Современные норвежские средства массовой информации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Современные норвежские средства массовой информации

2017-12-11 884
Современные норвежские средства массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные норвежские средства массовой информации

 

Буквально до последнего времени можно было определенно сказать, что все норвежские газеты – локальные, занимающиеся интересами и распространяющиеся в пределах своего небольшого региона. Региональность прессы сильна и сейчас, однако в последние годы появились действительно общенациональные газеты, читаемые во всех уголках страны. Например, «Верденс Ганг», соперничающая с одной из самых популярных «Афтенпостен» в звании «национальной газеты». В то же время норвежцы стали стремиться выйти за пределы своих частных, региональных интересов, и многие читают не одну, а несколько газет, что дает возможность сравнения и выбора. Однако журналисты стремятся сочетать на страницах газет национальные и региональные интересы, отдавая дань проблемам конкретного читателя, что обусловливает столь разнообразный состав материалов на страницах газет.

В начале 90-х годов положение было оптимистичным: если исключить книги, то средний норвежец в возрасте старше 15 лет проводил за чтением в среднем 1 час в день. В стране в это время выходило 60 ежедневных газет и 96, выходящих 2–5 раз в неделю общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Таким образом, на каждую семью приходится по 1,1 экземпляра газет и столько же журналов. На каждого норвежца в год расходуется 28,3 кг газетной бумаги[1][5].

Норвежцы по праву считаются одним из самых читающих народов мира. В середине 1990-х годов на 1000 человек населения приходилось 600 экземпляров газет. В течение последних лет норвежцы остаются самыми прилежными читателями ежедневных газет не только в Европе, но и во всем мире[2][6].

Для того чтобы определить нынешнюю ситуацию на норвежском рынке средств массовой информации, необходимо рассмотреть деятельность крупных корпораций, владельцев в секторе прессы, радио и телевидения Норвегии.

Одно из подобных предприятий – акционерное общество «Шибстед», основными владельцами которого являются члены семьи Нагель-Эриксен. В 1993 году «Шибстед» находилась на 54 месте среди крупнейших медиа-компаний в Европе. Помимо интересов в норвежском газетном секторе (владелец двух крупнейших в Норвегии газет и совладелец еще шести), «Шибстед» распространяет свою деятельность и на норвежские телеканалы: норвежский наземный коммерческий телеканал TV2, собственный канал TV+. Также компания вкладывает средства в сеть распространения видеофильмов в скандинавских странах.

Акционерное общество «Оркла» – пятая по величине компания на фондовой бирже Осло. Стратегические инвестиции в средства массовой информации производятся через принадлежащее компании «Оркла» дочернее предприятие «Оркла медиа», в 1993 году стоявшую на 86-м месте среди крупнейших владельцев СМИ в Европе. Компания контролирует около 50% газетного рынка Норвегии.

Еще один заметный участник норвежского информационного бизнеса – акционерное общество «А-Прессен», владеющее местными газетами по всей стране. Посредством долевого участия в локальном норвежском телевидении Norsk Lokal-TV, «А-Прессен» надеется создать основу для экспансии на рынок локального телевидения Норвегии.

Все перечисленные компании, владея коммерческими СМИ, являются конкурентами общественной телерадиокомпании NRK на информационном рынке Норвегии.

В последние годы норвежские медиа-корпорации, не ограничиваясь приобретением СМИ в странах Северной Европы, развернули широкое наступление на медиа-рынок стран Восточной и Центральной Европы и прибалтийские республики.

СМИ Великобритании

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где распо­лагались газетные издательства и выпускались основные нацио­нальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования сов­ременной технологии газетного производства и борьба за выжи­вание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990).

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокраще­ние тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхо­да иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост попу­лярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рек­ламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “чет­вертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежед­невных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.

Британия – страна классической вертикальной модели прес­сы: общенацио-нальные газетырегиональные изданияместная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую ин­формацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную инфор­мацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных но­востей и рекламы местных универмагов.

Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой миро­вой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения.

Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.

Концентрация прессы в немногих руках всегда была предме­том критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печа­ти, которая исследовала состояние финансовых рычагов контро­ля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим ре­зультатом ее работы явилось создание Совета по прессе – об­щественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати.

Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и биз­неса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чинов­ники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнора­бочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и соци­альные пособия от государства. При определении направленнос­ти рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное по­ложение людей, уровень их образования и состояния.

В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на ка­чественную (элитарную ) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших суббот­них газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного ха­рактера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскрес­ные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоид­ный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.

Поначалу эти издания были противоположными полюсами жур­налистики. Главное содержание качественных газет – развер­нутая информация, редакционные статьи, аналитические коммен­тарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный лю­дям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлени­ях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.

Реклама в британских газетах занимает значительное мес­то (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы оп­ределяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рек­ламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важ­ной статьей дохода газет является публикация объявлений.

В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобри­тании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэр­док, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Макс­велл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и ком­ментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объ­явлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения чита­телей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “импе­рии”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального ти­па действует 8 групп:

1. “Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).

2. “Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).

3. “ Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс): ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воск­ресная “Санди экспресс” (1,7 млн.).

4. “Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли те­леграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).

5. “Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).

6. “Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежед­невная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).

7. “Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).

8. “Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).

Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднациональ­но-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Фай­нэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира.

В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слия­ния (конгломерации) СМИ.

Великобритания является страной, где реализуется доктри­на “естественного права”, т.е. права присущи человеку с мо­мента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой инфор­мации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы пе­чати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клеве­те и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”.

1.20.Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств мас­совой информации”. Характерная особенность СМИ Германии – боль­шое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), ре­гиональные и местные издания, которые делятся на качествен­ные и массовые (“бульварные”).

Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет ос­талась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных га­зет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойч­ланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Пос­леднее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным эко­номическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).

Большой популярностью пользуются надрегиональные ежене­дельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).

Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэ­ра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” (685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).

Крупнейшими информационными магнатами являются вла­дельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шприн­гера и Бурды. Шпрингер вы­пускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цай­тунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер мор­генпост

 

В Германии существует абонементная плата за радио- и те­левещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки.

Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитен­рундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрог­рамма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом ка­нале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга.

Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны по­явилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.

РТЛ-2 является многопрофильной программой, но расс­читана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлека­тельно-музыкальные программы. Особое место занимает “Преми­ре”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транс­лируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:

- “ pay per view”, когда ТВ работает на персональных за­казах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то вре­мя, которое он фактически использует;

- “video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;

- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.

Первые попытки такого общения привлекли внимание круп­нейших сервисных фирм Германии.

Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпа­ний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает ка­бельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены обществен­но-правовыми и 15 частными ТРК.

В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информа­ции. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 г.

1.21. Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французс­кая газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа.

Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), кото­рая стала колыбелью политической и революционно-демократи­ческой журналистики. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина ”, в 1791 г. – первая французская конс­титуция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым издани­ем стояли видные политические деятели. С падением республики в 1794 г. фактически ликвидирова­лись гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против част­ной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в га­зеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была примене­на и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная ил­люстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт соз­дал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Га­вас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля.

“Золотой век” французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой га­зеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) дости­гает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечер­ней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюст­рированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захват­чиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе ан­тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегаль­но. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало полити­ке левого коалиционного правительства, состоящего из предс­тавителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Фран­цузское обозрение”) и другие.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преи­мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс кон­центрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское прави­тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин­формации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио­дической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наи­менования, включая 11 пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессио­нальной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (ил­люстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь­ные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза­ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог­раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы об­щественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

СМИ ИТАЛИИ

Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских за­седаний, так называемых «acta senatus», положил основу регуляр­ному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о за­седаниях парламентов. Но односторонность их содержания — в них затрагивались исключительно вопросы государственного управле­ния — побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужив­шую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был вызван в жизнь официальный правитель­ственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщени­ями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты пе­реписывался в большом количестве экземпляров и получал широ­кое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас.

Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре полу­чившая значение первого и самого важного источника политичес­ких известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происше­ствиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взяв­шего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету — gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникав­шие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми.

Иными словами: итальян­ской прессе недостает твердого финансового фундамента. Поэтому в большинстве случаев газеты принуждены прибегать к неблаго­видным средствам в погоне за подписчиками. Лица, подписавши­еся на целый год, получают в виде премии «изящный будильник», подписавшиеся на полгода — гравюру, на четверть — книгу или географическую карту. Но и эти манипуляции, подчас не обеспе­чивают необходимых поступлений; около 60% всех итальянских газет прямо или косвенно субсидируются правительством или по­литическими деятелями, заинтересованными корпорациями, круп­ными банками и пр. Эти денежные вспомоществования зависят, однако, от колебаний политического маятника, состояния денеж­ного рынка и от целого ряда случайных обстоятельств; поэтому итальянская печать более чем какая-либо другая, предоставлена на произвол изменчивых политических течений и отдельных политических деятелей. Незначительное изменение в государственном правлении или в промышленной жизни сразу уничтожает не­сколько крупных газет и дает жизнь нескольким новым или вызы­вает то мало понятное явление, что газета неожиданно изменяет свою программу — просто потому, что какой-нибудь богатый пар­ламентарий негласно сделался ее покровителем.

После перерыва в полстолетия, в 1798 г. Италия получила, на­конец, свою первую политическую ежедневную газету в лице «Gazetta di Genova», к которой в 1805 г. присоединилась первая политическая газета Венеции — «La Gazetta di Venezia

В наше время руководящей газетой Рима является «Tribuna», основанная в 1883 г. князем Сциара, с 1900 г. принадлежащая сена­тору Ру. Она служит официальным органом ныне находящейся у власти либеральной партии

Из провинциальной прессы пользуются влиянием лишь ми­ланские газеты — газеты «духовной столицы».

Особенностью итальянской прессы являются ее древние традиции, восходящие еще ко временам античности. Колыбелью журналистики обычно считают Венецию 15-16 вв., когда появились первые “Листки новостей” – политические рукописные газеты. В 1468 г. в Ита­лии было выпущено типографским способом послание Цицерона. К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии. Важнейшей особенностью первых средств массовой информации было почти полное молчание о внутренних проблемах тогдашней Италии. Наиболее значимыми изданиями 18 – начала 19 вв. были энциклопедический журнал “Каффе” (“Кофейня”) и ли­тературный ежемесячник “Оссерваторе” (“Наблюдатель”), кото­рый издавал Гоцци.

Современные итальянские газеты формировались под влияни­ем французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете “Секоло” (“Век”) – 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум ти­ражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская “Коррьере делля сера” (“Вечерняя почта”) – 90 тыс.экз., сле­дующая за нею туринская “Стампа” (“Печать”) – 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи – 20-30 тыс. экз. – римская “Миссаджеро” (“Вестник”), неаполитанс­кая “Маттино” (“Утро”). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.

Годы фашистской диктатуры (1922-1945) поставили итальянскую журналистику в трудные условия. Демократическая печать могла существовать лишь нелегально или в других странах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии “Унита” (“Единство”), осно­ванная в 1924 г. Она выходила 17 лет нелегально со дня свое­го запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после ос­вобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.

Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на ин­формацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение госу­дарственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов. Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии – на севере.

Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических из­даний. Страна считается одним из лидеров по количеству жур­нальной периодики. Наиболее популярны журнал телепрограмм “Сорризи э концони ТВ” (“Улыбки и песни ТВ”) и журнал для автолюбителей “Аутомобиле”, еженедельник “Фамилья кристиана” (“Христианская семья”), их тиражи составляют около полумил­лиона экземпляров. Пользуются устойчивым вниманием ежене­дельники “Эпока” (170 тыс.экз.), “Панорама” (368 тыс.экз.), “Экс­прессо” (321 тыс.экз.), еженедельные иллюстрированные издания “Оджи” (“Сегодня”, 600 тыс.экз.) и “Дженте” (“Народ”, 550 тыс.экз.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему выходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь 6 газет имеют больший тираж). Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 “надрегиональных”, а также “провинциальные” газеты. Газе­ты неравномерно распределяются по территории Италии: 42 – на севере, 22 – в центре, 14 – на юге. Особен­ность итальянских СМИ – обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наиболее крупные – “Гадзетта делла спорт”, “Коррьере делла спорт” и “Туттоспорт” (“Весь спорт”), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прессы.

Радиовещание существует в Италии с 1924 г., телевидение начало вести свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было го­сударственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству телестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают – 43%, ежедневные газеты чита­ют – 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась частная телестанция “Телемилано”, ее владелец С.Берлускони, которому принадлежат три крупнейшие коммерчес­кие телесети страны – “Канале-5”, “Италиа-1”, “Рете-4”.

Доходы РАИ складываются из поступлений от рекламы и про­изводства телепродукции, а также абонентской платы. Но с последним возникают сложности – не все телезрители вносят плату за ТВ. В некоторых регионах число неплатильщиков 40%. Теперь по новому законодательству, государственное ТВ получило возможность иметь платные телеканалы.

Национальное агентство новостей АНСА было создано в 1945 г. рядом газет на корпоративных началах и является крупней­шим в стране. Сегодня в него входят издательства большинства ежедневных газет. Специализируется на внутренней и междуна­родной информации, обменивается ею с 65 зарубежными ИА. Име­ет исключительное право распространения информации крупней­ших мировых агентств в Италии. Его услугами пользуются десят­ки итальянских и зарубежных периодических изданий, радио- и телевизионных станций. Информация передается на итальянском, французском, английском языках. Имеет собственную фотослужбу.

 

Теории СМИ

Классикой в теории мировой журналистики, несомненно, являются че­тыре теории прессы. Авторитарная концепция устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицет­воряемым. Теория свободы печати (либертарианская теория), основанной на свободе воли, отвергает эту зависимость, ниспровергает концепцию пе­чати как инструмента государства и утверждает свободу от правительствен­ного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры.

Теория социальной ответственности печати развивает либертарианс­кую линию применительно к новым условиям концентрации и монополиза­ции прессы, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой ин­формации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества

Наконец, советская коммунистическая теория развивает авторитарный подход к журналистике как орудию и инструменту в руках коммунистичес­кой партии.

Таблица 3. Четыре обоснования для средств массовой информации 3

  Авторитарная теория Либертарианcкая теория Теория социальной ответственности Советская тотали­тарная теория
Получила развитие в Англии в XVI и XVII веках была распространена и всё еще применяется была принята Анг­лией после 1688 г, и в США; влиятель­на

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.