Глава 2. Проведение экологической экспертизы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 2. Проведение экологической экспертизы

2017-12-10 277
Глава 2. Проведение экологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.1. Цели, задачи и виды экологической экспертизы

 

Цель ЭЭ - обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Задача ЭЭ - оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Экологическую экспертизу проводит, как правило, комиссия в составе не менее трех человек.

Методы выполнения ЭЭ - сбор, обобщение, рассмотрение материалов, их оценка, составление заключения, контроль за его выполнением.

Законом «Об экологической экспертизе» /4/ в РФ предусмотрено осуществление двух основных видов экспертиз:

1. Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

2. Общественной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды (Минприроды или ее территориальным органом). Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению всеми сторонами.

Общественная ЭЭ - организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций, необязательных к исполнению.

 

Кроме выше названных двух видов экспертиз могут назначаться также ведомственные и научные ЭЭ /5/.

Ведомственная ЭЭ проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри подразделений ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной ЭЭ.

Среди ведомственных можно назвать следующие виды экологических экспертиз:

а) эколого-санитарная экспертиза - ее задача установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение этой экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении ущерба здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

б) эколого-нормативная экспертиза - близка к эколого-санитарной экспертизе. Ее задача - исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, ПДК, выбросов, сбросов вредных веществ, ПДУ радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. При такой экспертизе проверяется эффективность показателей качества природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда;

в) эколого-правовая экспертиза имеет самостоятельное значение. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, субъектов Федерации. Она устанавливает соответствие перечисленных документов экологическим нормам и требованиям.

Научная ЭЭ проводится по инициативе научных учреждений, вузов или научных коллективов и отдельных ученых, т. е. научная экологическая экспертиза в чем-то схожа с общественной ЭЭ.

Необходимо отметить, что приведенные выше виды экспертиз (кроме государственной и общественной) встречаются не в нормативных документах, а в современной литературе по экологическому праву /5/. На практике такие виды экспертиз могут быть проведены предварительно до Государственной экологической экспертизы по решению органа или предприятия, если в этом заинтересовано само ведомство в случае неуверенности в получении от ГЭЭ положительного решения в экологической обоснованности проекта. Такие экспертизы носят служебный характер и обеспечивают удовлетворение внутренних потребностей ведомства или предприятия /6/.

2.2. Государственная экологическая экспертиза.

Принципы ее осуществления

 

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является основным видом ЭЭ. Все принципы ее осуществления применимы к общественной экологической экспертизе, но могут использоваться и в ведомственных экспертизах.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об охране ОС» /2/ экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды и каждый субъект до получения разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности должен иметь положительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственной экологической экспертизы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об экологической экспертизе» /4/ ГЭЭ осуществляется на следующих принципах:

1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной или иной деятельности;

2) обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации

объекта экологической экспертизы;

3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной

деятельности и ее последствий;

4) обязательности учета требований экологической безопасности при

проведении экологической экспертизы;

5) достоверности и полноты информации, представленной на экологичес-

кую экспертизу;

6) независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в

области экологической экспертизы;

7) научной обоснованности, объективности и законности заключений

экологической экспертизы;

8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета

общественного мнения;

9) ответственности участников экологической экспертизы и заинтересо-

ванных лиц за организацию, проведение, качество экологической

экспертизы.

Содержащиеся в ст. 3 закона принципы применяются к Государственной и общественной экспертизе. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, включая заказчика, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности означает, что реализация любой хозяйственной деятельности может нанести прямой или косвенный вред окружающей среде. Исходя из этого перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявления всех потенциальных видов и масштабов вредных воздействий, определения и оценки мер по охране окружающей среды (ОС) и нейтрализации отрицательного воздействия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

2. Принцип обязательности имеет 2 значения /6/:

- для Госкомэкологии РФ и его территориальных органов из него выте-

кает обязанность принять на экспертизу материалы в соответствии с

законом, организовать и провести ГЭЭ;

- для заказчика принцип означает, что он не вправе принимать реше-

ние о реализации своей планируемой деятельности, если она являет-

ся объектом ГЭЭ, и он обязан представить на ГЭЭ все необходимые

материалы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) прежде всего касается Государственной экологической экспертизы. Требовать от общественной экспертизы всесторонней оценки представленных материалов государственные органы не вправе, так как она проводится инициативно. Государственная же экологическая экспертиза обязана оценить полноту видов и масштабы воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

4. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности предусматривает обязанность субъекта, проходящего экспертизу, обеспечивать соблюдение нормативов качества ОС, правовых экологических требований по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объекта, т.е обеспечить права граждан на благоприятную окружающую среду.

5. Принцип достоверности и полноты информации прежде всего требует от заказчика представления на ГЭЭ достоверной и полной информации об объекте. На экспертизу должны быть представлены материалы с неискаженной информацией в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, с учетом специфики объекта, подтвержденные лабораторными и другими исследованиями с соответствующими расчетами. В распоряжение экспертной комиссии должна быть представлена вся имеющаяся у заказчика информация. Если она является государственной или коммерческой тайной, то требование о полноте предоставления информации выполняется в соответствии с законом РФ «О государственной тайне» и другими нормативными правовыми актами. Общественная же экспертиза по таким объектам проводиться не может (ст. 21).

При невыполнении этого принципа ГЭЭ не проводится. Дополнительная информация может запрашиваться экспертной комиссий в ходе проведения экспертизы.

6. Принцип независимости экспертов означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности является одним из основных.

Все заключения экспертов, как индивидуальные, так и групповые, должны быть научно обоснованы и аргументированы. Основанием для этого могут служить собственные научные исследования экспертов, труды других ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды.

Объективность заключается в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и участии каждого эксперта в подготовке выводов по результатам экспертизы.

Законность ЭЭ касается прежде всего выводов экспертизы, отражаемых в ЗАКЛЮЧЕНИИ. В ЗАКЛЮЧЕНИИ отмечаются те выводы, которые заказчик обязан учесть при планировании, проектировании хозяйственной деятельности для предупреждения отрицательного влияния на ОС. Если установлено, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, то принимается решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены экологические требования, то положительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ не выдается, т.е. появляются основания говорить о нарушении принципа законности выводов ГЭЭ.

При оценке объекта и подготовке экспертного заключения эксперты должны руководствоваться не соображениями политической, экономической или другой целесообразности, а соображениями научной обоснованности и законности выводов.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций является проявлением демократизации. Он устанавливает обязанность субъектов экологического процесса информировать заинтересованные стороны о проводимой экологической экспертизе, учитывать общественное мнение и привлекать к участию общественные организации при проведении экспертизы.

Гласность проведения экспертизы может обеспечиваться средствами массовой информации, радио, телевидения, через Интернет и так далее. О результатах экспертизы информируются органы государственной и исполнительной власти и органы местного самоуправления.

9. Принцип ответственности адресован в основном участникам экспертного процесса. Он означает, что за невыполнение своих обязанностей и нарушение законодательства при проведении экспертизы участники могут понести в соответствии со ст. 30-34 Федерального закона «Об экологической экспертизе» уголовную, административную, материальную или гражданско-правовую ответственность.

 

2.3. Законодательство в области экологической экспертизы

 

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об экологической экспертизе» 1995 года «законодательство РФ в области ЭЭ основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. и состоит из настоящего Федерального закона «Об экологической экспертизе», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ» /4/.

Основной нормативно-правовой базой проведения ГЭЭ служат следующие документы:

1. Федеральный закон РФ «Об охране ОС» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995,

№ 174-ФЗ.

3. «Положение о порядке проведения ГЭЭ», утвержденное постановле-

нием Правительства РФ № 698 от 11.06.96 г.

4. «Регламент проведения ГЭЭ», утвержден приказом Госкомэкологиии

России от 17 июня 1997 г., № 280, зарегистрирован Минюстом

№ 1359 от 28.07. 97 г.

5. «Положение о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий»,

согласованное Минюстом РФ 10.04.1998 г.

Кроме перечисленных выше нормативных документов о порядке проведения ГЭЭ на различных стадиях проектирования возможно решение вопросов о разработке разделов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и по охране окружающей среды от результатов хозяйственной деятельности. Инструкции, пособия, санитарные нормы и СНиПы, необходимые для разработки этих разделов, приведены в Прил. 3 в конце учебного пособия по состоянию на ноябрь 2003 года. В этом приложении приведен также и перечень рекомендуемых документов при проведении ГЭЭ.

Содержание закона «Об охране ОС» рассмотрено ранее в разд. 1.2. Рассмотрение содержания закона «Об экологической экспертизе» является предметом данного курса, и отдельные его статьи будут рассмотрены в последующих разделах более подробно. В данном разделе остановимся на рассмотрении «Положения о порядке проведения ГЭЭ» и «Регламента проведения ГЭЭ».

«Положение о порядке проведения ГЭЭ» содержит две главы:

1. Общие положения.

2. Организация и проведение ГЭЭ.

В первой главе говорится, что ГЭЭ подлежат объекты (документация, материалы), определенные в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». (В конце этого раздела мы рассмотрим подробно, какие же объекты федерального и регионального (местного) уровней подлежат обязательной ГЭЭ). В «Общих положениях» первой главы подчеркивается, что обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ является наличие в них данных по ОВОС и экологическому обоснованию допустимости реализации хозяйственной деятельности. Представленные на экспертизу документы согласований (разрешений) Министерства охраны ОС и природных ресурсов РФ или территориального органа не могут считаться ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ГЭЭ по данному объекту.

По объекту экспертизы документы представляются в двух экземплярах, а другие материалы - в одном экземпляре. Предусматривается право органов, проводящих ГЭЭ, запрашивать у заказчика дополнительную информацию для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на ОС, данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов и иные материалы.

Вторая глава «Положения о порядке проведения ГЭЭ» является расширением положений ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и отражает организацию и проведение ГЭЭ.

Поступившие на ГЭЭ материалы должны быть зарегистрированы и переданы в экспертное подразделение для проверки полноты и достаточности. Экспертное подразделение в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов обязано уведомить заказчика либо о соответствии представленных материалов нормативным требованиям и об оплате проведения ГЭЭ в течение 30 дней со дня уведомления, либо, при несоответствии материалов требованиям, указать сроки их представления в полном объеме. При невыполнении заказчиком этих условий ГЭЭ не проводится, а материалы возвращаются.

Начало срока выполнения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через 30 дней после оплаты, а в течение этих 30 дней экспертное подразделение проводит подготовительную работу по составу экспертной комиссии (ЭК), определению сроков проведения ГЭЭ, разработке задания на проведение ГЭЭ и подготовке проекта приказа на ее проведение.

Срок проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости работы и не должен превышать 4 месяца, а при изменении срока в случае необходимости общий срок не должен быть более 6 месяцев.

В ст. 13 второй главы «Положения» подробно расписаны функции руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии.

Если при проведении ГЭЭ объектов федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Федерации, то по представлению территориальных органов Министерства охраны окружающей среды (ООС) в состав экспертной комиссии включается эксперт территориального субъекта.

Далее в ст. 15 и 16 рассматривается работа экспертной комиссии в процессе экспертизы. Заседания комиссии оформляются протоколами.

Результат работы экспертной комиссии оформляется Проектом сводного заключения, который должен быть одобрен не менее 2/3 списочного состава экспертной комиссии и подписан всеми членами комиссии, после чего он является ЗАКЛЮЧЕНИЕМ. Член экспертной комиссии, не согласный с ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, также ставит свою подпись, но с обоснованием причин несогласия и соответствующей мотивировкой записывает свое «особое мнение» в ЗАКЛЮЧЕНИИ.

Если с выводами комиссии не согласны более 1/3 списочного состава, готовятся новые предложения о продлении срока работы ГЭЭ и включению в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

ГЭЭ считается завершенной после утверждения ее ЗАКЛЮЧЕНИЯ приказом по Министерству или территориальному органу, в котором устанавливается и срок действия положительного Заключения ГЭЭ.

Утвержденное ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней с момента утверждения.

 

Следующим нормативным документом, касающимся порядка проведения ГЭЭ, является «Регламент проведения ГЭЭ» (Прил. 3).

В этом документе, состоящем из 6 глав, более подробно расписаны все требования при проведении ГЭЭ, отраженные в «Положении о проведении ГЭЭ» в общем виде.

В первой главе «Регламента» (Общие положения) цитируется нормативная база для проведения ГЭЭ и говорится, что с содержанием «Регламента» должны быть ознакомлены заказчики материалов ГЭЭ и общественные организации.

Во второй главе описаны требования к документации, предоставляемой на ГЭЭ, и порядок ее предварительного рассмотрения со ссылками на соответствующие нормативные документы.

В третьей главе «Регламента» дается подробное описание организации работы при проведении ГЭЭ. Основные положения по этому вопросу уже освещены при рассмотрении предыдущего документа «Положения о порядке проведения ГЭЭ». Здесь следует указать на некоторые дополнения, не отраженные в «Положении»; в частности, ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, а при проведении ГЭЭ сложных объектов могут назначаться два ответственных секретаря, один из которых может не являться штатным сотрудником. В «Регламенте» также отмечается, что число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

В четвертой главе подробно рассматривается порядок работы экспертной комиссии, регламент проведения заседаний, необходимость участия специалистов по конкретным вопросам и другие вопросы документального оформления результатов работы комиссии, в том числе финансирование ее работы.

Требования к оформлению ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЭЭ излагаются в гл. 5. Подробно расписаны обязанности ответственного исполнителя после завершения ГЭЭ. При отрицательном ЗАКЛЮЧЕНИИ ГЭЭ заказчик вправе доработать документацию и вновь представить материалы на ГЭЭ, а при его несогласии с ЗАКЛЮЧЕНИЕМ результаты экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Шестая глава посвящена рассмотрению вопросов, связанных с проведением повторной ГЭЭ, которая, как правило, проводится экспертной комиссией в первоначальном составе. После завершения повторной ГЭЭ ее ЗАКЛЮЧЕНИЕ направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.

 

2.4. Объекты Государственной экологической экспертизы

 

В вышеприведенных законодательных документах по экологической экспертизе часто встречается понятие объекта ГЭЭ. В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» /4/ в ст. 11 и 12 раскрывается, что понимать под объектом ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и объектом ГЭЭ субъектов Российской Федерации (ст.12).

На федеральном уровне обязательной ГЭЭ подлежат проекты нормативных актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную деятельность, которая может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Обязательной ГЭЭ подлежат также:

- проекты различных комплексных и целевых программ социально- экономического, научно-технического и иных направлений;

- проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо-

мических зон и с особым режимом природопользования;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

- проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри-

ториальной организации производительных сил РФ, крупных районов

и национально-государственных образований;

- проекты инвестиционных программ и комплексных схем охраны

природы РФ.

Согласно ст. 11 на федеральном уровне обязательной ГЭЭ подлежат различные ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Отдельной строкой выделена необходимость ГЭЭ материалов по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности.

Не забыты в этой статье и проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые все больше входят в нашу жизнь.

Для придания отдельным участкам территорий статуса особо охраняемых территорий федерального значения, зон экологического бедствия или зон чрезвычайной экологической ситуации программы реабилитации этих территорий и материалы комплексного экологического обследования также направляются на ГЭЭ.

Подлежат обязательной ГЭЭ и проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов.

Все перечисленные выше объекты ГЭЭ федерального уровня, ранее получившие положительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ, но затем по каким-то соображениям или отдельным позициям доработанные, переделанные или исправленные, также подлежат проведению ГЭЭ.

 

Для территориальных субъектов (ст.12) объектами ГЭЭ преимущественно являются такие же объекты, что и на федеральном уровне, но имеющие значимость на местном уровне. В эту статью дополнительно введены для обязательной ГЭЭ все виды градостроительной документации, в том числе:

1) схемы и проекты районной планировки;

2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;

3) проекты городской и поселковой административной черты и сельских

поселений;

4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного

самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных

и других функциональных зон;

5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых райо-

нов, магистралей городов;

6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

7) проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого-

разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ.

Для исчерпывающего перечня объектов ГЭЭ следует обратиться непосредственно к ст. 11 и 12 Закона «Об экологической экспертизе».

 

2.5. Стадии эколого-экспертного процесса

 

При проведении экологической экспертизы (ЭЭ) можно выделить следующие стадии (этапы) процесса:

1. Предварительный этап.

2. Назначение экспертной комиссии.

3. Сбор, обобщение и оценка информации экспертами.

4. Формирование предварительного ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

5. Представление ЗАКЛЮЧЕНИЯ экспертизы и утверждение его руково-

дителем компетентного органа.

6. Разрешение споров.

Рассмотрим подробнее эти этапы.

1. На предварительном этапе экспертным подразделением в лице ответственного исполнителя производится регистрация поступивших документов, проверка их полноты, достаточности и соответствия нормативным требованиям, уведомление заказчика о получении материалов и сроках доукомплектования. На эту работу ответственному исполнителю дается одна неделя (ст. 3.2. /7/). Он же оформляет документы на оплату, подрабатывает техническое задание (ТЗ) на проведение ГЭЭ, кандидатуры руководителя ЭК и ответственного секретаря из числа штатных сотрудников подразделения, которые определят персональный состав экспертной комиссии (ЭК). Ответственный исполнитель готовит договора на проведение ГЭЭ с каждым членом ЭК и проект приказа, после утверждения которого в течение 10 дней рассылает уведомления о работе ГЭЭ заинтересованным лицам и организациям (ст. 3.12).

2. Работа ЭК начинается с утверждения приказом состава экспертной комиссии и организационного заседания, на котором решаются все организационные вопросы: зачитывается приказ о проведении ГЭЭ, дается информация о порядоке проведения ГЭЭ, характере намечаемой деятельности экспертируемого объекта, утверждается план работы и сроки подготовки предварительных заключений и проекта Заключения ГЭЭ.

3. Сбор, обобщение и оценка информации - это основная задача экспертной комиссии. Члены ЭК изучают всю представленную информацию, выезжают на места для ознакомления с дополнительной информацией; проводятся, при необходимости, выездные заседания ЭК и привлекаются дополнительно специалисты по конкретным вопросам (гл. 4 /7/). Для разъяснения отдельных вопросов на заседания ЭК приглашаются представители заказчика.

4. По результатам работы ЭК формируются предварительные заключения отдельных экспертов, групп, которые обсуждаются на заседаниях ЭК, анализируются и обобщаются руководителем ЭК и его ответственным секретарем и готовится проект ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЭЭ.

Проект ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЭЭ обсуждается на заключительном заседании ЭК всеми заинтересованными сторонами и подписывается членами ЭК.

5. Подписанное положительное ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ утверждается руководителем компетентного органа в двух экземплярах, издается приказ, который считается началом вступления Заключения ГЭЭ в действие. В этом приказе также указывается срок действия Заключения ГЭЭ. Ответственный исполнитель оформляет все заключительные сопроводительные документы и рассылает заинтересованным лицам (гл. 5 /7/).

6. В случае каких-либо недоработок в представленных на экспертизу материалах все спорные вопросы решаются либо посредством согласования решений спорящими сторонами с принятием согласительных документов, либо в установленном законодательством порядке через судебные органы.

Но в том и другом случае назначается проведение повторной экспертизы.

Более детально и подробно все стадии эколого-экспертного процесса отражены в следующем разделе настоящего пособия.

 

 

2.6. Организация работ при проведении ГЭЭ

 

В общем виде вопросы, касающиеся организации и проведения ГЭЭ, были рассмотрены ранее в разд. 2.3 «Законодательство в области экологической экспертизы». Основными документами, регламентирующими проведение этих работ, являются «Положение о порядке проведения ГЭЭ» № 698 от 11.06.96 /8/ и «Регламент проведения ГЭЭ» № 280 от 17.06.97.г. /7/.

В ст. 4 «Положения о порядке проведения ГЭЭ» /8/ подчеркивается, что обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ является наличие в них данных по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности и экологического обоснования допустимости ее реализации. Без наличия этих данных, которые готовит заказчик (исполнитель) объекта, ГЭЭ не проводится. Здесь же отмечается, что наличие в составе материалов по объекту различных согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и его территориальных органов не может считаться ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ГЭЭ по данному объекту.

Материалы по объекту экспертизы представляются в двух экземплярах, а остальные материалы согласований, обсуждений и другие – в одном экземпляре (ст.6 /8/ и ст. 2.4 /7/).

Поступившие на ГЭЭ от заказчика материалы в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения ГЭЭ, т.е. в экспертное подразделение, которое проверяет полноту и достаточность представленных материалов (ст. 3.1 /7/). Если представленная документация не соответствует предъявляемым нормативным требованиям, заказчику направляется в срок не более 7 дней со дня ее поступления уведомление о некомплектности материалов (ст. 2.4 /7/). В уведомлении указываются срок доукомплектования и смета и счет на оплату проведения ГЭЭ (ст. 8 /8/ и ст. 2.5 /7/)). На укомплектование материалов и оплату отводится всего 1 месяц со дня получения извещения, после чего вся документация возвращается заказчику с письменным уведомлением.

Данная работа проводится ответственным секретарем экспертной комиссии.

Этим заканчивается вторая глава «Регламента проведения ГЭЭ», касающаяся требований к документации, представляемой на ГЭЭ. При наличии оплаты за проведение ГЭЭ и полноты представленной документации начинается организационный этап проведения ГЭЭ.

Организация проведения экспертизы начинается с назначения начальником экспертного подразделения из числа штатных сотрудников ответственного исполнителя и передачи ему всех материалов по объекту (ст. 3.1 /7/). На проверку комплектности материалов и их соответствия нормативным требованиям ответственному исполнителю отводится недельный срок (ст. 3.2). При этом он определяет сложность объекта, срок проведения ГЭЭ, количество привлекаемых экспертов и стоимость работ (ст. 3.3 /7/). Срок проведения ГЭЭ зависит от сложности объекта и природных условий, от экологической опасности объекта и опасности природных процессов, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной деятельности и других факторов и определяется от 30 дней для простых до 120 дней для сложных объектов. Срок проведения ГЭЭ допускается продлять, но не более чем до шести месяцев для сложных объектов (ст. 3.4).

В обязанности ответственного исполнителя экспертной комиссии (ЭК) входит проверка комплектности представленных материалов, определение стоимости проведения ГЭЭ, подготовка уведомления заказчику о приеме материалов на экспертизу и необходимости оплаты в течение 30 дней. К уведомлению на оплату ГЭЭ прикладывается счет на оплату и смета расходов (ст. 3.5 /7/).

В течение 30 дней после отправления уведомления заказчику ответственный исполнитель подготавливает техническое задание (ТЗ) экспертной комиссии и предложения по кандидатурам руководителя ЭК и ответственного секретаря, который назначается из числа штатных сотрудников. Для экспертизы сложных объектов могут назначаться 2 ответственных секретаря, один из которых может не быть штатным сотрудником (ст. 3.6).

Назначенные руководитель ЭК и ответственный секретарь определяют персональный состав экспертной комиссии, формируют при необходимости из числа членов комиссии группы по рассмотрению отдельных вопросов, готовят проект календарного плана работы ЭК и технических заданий руководителям групп и членам ЭК (ст. 3.7). Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

В обязанности ответственного секретаря (исполнителя) входит также подготовка договора на проведение ГЭЭ с каждым членом ЭК и проекта приказа на проведение ГЭЭ, который представляется руководству Госкомэкологии России или его территориального органа (ст.3.10).

Работа ГЭЭ начинается со дня подписания приказа. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения копии платежного поручения об оплате работы ГЭЭ (ст. 3.11). После подписания приказа на проведение ГЭЭ ответственный исполнитель в течение 10 дней должен подготовить уведомление органам государственной власти, местного самоуправления и общественным организациям о проведении заседаний экспертной комиссии по данному объекту (ст. 3.12). В обязанности руководителя экспертного подразделения входит утверждение технических заданий на проведение ГЭЭ и руководителям групп.

По окончании предварительной работы по организации ЭК начинается ее непосредственная работа, отраженная в главе 4 /7/ «Порядок работы ЭК». В непосредственной работе экспертной комиссии можно выделить 5 основных этапов.

1. Организационное заседание проводится в присутствии всех членов ЭК, заказчика или его представителя и представителей других заинтересованных организаций (ст.4.1). В случае, если при экспертизе объекта федерального уровня затрагиваются интересы территориальных субъектов Федерации, территориальные органы делегируют в состав экспертной комиссии своих представителей и передают экспертной комиссии свои заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы (ст.4.2). На организационном заседании решаются все организационные вопросы: ответственный секретарь ЭК сообщает о приказе на проведение ГЭЭ; руководитель ЭК информирует о порядке проведения ГЭЭ; представитель заказчика докладывает о характере намечаемой деятельности; уточняется календарный план работы ЭК, экспертных групп и экспертов и определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений и срок подготовки проекта ЗАКЛЮЧЕНИЯ (ст. 4.3).

11. Работа экспертов. Члены экспертной комиссии изучают представленные материалы, анализируют заключения общественной экологической экспертизы (если таковые имеются) и аргументированные предложения органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан и на основании анализа всех документов подготавливают индивидуальные экспертные заключения (ст. 4.4 /7/). При необходимости получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экологической комиссии предусмотрен выезд членов ЭК на места, который оформляется приказом на командировку (ст.4.5).

Если возникает необходимость привлечения к экспертизе специалистов по конкретным вопросам, их участие оформляется соответствующим приказом, а заказчику выставляется дополнительный счет на оплату привлекаемых специалистов с включением оплаты в смету расходов (ст. 4.6).

Изменение сроков проведения ГЭЭ также оформляется приказом, и об этом обязательно информируется заказчик, соответствующие административные органы и общественные организации (ст.4.7).

Для получения дополнительной информации по запросу членов или руководителя ЭК руководитель экспертного подразделения, где проводится ГЭЭ, направляет официальное уведомление заказчику (ст.4.8).

В процессе работы экспертной комиссии для разъяснения возникающих вопросов (технических, проектных, организационных и т. д.) руководитель ЭК и руководители групп могут приглашать заказчика на рабочие заседания экспертной комиссии. Все рабочие заседания экспертных групп оформляются протоколами и явочными листами, которые подписывают руководители групп (ст. 4.14).

Ш. Формирование предварительных заключений. Все индивидуальные экспертные заключения экспертов передаются руководителям групп, которые готовят проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях и представляют ответственному секретарю или руководителю ЭК индивидуальные и групповые заключения (ст.4.10). Руководитель экспертной комиссии и его ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов и готовят проект ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЭЭ и все сопутствующие материалы о рассмотрении аргументированных предложений от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан (ст. 4.11).

1V. Оформление ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Проект ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭК обсуждается на заключительном заседании экспертной к


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.