование – обязательным. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. На современном этапе проблемы воспитания, обучения и образования разрабатываются учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым и др.

Для более глубокого понимания сущности педагогики необходимо уяснить основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, педагогический процесс, педагогическая технология и т.д.

Предметом педагогики являются педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде педагогических закономерностей, фактов, механизмов, образования, воспитания, обучения и развития.

В связи с разнообразием задач, областями применениями, педагогическими проблемами, выдвигаемыми жизнью возникла сложная система ее научного знания и применения.

В процессе изучения рекомендуемой литературы студенту следует раскрыть содержание следующих методов педагогического исследования: педагогическое наблюдение; педагогическая беседа и интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент; педагогический анализ ситуаций, фактов; педагогический консилиум; экспертные оценки; анализ педагогической документации; анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнение заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и пр.); педагогическое тестирование; самонаблюдение, самоотчет, самоанализ; выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; сравнительно-педагогический опыт (изучение зарубежного опыта по определенной педагогической проблеме и сравнение его с отечественным).

II. Рекомендации по выполнению заданий

В процессе работы с лекциями и рекомендуемой литературой студенту следует отметить, что воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:

первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай са­мого общего, как социально-культурного ориентира;

второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Главное в воспитании – создание условий для саморазвития на основе учета имеющегося уровня развития.

Необходимо дать краткую хар


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.