Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-12-10 | 539 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Рассмотрим применение данного метода на конкретном примере.
Пример 9. Разложить на множители: .
Решение:
Выделение полного квадрата обычно происходит по первым двум слагаемым. Действительно, квадрат первого – – у нас уже есть. Значит, второе слагаемое должно представлять собой удвоенное произведение первого выражения на второе. То есть: . Значит, если в роли из формулы квадрата разности выступает , то в роли должна выступать . Для применения этой формулы нам не хватает . Если чего-то не хватает, то можно добавить это выражение и вычесть, чтобы не менять значение выражения. Получаем:
Ответ: .
В заключение рассмотрим пример сложения дробей с применением данного метода разложения на множители.
Пример 10. Упростить: .
Решение:
Воспользуемся разложением на множители первого знаменателя из предыдущего примера. Получим:
.
При этом необходимо учесть ОДЗ данного выражения, а именно: знаменатель дроби не может равняться . Поэтому: .
Ответ: .
На данном уроке мы рассмотрели способы разложения знаменателя на множители при сложении и вычитании алгебраических дробей, а также применение этих способов для конкретных примеров.
Домашнее задание
1. Разложить на множители: а) , б) .
2. Упростить выражение: .
3. Построить график функции: .
Урок 14: Задачи на сложение и вычитание дробей
На этом уроке мы продолжим рассматривать простейшие операции с алгебраическими дробями – их сложение и вычитание. Сегодня мы сделаем основной акцент на рассмотрении примеров, в которых наиболее важной частью решения будет разложение знаменателя на множители всеми способами, которые нам известны: с вынесением общего множителя, методом группировки, выделением полного квадрата, с помощью формул сокращенного умножения. В ходе урока будет рассмотрено несколько достаточно сложных задач на дроби.
|
1. Общий вид рассматриваемых примеров
На уроке рассмотрим и обобщим все случаи сложения и вычитания дробей: с одинаковыми и с разными знаменателями. В общем виде будем решать задачи вида:
.
Ранее мы уже видели, что при сложении или вычитании алгебраических дробей одной из важнейших операций является разложение знаменателей на множители. Аналогичная процедура проделывается и в случае обыкновенных дробей. Еще раз вспомним, каким образом необходимо работать с обыкновенными дробями.
Пример на сложение/вычитание обыкновенных дробей
Пример 1. Вычислить .
Решение. Воспользуемся, как и ранее, основной теоремой арифметики о том, что любое число можно разложить на простые множители: .
Определим наименьшее общее кратное знаменателей: – это и будет общий знаменатель дробей, и, исходя из него, определим дополнительные множители для каждой из дробей: для первой дроби , для второй дроби , для третьей дроби .
.
Ответ. .
3. Методы, которые применяются для сложения/вычитания алгебраических дробей, и пример на упрощение сложного выражения
В указанном примере мы пользовались основной теоремой арифметики для разложения чисел на множители. Далее, когда в роли знаменателей будут выступать многочлены, их необходимо будет раскладывать на множители следующими известными нам методами: вынесение общего множителя, метод группировки, выделение полного квадрата, использование формул сокращенного умножения.
Пример 2. Сложить и вычесть дроби .
Решение. Знаменатели всех трех дробей являются сложными выражениями, которые необходимо разложить на множители, затем найти для них наименьший общий знаменатель и указать дополнительные множители для каждой из дробей. Проделаем все эти действия отдельно, а затем подставим результаты в исходное выражение.
В первом знаменателе вынесем общий множитель: – после вынесения общего множителя можно заметить, что выражение в скобках сворачивается по формуле квадрата суммы.
|
Во втором знаменателе вынесем общий множитель: – после вынесения общего множителя применяем формулу разности квадратов.
В третьем знаменателе выносим общий множитель: .
После разложения на множители третьего знаменателя можно заметить, что во втором знаменателе можно выделить множитель для более удобного поиска наименьшего общего знаменателя дробей, сделаем мы это с помощью вынесения минуса за скобки , во второй скобке мы поменяли местами слагаемые для более удобной формы записи.
Определим наименьший общий знаменатель дробей как выражение, которое делится на все знаменатели одновременно, он будет равен: .
Укажем дополнительные множители: для первой дроби , для второй дроби – вынесенный в знаменателе минус не учитываем, т. к. запишем его ко всей дроби, для третьей дроби .
Теперь выполним действия с дробями, не забыв поменять знак перед второй дробью:
.
На последнем этапе решения мы привели подобные слагаемые и записали их в порядке убывания степеней при переменной .
Ответ. .
Примеры на сокращение дробей до их сложения или вычитания
На приведенном примере мы еще раз, как и на прошлых уроках, продемонстрировали алгоритм сложения/вычитания дробей, который заключается в следующем: разложить на множители знаменатели дробей, найти наименьший общий знаменатель, дополнительные множители, выполнить процедуру сложения/вычитания и, по возможности, упростить выражение и произвести сокращение. Этим алгоритмом мы будем пользоваться и в дальнейшем. Рассмотрим теперь более простые примеры.
Пример 3. Вычесть дроби .
Решение. В данном примере важно увидеть возможность сократить первую дробь до приведения ее к общему знаменателю со второй дробью. Для этого числитель и знаменатель первой дроби разложим на множители.
Числитель: – в первом действии разложили часть выражения по формуле разности квадратов, а во втором – вынесли общий множитель .
Знаменатель: – в первом действии разложили часть выражения по формуле квадрата разности, а во втором – вынесли общий множитель . Подставим полученные числитель и знаменатель в исходное выражение и сократим первую дробь на общий множитель :
|
.
Ответ: .
Пример 4. Выполнить действия .
Решение. В этом примере, как и предыдущем, важно заметить и осуществить сокращение дроби до выполнения действий. Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: – по формуле разности кубов.
Знаменатель: – вынесли общий множитель. Подставим все в исходное выражение и сократим дробь на :
.
После сокращения укажем область допустимых значений переменной .
Ответ. .
На сегодняшнем уроке мы еще раз подчеркнули важность умения раскладывать многочлены на множители при сложении и вычитании алгебраических дробей. Эта техника окажется полезной и на дальнейших уроках.
Домашнее задание
1. Выполнить действия .
2. Выполнить действия .
3. Выполнить действия .
Урок 15: Контрольная работа.
1 вариант
1. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
а) ; ; б) ; ; в) ; .
2. Сократите дробь:
а) ; ; б) ; ; в) ; .
3. Выполнить действия:
а) ; ; б) ; ;
в) ; .
4.Доказать, что значение выражения не зависит от переменной:
а) ; б) ; в) .
2 вариант
1. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
а) ; ; б) ; ; в) ; .
2. Сократите дробь:
а) ; ; б) ; ; в) ; .
3. Выполнить действия:
а) ; ; б) ; ;
в) ; .
4.Доказать, что значение выражения не зависит от переменной:
а) ; б) ; в) .
Примечание: данная контрольная работа разноуровневая, в каждом номере (№1,2,3 или 4) своего варианта нужно сделать только одно из заданий под буквой а), б) или в). Задания под буквой а) оцениваются в 1 балл; под буквой б) – 2 балла; под буквой в) – 3 балла. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Удачи!
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!