Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-12-10 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 1. Основные понятия и экологические документы
1.1 Введение
Экологическая экспертиза, далее (ЭЭ), – вид деятельности, который реализует конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ОС) посредством предупреждения негативных воздействий па нее хозяйственной или иной деятельности. ЭЭ реализует также конституционные права и всех субъектов Российской Федерации (регионов, областей, республик и т.д.) на совместное ведение с РФ вопросов охраны и обеспечения экологической безопасности.
ЭЭ представляет собой самостоятельный вид экологического контроля. Она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, но в отличие от другихгарантов (текущего контроля, ответственности за преступления) она имеет чисто предупредительное значение, так как совершается до начала эколого-вредной деятельности. Суть ее предупредительного назначения выражается в том, что она совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны ОС, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. Экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды (ст.35 /2/).
Но не всякая предварительная проверка может быть названа экологической экспертизой. Предварительная проверка становится формой ЭЭ, когда она проводится комиссией, назначаемой специально уполномоченным на то органом.
Законодательство об экологическом контроле и
Охране окружающей среды
В настоящее время экология превратилась в одну из главных междисциплинарных синтетических наук, решающую актуальную проблему современности - изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли. А так как с каждым днем экологическая обстановка все ухудшается, необходимо принимать меры по ее контролю и влиянию на нее хозяйственной деятельности предприятий, организаций и ведомств.
|
На решение этих проблем и нацелено все наше законодательство. Забота государства об охране ОС отражена в Основном Законе нашей страны, принятом 12 декабря 1993 г., – Конституции, где в ст. 42 и 58 говорится, что в интересах настоящего и будущего поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования всех земных ресурсов (земля, недра, вода, растительный и животный мир и другие природные богатства) и улучшения окружающей человека среды.
Руководствуясь положением Конституции, Правительство РФ, Дума и Президент разрабатывают и принимают указы, законы и постановления для реализации этого положения Конституции.
Достаточно полно эти постановления представлены в «Сборникенормативных актов по экологическому праву Российской Федерации» (в 2 т./ сост. Б.В. Ерофеев. М.: Институт международного права и экономики, 1995. Т.1–318 с., Т.2–375 с. /3/).
Основным экологическим документом, используемым при экологическом контроле, является Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002 г. /2/.
Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
В законе, состоящем из 15 глав, сформулированы в общем виде подход и требования при охране окружающей среды (ОС).
|
В первой главе закона /2/ в ст. 1 приводится расшифровка всех основных понятий, используемых в данном законе, которые следует применять в своем лексиконе. Так, например, в отличие от закона 1991 г., где приведена формулировка окружающей природной среды, в новом законе под окружающей средой следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных, а также антропогенных объектов, а под природной средой (природой) понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (без чисто антропогенных, не обладающих свойствами природных объектов). Под охраной окружающей среды (ООС) понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других по обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы.
Приведем еще несколько из основных 43 понятий, описанных в законе, на которые мы будем опираться при дальнейшем изложении материала:
- качество окружающей среды - показатели состояния ОС или их
совокупность;
- негативное (вредное) воздействие на ОС - воздействие хозяйственной
и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным
изменениям состояния ОС;
- загрязнение ОС - поступление в окружающую среду или образование
в ней вредных (загрязняющих) веществ и микроорганизмов в количест-
вах, превышающих установленные нормативы в области охраны окру-
жающей среды;
- нормативы качества ОС - физические, химические, биологические и
иные показатели, установленные для оценки состояния окружающей
среды, в том числе отдельных компонентов природной среды, при со-
блюдении которых обеспечивается благоприятная ОС;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - выявление,
анализ и учет воздействий на ОС, а также прямых и косвенных эколо-
гических и иных связанных с такими воздействиями последствий
планируемой хозяйственной и иной деятельности, при принятии
решений о возможности или невозможности ее осуществления;
- экологическая экспертиза (ЭЭ) - установление соответствия плани-
руемой хозяйственной или иной деятельности требованиям охраны
окружающей среды;
- мониторинг ОС (экологический мониторинг) - комплексная система
наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза
|
изменений состояния ОС под воздействием антропогенных факторов
в результате естественных причин;
- экологический аудит - предпринимательская деятельность по осу-
ществлению независимого анализа на основе установленной докумен-
тации и оценки деятельности хозяйствующих объектов, способной
оказать негативное (вредное) воздействие на ОС, а также по выработ-
ке рекомендаций о снижении такого негативного (вредного) воздейст-
вия на природную среду;
- вред окружающей среде - негативные изменения состояния ОС, выра-
зившиеся в загрязнении природной среды (природы), истощении при-
родных ресурсов, разрушении естественных экологических систем, на-
рушении обмена веществ и энергии, гармоничного развития общества и
природы;
- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего
неблагоприятные последствия для природной среды, в том числе
естественных экологических систем и природных ландшафтов, вызван-
ного негативным (вредным) воздействием хозяйственной деятельности
а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного харак-
тера;
- экологическая безопасность - состояние защищенности природной
среды и жизненно важных интересов человека от возможных негатив-
ных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий
В первой главе также расписаны основные принципы охраны ОС, среди которых выделены платность природопользования и компенсация вреда окружающей среде и объекты охраны ОС, под которые подпадают все компоненты природной среды (земли, недра, почвы, вода, воздух, животный и растительный мир, генетический фонд, озоновый слой и даже околоземное космическое пространство). Особым приоритетом при этом пользуются естественные экологические системы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, и объекты, включенные в Списки всемирного культурного и природного наследия, - заповедники, лечебно-оздоровительные местности и курорты и так далее, т.е. те объекты, внимание которым необходимо уделять особо при проведении экологической экспертизы.
|
Не рассматривая подробно все главы закона «Об охране окружающей среды» (хотя, по существу, надо рассматривать все содержание закона), остановимся только на тех главах, которые касаются вопросов экспертизы и связанных с ней понятий и действий. Данный закон наряду с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» 1995 г. /4/ должен быть настольной книгой любого специалиста экологического профиля.
Контроль в области охраны ОС обеспечивается органами государственной власти Российской Федерации (РФ) и субъектов РФ. Полномочия, которыми они располагают для этого контроля, подробно расписываются в гл. 11 закона (ст. 5,6). В частности, организация и проведение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) возложены на органы государственной власти РФ в области охраны ОС (ст.5). Органы государственной власти этих субъектов проводят и экологическую паспортизацию. При необходимости проведения ГЭЭ объектов территориального уровня между органами исполнительной власти федерального и данного территориального уровня заключаются специальные соглашения о передаче части полномочий с соответствующими материальными и финансовыми средствами в территориальный орган (ст.9), однако эта статья не действует, так как противоречит ФЗ «Об экологической экспертизе».
За гражданами и общественными организациями в гл. Ш закреплено право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении (ст. 11).
Экологический аудит один из видов услуг природоохранного назначения. В ст.19 (гл.1V) говорится, что он проводится на основе Положения об экологическом аудите и ЗАКЛЮЧЕНИЕ предоставляется только заказчику. Проведение аудита осуществляется только после заключения соответствующего договора.
Согласно закону «Об охране ОС» при разработке прединвестиционной, предпроектной и проектной документации с участием общественных объединений предусмотрена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) для всех альтернативных вариантов намечаемой хозяйственной деятельности (гл. V1, ст.34). ОВОС проводится в отношении намечаемой хозяйственной деятельности, способной оказать прямое или косвенное воздействие на ОС, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъекта.
В ст. 35 (гл.V1) указывается, что для получения разрешения на осуществление хозяйственной деятельности у субъекта должно быть положительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ.
В гл. V11 отражены требования охраны окружающей среды при различных видах хозяйственной деятельности.
Порядок объявления территорий и объектов зонами экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством РФ и субъектов РФ о зонах экологического бедствия (гл.V111).
|
В отдельные главы выделены вопросы, касающиеся государственного мониторинга окружающей среды (гл. X) и контроля в области охраны ОС (гл. X1).
В Федеральном законе «Об охране ОС» затрагиваются также вопросы научных исследований в области охраны ОС (гл. X11), формирования экологической культуры у студентов и специалистов (гл. X111), международного сотрудничества (гл.XV) и ответственности за нарушение природоохранного законодательства (гл. X1V).
С точки зрения контроля за охраной ОС при проведении экологической экспертизы следует принимать во внимание и нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды для осуществления хозяйственной деятельности. Они устанавливаются в целях сохранения природных объектов и обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем. Положение об этом виде нормирования со ссылкой на Земельный, Водный и Лесной кодексы изложено в ст. 29 (гл.V). На основании Федерального закона «Об охране ОС» разрабатываются и принимаются различные нормативно-правовые документы, реализующие положения этого закона.
Для специалистов экологического профиля в Прил. 2 приведен список нормативно—правовых актов Свердловской области в сфере природопользования и охраны ОС за 2003 год, который может оказаться полезным в практической работе.
1.3 Понятие экологического риска
Поскольку нанесение вреда природной среде является объективно неизбежным результатом человеческой деятельности, постольку общество заинтересовано в установлении пределов вредного воздействия человека на среду своего обитания, превышение которых должно пресекаться средствами закона. Установление таких пределов связано с понятием нормального экологического риска (допустимый риск).
Можно сформулировать пять правил нормального экологического риска:
1. Неизбежность потерь в природной среде.
2. Минимальность потерь в природной среде.
3. Реальная возможность восстановления потерь в природной среде.
4. Отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в природной среде.
5. Соразмерность экологического вреда и экономического ущерба.
Превышение пределов нормального экологического риска выражается вневыполнении хотя бы одного из названных условий.
В Федеральном законе «Об охране ОС» /2/ в гл. 1 экологический риск определяется как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды, в том числе естественных экологических систем и природных ландшафтов, вызванного негативным (вредным) воздействием хозяйственной деятельности, а также чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера.
Обеспечение нормального экологического риска и его гарантии проверяет государственная экологическая экспертиза в процессе утверждения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, размещения объекта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации. Превышение нормального экологического риска предприятием ведет за собой ограничения или приостановление его деятельности до исправления недостатков. Если был причинен ущерб природной среде, то он подлежит возмещению в исковом порядке, а виновные привлекаются к административной или уголовной ответственности. На предприятие может быть наложен денежный штраф.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!