ПС., определение, цели, задачи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ПС., определение, цели, задачи.

2017-12-09 338
ПС., определение, цели, задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионально-технические учебные заведения

Целями Психологической службы являются:

- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;

- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

- осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;

- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;

- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

 

Задачи Психологической службы

Задачами Психологической службы являются:

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;

- формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

- обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

- участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

- повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

 

Детские дома и интернаты

Дети, оторванные от семьи и от родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Родительская депривация приводит к нарушениям в развитии и поведении детей, а в результате расставания с семьей разрушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. В дальнейшем именно психологические проблемы являются фактором, затрудняющим или делающим невозможной адаптацию ребенка в патронатной семье. Поэтому важна не только индивидуальная работа с ребенком до помещения его в семью, но и психологическое сопровождение семьи на протяжении всего срока, пока ребенок там находится.

Таким образом, работа детской психологической службы проекта включает в себя два основных направления:

· оценка и компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком;

· психологическая помощь ребенку и его патронатной семье

Кроме непосредственной работы с ребенком и патронатной семьей, в задачу детских психологов входит:

· образовательная работа с патронатными воспитателями (потенциальными и действующими),

· контакты с кровными родственниками детей,

· взаимодействие со всеми службами внутри проекта (социальной, медицинской, юридической) и с организациями вне его(образование и соц. защита);

· а так же научно-методическая деятельность.

Таким образом, говоря о типичных проблемах детей-- социальных сирот, можно констатировать:

· социальную дезадаптацию;

· психологические проблемы (эмоциональные и интеллектуальные);

физические нарушения (отставание от паспортного возраста, психосоматические симптомы).

Коррекционные школы

Основными задачами учреждения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической. психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям- оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Задачи:

1. определение наиболее адекватных путей и средств развивающего и коррекционного воздействия на ребенка.

2. прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития.

3. реализация собственно психологической развивающее-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

ЗПР, нарушения сенсорные, нарушения опорно-двигательные, психические заболевния. – дети с ограниченными возможностями адаптации.

Попадают в такие школы обязательно через ПМПК. Для каждого формулируется индивидуальный образовательный маршрут.

Важна экспертная функция - заключения и психологические диагнозы каждого ребенка служат основанием либо для продолжения обучения в коррекционном учреждении, либо для перевода в массовое учебное заведение.

Учреждения дополнительного образования

- создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, обеспечение охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении ЗУНов, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи в определении своих возможностей, интересов, склонностей;

Задачи:

1. содействие личностному и интеллектуальному развитию;

2. формирование способности к самоопределению и саморазвитию;

3. гармонизация социально-психологического климата;

4. психологическое обеспечение образовательных программ;

5. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, программ, проектов, пособий;

6. обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Каждое учреждение образования, работающее в инновационном режиме, имеет свои особенности, что естественным образом определяет специфику задач, форм и методов деятельности психолога.

Представляется естественным, что для практического психолога, в первую очередь, необходимо понимание специфики учреждения образования, в котором он работает, знание цели, задач и функций образовательной среды, четкое представление о том, на какое содержание ориентирована данная образовательная система.

В то же время, в значительной части школ еще идет поиск своей специфики, процесс становления традиций, микроклимата, вырабатываются собственные учебные планы и уставы — идет развитие инновационных процессов.

Таким образом, практический психолог работает не в устоявшейся системе, а в атмосфере экспериментальных начинаний, что, собственно, и порождает множество проблем, так как становление системы деятельности психолога в инновационной ситуации само по себе является сложным процессом, суть которого можно определить как адаптацию, в первую очередь самого психолога, а также детей, педагогов и родителей к деятельности в условиях новой образовательной системы.

Важными факторами в адаптации психолога в инновационной ситуации являются следующие: анализ ситуации, определение специфики и приоритетов деятельности в изменившихся условиях.

Структура ПСО.

Административная линия:

1. Отдел службы практической психологии образования мин.обр.РФ (выработка стратегий развития, создание необходимых условий, координация низовых звеньев).

2. Научно-методический совет (координация работы региональных центров и оказание организационной и научно-методической помощи)

3. Отделы психологической службы областных, городских и районных управлений (административное управление ПС и её финансирование)

4. Научно-методические советы (информативно-коррдинирующие и распределительные функции)

5. Директора ОУ,ПС (административное управление ПС конкретного учреждение, финансирование и материально-техническое оснащение).

Профессиональная линия:

1. Региональный центр

2. Городской центр

3. Районный

4. Первичные звенья

Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы

1. Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня - районных, областных городских и региональных центров (см. схему).

1. Административная линия:

1. Центральным органом управления психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях. Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений, Министерства.

2. Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:

§ формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;

§ формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;

§ выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;

§ разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;

§ определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;

§ разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;

§ разрабатывает информационное и научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;

§ разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

§ организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;

§ организует, подготовку учебников, учебных пособий, справочников и т. д. для психологов, работающих в системе образования, студентов соответствующих специальностей;

§ осуществляет координацию международных связей Российской психологической службы с ближним и дальним зарубежьем;

§ распределяет поступающие в Министерство образования России дополнительные денежные средства на развитие психологической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и частных лиц, контролирует эффективность их использования в регионах.

3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.

4. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений и департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование.

5. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.

6. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами службы.

2. Профессиональная линия:

1. Региональный центр службы практической психологии образования - головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта Федерации (регионе). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образования материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы. Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогические стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т.п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др. Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля - для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители. Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников службы и др. В центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию "психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист". Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).

2. Городской (областной) центр службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствующего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др. При центре может действовать Ассоциация детских практических психологов. Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе. Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и ДР. Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих квалификацию "психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист".

3. Районный центр службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний. Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию "детский практический психолог-методист".

4. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации. На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образования. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательно прохождение стажировки в городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога. Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), - не менее двух (трех ставок) на учреждение.

Вывод: Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.

14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.

Оборудование кабинета

Кабинет психолога - психолога может представлять собой либо помещение 12-15 кв. метров, предназначенное для приема индивидуальных посетителей и хранения картотеки, инструментария, документации, либо помещение 30-35 кв. метров (класс), что предпочтительнее.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на несколько зон, соответствующих функциональному назначению:

- зона первичного приема и беседы с клиентом;

- зона консультативной работы;

- зона игровой терапии;

- зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

 

Эти зоны могут быть разграничены с помощью подвижных перегородок, декоративных занавесей и растений, расстановки мебели.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом и шкафом, в котором размещаются методические материалы по диагностике и коррекционно-развивающей работе. Картотеку с данными о клиентах, и закрытую картотеку о результатах обследований желательно помещать в компьютер.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный стол, два мягких кресла, неяркое освещение (боковое бра).

Зона игровой терапии предполагает мягкое покрытие пола, передвижную легкую мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете. Игры, поделочные материалы, карандаши, бумагу.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Эффект релаксации и снятие мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (аквариум, светомузыка, слайдовые изображения) а также функциональной музыки. Поэтому необходим магнитофон с набором кассет.

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета:


Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.


Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.


Документация: В кабинете психолога должна стоять папка с необходимой документацией рекомендованной Дапартаментом образования города Москвы.

 

Перечень документации


1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

2. Журнал учета проведенной работы

3. График работы

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.


5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.


Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный стол, 2-3 кресла или диван и 1-2 кресла, стулья.


Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

Одно из психологических средств воз­действия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете прак­тического психолога — специально подобранные музыкальные програм­мы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкаль­ный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или уси­ливать релаксацию.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИТОДИЗАЙНА

 

В кабинете школьного психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Они могут выполнять и функции профессионально организованного пространства, когда цветы, цветочные стеллажи и стенки выполняют роль функциональных перегородок, отделяющих различные зоны кабинета (зону приема, например, от игровой зоны или консультативной зоны).

 

Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов).

 

Органичным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста.

 

СВЕТОЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

 

При организации кабинета практического психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

 

Освещение. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения).

Рекомендуется комбинированное освещение, как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет.

 

Цветовой климат. Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.

 

По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).

Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

 

Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды:

желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого.

 

Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов.

 

При организации кабинета практического психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Отрицательные эмоции и нежелание, их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет; окрашенные в веселые цвета - повышают настроение.

 

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум.

 

Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями.

Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета.

 

Зону ожидания и консультативную зону желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в основных тонах.

 

Зону игровой психотерапии оформляют с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее действие, а не расслабляющее. По этой же причине не рекомендуется использовать яркие блестящие поверхности. Сеансы релаксации лучше проводить в полузатемненном помещении, что способствует расслаблению и снятию напряжения. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани.

Эффект релаксации и снятия психоэмоционального напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки и светоцветового оформления кабинета. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, покрытие пола в зеленых тонах.

 

Документация

Психологу учреждения образования можно предложить вести такую документацию:

- график работы;

- годовой план работы;

- карты психологического изучения детей;

- бланки для регистрации результатов обследования (индивидуальные или групповые);

- протоколы консультативной работы;

- журнал учета (возможен компьютерный вариант);

- архив (продукты деятельности детей, результаты психологических исследований, магнитофонные записи и пр.)

График работы отражает режим работы психолога и закрепляет дни или часы за определенными видами психологической работы (консультирование родителей, педагогов, диагностическая и развивающая работа и др.)

Годовой план работы помогает психологу равномерно решать перспективные задачи психологической службы: в нем уделяется время плановым обследованиям детей, психопрофилактическим мероприятиям, отражены этапы развивающей работы и многое другое. Карты психологического изучения и бланки с результатами обследования ранжируются по группам или классам, по потребности психолог заводит дополнительные папки по проблемам. Протоколы консультативной работы собираются в отдельную папку и номер протокола отражается в карте психологического изучения ребенка.

В журналах учета отражается вся деятельность психолога и конкретное воплощение годового плана, планируется текущая работа.

Цель данных научных рекомендаций - показать некоторые общие принципы оформления рабочего места психолога, при этом допускается обоснованная вариативность использования рекомендаций в зависимости от специфики работы данного учреждения образования и его материально-технической базы.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

· познавательной сферы;

· личности;

· аффективно-волевой сферы;

· поведенческих аспектов;

· межличностных отношений:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

· детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· индивидуальную;

· групповую:

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

· программированную;

· импровизированную.

.

6. По продолжительности:

· сверхкороткую (сверхбыструю);

· короткую (быструю);

· длительную;

· сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

· общую;

· частную;

· специальную.

 

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

 

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию

· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.

· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

 

Методические средства.

В основе систематизации методических материалов могут лежать следующие принципы:

- подбор материалов по основным видам деятельности практического психолога (психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика и психокоррекция);

- ранжирование методик внутри направлений по возрастам;

- систематизация мет<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.