ВОПРОС 22. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

ВОПРОС 22. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

2017-12-20 808
ВОПРОС 22. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОС 22. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

1. В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. П римеры отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом).

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими.

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются:

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре.

Чувствительность — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - осмысление ощущений, способность моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, реагировать на возникающие ситуации.

Сознание - высшая форма биологического отражения. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к рефлексии.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей глубиной;

• большей способностью к преобразующей деятельности — труду;

• способностью к абстракции;

• возможностью передачи сознания.

3.Главными свойствами человеческого сознания являются:

• идеальность;

• интенциональность;

• идеаторность.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Основными формами сознания являются:

восприятие;

• осмысление;

• оценка;

• воспоминание;

• фантазирование;

• жизненный опыт.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи.

ВОПРОС 23. Общее понятие законов диалектики и развития.

Диалектика – теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика отражает развитие материи, духа, сознания через:

· законы диалектики;

· категории;

· принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

· охватывают все сферы окружающей действительности;

· раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

· единства и борьбы противоположностей;

· переход количества в качество;

· отрицания Отрицания;

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

· вечность неуничтожимость истории, мира;

· его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

Сущность и явление

С ущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность -- это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству -- к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Содержание и форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” связан с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Случайность и необходимость

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. При определенных условиях необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых отношений действительности, основных направлений ее развития.

Случайность - отражение в основном внешних, неустойчивых, единичных связей действительности; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, характеризуется строгой однозначностью и определенностью. Случайность появляется в результате действия отдаленных, непостоянных, малых причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.

Причина и следствие

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Знание причинно-следственных связей отражает реальные существующие связи и взаимодействия вещей. В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи -- от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Философия космизма.

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Представителями были Вернадский, Циолковский, Чижевский.

В.И. Вернадский – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Она постоянно расширяется. Биосфера постоянно переходит в ноосферу.

Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, тело не исчезает, а распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Чижевский создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть: развитие жизни на Земле проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце.

Свои идеи Чижевский старался выразить стихами, художественными произведениями. Философия на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.

Советская философия.

Начиная с 20-х гг. ХХ в. и до начала 90-х гг. ХХ в. русская философия развивалась как советская.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии. Большое влияние оказало философское творчество В.И. Ленина.

3 этапа развития:

1917 – 30-е гг. – время дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации, превращения Ф в служанку официальной власти;

50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.

Основные направления:

· проблема гносеологии;

· проблема сознания;

· проблема идеальности;

· проблема культуры;

· проблема философских методов.

Имена: Бухарин (проблемы сознания, психики); Богданов (теория систем – «тектология»); Гумилев (вопросы истории); Асмус (широкий круг исследований); Лотман (общество, философия)..

Тейярдизм.

Его основоположник – современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден.

Цель: создать феноменологию – комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. Важнейший принцип - эволюционизм, согласно которому всему была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

Функции философии

Это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать —обобщать окружающую действительность, создавать схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, вскрывать противоречия. Конечная задача— расширение границ познания, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных и др. Цель — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция — объяснить общество, причины возникновения, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы прививать человеку и обществу гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали, помочь человеку найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны можно выделить такие направления:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

• материя реально существует, независимо от сознания;

• материя является самостоятельной субстанцией, развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

Имена: Демокрит, Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Спиноза, Маркс, Энгельс, Ленин.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.):

1. реально существует только идея, она первична;

2. вся окружающая действительность делится на "мир идей" (изначально существует в Мировом Разуме) и "мир вещей" (является воплощением "мира идей");

3. большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

4. отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

1. все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

2. образы материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

3. вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная и духовная;

• все в мире производно либо от одной, либо от другой субстанции;

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

Основоположником рационализма считается Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (Кант)

 

Типы мировоззрения.

1. Мифология. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. Миф - это общественное сознание древнего общества, ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, искусства, собственно философии. Темы мифов: космическая (происхождение и строение Вселенной), тема человека (происхождение человека, проблема жизни и смерти), тема культуры. Черты: эмоционально, очеловечивание природы.

2. Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в те или иные силы, которые играют ведущую роль в окружающем человека. Черты: религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия; атрибуты религии - вера и культ; этическая направленность.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Термин "философия" от греческого любовь к мудрости. Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Философия и религия как мировоззрение решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Но отличие в том, что религия в решении задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. Черты: это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа; это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире; есть жёсткий категориальный аппарат: причинность, закон, идея; язык философии - категории. Философия логична и доказательна.

 

ВОПРОС 22. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

1. В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. П римеры отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом).

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими.

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются:

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре.

Чувствительность — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - осмысление ощущений, способность моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, реагировать на возникающие ситуации.

Сознание - высшая форма биологического отражения. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к рефлексии.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей глубиной;

• большей способностью к преобразующей деятельности — труду;

• способностью к абстракции;

• возможностью передачи сознания.

3.Главными свойствами человеческого сознания являются:

• идеальность;

• интенциональность;

• идеаторность.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Основными формами сознания являются:

восприятие;

• осмысление;

• оценка;

• воспоминание;

• фантазирование;

• жизненный опыт.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.