Тема 9. Объяснение в психологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 9. Объяснение в психологии

2017-12-10 1088
Тема 9. Объяснение в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология — наука, в которой возможно существование множества типов объяснения одного и того же явления. Причина — сложность объекта исследования, его «многослойность», а в объяснении автор часто «затрагивает» только один слой. Другая причина — уровень развития методологии: не выработана «технология» научно-психологического объяснения. Проблема объяснения в психологии обнажилась теперь, когда разработаны достаточно полно методы психологического эксперимента, правила обработки результатов, когда в распоряжении исследователя находится сложная и многообразная техника.

Обработка полученных результатов есть просто констатация фактов. Дать объяснение — значит в каждом случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже в какой-то степени проверенного более общего закона. Разумеется, виды объяснения могут быть весьма различными.

Стадии объяснения в науке. Ж. Пиаже [33] выделяет три стадии (фазы) исследования в психологии:

1) Установление научного факта в обобщенном виде и формулировка закона. Однако закон сам по себе еще ничего не объясняет, так как он только констати­рует обобщенный характер какой-то фактической зависимости. Объяснение начинается только с установления координации законов.

2) Дедуктивная стадия, координация законов. К простому установлению закономерности прибавляется новый элемент, не содержащийся в самой идее законов, а именно — дедуктивная конструкция, с помощью которой закон, требующий объяснения, выводят из фундаментальных законов, предположительно объясняющих его.

3) Соотнесение логической конструкции с реальностью. Дедукция закона, требующего объяснения из системы объясняющих его законов, распространяется на «реальный» субстрат или «модель», считающуюся пригодной для такой дедукции и репрезентирующую различные свои связи. Для объяснения мало просто сформулировать закон и соотнести его с более oбщим законом, а надо создать более или менее «реальную» модель, которая дает возможность понять, как происходит это событие в действительности, предсказывать новые факты.

Признаки объяснения. Можно говорить о следующих признаках объяснения: 1) необходимость констатации отношения между причинами и следствиями, вытекающая из возможности их дедуктивного выведения друг из друга; 2) реальность причинной связи, лежащая в основе измеряемых явлений и выходящая, таким образом, за пределы чистого феноменализма, которая обеспечивается моделью, служащей субстратом дедукции. Можно добавить, что в интерпретации должны быть «опорные точки». При этом необходимо указать: а) теорию, к которой примыкает исследование; б) «прорехи» в теории, которые восполняет исследование; в) методы «увязки» теории и новых данных, координации открытой нами закономерности с аналогичными закономерностями.

Процесс интерпретации должен опираться на фазы: а) определения характера отношений между эмпирическими фактами и эмпирическими и фундаментальными законами; б) выбора уровня объяснения (физиологические механизмы, переменные ситуации и т.п.; в) поиска главной причины; г) поиска психологических «осей»; д) выдвижения гипотез; е) построения новой модели; ж) определения нового знания. При этом следует учитывать трудности «проекции» полученных результатов на теоретическую концепцию.

Виды объяснения в психологии. По мнению Ж. Пиаже [33], можно выделить две тенденции в объяснении полученных фактов в психологии;

Редукционизм — сведение сложного к более простому, или пси­хологического к внепсихологическому.

Конструктивизм — объяснение, при котором более сложные психические явления объясняются менее сложными.

Tак как модели редукционистского типа, в свою очередъ, могут сохранять преимущественно психологическую окраску или, наоборот, стремиться к сведению психического к фактам, выходящим за его пpeделы, то можно выделить три крупные категории объяснения, при этом две из них имеют три разновидности.

· Психологический редукционизм. Объясняет различные формы поведения сведéнием их к одному и тому же причинному принципу.

· Внепсихологический редукционизм. Объясняет реакции или действия ссылкой на непсихологические законы. 1. Социологическое объяснение — описывает индивидуальное поведение с точки зрения взаимодействий между индивидами или структурами социальных групп различных уровней. 2. Физикалистские объяснения — толкуют поведение через физические законы. 3. Органистское объяснение — сводит психологическое к физиологическому.

· Конструктивистские сведения. Основной акцент здесь делается на процессах конструкции. 1. Модели типа «теории поведения» — объясняют поведение как результат обучения. 2. Модели «генетического типа» — объясняют поведение как проявление в различных комбинациях его врожденных форм. 3. «Абстрактные модели» — апеллируют к абстрактным моделям, полагая, что за внешне разнообразными формами поведения стоят некие общие законы [ ].

Рассмотрим некоторые примеры объяснения в психологии.

Объяснение на уровне физиологических механизмов. Анализ литературы позволяет выявить наиболее «популярные» механизмы объяснения в терминах: а)билатерального взаимоотношения; б) корково-подкорковых связей; в) теории активации; г) в терминах специфических-неспецифических влияний; д) генетики; е) клеточных взаимодействий, (например теория клеточных ассамблей Д. Хэбба); ж)гуморальных влияний; з)отдельных механизмов организации высшей нервной деятельности: например, доминанты или преобладания «возбуждения — торможения», условного рефлекса, включающегося подкоркового механизма; функциональной системы, в терминах поддержания гомеостаза.

Все физиологические теории объясняют поведение через нару­шение баланса между некоторыми компонентами, т. е. через нарушение симметрии. Это нарушение ведет к появлению напряжения, которое, в свою очередь, приводит к образованию «энергии», а «энергия» разряжается в поведение.

Объяснение через поведение (на уровне переменных ситуации). Этот способ объяснения относится к конструктивистскому виду объяснения: нужно установить связь между условиями среды и наблюдаемыми реакциями. Поведение строится в соответствии с некоторыми законами: ассоциаций, устранения потребности, подкрепления, упрочивающих ассоциации, градиентов цели (ускорение реакций при приближении к преследуемой цели — К. Левин), образования и иерархизации семейств навыков. Объяснение здесь состоит в том, чтобы вывести поведение дедуктивным путем из первичных законов.

Объяснение путем психосоциологического сведения. Примеры такого способа объяснений: теория ролей, различные концепции личности (Э. Фромм, З. Фрейд), концеп­ции мотивации (А. Маслоу), концепции «аттетьюдов» и «когнитивного диссонанса», концепции социалистических коллективов и малых групп, концепции лидерства и коммуникации, социализации и социального контроля, концепции самосознания и межличностных отношений и т. п.

Объяснение путем физикалистского сведения. В качестве примера можно сказать о различных концепциях атомистского типа, начиная с концепций древности об истечениях, первоэлементах, концепциях Т. Гоббса о корпускулах и Г. Лейбница о монадах, кончая теорией поля К. Левина. Сюда же следует отнести законы специфической энергии И. Мюллера, Г. Гельмгольца, в соответствии с которой каждый орган чувств на раздражение отвечает своим типом деятельности, независимо от характера и типа раздражителя. Каждый opган чувств способен порождать и собственные иллюзии, не зависящие от действия внешних агентов. Другой пример — вульгарный материализм Л. Бюхнера, К. Фогта и Я. Малешотта.

Здесь все процессы в организме сводятся только к физическим и химическим, а духовное начало отрицается вовсе. Делалось заключение о материальности всех психических явлений. В работах Я. Малешотта утверждалось, что характер и психический склад людей целиком зависят от состава принимаемой пищи: мясная пища способствует развитию способностей к математике и техническим наукам, растительная порождает способности к поэзии, литературному творчеству. Такие социальные явления, как войны и революции, Я. Малешотт считал порождением избыточного потребления мяса.

Математическое объяснение. Попытки применения математических методов и терминологии весьма многочисленны. Их историю можно вести, по крайней мере, от Т. Гоббса и Б. Спинозы. В настоящее время в качестве примера применения математики для объяснения можно привести моделирование, факторный анализ и всеметоды агрегации данных. Сюда же можно отнести структурный анализ, когда те или иные психические явления рассматриваются как определенная совокупность более частных, в том числе и физиологических реакций, так что, образно выражаясь, одно явление имеет структуру октаэдра, а другое — тетраэдра. В этом случае в качестве основателя такого подхода можно назвать Платона.

Теологическое объяснение. Как пример можно привести учение Фомы Аквинского о гармоническом единстве веры и знания. Существует два источника познания — естественный разум (наука) и божественное откровение (религия). Специфически человеческий способ функционирования души представляет не просто разум, но разум сознательный. Одна из определяющих особенностей томистской психологии — расположение всех явлений в ступенчатом ряду: от низшего к высшему. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души располагаются способности и их продукты (ощущения, представления, понятия). Низшее подчиняется высшему и служит ему. В конечном счете все служит богу, и движущая сила психической деятельности — это служение богу.

Телеологическое объяснение. Объяснения такого типа часто можно встретить в завуалированном виде в психологической литературе. При этом исходят из того, что движущая сила психической деятельности — стремление к некоторой конечной цели, например к гармонии, точке «омега». Этот тип часто смыкается с теологическим объяснением. По Аристотелю, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, которая есть источник движения от низших форм к высшим. По Г. Лейбницу, движущая сила всего развития, в том числе «психического движения», есть предустановленная гармония. По Шеллингу, движущей силой психического развития является стремление к мировой душе.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.