Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гатчина-русский романтический парк на воде

2017-12-13 364
Гатчина-русский романтический парк на воде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Дворцово-парковый ансамбль Гатчина расположен в 45 км от Санкт-Петербурга. В его создании принимали участие архитекторы Антонио Ринальди, В.Бренна, Р. Кузьмин. Парк создавался на участке с живописным рельефом, лесными массивами, озёрами. Ансамбль состоит из 3-х парков, объединенных одной водной системой. Общая площадь гатчинских парков – более 700 га. Дворцовый парк на Белом озере имеет площадь 140 га, Приоратский парк на Черном острове -143 га, остальная площадь – Зверинец на речке Малой Гатчинке и Теплой. Площадь озер велика, например, Белое озеро имеет площадь 30 га и протяженность берегов 1200–1500 м. Очень красиво озеро Серебряное. Парк создавался путем частичной вырубки хвойного леса, посадки лиственных, пластической обработки рельефа, тонкой прорисовки изгибов береговой линии Белого озера и устройства внутренних водоемов. История его развития включает три периода:

1. 1766–1781 гг. – владение графа Г. Орлова. Построен дворец (А. Ринальди), хозяйственные сооружения, проложены дороги, возведены Чесменский обелиск и Колонна орла.

2. 1783–1801 гг. – владение Павла Ι. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переустройству дворца (В. Бренна). Зелёный луг перед дворцом заменён плацем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Липовый, Верхний и Нижний, Голландские (рядом с дворцом), Цветочный и Ботанический (на противоположном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведётся обработка берегов Белого озера с заливами, насыпными островами, каскадом, устраиваются пруды (Карпин, Ковш, Восьмигранный, Круглый, Овальный) и возводятся основные парковые сооружения. Работают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельмгольц. В 1798г. архитектор Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Чёрном озере.

3. 1844–1857 гг. – надстраиваются каре (кухонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).

Парк состоит из трех крупных массивов, между которыми располагается центр города Гатчина. Дворцовый парк, площадью 163 га раскинулся рядом с дворцом, вокруг Белого и Серебряного озера. Он состоит из нескольких участков – Английского сада, Ботанического сада, голландских садов, Липового сада, Собственного садика и Сильвии. Приоратский парк (160 га) расположен к юго-востоку от Дворцового парка. Зверинец (около 400 га) находится к северо-западу от Дворцового парка. Работы по разбивке Английского сада начались в 1772 году под руководством английского мастера Д. Шиарро и Ирландца Я. Гаккета. В этом саду все было сделано в соответствии с основными принципами пейзажного стиля: проложены длинные дорожки, изгибы которых повторяли очертания берегов. В 1790-е годы в Гатчине ведется интенсивное парковое строительство. Границы Дворцового парка раздвинулись. Появились Ботанический сад, собственный садик, Голландские сады, возник новый участок парка – Сильвия. От арки Адмиралтейских ворот начинается прямая аллея, выходящая к берегу Белого озера – композиционного центра Английского сада. Белое озеро площадью 20 га – уникальный водоем, питающийся подземными ключами. На нем расположились острова: Длинный, Лебяжий, Вороний, Остров любви, Еловый, Сосновый, Плавучий, Берёзовый, Пихтовый и др. Одно из самых заметных сооружений парка XVIII века – Адмиралтейство – деревянное здание с высокой четырехскатной кровлей. Суда, построенные в Адмиралтействе, предназначались для прогулок по озеру. Недалеко от Адмиралтейства находится ботанический сад, созданный в регулярном стиле под руководством мастера Ф. Гельмгольца в 90-е годы ХVIII века. Сад разбит на двух насыпных террасах, на которые ведут каменистые лестницы. Деревья здесь посажены по прямым линиям вдоль дорожек. Искусственные водоемы имеют правильные геометрические очертания: на верхней террасе – восьмигранный пруд, на нижней – круглый пруд. В западной части сада находится Цветочная горка, на которой выставлялись в кадках экзотические южные растения. Рядом с дорожками сада были высажены необычные для северного климата деревья: тис, вяз, бук, которые позже заменили липами и дубами. За Цветочной горкой открывается вид на редкий для регулярного парка Водный лабиринт, образованный четырьмя островками. Остров любви, треугольный в плане, отделен от берега узкими протоками. В 1790-е годы на островке был разбит регулярный садик с фигурными газонами и дорожками, подстриженным кустарником и мраморными скульптурами. На Белом озере были две пристани с парапетами из пудожского камня. Здесь же можно видеть деревянную постройку – павильон Венеры, сооруженный в 1792 году, украшенный резным орнаментом с атрибутами древнеримской богини любви. Каменный цоколь павильона словно вырастает из воды. Павильон обшит легкой трельяжной плетенкой. Внутри павильона находится просторный зал с высокой стеклянной дверью напротив входа. Стены зала от пола до потолка покрыты росписью, в простенках рисунки ваз, акантовых листьев и фигур человека вплетены в орнамент. Зеркала в строгих рамках, украшенных разными позолоченными венками. Перед окнами – четыре мраморные вазы-фонтана. Березовый домик, построенный в 1780-е годы, одна из наиболее известных достопримечательностей Гатчинского парка. Домик очень напоминает поленницу березовых дров с неотесанной корой. Только когда открывались двери и ставни, можно было понять, что это постройка. Единственный его зал был похож на великолепный будуар с диваном, обитым шелком. От Березового домика начинается Глухая аллея – один из лучших в парке пейзажных уголков, в котором ореховые и ольховые кустарники чередуются с лужайками. На месте стыка Глухой аллеи с Береговой, на границе Дворцового парка, стоят Зверинские ворота, представляющие собой два четырехгранных столба с широкими карнизами, с большими каменными шарами наверху. Недалеко от ворот находится водопад. Над протокой перед каскадом был возведен арочный Большой Каменный мост, украшенный балюстрадой, четырьмя каменными вазами, изваяниями львов и кентавров. По мостикам дорожка ведет к Холодным баням, или летним купальням, устроенным в парке в конце 1790-х годов. Рядом располагается Сильвия, созданная по регулярному плану. Основные работы в Сильвии проводились в 1795–1798 годах: между тремя аллеями были проложены дорожки, разделяющие территорию на треугольники и трапеции, дороги обкладывались дерном и засыпались песком, высаживались черемуха, малина, смородина, ива и другие деревья, велось строительство.

В конце аллеи, делящей парковый массив, видны Сильвинские ворота, построенные К. Висконти. Из-под арки Сильвинских ворот открывается вид на колонну Орла, одно из старейших украшений Английского сада, появившееся ещё в 1770-е годы. Перспективу длинной просеки замыкает павильон Орла, сооруженный в 1790-е годы по проекту В. Бренны. Он представляет собой сооружение круглой формы, поднятое на цоколь. Двойные колонны из серого мрамора поддерживают широкий антаблемент со скульптурой орла, увенчанного короной. В нескольких шагах от колонны Орла виден земляной вал Амфитеатра, предназначавшегося для «рыцарских забав» Павла I. На насыпном земляном валу когда-то были установлены пьедесталы для мраморных скульптурных групп, через вал были проделаны сквозные проезды, в которые можно было проехать в экипаже. С правой стороны от дороги, ведущей к дворцу, была когда-то лесная оранжерея. В этом же районе Английского сада, в одном из просветов между кустарниками, возникает неожиданная перспектива, замкнутая мраморным Чесменским обелиском, поставленном в память о победе русского флота во время русско-турецкой войны. В ХVIII веке на территории Гатчины была известна «набережная от озера роща, которая по сторонам обнесена холстом», – место для игр и развлечений, называемое Качели. В начале ХIХ века в этом уголке парка был устроен овальный зелёный трельяж, увитый акациями. Перед ним был разбит цветник со сложным переплетением дорожек. План этого участка очень напоминал по форме графин, поэтому участок долгое время назывался в народе Графином. Парадный фасад дворца открыт для обзора. Перед ним обширное открытое пространство – Серебряный луг. По краям луга были посажены могучие дубы. Серебряное озеро, давшее название лугу, славится кристально чистой водой, оно не замерзает и зимой. На западном берегу Серебряного озера расположен грот Эхо. Из кабинета Павла I можно было выйти в собственный садик, который предназначался для прогулок хозяина дворца. В центре садика была круглая площадка, от которой расходились восемь дорожек, посыпанных гравием и окантованных шпалерником, между ними были разбиты цветники, в центре круглой площадки сада – мраморная статуя римской богини Флоры. Несколько дальше на круглом постаменте стоит гигантская каменная голова римской богини Юноны. Вдоль ограды садика идет дорожка к Карпину пруду, напоминающему кувшин с продолговатой ручкой. По его восточному берегу можно пройти к так называемому Балкону, напоминающему как крепостной бастион, так и террасу для прогулок. Голландские сады были созданы в конце ХVIII века. В Нижнем Голландском саду между подстриженными кустарниками были расположены цветники фигурной формы, на них выращивались тюльпаны. Дорожки между газонами были выложены толченым кирпичом. Сад украшали статуи – мраморные копии с античных оригиналов. В верхнем саду дорожки расходятся от площадки, на которой установлена статуя Афины Паллады.

Липовый сад был создан одновременно с Голландским. Он также имеет регулярный план. Вдоль дорожек и площадок правильной геометрической формы растут могучие деревья, кроны которых когда-то стригли (рис.24).

 

2.7. Романтические парки Украины. Софиевка и Тростянец

 

Софиевка (1795–1800 гг.) – площадь 150 га. Владелец – гетман Потоцкий, инженер – Людвиг Метцель, садовник – крестьянин Заремба. Парк назван в честь жены Потоцкого Софии – гречанки по происхождению и построен на сюжетах греческой мифологии, местных легенд и событий семейной жизни владельца. Большинство растений в парке интродуценты: платан, гледичия, сосна веймутова, тюльпанное дерево, туя, каштаны. Сложная водная система – одна ярких особенностей парка. Два крупных водоема, верхний и нижний пруд, имеют перепад в отметках в 20 метров. За счет использования этой разницы в рельефе в парке создано большое разнообразие водных затей. На первом этапе строительства парка были сделаны Подземная речка Стикс, Амстердамский шлюз, каменные гроты, грот Венеры, фазаний павильон, китайская беседка, гора парнас, бельведер. В 1805 г. после смерти гетмана Потоцкого имение переходит в распоряжение царской семьи и передается в управление военных поселений. Строительство парка продолжается под руководством академика А.И. Штакеншнейдера и архитектора И. Макутина. В 40-х годах ХIХ в был построен павильон Флора и Розовый павильон на острове Любви Верхнего пруда. Вода является одним из ведущих компонентов парка. Из Верхнего пруда в Нижний вода поступает по четырем направлениям:

- через грот Венеры, в виде узкой реки Каменки, текущей через Елисейские поля, в долину гигантов и Темпейскую долину;

- через Амстердамский шлюз и далее по подземной реке Стикс в Мертвое озеро и большой каскад;

- по подземным трубам в львиный грот и к фонтану змея;

- по трубам к фонтану семиструйки.

Вода в парке присутствует в виде больших зеркал прудов, бурных потоков, водопадов, мощных вертикальных струй, извилистого каменистого ручья, сплошной тонкой завесы в гроте Венеры, тихо журчащих источников, в строгом обрамлении фонтанов (семиструйки) и бассейнов (золотая рыбка). Природный камень ведет в парке свою тему. Особенно эффектна долина гигантов с гигантскими камнями, в беспорядке разбросанными по широкой долине. Бесконечны гроты, пещеры, нагромождения каменных глыб. Имеется даже поляна с горизонтальными камнями, напоминающими гигантские столы – это афинская школа, воскрешающая образ греческого философского сада. Многие архитектурные сооружения и детали выполнены из местного природного камня: ступени, постаменты, подпорные стенки террас, обелиски и колонны.

В парке широко использованы приемы внезапного контраста, тени и света, шума и тишины, плоскости и сложного рельефа, колористические контрасты и тематические контрасты. Например, природный темный камень, больших размеров и камерная мраморная скульптура Венеры, скульптура на аллегорические темы сезонов года и настроения и искусственные холмы Горы Парнас. Многие простые на первый взгляд вещи имеют красивые романтические названия: Грот страха и сомнений, Наземная жизнь богов, Рай, Ад. Измеленный план пространства Елисейских полей, замкнутых на дне оврага, контрастирует с обширными полянами, расположенными по обе стороны от оврага с р. Каменкой. Одна из полян называется «Дубок», а другая «Грибок». Но они как братья-близнецы имеют сходную композицию – это открытое пространство овальной формы с солитером в центре. Роль солитера выполняет трехсотлетний дуб, который был пересажен на каждую из полян в столетнем возрасте при строительстве парка.

Тростянец. В пойме реки Тростянки в 40-е годы ХIХ века правнук гетмана Скоропадского Иван Михайлович 50 лет строил пейзажный дендропарк и, умирая, приказал написать на могиле «Любезный прохожий, Сад в котором ты гуляешь, насажен мною. Он служил мне утешением в моей жизни. Если ты заметишь беспорядок, ведущий к уничтожению его, то скажи об этом хозяину сада. Ты сделаешь доброе дело». В 1834 г. строится имение и парк площадью 207 га. В парке высаживаются группами клены. Парк создавался в условиях степи, где большинство растений интродуценты. Лиственные растения привозятся из Парижа, хвойные из России. Двадцать лет в парке насыпают искусственные холмы. Всего было насыпано пять земляных гор высотой до 35 м и множество маленьких холмов. На вершинах трех поставили скифских баб, которые были найдены в степях. Скоропадский приглашал художников, которые рисовали идеальные, по их представлению, пейзажи. Эти картины воссоздавались в натуре. В основе композиции парка лежит система трех прудов – Большого, Лебединого и Куцихи. Общая площадь прудов 10,5 га. Растения в парке подбирались по формально декоративным дендрологическим признакам. Всего в парке собрано 1600 видов деревьев, 45 % парковых насаждений – хвойные породы. В Тростянце много вечнозеленых растений родом из Северной Америки. Около сорока видов растений занесены в красную книгу. Поляны, как бусы, нанизаны на широкие аллеи, открывающие глазу огромное разнообразие пейзажей. На одной из красивейших похоронен основатель парка. Здесь его любимое сочетание березы и туи. Строгие ели обступают поляну молчаливо и величаво. Над могилой шумит мощный голубой кедр. В парке есть поляна с гигантскими туями. Одна из них, высотой более 25 м, называется «Шапка Мономаха».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.