Инновации и инновационная деятельность организации (предприятия) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Инновации и инновационная деятельность организации (предприятия)

2017-12-10 297
Инновации и инновационная деятельность организации (предприятия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инновации: понятие, классификационные группы, основные свойства и функции. Инновационная деятельность: сущность и виды. Объекты и субъекты инновационной деятельности.

Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов. Характеристика этапов жизненного цикла инновационного процесса.

Понятие и элементы инновационной инфраструктуры. Научно-технологические парки, инновационные центры и инновационные бизнес-инкубаторы.

Государственное регулирование инновационной деятельности.

Инновация (от англ. Innovat) – вводить, новшество, обновление.

Инновация - введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера;

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового или усовершенствованного метода управления организацией.

Инновация отличается от научно-технической разработки тем, что НТР заканчивается разработкой комплекса технической документации и созданием опытного образца, а инновация имеет коммерческий успех, что обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.

Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.

Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

Классификация инноваций

Признак классификации Вид инновации Характеристика
Структура участников инновационного процесса - внутриорганизационные; - простые межорганизационные;   - комплексные межорганизационные - реализуются собственными силами организации; - взаимодействие заказчика инновационной разработки и ее исполнителя; - совместное участие нескольких организаций, специализирующихся на выполнении разных стадий инновационного процесса, взаимодействующих на кооперационной основе
По типу новшества - внешние (продуктовые);   - внутренние - новые виды продукции и новые виды оказываемых услуг; - реализуются в самой организации
По области реализации - производственные (технологические, продуктовые); - управленческие (процессные): мотивационные;   менеджерские;   маркетинговые.   - информационные;     - социальные;   - комплексные - новые виды оборудования, сырья, материалов;   - новые формы материального стимулирования труда, коммуникаций, обучения персонала, новые критерии применения поощрения и взысканий; - новые технологии и техника управления, новые формы организационных структур управления; - новые каналы товародвижения, рекламные инновации, новые методы ценовой политики; - новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия управленческого решения качественно нового уровня; - изменение условий труда, быта, отдыха, эргономики, экологии; - единство нескольких видов изменений
По уровню новизны - для рынка     - изготовленные на основе - новые в мире; - новые в стране; - новые для данного предприятия; - высоких технологий; - продвинутых технологий; - технологий среднего уровня; - технологий низкого уровня  
По степени влияния на НТП - базисные;     - улучшающие;     - псевдоинновации - реализуют открытия и крупные изобретения, формируют новые поколения и направления развития техники; - незначительные изобретения, которые поддерживают стабильность экономического развития; - частичное улучшение техники и технологии, приводящие к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время
По месту Использования - в производственной сфере;   - в непроизводственной сфере - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве; - образование, наука, культура, спорт
По масштабам применения - единичные; - массовые Определяются по количеству и величине экономического эффекта
В зависимости от этапа инновационного процесса - ноу-хау; - патент; - комплекс документации; - новый продукт Этап инновационного процесса:«Идея» «НИР» «ОКР» «Опытное производство»

Согласно различным определениям, жизненный цикл инновации может состоять из различных взаимосвязанных этапов инновационного процесса, обеспечивающих его эффективность, представленный на рисунке 10.1.

 
 

 

 


Рисунок 10.1 Этапы инновационного процесса

 

На стадии проведения научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются подходы и дается оценка возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) – разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).

Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

Комплексность инновационных изменений в форме взаимосвязи инноваций различного вида называется «Кругом инноваций».

Динамика инноваций носит цикличный характер, который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом товара, т.е. чередованием этапов (стадий), проходимых товаром от «рождения» до «смерти».

1 стадия – выведение на рынок – распространение товара и поступление его на рынок. Цель – создать рынок для нового товара. Поскольку производителей немного и издержки высоки, цены могут быть высокими, а качество - не очень.

2 стадия – рост продаж – период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Цель – расширить сбыт и по возможности модифицировать товар. Цены снижаются по мере роста объема продаж, прибыли высоки (рост сбыта при одновременном снижении издержек производства).на этой стадии повышается качество новинки.

3 стадия – стадия зрелости и насыщения – самый длительный. Конкуренция достигает максимума и постепенно снижаются прибыли. Качество товара достигает самого высокого уровня, обуславливающего массовое потребление.

4 стадия – спад и завершение – вначале медленное, а затем резкое падение сбытат сбыта при одновременном снидродаж, прибыли высоки (рост сбыта при одновременном снидении е очень.

ак и увеличения объема про и снижение прибыли. Стадия снижения продаж свидетельствует о том, что с точки зрения потребителя товар устарел.

Инновация представляет собой целенаправленный комплексный переход предприятия как экономической системы в качественно новое состояние, т.е. приобретение предприятием качественно новых свойств в процессе инновационной деятельности.

Инновационная деятельность (ИД) – это деятельность по преобразованию новшества в инновацию, т.е деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества продукции, совершенствования технологии ее изготовления и управления производством. Результатом ИД является интеллектуальный продукт. Право автора на него является интеллектуальной собственностью.

Инновационная деятельность может включать в себя следующие виды деятельности:

выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;

разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений;

выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационно-технических решений;

производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;

введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;

иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.

Принципиальное отличие ИД от текущего производства заключается в том, что оценка текущего состояния предприятия строится на основе прошлого опыта, в то время как анализ ИД строится на основе методов прогнозирования, регрессионного анализа, методов экспертной оценки, имитационного моделирования.

10 июля 2012 г. Президент Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Согласно Закону инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и коммунальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности.

Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, и т.д.).

Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.

Субъект инновационной инфраструктуры – юридическое лицо, предметом деятельности которого является содействие осуществлению инновационной деятельности и которое зарегистрировано в качестве субъекта инновационной инфраструктуры в порядке, установленном законодательством. Субъектами инновационной инфраструктуры являются:

Бизнес-инкубатор -многофункциональный комплекс, предоставляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Венчурная организация – коммерческая организация, являющаяся субъектом инновационной инфраструктуры, предмет деятельности которой состоит в финансировании инновационной деятельности.

Научно-технологический парк (далее - технопарк) - субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого являются содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности.

Центр трансфера технологий – субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий, или имеющий обособленное подразделение с численностью работников не менее семи человек, целью деятельности которого является обеспечение трансфера технологий.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции.

Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в программах технологического развития (ПТР), которые формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:

принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;

подготовки и реализации программ инновационного развития;

организации прогнозирования технологического развития;

осуществления технического нормирования и стандартизации;

в иных формах, предусмотренных законодательством.

Государственное регулирование инновационной деятельности может проявляться и в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Принципиально важно то, что конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется.

Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.

Инновация – инструмент создания конкурентного преимущества. Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности и получения добавочной прибыли.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.