Жанровая структура теле- и радиовещания. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Жанровая структура теле- и радиовещания.

2017-12-09 577
Жанровая структура теле- и радиовещания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Телевизионная и радиожурналистика условно разделяется на информационную и публицистическую. На выбор жанра влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в эфире, рамки определенной рубрики. Два журналиста могут быть направлены на один и тот же объект. Однако один из них делает сюжет для информационной программы с заданным хронометражем в 50 секунд, а другой — 30-минутный очерк. Исходная направленность работы и сам характер журналистского поиска у этих двух журналистов будут различны.
К информационным жанрам телевидения относятся: заметка (или видеосюжет), отчет, выступление, интервью и репортаж.
На телевидении в жанре ЗАМЕТКИ выступают устное сообщение и видеозаметка. Иногда видеозаметку называют хроникальным репортажем. Заметка на телевидении — короткий материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Устное сообщение является основным элементом выпусков новостей. Основное преимущество — особая оперативность (новость представляет всеобщий интерес, но съемки по той или иной причине невозможны, или видеоматериалы еще не получены). Устные заметки подаются короткими блоками, объединенными по тематическому признаку.
Видеозаметки условно делятся на две разновидности. Первая — сообщение об официальном или просто конкретном событии. Вторая — авторская видеозаметка, с планированием сценария (сценарная заметка).
ВЫСТУПЛЕНИЕ — любое обращение человека к массовой аудитории, когда сам человек является основным (и часто единственным) объектом показа. Выступление является скорее не жанром, а методом, при помощи которого автор может донести до зрителя любую информацию. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, документов. Успех выступления в кадре зависит от техники и приемов, используемых в авторской речи. Тележурналисту, которому предстоит выступать в кадре, следует ознакомиться с основными риторическими операциями. С точки зрения техники показа выступление в кадре — самая простая форма передачи.
На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:
— текстовое, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;
— тезисное, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий.
— импровизированное выступление, где предварительно обозначены тема и хронометраж.
Существенное качество телевизионного ИНТЕРВЬЮ — эрелищность. Источником информации при использовании телеинтервью становится уже не только звучащая речь, но и мимика, жест поведение собеседников и окружающая их среда. Эрелищностью объясняется достоверность и широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Интервью для тележурналиста — это способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией. Интервью занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных событиях. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).
Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:
1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области;
2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики.
З) обыкновенные люди; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.
Примерная типология интервью:
Протокольное интервью (получения официальных разъяснений по различным вопросам), информационное интервью (получение определенных сведений - ответы не являются официальным заявлением), интервью-портрет (его цель - всестороннее раскрытие собеседника), гiроблемное интервью (или дискуссия), интервью-анкета (выявление мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом).
Самый распространенный жанр тележурналистики — РЕПОРТАЖ. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия. Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.
Существует также разделение телерепортажа на синхронный (содержащий естественные шумы события и речь его участников), и немой (закадровый текст читает теледиктор). данная разновидность все реже употребляется в практике крупных телестудий.
С точки зрения типологических особенностей репортажи делятся на событийные (показ реального события, не зависящего от репортера), тематические (журналист подбирает объект показа в соответствии с темой и идеей) и постановочные (журналист — организатор события).
В практике телевещания используются комментированный и некомментированный репортаж. Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений.
В комментированном репортаже активно действующей фигурой становится репортер. И хотя на протяжении всей передачи он часто остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.
К аналитическим жанрам телевидения относятся: КОММЕНТАРИЙ, ОБОЗРЕНИЕ, БЕСЕДА, ПРЕССКОНФЕРЕНЦИЯ, ДИСКУССИЯ, ТОК-ШОУ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ — это разновидность выступления в кадре. Все шире используется и закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Основу телевизионного комментария составляет открытая авторская оценка и авторский анализ.
Специфический жанр ОБОЗРЕНИЯ прочно утвердился на современном телевидении. Обычно различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени («Зеркало», «Итоги» и пр.) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики — экономики, науки, искусства, спорта («Футбольное обозрение», «Мое кино»).
Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни.
Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.
Беседа — специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Этот жанр широко представлен в телепрограммах. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Перед пресс-конференцией часто проводится брифинг — краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного события и желаемых аспектах его освещения. Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей — в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Телевизионная пресс-конференция, требующая режиссерского монтажа как и любая студийная передача, обычно не подвергается сокращениям или идет в прямой эфир («Без ретуши» РТР).
В последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи в жанре ТОКШОУ. В переводе с английского дословно — разговормое зрелище, разговорное представление.
Ток-шоу, сочетая признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Ток-щоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Непременными компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими мыслями, поступками, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков простых зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом и пр. Иногда термином ток-шоу обозначают любую разговорную передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ пришла на телевидение из газеты и радиовещания. На телевидении жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным журналистом. В сущности телевизионная корреспонденция — экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи. У корреспонденций на телеэкране два полноправных автора — журналист и оператор. Изобразительная сторона корреспонденции также важна, как и словесная.
К художественным жанрам телевидения относятся: ОЧЕРК, ЗАРИСОВКА, ЭССЕ, САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. ОЧЕРК является ядром художественной телепублицистики. Метод очерка распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что объясняется сочетанием исследования документального материала и рассказа. Построенный на строго документальной основе, очерк облекается в художественно-обобщенную форму. Очерк сочетает в себе все качества репортажа и обозрения. Разновидности очерка: портретный, путевой.
ЗАРИСОВКА — это жанр, где образность преобладает над информационностью. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки.
У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть). В зарисовке широко используется музыка и естественное шумовое оформление.
ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ
Радиовещание в своем развитии уже создало и продолжает создавать свои, присущие только ему одному формы и жанры, приемы построения материала.
Содержание радиовещание в целом можно разделить на две основные части: радиожурналистику и художественное вещание. Между этими частями нет непереходимой границы. Структура жанров, их черты и свойства складывались на радио исторически. Некоторые из жанрообразующих элементов существовали до возникновения радиовещания в газетных и журнальных жанрах.
РАДИОЗАМЕТКА чаще всего применяется в выпусках новостей. Это небольшие оперативные сообщения. Основные качества — краткость, конкретность и выразительность. Часто объединяются в тематические блоки.
ОТЧЕТЫ — преимущественно идут в эфир в дикторском чтении с места события. Остальное об отчете — то же самое, что и об отчете в прессе.
ИНТЕРВЬЮ — стандартно.
РАДИОРЕПОРТАЖ — стандартно.
КООРЕСПОНДЕНЦИЯ — один из самых распространенных жанров на радио. Посвящена узкой теме, часто используется оживление авторской речи диалогами, вопросами и ответами.
РАДИООЧЕРК — в нем используется литературно-разговорная речь, включаются дополнительные элементы: фонограммы, музыкальные вставки, шумовые эффекты.
РАДИОКОМПОЗИЦИЯ — это рассказ с лирическими или музыкальными иллюстрациями.
1) Информ-ые=новостные. ( близость,известность,своевр-ть,воздействие, масштабность,конфликт, необычность,персонифиакция): инф.сообщение=заметка(видеосюжет), отчет,выступление (ведущего,стэндап(монолог в кадре), прямые включения,интервью(пробл.,портрет,инф.,анкета,протокольное),репортаж(прямой и фиксированный,событ.,тематич.,пробл., спец.(р.-расслед.),спорт.; 2) Аналит.:комментарий(закадр.), обозрение(обзор печати, «Вести Мордовии», «Намедни», «Неделя»), беседа, дискуссия, ток-шоу(появ. с перестройкой- «Тема», «Моя семья»), пресс-конфер.=брифинг. 3) Худож.: очерк(исслед.+рассказ, присут.автора в кадре, путевой,портр.,пробл.), зарисовка(часто просто изображение, муз.сопровожд.), эссе(=рецензия на стизи,теотр.постан., фильмы-эссе, фельетон и др.сатир.жанры(«Аншлаг» -не ТВ, «Фитиль»)

2.Правительственная политика в России в области печати (втор.пол.19в.) Неспокойная политическая обстановка в западной Европе и в России привели в еще большему ужесточению цензуры. Был учрежден специальный комитет по проверке содержания выпускаемых периодических издания и действий цензуры. Лишь “Северная пчела”, “Библиотека для чтения” и “Москвитянин” получили одобрение комитета. “Отечественные записки”, “Современник” и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены, некоторые литераторы, например, Салтыков-Щедрин, были отправлены в ссылку. Было решено создать дополнительный постоянно действующий негласный комитет (“Бутурлинский” комитет), который осуществлял бы усиленный контроль за работой цензуры и за содержанием журналов. Причем цензуре должны были подвергаться не только новые статьи, но и уже опубликованные, если их собираются перепечатывать другие издания. Председатель комитета Бутурлин даже в евангелие усматривал демократический, а в формуле “официальной народности” – и вовсе революционность. Было запрещено обсуждать в печати любые мероприятия. Гонениям подверглись даже славянофилы, был прекращен выпуск их “Московского сборника”. Порицания получал даже журнал “Москвитянин”. Закрылись многие издания, в частности, “Литературная газета”. Большинство журналов потеряли свое лицо, писатели печатались, где придется. Пришел в упадок отдел литературной критики. Получил развитие легковесный и пустой литературный фельетон. Разрослись в журналах отделы науки. Эти тенденции коснулись даже “Современника”, который стал менее ярким и либеральным. Журнал снова стал важнейшим типом СМИ этого времени – литературно-общественный ежемесячник. “Захирела” “Северная пчела”. Лишь Крымская война и ее окончание вызвали оживление на газетно-журнальном рынке. В 40-50-е гг. у “Северной пчелы” появился конкурент – “Санкт-Петербургские ведомости”. Они выходили большим форматом, и давали не только подборки новостей из иностранных газет, но публиковали сообщения собственных корреспондентов за рубежом. После 1855 г. газеты снова получили право писать о событиях внешней и внутренней политики России. Стало легче организовать новую газету. Крестьянская реформа 1861 г. способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов и промышленности. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела.. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”. С огласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать. Но это не значило отмену цензуры для части изданий. Министр внутренних дел в случае нарушений мог посылать им предостережения и даже по решению суда закрывать издания. Мог преследовать издателей в судебном порядке. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Первоначально им монопольно владели 13 хозяев, которые получали от полиции 176 нагрудных блях для своих торговцев.

Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована. Есть уже массовые и качественные издания, общественно-политические и специализированные. Большинство ежедневных газет свою главную задачу видят в максимально возможном достоверном информировании читателей о событиях внутренней и международной жизни. Среди ведущих газет – “Новое время”, “Русский курьер”, “Свет”, “Новости дня”, “Русское слово”, “Русский листок”, “Россия”. Мелкая – дешевая массовая пресса обслуживает интересы простонародья - “Петербургская газета”, “Петербургский листок”, “Московский листок”. Газета “Московские ведомости” продолжает оставаться в числе популярных. Улучшается полиграфическое оформление газет. Частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительны доходы. В частности, популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов. Конец века в России – это равнозначное сосуществование газет и журналов в системе СМИ, что говорит о вполне хорошо сформированном и насыщенном информационном рынке. Главный изъян российского информационного поля – отсутствие свободы печати и других политических свобод.

Билет №28

1. Понятие «аудитория» в журналистике. Сущность, свойства, типы массовой аудитории, принципы и методы публицистического воздействия. Аудитория – временная, относительно устойчивая общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Очень подвижное, быстро меняющееся образование со своими характеристиками. В составе ауд есть пассивная и более активная часть, которая как правило формирует линию обратной связи(те, кто пишет письма). Ауд пост меняется. Ауд характеризуется первичностью и вторичностью. Первичная ауд – люди, кот сами получили информацию от СМИ и передают ее тем, кто не получил. Так образуется вторичная ауд. Она составл большой пласт. Массовая аудитория – та часть общества на кот специально ориентировано определенное издание, к кот это изд обращено. Аудиторию определяют так – расчетная(предполагаемая)- на кого направлена информ; реальная – ауд конкретного источика инф-ии; потенциальная - та часть ауд, кот может приобщиться к источнику инф-ии. Чтобы эффективно управлять ауд нужно рассчитать на какие слои людей будет ориент информ, кто реально сможет потреблять информацию, и кого можно будет привлечь. Нужно регулярно измерять ауд. 3 среза – соц-демократич сведения(возраст, пол); сведен о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об отнош к власти и оппозиции; об отнош к изданиям, программам, запросах, мотивах Аудитория.

1.Понятие, характеристики.

Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные обществен­ные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассмат­риваются и в более широкой системе социальных отношений.

Этимологически понятие «аудитория» связано с представле­нием о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно тол­куется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.

На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъ­ектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за ко­торыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназна­чена эта информация, — с другой. Так складываются функцио­нальные отношения между участниками—издателем, журна­листом, аудиторией.

Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, кор­ректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воз­действие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от инфор­мации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характе­ристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, теле­видение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ­ных общностей) с личностью.

Средства массовой информации апеллируют к личности в со­вокупности её социальных ролей—как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народно­хозяйственной отрасли и т.д. В целом содержание массовой ин­формации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому журналистика, ее практичес­кие задачи оказались так близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей, науке, которую «отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, вопло­щающий в себе некоторые социально-типичные черты».

В поле зрения социологии журналистики попадают и те харак­теристики (отношения) аудитории, которые определяются рам­ками самой системы массовой информации (аудиторные характе­ристики или отношения), и те, что определяются объективным положением в более широкой социальной системе(социально-демографические и профессиональные характеристики) и субъек­тивным отношением к своему положению людей (социально-пси­хологические характеристики). Свойства аудитории, характеризующие ее положение в широкой социальной системе, рассматри­ваются как факторы, независимые переменные по отношению к аудиторным характеристикам—зависимым переменным.

Каждая отдельно взятая социально-демографическая и соци­ально-психологическая характеристика не дает возможности предполагать с высокой степенью вероятности тот или иной выбор человеком информации, ее оценку, реакцию на нее и т. п. Так, в системе массовой информации знание только профессиональных характеристик аудитории не дает возможности прогнозировать ее аудиторное поведение. Таким образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.

В поиске оснований для планирования информационного воз­действия практики и исследователи в области массовой информа­ции стремятся отыскать устойчивые сочетания социально-демо­графических и социально-психологических характеристик аудито­рии. В этом смысл типологических исследований. Выявление представителей разных типов среди аудитории позволяет сделать адресат массовой информации более конкретным и соответственно более действенным — информационное воздействие.

Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные от­делы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют мате­риалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информацион­ные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории—важнейшая задача практического програм­мирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.

Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать понятие аудитории.

В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно на все на­селение того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).

В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой(этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию—это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.

Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

Данные ряда исследований позволяют предположить, что ста­тистическая граница аудитории и не аудитории (реальной ауди­тории и не аудитории) ежедневных газет, радио и телевидения пролегает между следующими мерами регулярности обращения «несколько раз в неделю» и «один раз в неделю» (т.е. если уж люди пользуются данным средством массовой информации, то делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИП. Причем такие пока­затели следует рассматривать как базовые или как условие для достижения всех других, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией, и прежде всего аудиторией расчетной.

Практически в каждом издании (а если взять систему массо­вой информации в целом или средство массовой информации в целом—то тем более) сосуществуют материалы, направленные на все или на отдельные виды аудитории. С другой стороны, в аудитории есть люди, имеющие по положению в системе общественного разделения труда, по положению в системе общест­венного управления разное объективное отношение к определен­ным изданиям, программам, рубрикам, материалам. Легче всего обнаружить разницу во взаимоотношениях органа информации с, массовой аудиторией и социальными институтами(организация­ми, ведомствами, учреждениями). Некоторые исследова­тели вообще предложили разделить читателей газеты на «дело­вых» и «эмоциональных»—тех, кто читает данные материалы по долгу службы, и тех, кому они просто нравятся и потому ин­тересны. Несмотря на всю условность такого разделения, в нём отражены обе стороны результативности деятельности СМИ - эффективность и действенность. Эффективность принято рассматривать в связи с воздейст­вием на массовую аудиторию, действенность—на социальные институты. В целом это оказывается воздействием физически на одних и тех же людей, но ситуатив но — в их разных функциях одни материалы апеллируют к ним как к конкретным предста­вителям конкретных организаций в сфере их должностной компетенции, другие—касаются их в той же мере, как и многих других людей разных профессий и возрастов, должности и положения.

Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­бый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особый читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория«имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что и позволяет выделять в ней при исследовании разные группы.

2.Отношение аудитории к СМИ.

Функциональные отношения между участниками процесса массовой информации реализуются во множестве частных связей (отношений). Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовой информации.

Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв­ляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другимиу частниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников инфор­мации, письменные и устные контакты с«журналистом» и «издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.

Все рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система характеристик, имеющих качественную и количественную определенность — как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриваться как индексы, (например, интерес к определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основе ряда проявлений — заявленного интереса, линии выбора источников информации и от­дельных сообщений и т. п.).

В конкретных социологических исследованиях изучаются как сами проявления отношений аудитории со средствами массовой информации, таки их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом субъекте отношения, в объекте отношения, а так­же конкретно-исторической ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.

Развитие формализованных методов анализа массовой инфор­мации (контент-анализа), организация комплексных исследова­нии СМИ позволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики текстов. Представляется необходимой и разработка методики формализованного анализа ситуации (времени, социальной среды, проблем общественного развития), в рамках которой изучается аудитория.

Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней от­ношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массо­вой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

1 Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение),использование «наборов» средств.

2 Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование«наборов» источников.

3 Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.

4 Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

5 Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Одни из факторов действуют на всех уровнях, другие — на отдельных. К числу «сквозных» относится система жизненных интересов личности, действие которой отражается в массе проявлений.

Показатели каждого из уровней отношений позволяют лишь с некоторой долей вероятности судить о показателях на других, «более конкретных». Чем конкретнее уровень отношений, тем больше факторов влияет на них

Понятие отношения вбирает в себя как устойчивые, так и ситуативные характеристики. Их важно различать. Так, во многих исследованиях выясняется популярность материалов конкретных газет, передач радио и телевидения. По таким данным нельзя однозначно судить об устойчивых формах отношения. Если чи­тателю, например, не нравится экономическая рубрика в данной газете, то это не значит, что он вовсе не интересуется вопросами экономики. Этот интерес он может удовлетворять за счет других систем социальной информации (специальной литературы), дру­гих средств информации (в рамках данной системы информа­ции), других источников. Это касается и выбора конкретных ма­териалов: он в значительной степени обусловлен их конкретными качествами.

2.Тип современного публициста-проблемника. В.Песков. Сегодня все чаще на страницах общих печатных и электронных СМИ говорится о возрождении общественного интереса к экологической информации. Частично это следствие наступления некоторой, пусть даже относительной, стабилизации в обществе, частично - невозможности отвернуться от проблем повседневной жизни. Экологическая журналистика переживает сейчас нелучшие времена: экологические материалы, даже самые интересные, публикуются в основном на последних страницах изданий, часто хорошие экологические статьи заменяются другими, с точки зрения редакторов, более важными - криминальными или спортивными материалами. И в погоне за тиражами и рейтингами издания идут на поводу у самой невзыскательной части аудитории, стремятся подражать (по стилю, форме подачи, оформлению) "бульварным" хорошо продающимся газетам и журналам. Между тем, актуальность и очевидность экологической проблемы не нужно доказывать. "За 2 тысячи лет с лица Земли исчезло 110 видов, причем 1/3 из них - за последние 50 лет". "Потребление кислорода человеком уже превышает нормы выработки кислорода растительным миром. Спасают положение тропические леса - главный поста


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.