Методика разработки экскурсионного продукта 1. 1. Основные положения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методика разработки экскурсионного продукта 1. 1. Основные положения

2017-12-10 237
Методика разработки экскурсионного продукта 1. 1. Основные положения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКСКУРСИЯ ПО Г.ЧЕРДЫНЬ

 

Курсовая работа

 

Студентки 2 курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки 100400.62 "Туризм"

Полуяновой А.А.

 

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ

научный руководитель,

старший преподаватель __________________________________А.В.Фирсова

 

_________________________________________________

(оценка, дата и подписи членов комиссии)

 

 

Пермь 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО………………… ПРОДУКТА …………………………………………………………….. 5

1.1. Основные положения………………………………………… 5

1.2. Характеристика экскурсионного туризма в г. Чердынь…… 14

2. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «НА СЕМИ ХОЛМАХ»: ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО Г.ЧЕРДЫНЬ»………………... 16

2.1. Понятие контрольный и индивидуальный текст экскурсии. Требования, предъявляемые к названию и контрольному тексту экскурсии 16

2.2. Контрольный текст экскурсии: «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь»………………………………………………… 16

2.3. Технологическая карта экскурсии…………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….. 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экскурсионный туризм – это культурно-познавательный туризм. По закону «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится более суток – это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью – насыщенность поездки экскурсионной программой.

Роль экскурсионного туризма во всей сфере туризма очень большая, так как сама по себе экскурсия может быть включена программу любого путешествия и именно поэтому культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. По своему содержанию, в основном, культурно-познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, тоже предлагают увлекательную экскурсионную программу. Поездка по святым местам будет являться одновременно и экскурсионной и религиозной. Тур, который знакомит путешественников с культурой, обычаями и нравами местных народов, можно считать как экскурсионным, так и этнографическим. Объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, и это связывает экскурсионный туризм с экологическим.

Цель работы – разработка обзорной экскурсии по г. Чердынь «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь».

Задачи работы:

1. Изучить достопримечательности г.Чердыни

2. Выявить наиболее интересные исторические объекты города

3. Разработать план пешеходной экскурсии по г.Чердынь

4. Проанализировать интерес туристов к данной экскурсии

Объект исследования – экскурсионный туризм Пермского края

Предмет исследования – экскурсионный туризм г.Чердыни

Актуальность исследования связана с растущим интересом туристов к истории Чердыни – небольшого города с великим прошлым.

Материалы исследования: Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Зырянов А.И. «Туристская география Пермского края», Косточкин В.В. «Чердынь, Соликамск, Усолье», Новиков В.С. «Инновации в туризме», «Чердынь. Путеводитель», Чагин Г.Н. «Наследие Пермского края как ресурс развития историко-культурного туризма», сайты Чердынского городского поселения, Путеводителя по России и другие.

 

Компания «Зеленый ветер» предлагает маршрут - «Центры Пермской цивилизации» - это экскурсия в Усолье – Соликамск – Чердынь.

Данная экскурсия рассчитана на взрослых людей и старших школьников, а также на приезжих туристов.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «НА СЕМИ ХОЛМАХ»: ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО Г.ЧЕРДЫНЬ»

Понятие контрольный и индивидуальный текст экскурсии. Требования, предъявляемые к названию и контрольному тексту экскурсии

Контрольный текст экскурсии – это текст, в котором подобран материал, требуемый для раскрытия всех подтем. В этом тексте формулируется определенная точка зрения на события, о которых рассказывает экскурсия, а также дается объективная оценка демонстрируемых объектов.

Индивидуальный текст экскурсии составляет каждый экскурсовод, но всегда на основе контрольного текста, используя его положения и выводы.

Требования, которые предъявляются к контрольному тексту: четкая формулировка материала, краткость, полное раскрытие темы, литературный язык, необходимое количество фактов, наличие информации по теме.

Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала. Он является точно подобранным и проверенным, может служить основой для всех экскурсий, создаваемых на данную тему, в связи с этим этот текст может иметь материал, не вошедший в конкретную экскурсию. Но контрольный текст не строится в маршрутной последовательности материала по остановкам и не отражает структуры экскурсии.

Контрольный текст должен быть удобен для использования. Все цифры и цитаты всегда должны быть представлены со ссылками на источники. Также в этот текст должны быть включены материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов экскурсии.

Справа мы видим Вятский холм, на котором в VIII-IX вв. располагалось селище. От Троицкого холма он отделен глубоким оврагом, причем ни валов, ни рвов на местности не замечено. На Вятском городище в 1913 г в честь 300-летнего юбилея царствования дома Романовых учащиеся реального и ремесленного училищ посадили деревья.

«Отсюда открывается один из самых замечательных видов на город и многие километры тайги с великолепной горой Полюд на горизонте. Если воздух чист и ясен, Полюд предстает четко вычерченным морским валом. Часто же его укрывает дымка, и тогда вам скажут: «Что скрылся Полюд, спрятался…». Присев на лавочку, можно полюбоваться на р.Колву, убегающую за горизонт, послушать шум листвы». [5, с.79]

Познакомимся с одной из центральных улиц – Юргановской, на которой располагались учебные заведения и купеческие усадьбы. Этой улице, как и другим, вернули первоначальное название.

После великого бедствия – опустошительного пожара 1792 г., Чердынь восстанавливали по новому плану, разработанному Комиссией каменных дел и строений Санкт-Петербурга и Москвы. Город отстраивался по принципу прямоугольной сетки улиц и кварталов. В XIX – начале XX века сформировался его новый облик, который почти целиком сохранился до наших дней.

Центральная часть города застроена каменными и полукаменными зданиями. Это в основном купеческие усадьбы, лавки, административные и учебные заведения. Перед вами находится здание бывшей женской гимназии (рис.2) и приходское мужское училище (рис.3), соединенные воротами на каменных столбах. Развитие образования потребовало строительства новых учебных заведений. Вы видите здание приходского мужского училища, построенное в 1888 г. по проекту гражданского архитектора П.П. Рудавского на усадьбе, купленной у купца В.И. Юрганова. Здание выстроено буквой «Г», его декор очень простой. Внутри сохранилась старая планировка. В наши дни здание занимают отдел судебных приставов по Чердынскому району, мировой судья, отдел социального развития администрации Чердынского района.

Возвращаясь к истории училища, нужно отметить, что относилось оно к типу начальных училищ и содержалось городом, равно как и здание его принадлежало городу. В училище обучались дети разных сословий, но большинство было из крестьянских семей. Численность учащихся составляла от 190 до 200 человек, и больше. Попечителем училища с 1907 г. состоял Иван Степанович Щеголихин, известный и уважаемый в годе купец. Он проявлял редкое внимание к нуждам школы, «жертвуя ежегодно по два раза в год от 25 до 40 руб. на детские праздники и пособия учащихся». Училище было обеспечено наглядными пособиями, книгами для внеклассного чтения, и имело «собственный фонарь для световых картин». Народной библиотеки в училище не было, но ученики могли пользоваться земской библиотекой.

Проездными воротами на каменных столбах училище соединено со зданием женской гимназии, которое строилось так же по проекту гражданского архитектора П.П. Рудавского. Введено в эксплуатацию в 1888г. Расширили строение в 1906 – 1909 гг., так оно стало мало вместительным. Не выделяясь архитектурным изыском и декором, здание поражает своими пропорциями и строгостью. Внутри сохранились каменные лестницы и декоративная арочная стена с ажурными решетками – ограждениями. Как и в предыдущем здании, в верхней части фасад украшен кирпичными столбиками.

Вначале здесь располагалось женское приходское училище. В 1899 г. 15 августа с разрешения министерского начальства земство «переделало» его в прогимназию с 4-мя классами. В нее было принято 239 девочек. С 1904 по 1908 гг. в прогимназии открыли 5,6, 7 классы, и 8-й педагогический, а также «приготовительный класс с двумя отделениями». Прогимназия стала гимназией. Ее почетными попечителями были известные люди города: Н. С. Селиванов, купцы Н.П. Алин Д.Е. Ржевин, купеческие жены К.И. Алина и Е.Н. Черных.

После закрытия гимназии и училища в нач. 1920-х гг. здесь был открыт педагогический техникум, ставший позднее педучилищем. В годы ВОВ в этих зданиях находился эвакогоспиталь. С конца 1950-х гг. была устроена школа – интернат. Оба здания со двора объединили теплым коридором. Центральный вход в бывшую гимназию был перекрыт. В 1989 г. школу – интернат закрыли, и часть здания бывшей женской гимназии передали музею. Сейчас все здание гимназии принадлежит музею, здесь располагается выставочный зал, научно-краеведческая библиотека и отдел документально-письменных источников.

Следующее здание – городское четырехклассное мужское училище (рис.5), было выстроено в начале 1820-х гг. специально для учебного заведения. В начале ХХ в. здесь обучались дети 11-18 лет, в основном из сельской местности. В 1903 г. по специальному плану было начато обучение детей по программе 1- 4 классов реального училища, которое давало образование – 7 классов. Ввели в курс обучения к основным предметам алгебру, немецкий и французский языки, чистописание, рисование, черчение. Долгие годы почетным смотрителем училища являлся старейший деятель земства Н.С. Селиванов. Учебное заведение закончили известные в крае и за его пределами люди: Н.П. Белдыцкий (1875 – 1928) – учитель, талантливый писатель - краевед; Петр Красавчиков – известный в советские годы кинорежиссер, взявший псевдоним Чердынцев; В.Н.Тонков (1872-1954), сын косинского лесничего, ставший крупным паталагоанатомом, академиком, заслуженным деятелем науки России. После закрытия училища здесь размещалась базовая школа Чердынского педтехникума, в годы ВОВ - призывной пункт, до открытия новой школы в 2000 г. - начальные классы СШ №2. Сейчас здание занимает Районное Управление Образования.

Предлагаем вашему вниманию особняк Юрганова Константина Егоровича, купца третьей гильдии, построенный им в 1851 г. В 1870 г. в Чердыни начала работу уездная земская управа (рис.4) и К.Е. Юрганов был избран ее первым председателем. В 1874 г. этот особняк купило земство, позднее к нему был сделан каменный пристрой. Сохранились и каменные ворота слева от особняка. Над входом в здание вы видите 4 крупные буквы – ЧУЗУ – Чердынская Уездная Земская Управа, в ней располагался председатель земства, казначей, технический отдел. В 1895 г. сюда из-за отсутствия собственного помещения из арестного помещения, временно переводят земскую публичную библиотеку и открывают при ней кабинет для чтения. Находилась она здесь почти 2 года, потом для нее стали арендовать второй этаж дома купца Попова. В 1898 г. председателем ЧУЗУ был назначен Д.А. Удинцев. В 1899 г. по его инициативе было основано первое на северной окраине Пермской губернии научное Общество любителей истории, археологии и этнографии. В этом же году при обществе был открыт музей древностей. Расположились они здесь же, так как всеми делами общества ведал Д.А. Удинцев. Находился в управе и общеобразовательный музей им. А.С. Пушкина, учрежденный по просьбе учителей города и уезда в ознаменование 100-летия со дня рождения русского поэта. В 1912 г. оба музея были переведены в отдельное здание – ренсковый погреб по ул. Соборной, приобретенное у купца Юрганова. В 1924 г. они объединились, музей получил наименование «краеведческий» и вернулся на свое прежнее место. Это первое здание, в котором летом 1888 г. побывал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

За железной оградой располагается сквер, который был устроен еще на усадьбе купца Юрганова. Сюда в 1970-х гг. из колхозов привезли старую технику: трактор, комбайн, молотилку с конным приводом, сеялку, веялку и устроили музей сельскохозяйственной техники.

А сейчас остановимся у церкви Успения Пресвятой Богородицы (рис.6), возведенной в 1740-х гг. Храм имеет два престола: верхний главный, летний - Успения Пресвятой Богородицы и нижний, зимний – Рождества Христова. Верхний этаж от нижнего отделен профилированным поясом с зубчатым орнаментом. По карнизу верхнего этажа выложен такой же декор. Центральные окна апсид украшены жучковым орнаментом и конвалютами по верхнему краю, по бокам – колонками. Над окнами устроены углубления – ниши для престольных икон – Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. Церковь пострадала во время пожара 1792 г., после чего ее, не восстанавливая, решили приписать к Воскресенскому собору. Но усилиями прихожан она осталась самостоятельной. Храм одноглавый, ярусную колокольню перестроил купец А. Мичурин в 1844 г., венчалась она высоким шпилем, и была оснащена 6 колоколами. Снаружи над окнами второго яруса были росписи – евангельские сюжеты. В 1853 г. на средства старосты М. Мичурина и купца П. Н. Алина церковь была обнесена железной оградой на каменных столбах. Внутри церковь украшена росписями – евангельскими сюжетами из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Церковь в народе называли Алинской, так как они вкладывали много средств на убранство и благолепие храма.

Храм закрыли предположительно в 1935 г. и устроили пересыльную тюрьму. Тогда же церковь утратила колокольню и главку. В конце 1940-х гг. здание передали краеведческому музею. В нем долгое время хранилась краеведческая библиотека, архив старинных учреждений города, а на чердаке иконы, собранные в разных церквях города и района и переданные музею в качестве экспонатов. Позднее первый этаж использовался как выставочный зал.

В 2000 г. здесь открыли музей истории православной веры. В 2005 г. восстановлена главка, в 2006 г. на ней воздвигли крест.

Рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы располагается часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного (рис.7). Каменную часовню построили в 1793 г., вместо деревянной. Строительство часовни связано с древним преданием: на этом месте захоронены 85 убиенных воинов, погибших в битве с ногайскими татарами, защищая православную Чердынь, у деревни Кондратьева Слобода в 1547 г., в канун РождестваХристова, на льду реки Вишеры. Народное предание говорит, что в Петров день (12 июля по новому стилю) торговые люди Чердыни со своими товарами поплыли вниз по реке. Проплывая мимо места сражения, они увидели необычную картину: у берега стоит льдина, а на ней лежат тела убитых воинов. Пораженные увиденным, они решили погрузить тела на свои каюки, вернуться в Чердынь и предать их земле.

Сказание говорит, что когда было поднято последнее тело, льдина медленно отплыла на середину реки и поплыла вниз. Жители города очень сетовали, что не знают имен погибших. Народное предание говорит, что на следующий день на свежем могильном холме нашли дощечку, на которой было начертано 85 имен. Позднее этот список был отлит на чугунной плите, а плита вмурована в стену часовни при входе.

Часовня была приписана к приходу церкви Успения Пресвятой Богородицы и обнесена кованой оградой на каменных столбах. В каждую родительскую субботу крестным ходом шли сюда верующие горожане и сельские жители служить панихиду по «убиенным родителям». И в «любое друго е время по желанию граждан» могли отслужить поминальный молебен. Воины почитались как защитники и покровители Чердыни.

В начале 1930-х гг. Спасскую часовню взорвали. Более 20 лет могила убиенных была предана забвению. В 1957 г. на этом месте был установлен скромный деревянный памятник. В 1997 г. его заменили поклонным крестом и плитой с именами погибших защитников Чердыни (рис.8).

В 2005 г. районной администрацией совместно с комплексом по сохранению историко-культурного наследия и охраны памятников было принято решение о восстановлении часовни в первозданном виде. Автор проекта часовни пермский архитектор Г.Л. Кацко. Строительство велось летом 2006 г. и завершилось к 23 сентября. Торжественное открытие состоялось в 2007 г. В настоящее время часовня передана приходу Воскресенского собора, и поминальная плита-синодик находится в ней.

Воскресенский собор (рис.9) - это величественный памятник архитектуры с XVIII в. Он был заложен в 1750 г., окончательно достроен и освящен в 1754 г. Строился на пожертвования жителей города.

К двухсветному храму пристроено два придела – в 1751 г. с южной стороны в честь Стефана Пермского и в 1785 г. Никольский с севера. Позднее возвели колокольню. В 1908-1911 гг. собор значительно перестроили по проекту И.К. Бахарева, архитектора из Ильинского. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню, которая вознесла собор над всеми городскими постройками. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы – зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Восьмигранная колокольня с ярусом звона и наружной смотровой площадкой придает собору значительность и торжественность. Она украшена колоннами с капителями и зубчатыми поясами. Со старой колокольни перенесли на фасад новой часть стены с живописным образом Спаса Нерукотворного. Он размещен над центральным входом в нише. Перед образом устроена площадка с решетчатым ограждением.

Интерьер главного престола – Воскресения Господня украшал многоярусный иконостас, привезенный сюда в ХVIII в. из закрытого Пыскорского монастыря. Он, как и многое другое убранство из храма, не сохранился. По документам известно, что Воскресенский собор уже в 1930 г. был закрыт для богослужений, 5 лет пустовал, а в 1935 г. в нем разместился районный дом культуры. Внутренний интерьер его был перестроен, росписи закрашены, иконостасы разрушены, кресты с куполов и колокола сняты и отправлены в переплавку.

Собор передали верующим в 2007 г. За последние годы храм преобразился: главный престол Воскресения Господня обустроили для зимних богослужений, частично открыты росписи.

В 2008 г. у Воскресенского собора появился свой голос – 9 колоколов, которые были отлиты в г. Каменск-Уральский на средства предпринимателя Олега Игоревича Жилина, бывшего жителя г. Чердыни. Самый большой колокол весит 2 т 700 кг. На колокольню разрешен подъем, с нее открывается прекрасный вид на город, на заречные дали и гору Полюд.

Рядом с Воскресенским собором стоит Преображенская церковь 1756 г. (рис.9). Выглядит она намного проще, чем собор. Церковь по традиции того времени двухрамовая. В нижнем этаже был теплый зимний храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В верхнем летнем двусветном храме престол освящен во имя православного праздника Преображения Господня. Храм пострадал во время пожара 1792 г. и приводился в порядок длительное время. В 1853 г. на храмовой части к существовавшей одной главе были пристроены еще 4 маленькие главки по углам куба, и от этого церковь стала еще привлекательнее. Особую архитектурную значимость, как по своей композиции, так и по пропорциям, имела ярусная колокольня, придававшая всему строению особую торжественность и красоту. Белый цвет и архитектурные грациозные формы храма являли собой «плывущий корабль» среди остальных построек центральной части города. Своды церкви были украшены библейскими сюжетами, которые написал пермский мастер Мамаев. Как и все чердынские храмы, Преображенский был выстроен на деньги городских жителей.

Церковь закрыли для богослужений в 1930-е гг. по свидетельствам старожилов города на колокольне была устроена парашютная вышка. В 1960-е гг. колокольню снесли, здание передали чердынскому лесотехникуму под мастерские. До недавнего времени здесь располагались мастерские ГОУ НПО «Производственное училище № 49». В настоящее время здание пустует.

По соборному переулку мы пройдем мимо каменного двухэтажного особняка, который был построен в конце VIII - начале XIX в. и принадлежал Н.С.Селиванову (рис.10). Дом сохранился в первоначальном виде, утрачены только проездные ворота на каменных столбах и ограда. Впечатляет внутренняя отделка помещений: профилированные потолки и лепнина придают комнатам нарядный праздничный вид. Вход в дом расположен с западной стороны и над ним устроен открытый балкон, украшенный железными витыми столбами и ажурной решеткой. После смерти владельца дома здание перешло в собственность Чердынского земства. В этом доме останавливался известный русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (рис.11) во время своего пребывания в Чердыни в 1888 г.. Его впечатления о жизни людей в этом городе легли в основу его рассказов для взрослых и детей. До недавнего времени здесь располагалась детская городская библиотека. В настоящее время оно городом сдается в аренду и здесь находится мебельный магазин «Купец».

На высоком Монастырском холме по адресу: ул. Мамина-Сибиряка, 17 располагался первый на Урале Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь (рис.12). Его основал в 1462-1463 гг. епископ Пермский Ион. В 1764 г. монастырь упразднили, а Иоанно-Богословская церковь была отнесена к приходу храма Богоявления Господня. В 1910 г. епископ Пермский и Соликамский Палладий посетил Чердынь и решил воссоздать монастырский храм. И уже в 1911 г. была учреждена женская иноческая обитель, вскоре возведенная в чин женского монастыря. В 1915 г. при монастыре открыли приют для детей-сирот воинов Первой Мировой войны, а через год – училище для них. 10 ноября 1918 г. советские власти закрыли монастырь. В 1940 г Иоанно-Богословскую церковь передали в ведение Чердынского музея. В январе 1947 г. церковь вернули церковной общине.

В Иоанно-Богословской церкви сохранились резные иконостасы XVIII в. Одна из самых древних икон храма – образ Божией Матери Владимирской, дар жены чердынского воеводы князя Федора Ивановича Дашкова, который служил в Чердыни в 1697-1698 гг. Сохранились также иконы, написанные местными иконописцами: Иваном Протопоповым, Афанасием Головиным и его сыном Евфимием, И.Цаплиным и другими.

В 2003 г. по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха мужской монастырь возобновил свою работу.

Хирургический корпус центральной районной больницы по ул. Прокопьевской, 39 построен в 1916 г. (рис.13). Сюда весной 1934 г. с московской Лубянки доставили поэта О.Э.Мандельштама (рис.14). В Чердынь он был сослан на три года за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». Сопровождала его жена Надежда Яковлевна. Поэт очень тяжело перенес долгие допросы и, будучи человеком эмоциональным, заболел психическим расстройством и был помещен в больницу на лечение. Во время сильного приступа, поэт выпрыгнул из окна второго этажа и сломал руку. Именно этот прыжок неожиданно спас Мандельштама от психиатрической лечебницы, так как наступило улучшение. Вскоре место ссылки изменили на Воронеж и поэт покинул Чердынь. В жизни Мандельштама эта ссылка оставила неизгладимый след, еще долгое время в его стихах фигурировал Урал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе изучения достопримечательностей города Чердыни, мы пришли к выводу, что в этом небольшом городке есть много исторических архитектурных памятников, храмов и купеческих особняков. С высокого берега реки Колвы открываются невероятные виды на горы и великолепную тайгу. В это таинственное место хочется возвращаться вновь и вновь!

Именно с этим и связан растущий интерес туристов к Чердыни. Мы проанализировали его и пришли к выводу, что людям не только из нашей области интересна история Перми Великой. Когда-то Чердынь являлась центром огромной Перми Великой, и границы ее территорий начинались от озера Чусовского на севере до реки Чусовой на юге и от верховьев Камы на западе до Уральского хребта на востоке. Все здесь пропитано многочисленными легендами и былями. Отвага воинов, преданность служителей веры и храбрость открывателей новых земель сохранились в рукописях и памятных знаках. Можно бродить по улицам, рассматривать дома, посещать храмы – все это звенья в цепи нашей великой и интересной истории.

В Чердынь можно приезжать в любое время года, она всегда хороша и незабываема!

Нами был разработан маршрут пешеходной экскурсии по г. Чердыни по наиболее интересным объектам. Сначала мы предлагаем посетить Троицкий холм, с которого начиналась история Чердыни. Здесь еще в VIII-IX вв. основали свое городище предки коми-пермяков – родановцы. Затем мы осмотрим Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Спасскую часовню, Воскресенский собор и Преображенский храм. Далее мы предлагаем ознакомиться с особняком Н.С.Селиванова, в котором останавливался писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк, а затем пройти к зданию земской управы, в котором также побывал писатель. Теперь в этом здании краеведческий музей города. Следующие пункты показа – это учебные заведения Чердыни: здание приходского мужского училища, здание женской гимназии, здание 4-х классного мужского училища. Здесь мы расскажем о развитии образования в уездном городе в XIX – XX вв. Далее мы предлагаем на автобусе проехать к хирургическому корпусу центральной районной больницы, в которой в 1934 г. лежал поэт О.Э.Мандельштам. Ну и закончим нашу экскурсию осмотром первого на Урале Иоанно-Богословского монастыря, который был основан еще в 1462-1463 гг. и долгое время был центром книжности и просвещения в нашем крае.

Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель нашей курсовой – разработка обзорной экскурсии «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь» - достигнута.

ЭКСКУРСИЯ ПО Г.ЧЕРДЫНЬ

 

Курсовая работа

 

Студентки 2 курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки 100400.62 "Туризм"

Полуяновой А.А.

 

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ

научный руководитель,

старший преподаватель __________________________________А.В.Фирсова

 

_________________________________________________

(оценка, дата и подписи членов комиссии)

 

 

Пермь 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО………………… ПРОДУКТА …………………………………………………………….. 5

1.1. Основные положения………………………………………… 5

1.2. Характеристика экскурсионного туризма в г. Чердынь…… 14

2. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «НА СЕМИ ХОЛМАХ»: ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО Г.ЧЕРДЫНЬ»………………... 16

2.1. Понятие контрольный и индивидуальный текст экскурсии. Требования, предъявляемые к названию и контрольному тексту экскурсии 16

2.2. Контрольный текст экскурсии: «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь»………………………………………………… 16

2.3. Технологическая карта экскурсии…………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….. 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экскурсионный туризм – это культурно-познавательный туризм. По закону «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится более суток – это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью – насыщенность поездки экскурсионной программой.

Роль экскурсионного туризма во всей сфере туризма очень большая, так как сама по себе экскурсия может быть включена программу любого путешествия и именно поэтому культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. По своему содержанию, в основном, культурно-познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, тоже предлагают увлекательную экскурсионную программу. Поездка по святым местам будет являться одновременно и экскурсионной и религиозной. Тур, который знакомит путешественников с культурой, обычаями и нравами местных народов, можно считать как экскурсионным, так и этнографическим. Объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, и это связывает экскурсионный туризм с экологическим.

Цель работы – разработка обзорной экскурсии по г. Чердынь «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь».

Задачи работы:

1. Изучить достопримечательности г.Чердыни

2. Выявить наиболее интересные исторические объекты города

3. Разработать план пешеходной экскурсии по г.Чердынь

4. Проанализировать интерес туристов к данной экскурсии

Объект исследования – экскурсионный туризм Пермского края

Предмет исследования – экскурсионный туризм г.Чердыни

Актуальность исследования связана с растущим интересом туристов к истории Чердыни – небольшого города с великим прошлым.

Материалы исследования: Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Зырянов А.И. «Туристская география Пермского края», Косточкин В.В. «Чердынь, Соликамск, Усолье», Новиков В.С. «Инновации в туризме», «Чердынь. Путеводитель», Чагин Г.Н. «Наследие Пермского края как ресурс развития историко-культурного туризма», сайты Чердынского городского поселения, Путеводителя по России и другие.

 

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО ПРОДУКТА 1.1. Основные положения

Экскурсионный туризм, или культурно-познавательный туризм, является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса индустрии туристских услуг.

В задачи экскурсовода в ходе экскурсионного процесса входит помощь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых будет раскрываться тема, дать об этих объектах важную информацию, ощутить значение какого-либо исторического события, помочь самостоятельно составить анализ экскурсионного объекта. Также в задачи экскурсовода входит выработка у экскурсантов отношения к теме экскурсии, историческим событиям для того, чтобы они могли составить свою оценку к данным материалам.

Итак, «экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия».[1, с.20-21]

К основным функциям экскурсии относятся:

1. Функция научной пропаганды. «Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность». [1, с.26]

2. Функция формирования интересов. Задачей экскурсовода является формирование интереса экскурсантов к какой-либо области знаний. Таким образом, побывав на интересной экскурсии, у людей возникает потребность в дальнейшем изучении материала.

3. Функция информации. Каждая экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, науки, биологии, об исследованиях космоса, об исторических событиях, об открытиях археологов, о крупных изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве и т. п. Таким образом, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

4. Функция расширения культурного кругозора. Из экскурсии люди получают разные знания в области искусства, истории, литературы, архитектуры. Для лучшего усвоения материала в экскурсии включают фрагменты из фильмов, выступления участников событий, встречи с руководителями предприятий, прослушивание музыкальных произведений.

5. Функция организации культурного досуга. Экскурсия – это способ интересного проведения досуга, свободного от работы времени, и в то же время это своего рода самообразование, т.к. экскурсанты получают массу новых знаний на разные темы.

К общим признакам экскурсии относят:

1. Высокая степень наглядности, показ объектов на месте

2. Протяженность от 45 минут до одних суток

3. Наличие экскурсантов

4. Наличие экскурсовода

5. Передвижение экскурсантов по заранее подготовленному маршруту

6. Наличие конкретной темы

7.Активная деятельность участников в экскурсии (изучение, наблюдение, исследование объектов)

Также имеются специфические признаки экскурсии, например, у автобусных – выход из транспорта для осмотра объектов; у музейных – знакомство с материалами на стендах; у производственных – демонстрация работающих объектов.

Отличие экскурсии от рассказа гида состоит в том, что гид всего лишь осуществляет беглый и бессистемный обзор достопримечательностей и памятников без раскрытия темы, таким образом, гид совершенно несерьезно подходит к организации экскурсии.

Экскурсионный метод познания является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. Это комплексный метод, который направлен на изучение главного в теме, для него характерна наглядность, предметность, обязательное сочетание показа и рассказа, взаимодействие экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов, движение участников экскурсии по определенному маршруту с целью изучения объектов в естественных условиях.

Экскурсионная методика состоит из словесных, наглядных и практических методов обучения. В рассказ экскурсовода входят словесные методы: такие как беседа, объяснение, пересказ, чтение отрывков тематических произведений. В показе используют наглядные методы – демонстрация объектов в их естественных условиях и практические методы – экскурсанты самостоятельно осматривают объекты и усваивают материал.

Подробнее рассмотрим показ в экскурсии. «Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов».[1, с.73] Задачей показа является обучение участников правильному наблюдению и изучению объектов. Экск


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.