Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.

2017-12-20 352
Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец ХХ в.). Поппер и Кун..

Позитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания, а развития научного знания.

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

· как возникает новая теория?

· как она добивается признания?

· каковы критерии сравнения научных теорий?

· возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

По мнению постпозитивистов, нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования.

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

· проблема фальсификации (следует ли отказывается от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных фактов);

· проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность);

· проблема рациональности;

· проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям выяснить соизмеримость теорий);

 

ВОПРОС 34. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера).

ВОПРОС 35. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Камю, Хайдеггера).

Экзистенциализм — направление философии, главным предмет изучения - человек, его проблемы, трудности.

Экзистенциализм основан Сьореном Кьеркегором. как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

П роблемы экзистенциализма:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд;

• противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство, подавляющие его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека;

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

Почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, растворяет с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философом были выделены понятия:

неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

• подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую (человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию);

• этическую (человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг);

• религиозную (человек осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения, человек "несет свой крест", превозмогая все страдания и внешние обстоятельства).

Лучшими представителями экзистенциализма XX в. были:

• Карл Ясперс;

• Жан-Поль Сартр;

• Альбер Камю;

• Мартин Хайдеггер.

1. Карл Ясперс ("Психология мировоззрений"):

· Человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает скрытых способностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с высшим бытием.

· Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

• Человек осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром; свободу; смерть — конечность бытия.

2. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартрапроблема выбора.

• " Для-себя-бытие " - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми.

• Важнейшее условие жизни человека, ее "стержень" — свобода.

• Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе. Н о не простом выборе, а в жизненно важном, судьбоносном (экзистенциальном), когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации). Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.

• Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, решение пойти на войн.

Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу.

Проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя.

• Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение.

3. Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

• Жизнь человека в сущности бессмысленна.

• Большинство людей живет мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все! Жизнь человека - абсурд.

2 главных доказательства абсурдности жизни: соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

• В итоге смысл жизни -не во внешнем мире (успехах, делах), а в самом существовании человека.

4. Мартин Хайдеггер занимался разработкой самих основ понимания и задач философии экзистенциализма.

Экзистенция - бытие, к которому человек сам себя относит; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

• Бытие человека происходит в окружающем мире ("бытие в мире").

"бытие в мире" состоит из: "бытия с другими"; "бытия самого себя".

• "Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его обезличивание, превращение в "такого, как все".

• "Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

• Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен (главная проблема).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.