Язык программирования Pascal — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Язык программирования Pascal

2017-12-09 189
Язык программирования Pascal 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛФАВИТ ЯЗЫКА

Алфавит языка – набор зарезервированных символов и ключевых слов, используя которые, пользователь создает свои прикладные программы.

Основными символами языка в системе программирования Pascal являются:

- Латинские буквы (большие и маленькие) от A до Z;

- Цифры от 0 до 9;

- Символы + - * / = ^ < > [ ] { },.:; ' # @$.

- Составные символы:= <>..(**) <= >=.<= и >=.

Нет различий между большими и малыми буквами при их использовании для определения имен переменных, процедур, функций и меток. В символьных константах и комментариях могут использоваться любые другие знаки (например, буквы русского алфавита).

ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

Идентификаторы используются в качестве имен переменных, констант, программ, процедур и т. п., начинаются с латинской буквы или знака подчеркивания и состоят из латинских букв, цифр и знаков подчеркивания. Прописные и строчные буквы не различаются, т. е. _InDex и _INDEX - это один и тот же идентификатор. Например, a1, _h, b123 - идентификаторы, а 1a, ф2 - нет. Служебные слова предназначены для оформления конструкций языка и не могут быть использованы в качестве имен.

Комментарий - любой текст, ограниченный (*...*) или {...}.

Вложенность комментариев не допускается, но можно (*..{..}..*) и наоборот {..(*..*)..}. Комментарий может быть помещен в любом месте программы.

 

ТИПЫ ДАННЫХ

Программа, написанная на Pascal (как и любая другая программа), предназначена для обработки данных. В зависимости от способа их хранения и обработки в ЭВМ данные можно разбить на две группы: константы и переменные.

Константы – это те данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы. В языке Pascal используются три вида констант:

1) числовые константы (целые или вещественные);

2) логические (или булевские) константы;

3) символьные и строковые константы.

Целые константы – это целые числа (без точки).

Pascal позволяет использовать также шестнадцатиричные целые значения. При использовании шестнадцатиричной константы перед ней указывается знак доллара $; например, $27 определяет число 39 (в десятичном исчислении).

Вещественные константы могут быть представлены в двух видах: с фиксированной и плавающей точкой.

Константы с фиксированной точкой - это числа, содержащие точку, разделяющую целую и дробную части. Константы с фиксированной точкой обязательно должны содержать как целую, так и дробную части.(2.3, 4.5)

Константы с плавающей точкой - это числа, представленные с десятичным порядком: mEp (без пробелов), где m - мантисса (как целые, так и вещественные числа с фиксированной точкой); E -признак записи числа с десятичным порядком; p - порядок числа (только целые числа),например,4.6Е-8.

Логические константы принимают два значения: TRUE (истина)и FALSE (ложь).

Символьные константы - это какой-либо один символ, заключенный в апострофы: 'A', 'I', '!' и др.

Строковые константы – это последовательность символов, заключенная в апострофы: '+9CL', 'A B'.

Переменные – это именованный элемент, который в процессе выполнения программы может принимать различные значения. Запрещается использовать в качестве идентификаторов переменных зарезервированные ключевые слова Pascal.

На языке Pascal типы переменных описываются следующим образом:

Boolean – логические

Char – символьные

Record – записи

Array – массивы

Set – множества

File – файлы

String – строки символов.

Стандартные скалярные типы

Целочисленные типы переменных Pascal

Тип Наименование Диапазон допустимых значений Занимаемая память
SHORTINT Короткое целое -128... 127 1 байт
BYTE Байт 0... 255 1 байт
INTEGER Целое -32768... 32767 2 байта
WORD Слово 0... 65535 2 байта
LONGINT Длинное целое -27109... 27109 4 байта

Вещественные типы переменных Pascal

Тип Наименование Диапазон допустим. значений Число значащих цифр Занимаемая память
REAL Вещественный 10-38…1038   6 байта
SINGLE С одномерной точностью 10-32…1032   4 байта
DOUBLE С двойной точностью 10-308…10308   8 байт
EXTENDED С повышенной точностью 10-4931…104931   10байт
COMP Сложный -9*1018…9*1018   8 байт

 

Выражения и операции

Любое выражение имеет определенный тип и после вычисления возвращает некоторое значение. Простейшими выражениями являются переменные и константы. Более сложные выражения строятся из более простых с использованием операций, скобок, вызовов функций, индексов и приведений типов. Данные, к которым применяются операции, называются операндами.

В Pascal ABC имеются следующие операции: @, not, ^, *, /, div, mod, and, shl, shr, +, –, or, xor, =, >, <, <>, <= и >=.

Арифметические операции

К арифметическим относятся операции + – * / для вещественных и целых чисел, операции div и mod для целых чисел. Выражение, имеющее числовой тип, называется арифметическим. Тип арифметического выражения определяется по следующему правилу: если все операнды целые и в выражении отсутствует операция деления /, то выражение имеет тип integer, в противном случае выражение имеет тип real. Например, если b имеет тип byte, c имеет тип 1..9, то b+c и -b имеют тип integer, а 2.0+b и 1/2 - тип real.

Логические операции

К логическим относятся операции and, or и xor, операция not, имеющие операнды типа boolean и возвращающие значение типа boolean. Выражение, имеющее тип boolean, называется логическим.

Операции отношения

Операции отношения <, >, <=, >=, =, <> возвращают значение типа boolean и применяются к операндам целого, вещественного, символьного, логического и строкового типов, а также к типизированным указателям. Операции = и <> также применяются к операндам типа pointer, к операндам, являющихся объектами классов и к константе nil. При сравнении символа и строки символ преобразуется в строку длины 1.

Побитовые операции

Побитовые операции and, or, not, xor, shl, shr производят побитовые манипуляции с операндами целого типа. Для операции not результат имеет тот же тип, что и операнд. Для остальных операций результат имеет тип integer. Например, если b имеет тип byte и b=1, то b shl 10=1024, а not b=254.

Строковые операции

Помимо операций отношения <, >, <=, >=, =, <>, к строковым и символьным операндам применима операция конкатенации (слияния) +. Ее результат имеет строковый тип. Например, 'a'+'b'='ab'.

Операция @

Операция @ применяется к переменной и возвращает ее адрес.

Операции с указателями

К типизированным указателям применима операция разыменования ^: если p является указателем на тип T, то p^ - элемент типа T, на который указывает p.

Кроме операций отношения <, >, <=, >=, =, <>, к указателям применимы арифметические операции + и -.

Приоритет операций

Приоритет определяет порядок выполнения операций в выражении. Первыми выполняются операции, имеющие высший приоритет. Операции, имеющие одинаковый приоритет, выполняются слева направо.

Таблица приоритетов операций

@, not, ^ 1 (наивысший)
*, /, div, mod, and, shl, shr  
+, -, or, xor  
=, <>, <, >, <=, >=, in 4 (низший)

 

СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ

Основные стандартные арифметические функции Pascal приведены в таблице. В тригонометрических функциях синуса или косинуса аргумент должен быть задан только в радианах. Если аргумент x дан в градусах, то для перевода его в радианы используется формула y = x * π / 180.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.