Тенденции развития современных СМИ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тенденции развития современных СМИ

2017-12-11 549
Тенденции развития современных СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении столетий средства массовой информации во всех стра­нах являлись своеобразным "зеркалом" социальных, политических и эко­номических процессов. На страницах печатных изданий, в эфире радио и телевидения освещались события, которые происходили на определенных исторических этапах. Вместе с тем в исследовательской литературе СМИ рассматриваются как своеобразный институт, что подразумевает их непос­редственную вовлеченность в общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных народов и целых государств. Таким образом, с одной сто­роны, СМИ являются носителями общественной идеологии и структурно включены в политическую модель общества. С другой стороны, как эконо­мические предприятия, средства массовой информации имеют возможность пользоваться теми же достижениями технического прогресса, что и другие участники экономической деятельности, и наравне с ними ограничены в развитии сложившимся уровнем производственных отношений.

Все это, несомненно, справедливо и для современных информационных процессов. Тенденции развития средств массовой информации и сегодня во многом обусловлены особенностями развития общества и государства.

Среди тенденций развития современных СМИ исследователи выделя­ют «учет последствий глобализации информации и возможность сочетания ее с региональным интересом; взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне; новые формы концентрации капитала и монополизации средств массовой информации; дальнейшая дифференциация и специализация СМИ;... влия­ние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на техническое обеспечение. СМИ»10. Наряду с этим, на­пример, отмечается, что в глобальных масштабах «такой общественно-ком­муникационный сектор как СМИ начинает выполнять пропагандистскую функцию по внедрению определенных политических задач»11. С учетом ди­намичного развития технических возможностей распространения информа­ции, можно также вести речь о постоянном обновлении форм передачи жур­налистской продукции. Перечисление тенденций развития современных СМИ, наверняка, можно было бы продолжить – настолько тесно связано их развитие с происходящими в обществ» процессами и настолько разнооб­разны формы проявления этого взаимодействия. Однако, исходя из крите­риев масштабности проявления, значимости для развития журналистики и общества в целом, а также актуальности для отечественных СМИ, в каче­стве одной из основных тенденций развития мировых информационных ресурсов особо следовало бы выделить глобализацию.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Глобализация в информационной сфере проявляется в укрупнении СМИ (газет, радио, телевидения), завоевании отдельными медиа-компаниями и корпорациями значительной части рынка. Следует также указать и на кар­динальные изменения, которые происходят в самом информационном про­странстве. Это выражается в возможности мгновенного донесения инфор­мации до значительной части аудитории, независимо от места положения. Данное явление обусловлено совершенствованием технических средств рас­пространения информации.

Процессы укрупнения медиа-бизнеса в мировом масштабе на сегодняш­ний день зашли настолько далеко, что информационные корпорации уже не только копируют формы ведения бизнеса многих других компаний, дея­тельность которых напрямую не связана с журналистикой, но и оказывают влияние на их экономическое развитие. Это влияние осуществляется путем реализации особых возможностей, присущих СМИ – реклама, формирова­ние общественного мнения, – а порой и непосредственно с использованием экономических, финансовых ресурсов. Следует учитывать, что процессы укрупнения и глобализации протекали постепенно, поэтапно.

Скажем, в XIX в., в годы бурного развития промышленности, шло фор­мирование системы средств массовой информации на уровне отдельных государств. Но уже в то время можно было выделить страны, которые в большей степени, чем остальные, могли претендовать на мировое лидерство в информационной сфере. Во многом это было связано с тем, что к концу ХГХ столетия значительная часть мира была колонизирована госу­дарствами Европы и Соединенными Штатами Америки. Естественно, что периодические издания метрополий распространялись на территориях под­чиненных государств. Изобретение и начало использования телеграфа (се­редина XIX в.) оказало существенное влияние на интенсивность обмена ин­формацией между странами, оживились межгосударственные информаци­онные потоки. Приблизительно в те же годы были созданы крупные инфор­мационные агентства: французское «Гавас», немецкое «Вульф», британское «Рейтер». Несмотря на то, что изначально эти агентства были ориентиро­ваны на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, со временем они начали участвовать в обмене новостей с другими странами и друг с другом. В 50-е годы ХIХ в. между «Гавас», «Вульф» и «Рейтер» было даже заключе­но картельное соглашение (Ring Combination), согласно которому мировой информационный рынок был поделен на сферы влияния между ними12. Та­ким образом, уже более 100 лет тому назад в мировой журналистике наме­тились тенденции глобализации.

С началом XX столетия связано активное развитие киноиндустрии и радиовещания. Кино и радио стали мощным инструментом распростране­ния информации и воздействия на аудиторию. Признанным лидером в про­изводстве и прокате кино того времени, безусловно, были Соединенные Штаты Америки. Продукция Голливуда быстро завоевала мировые рынки, и уже к 1914 г. около 85 процентов зрителей по всему миру смотрели амери­канские фильмы, а в 1925 г. продукция голливудской «фабрики грез» соби­рала «более 90 процентов дохода от всего кинопроката Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины»13. Радиовещание подку­пало своей демократичностью – простотой распространения сигнала, воз­можностью прослушивания радиопередач одновременно большой аудито­рией. После того, как появилась возможность вести вещание на коротких волнах и распространять сигнал на большие расстояния, радиовещатель­ные службы разных стран начали активно транслировать передачи за ру­беж на иностранных языках, стремясь привлечь внимание большого числа слушателей. К началу 40-х годов уже около 30 стран во всем мире имели радиостанции, которые вели вещание на зарубежные государства.

В мире сформировалось 10 вертикально интегрированных медиа-конг­ломератов. Шесть из них занимались непосредственно выпуском медиа-про­дукции и ее распространением по всему миру. К таким компаниям относят­ся «Ньюс Корпорейшн» (News Corporation), «Тайм Уорнер» (Time Warner), «Дисней» (Disney), «Бертельсманн» (Bertelsmann), «Виаком» (Viacom) и «Ти-Си-Ай» (TCI). Еще четыре корпорации – «ПолиГрам» (PolyGram, владелец -Philips), Эн-Би-Си (NBC, владелец -General Electric), «Юниверсал» (Universal, владелец – Seagram) и «Сони» (Sony) – помимо медиа-бизнеса, связаны и с другими отраслями производства, например, с электроникой. Все выше на­званные корпорации входили в число 500 ведущих мировых компаний по уровню доходов (10-25 млрд. долларов в год).

То, насколько могущественны эти корпорации, насколько велико их влияние на происходящее в мировой журналистике, может проиллюстри­ровать список подконтрольных им печатных изданий, телевизионных и ра­диостанций.

В середине 90-х годов в состав только одной «Ньюс Корпорейшн» вхо­дили:

— 132 газеты (издававшиеся главным образом в Австралии, Великоб­ритании и США), которые представляли одну из трех наиболее крупных газетных групп в мире;

— компания «XXI век Фокс», производитель фильмов, телевизионной и видеопродукции;

— вещательная сеть «Фокс» Соединенных Штатов Америки;

— 22 телевизионных станции США – наиболее крупная сеть, охватывающая около 40 процентов американских домовладений;

— 25 журналов, в том числе TV Guide;

— книжные издательства, включая Harper Collins;

— 50 процентов капитала в нескольких американских и зарубежных ка­бельных сетях, включая fX, fXM, Fox Sports Net;

— канал Fox News;

— азиатская телевизионная сеть Asian Star Television;

— 40 процентов капитала Британского спутникового вещания – British Sky Broadcasting (BSkyB) (продано в 1996 г. за 1,6 миллиарда долларов);

— 49,9 процентов капитала немецкого канала VOX;

— 30 процентов капитала латино-американского спутникового веща­ния – Sky Latin America;

— 50 процентов капитала спутниковой вещательной службы Японии – Japan Sky Broadcasting;

— канал кабельного телевидения Австралии – Australian Foxtel;

— 49,9 процентов капитала индийского Zee TV;

— испано-язычный канал El Canal Fox в Латинской Америке;

— британская радиостанция – U.K. Sky Radio;

— 15 процентов капитала Australian Seven network;

— спутниковая вещательная служба Индии – India Sky Broadcasting;

— 50 процентов капитала музыкального видеоканала V, вещающего на азиатские страны;

— 45 процентов капитала телевизионной компании Гонконга – Phoenix Satellite Television Company15.

Это только лишь один пример, который свидетельствует о том, насколь­ко влиятельны в финансовом и идеологическом отношении крупные объе­динения средств массовой информации. При этом с течением времени они поглощают все новые и новые газеты, журналы, телевизионные и радио­компании, постоянно расширяя свое влияние. Вполне естественно, что ряд СМИ менее экономически развитых государств постепенно переходят под контроль компаний, владельцами которых являются представители держав с мощной экономикой.

Последствия глобализации проявляются не только в трансформации отношений СМИ с другими институтами общества и государства, но и в изменениях, характерных для структуры и функционирования самих средств массовой информации. Происходит унификация ряда признаков и функ­ций масс-медиа.

КАЧЕСТВЕННЫЕ И МАССОВЫЕ

В частности, наблюдаются изменения типологических характеристик СМИ. Среди множества параметров классификации издании, таких как форма распространения, регион распространения, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность, формат и т.д., особо следовало бы указать на унификацию признаков качественной и массовой прессы. В класси­ческом варианте.массовые издания характеризуются как СМИ, ориентирован­ные на людей с невысоким уровнем образования, их читатели – те, кто хочет отдохнуть, развлечься, узнать о разного рода скандалах и сенсациях. Со­держание популярных, массовых изданий носит развлекательный, сенсаци­онный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характерным является обилие иллюстраций и фо­тографий, крупные броские заголовки. Качественные СМИ, следуя тради­ционным представлениям о данном виде изданий, предназначены для по­литиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за раз­витием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их обще­ственно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свой­ственны аналитика, взвешенность оценок. Графическая модель таких изда­ний имеет строгий характер, умеренно используются фотографии и иллюс­трации. Однако в современных условиях зачастую сложно провести четкое разделение прессы на массовую и качественную – многие издания имеют признаки как массовых, так и качественных СМИ. Связано это со многими причинами. В отдельных странах такая ситуация вызвана особенностями исторического развития общества.

Однако во многих других странах так называемые промежуточные издания появились в ходе эволюционного развития самих СМИ, что в боль­шой степени обусловлено экономическими причинами. В целях получения дополнительных прибылей, завоевания новых рынков издатели и редакто­ры вынуждены были задуматься об изменении модели изданий. Для при­влечения новых читателей в содержательной и графической модели газет, ориентированных на солидную публику, начали использоваться элементы, не характерные для традиционной качественной прессы. С точностью до наоборот ситуация повторилась и с массовыми СМИ. Примером может слу­жить современная Великобритания, где исследователи выделяют качествен­ную, промежуточную и массовую прессу. Не тенденциями ли укрупнения, глобализации обусловлено стремление издателей охватить новые инфор­мационные рынки, расширить охват аудитории, а для этого внести измене­ния в модель издания?

Журналистика Азии

 

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный континент. В то время как ведущие газеты Японии и Индии по качеству полиграфии, свои тиражам и мастерству журналистов не уступают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом отношении. Сказываются слабость экономической базы, недостаток квалифици­рованных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, вы­сокий процент неграмотного населения.

Ведущее место не только в Азии, но и в мире, занимает пресса Японии. Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури» (Yomiuri Shimbun — «Репортер» — 1874 г., 8,9 млн. экз.); «Асахи» (Asahi Shimbun — «Восходящее солнце» — 1888 г., 7,5 млн.) и «Май-нити» (Mainichi Shimbun — «Ежедневная газета» — 1872 г., 4,4 млн.). Кроме того, в стране издается еще 125 газет общим тиражом 47 млн. экз. Информацию для газет поставляют два информационных агентства — Киодо Цусин (Kyodo Tsushin) и Дзидзи Цусин (Jiji Tsushin), основанные в один и тот же день — 1 ноября 1945 г. Первое, представляющее собой кооперативное объединение ведущих японских газет и японской радиотелевизионной корпорации Эн-эйч-кей, обслуживает (штатом в 1900 человек) 63 газетных издательства и 72 радиотелевизионных станции в стране, а также 57 инфор­мационных агентства за рубежом; второе, акционерное (штат 1300 человек), — 124 японских и 28 зарубежных газетных издательств, радио- и телевизионных станций. Характерная черта японской печати — большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выходят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 50 млн. экземпляров, свыше 1200 из них — ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 язы­ках страны. Большая часть наименований выходит на языке хин­ди — почти 5 тыс. (13,7 млн. экз.) и английском языке — 3,5 тыс. К числу крупнейших буржуазных газет относятся «Индиан экспресс» (600 тыс. экз.), контролируемая объединением Гоэнка; «Таймс оф Индиа» («Время Индии», концерн Дажайна, 1838 год основания); «Хиндустан Таймс» (концерн Бирла, 1922) и «Стейтсмен» (The Statesman — «Государственный деятель», концерн Тата, 1875). Самой читаемой и распространенной газетой на языке хин­ди, официальном языке страны, является «Нав бхарат Таймс» (Nav Bharat Times — «Время новой Индии», 1950)., на языке урду — «Пратап» (1919).

Высоким техническим уровнем отличаются средства мас­совой информации Израиля. Наиболее крупные газеты страны «Давар» («Слово», 1925г.), «Гаарец» (Haaretz — «Страна», 1918), «Едиот ахронот» (Yedioth Aharonoth — «Последние но­вости», 1939) [38].

Значительное развитие получила печать арабских стран. В Кувейте и Саудовской Аравии на хорошо развитой полигра­фической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под пра­вительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Среди несоциалистических стран Азии коммунистическая печать издается наибольшими тиражами в Японии («Ахаката» — «Красное знамя», 1928 г., 600 тыс.) и Индии («Нью эйдж» — «Но­вый век», 1952 г., 20 тыс. экз.).

Из социалистических азиатских стран наибольшую прессу имеет Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тира­жом 202 млн. экз. Почти 4 млн. экз. — таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao — «Народная газета», 1949) и 1,5 млн. — тираж «Гуанмин жибао» (Guangming ribao — «Свет», 1949). Для не специализированных изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.

Журналистика страны, которая выходит из пут однопартийности и административно-командной системы, вызывает особый интерес. Особенно если эта страна не значится в списке ведущих, индустриальных. Речь идет о Монголии.

В 1998 г. в министерстве юстиции Монголии было зарегистрировано более 500 наименований газет и журналов, однако регулярно выходили и были объявлены к подписке около 80 изданий, а также 16 аймачных газет. В настоящее время центральная монгольская пресса представлена государственными, партийными, ведомственными и частными изданиями. Весь сок наиболее качественных частных газет, лидирующих по популярности, тиражам и профессиональному уровню, входят «Оноодор» («Сегодня») и отражающие взгляды оппозиции «Монголын ундэсний мэдээ» («Монгольские новости»), «Илтовчоо» («Гласность»). «Хох толбоо» («Синее пятно»), «Хох тэнгэр» («Голубое небо»).

Крупнейшие ежедневные газеты выходят также в электронном варианте: правительственная «Ардын эрх» («Народная власть») и частная «Оноодор» — на монгольском языке, городская «Ulanbaatar Post» — на английском языке размещаются на страницах Web-сайта «Mongolia Online». Помимо государственного ТВ в 1998 г. в стране работало около 20 независимых телевизионных станций. Использование спутника «Asiasat»-позволяет принимать монгольское телевидение на территории от Читинской области России на севере до Вьетнама на юге. Большинство частных телестанций относятся к совместной форме собственности и вещают по кабельным сетям в городских и районных масштабах. Наиболее крупные из них: «Сансар ТВ» — российско-монгольская компания, которая круглосуточно ретранслирует передачи РТР; «Сансар КаТВ — совместная монголо-китайская компания транслирует передачи ОРТ, РТР, Си-эн-эн, Эн-эйч-кей, Эм-ти-ви, Гонконгского, Монгольского и Улан-Баторского телевидения, ТВ «Одон» Внутренней Монголии КНР [39].

Изменение в начале 90-х годов внутриполитической ситуации в Монголии, движение страны в сторону рыночной экономики создали предпосылки для использования такого вида коммуникации, как Интернет-связь. К началу реформ в Монголии уже функционировал Национальный центр информатики, персонал центр, инженеры и программисты которого были выпускниками советских вузов. Преобразованный в 1991 г. в государственную компанию «Датаком», Центр взялся за разработку системы электронной почты «PC-mail», основанной на российском программном обеспечении, и спустя два года система начала функционировать, связав между собой различные регионы страны. В 1994т. компания «Датаком» была приватизирована и с этого момента пытается решить проблему доступа в Интернет. Для этого необходимо усовершенствовать национальную инфра­структуру, повысить качество телефонной связи вне Улан-Батора, на что необходимы финансовые вложения. О сложности ситуации можно судить по таким фактам: ежемесячная абонентская плата за полное подключение к Интернету составляет 75 долларов в месяц (режим удаленного доступа), поддержка электронного почтового ящика (без полного доступа в Интер­нет) — 15 долларов в месяц [40]. А по официальным данным, в Монголии в 1997 г. каждый пятый монгол получал менее 10 долларов в месяц и более 36 процентов населения страны относились к категории малоимущих [41]. Поэтому ставка делается на коллективный доступ в Интернет через различные организации и учебные заведения. И «Датаком» уже подключил к глобальной компьютерной сети свыше 1500 пользователей [42].

Одной из давних проблем монгольской журналистики является отсутствие законов о свободе информации, печати, средствах массовой информации. Законопроекты разработаны и представлены парламенту страны еще в 1994 г., но принятие их все время откладывается.

 

Журналистика Африки

Завоевание политической независимости бывшими африканскими колониями относят к началу второй половины XX столетия, и не случайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепления политической самостоятельности и экономической стабильности в освободившихся странах в этот период создаются средства массовой информации. Судя по краткому справочнику «Зарубежная печать», вышедшему в 1986 году, из 508 крупнейших газет и журналов, которые в то время выходили в свет в 55 африканских государствах, лишь 81 издание было основано до 1950 г. К приме­ру, из 17 газет и журналов Алжира одиннадцать возникли в 1962-1963 гг.

Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода журналистика находилась в зачаточном состоянии. В том же 1986 г. в девяти странах (Южно-Африканская республика, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX веке. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты). Можно назвать первые газеты «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» (1801 год основания) или «Кейптаун газетт» (1800). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые в XIX веке стали объектами колониальной экспансии таких государств, как Великобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать («Ине Ирохин», Нигерия», 1860-1867 гг.) и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколониальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор освободительного движения на Африканском континенте. Так, в Дагомее (ныне Бенин) партия Прогрессивный Союз Дагомеи в 1939-1959 гг. выпускала восемь периодических изданий, Демократическое объединение Африки — два, другие партии — пять, профсоюзы — девять [43].

В 1960-е годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 г. — Федерация арабских информационных агентств — ФАНА, объединившая информационные агентства 16 арабских (5 африканских и 9 азиатских) стран. Позднее, с мая 1983 г. начала действовать ПАНА — Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ, содействует эффективному обмену между членами Организации африканского единства ОАЕ объективной информацией о жизни стран континента на основе сообщений африканских национальных информационных агентств.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое не только информирует, а просвещает и воспитыва­ет африканцев. С той же целью на телевидении создаются образовательные программы. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере африканских массовых коммуникаций занимают американские, западногерманские, итальянские, бельгийские, канадские компании. Однако африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стре­мятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФ-ТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент не­грамотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен) (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тысячи) [44]. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газе­ты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около ста изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в египетской журналисти­ке занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам» (А1-Ahram — «Пирамиды», 1875 год основания), «Аль-Ахбар» (А1-Akhbar — «Новости», 1952), и «Аль-Гумхурия» (Al-Gumhuria — «Республика, 1953), а также оппозиционная «Аль-Ахали» (А1-Ahali — «Люди», 1978).

Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялось в обязанность руководствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоблачения преступлений режима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цензуры — Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, другим создавались невыносимые условия.

ЮАР С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расо­вом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ [45]. С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии к газетным публикациям, могут обращаться в столичный офис независимого омбудсмана, подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию, а если недовольны эфирными передачами, то в Комиссию по жалобам на вещание. Саморегулирующаяся Комиссия учреждена Национальной ассоциацией вещателей, в ко­торую входят все основные службы вещания страны: Южноафриканская вещательная корпорация САБК, М-нет, БОП, Радио 702 и Тринти бродкастинг нетуок. А для того, чтобы предоставлять эфирные волны для общественного и местного вещания, помочь созданию местных программ и переходу собственности к черным предпринимателям, а также обеспечить разнообразие программ и форм собственности, правительство создало специальную орга­низацию Независимое управление вещания (Индепендент брод­кастинг асорити — Ай-би-эй).

Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса. В ЮАР газеты распростра­няются в основном в центральных районах, и даже в крупней­ших городах их читают только образованные люди. Менее по­ловины взрослых в стране читают прессу [46]. Самая крупная ежедневная газета страны «Соуэтан» («Житель Соуэто» — быв­шего африканского гетто, где 16 июня 1976 г. произошла рас­права над демонстрантами-африканцами, выступившими про­тив системы апартеида), ориентированная на черных читате­лей, имеет тираж всего 225 тыс. экз., с 1986 г. он возрос в 2,2 раза. А тираж другой крупнейшей газеты — «Стар» — за эти годы остался без изменения — 200 тыс. экз. В стране фактически нет общенациональной газеты.

Почти сразу после отказа от режима апартеида Южная Аф­рика оказалась в веке новых технологий. В 1998 г. число пользователей Интернетом превысило миллион [47] (для сравнения: в России в тот же год на 145 млн. жителей было 300 тысяч пользо­вателей). Телевизор или персональный компьютер. Во всем мире сейчас идет дискуссия, что выгоднее: Интернет на экране телеви­зора или телевизионная программа на дисплее компьютера. ЮАР в этой области не отстает от мирового сообщества.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.