Декреты и постановления о печати в России на переходном этапе развития (март 1917 – июнь 1918 гг.). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Декреты и постановления о печати в России на переходном этапе развития (март 1917 – июнь 1918 гг.).

2017-12-09 917
Декреты и постановления о печати в России на переходном этапе развития (март 1917 – июнь 1918 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Февральская революция 1917 г. совершилась в России мирным путем. Она провозгласила демократические свободы, прежде всего свободу слова, печати, провела амнистию политических заключенных, дала возможность легально действовать социалистическим партиям (эсерам, РСДРП, анархистам) и выпускать свои издания. Эти перемены открыли новую страницу истории отечественной журналистики – короткий период работы в условиях свободы печати. Временное правительство начало выпускать свою официальную газету “Вестник Временного правительства”, затем “Народную газету”. В нем видно, что оно продолжало вести ту же внутреннюю и внешнюю политику, что и царская власть. Поэтому левые партии и издания стали критиковать ее в своих изданиях с той же страстностью. Росло количество газет в столицах и в провинции, появлялись издания различного направления, в том числе и политического, на национальных языках. 27 апреля 1917 г. был принят Закон о печати, согласно которому в России могли беспрепятственно выпускаться. Издаваться, распространяться и продаваться печатные издания любых политических направлений. Стала расти сеть солдатских газет. Появились “Известия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов” в столице и в провинции как печатные органы новой власти - Советов всех уровней. Эти издания нередко были очень близки с органами социалистических партий, нередко в редакциях работали сотрудники, придерживающиеся левых убеждений. Социалистические партии вновь стали выпускать большое количество газет. Большевики возобновили выпуск газеты “Правда”. В Москве стал выходить орган московского комитета большевиков “Социал-демократ”. Были еще газеты “Деревенская беднота”, “Солдатская правда”. В ряде городов – в Киеве, Харькове, Екатеринославе, в Прибалтике и в Закавказье появились 16 большевистских изданий общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. Они критиковали деятельность Временного правительства, другие социалистические партии за соглашательскую позицию и ратовали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Меньшевики создали свой центральный орган “Рабочая газета”, московскую газету “Вперед” и провинциальные издания в Киеве, Ростове. Тифлисе, Баку и других городах. Не отставали от них и эсеры: московская газета “Земля и воля”, киевская “Воля народа”, вологодская “Вольный голос Севера”. Была у них своя политическая и литературная газета “Дело народа”, где публиковались эсеровские лидеры, в том числе и руководитель Временного правительства А.Керенский. Эти издания поддерживали Временное правительство, выражали недоверие большевикам и несогласие с их политикой, не разделяли идею установления диктатуры пролетариата. Ни о какой свободе печати речи не шло. Силу печатного слова руководитель большевиков хорошо понимал. Журналистика перед Октябрьской революцией была многопартийной. К октябрю 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий. У социалистических партий – 85. Вся эта разветвленная система многопартийной печати. Последующие события октября 1917 г., острая борьба между партиями решили судьбу многих периодических изданий, выражавших несогласие с большевиками. Для многих 1917-1918 гг. стали последними в их истории. Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”. В типографии преуспевавшей “Копейки” стали печатать вновь созданную газету “Известия”. Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века. С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства. Частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения – созыв Учредительного собрания. Это привело к расправе как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты – все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет “О введении государственной монополии на объявления ”. Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета “О революционном трибунале печати”, дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации. Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. – газета “Беднота”, в апреле – “Известия Комиссариата по военным делам”, в мае – “Известия Комиссариата здравоохранения”, затем – “Вечерняя красная газета” Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную “Правду” и государственную – “Известия”. В них находили отражение политическая борьба, проблемы внешней и внутренней политики, нововведения в области экономики и организации жизни.

Билет № 3

1. Образ аудитор. в информ. поле…

Одна из форм взаимодействия людей в процессе деятельности – общение (коммуникация). Представляя собой обмен сообщениями, в которых содержатся рез-ты отражаемой действительности, она является неотъемлемой частью социального бытия, формируя информационное поле. Любой вид общения возможен тогда, когда создатель текста располагает определенными сведениями, которые позволяют ему представить образ адресата или аудитории, т.е. совокупность данных, к-рые должны учитываться при организации речевого воздействия для достижения конкретной цели. В этом проявляется технология в информационном пространстве. В массовой коммуникации при этом важны: социальные и социально-психологические характеристики аудитории, т.к. от них зависит, обратится ли адресат к конкретному информационному средству в поисках информации, примет или отвергнет предлагаемую информацию, как им будут поняты передаваемые сведения. Традиционный источник информации (исторически наиболее старый) – пресса. Благодаря техническим открытиям 20 в. совр. чел. имеет возм-ть м\у печатной, Р. или ТВ-инф-ей. Р. и ТВ как каналы передачи имеют ряд преим-в перед прессой. Они более оперативны в сообщен. послед. новостей, все шире польз-ся прям. эфиром. ТВ, соединяя речев. инф. с образом, привлек. нагляд-ю предст-я мат-ла. С недав. врем. успешно ведет борьбу за ауд-ю регион. пресса. Она модерн-сь, умело сочет. междун., национ. и регион. инф-ю. Газ. выступ. в роли коллектив. коммуникатора (организатора). В зависим-ти от этого формир. стратегия печат. органа как в сфере его идеологич. деят-ти, так и в том, что касается выбора вербальн. и изобразит. ср-в. Технологич. аспект-это оформит. решение изд.-т.е. использ-е разного рода шрифтов, размещен. фотомат-лов, музык. сопровожден. Текст масс. инф. диффер. по совокупному образу ауд-и или образу ритора, террит., профессион. признаку на основе видовых и жанровых особенностей. Совокупный образ ритора – черезвычайно важная категория в информационном поле. Это та часть стиля и содержания, которая объединяет все выпуски одного органа информации. Каждый орган вырабатывает свой образ: выбор темы определяется заинтересованностью ритора, а речевых средств – доступностью их аудитории. Журналист должен так подать обсуждаемый вопрос, чтобы аудитория могла оценить различные взгляды на эту проблему. Стилевое единство, так же служащее средством объединения всех выпусков органа информации, зависит не только от индивидуальных творческих качеств сотрудника, но и от места органа в системе СМИ и его идейно-творческих задач. Прогноз организации аудитории зависит от задач и программы массовой информации в целом и от конкретного соотношения её источников – газет РВ и ТВ.

2.Отечественная журналистика в годы первых пятилеток (20-30гг.). творчество Л.Рейснер, Е.Ярославского, Ю.Стеклова.

Сов. жур. как идеологич. и организац. оружие реализации большев.концепции социалистич. стр-ва. Сращивание парт. и гос. аппарата. Дискуссия о темпах индустриализации. Троцкий призывает форсировать её проведение, Сталин не согласен, однако через неск. лет осуществляет эту программу. Свои опасения высказывает Бухарин в многочисл.статьях, не получивших поддержки.1929 г. – утверждение первого пятилетнего плана. Его вып-е – главная тема в СМИ (особенно в «Комс.правде», активно освещавшей о вып. первой пятилетки, «Вечерняя Москва», расск-ая о новых предприятиях столицы, о стр-ве метро и т. д.).Коллективизация – газеты призывают ускорить её темпы. Жесткие методы, торопливость, перегибы в ходе коллективизации – «Головокружение успехом» Сталина в 1930 г. (поругал за допущенные перегибы, однако о своей роли во всем этом промолчал). Переселения, насильственные методы коллективизации, репрессии – негативные тенденции появляются и в прессе. Объявлено, что первая пятилетка выполнена досрочно, в 1933 г. страна вступает во вторую пятилетку.Радиорепортажи «Трансляции из жизни». Вместо радиогазет появились выпуски «Последних известий». Новые формы взаимодействия газет и радио, радиомитинги, радиопереклички и т. д.Рассказы о героях труда и просто героях: стахановцах, челюскинцах, папанинцах, красноармейцах в боях на Халкин-Голе, у озера Хасан. Вся пресса проникнута оптимизмом, верой в светлое буд., все больше уходит от реальной жизни (не пишет о кризисе в с/х и др.). Часто пресса становится инициатором репрессий, проводит лозунг о неутихающей класс.борьбе, выступает против «саботажников», «врагов народа» и т. п. Освещение показательных процессов 30-х г. г. Междунар.ситуация – буржуазное и фашистское окружение, война в Испании и т. д. Развитие жанров репортажа, очерка, фельетона. СМИ помогли укрепить в Сов.Союзе тотал. режим личной власти Сталина, стали орудием адм-ком. системы.Очерки А. Серафимовича в "Правде", Л. Рейснер в "Известиях", Д. Фурманова в газете "Рабочий край" (Иваново). Выступления в печати Д. Бедного и В. Маяковского."Письма к Луначарскому" В.Г. Короленко.

Постепенное преодоление кризиса печати, продолжение процесса её дифференциации. Новые центральные газеты: "Труд", "Красная звезда", "Комсомольская правда". Массовые центральные органы печати: "Крестьянская газета", "Батрак", "Рабочая газета". Местные общеполитические и массовые газеты. Национальная журналистика. Возникновение фабрично-заводских многотиражек. Усиление в журналистике партийного диктата.Состояние журнальной периодики. "Красная новь" - первый советский "толстый" журнал. Новые общественно-политические журналы "Под знаменем марксизма", Коммунистическая революция", "Большевик". Литературно-художественные журналы "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь", "Звезда".Развитие сатирической журналистики. Журнальные сатирические приложения к центральным и местным газетам: "Крокодил" ("Рабочая газета"), "Лапоть" ("Крестьянская газета"), "Бузотер", "Бич" ("Труд"), "Военный крокодил", "Танком на мозоль" ("Красная звезда"), "Красный перец", "Заноза" ("Рабочая Москва") и т. д. Начало массового радиовещания. Радиогазета — основная форма общественно-политического вещания.

Создание ТАСС. Книгоиздательство. Новые издательства "Красная новь", "Земля и фабрика", Центронздат. Подготовка журналистских кадров, первые институты журналистики в Петрограде и Москве. Профессиональные издания для журналистов. Журналы "Красная печать" и "Журналист", освещение на их страницах проблем профессиональной этики, мастерства и других вопросов.

Сборники "Смена вех" (Прага, 1921) и "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (София, 1921) и полемика вокруг них.В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет – 232 газеты.. СМИ перешел на хозрасчет, на свои средства, полученные от подписки и продажи изданий. После декрета “О введении платности газет” их количество существенно сократилось, упал и общий тираж. НЭП породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Пресса развлечения, полная рекламных объявлений, “обнаженной натуры”, пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом. Никакого плюрализма политических мнений не допускалось в советской прессе и в эти годы. Организуются специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавлось 589 газет. Возникли новые центральные газеты – “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, военная газета “Красная звезда”. Последняя была создана специально для обсуждения и осуществления военной реформы в армии. В редколлегию газеты вошли видные военачальники, на страницах газеты выступали военные специалисты, например, Тухачевский, Блюхер, Уборевич. Большинство из них уже в 30-е гг. подверглось репрессиям, многие были расстреляны как “враги народа”, о чем писалось в тех же газетах. Затем уже в наши дни их реабилитировали. Впрочем, от репрессий в те годы не был застрахован никто.

РЕЙСНЕР Ларисса Михайловна [1895—1926] — советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше. Начало ее лит-ой деятельности — 1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было — «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни». Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму отчасти акмеизму. Рейснер выступала под псевдонимами Л. Храповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить «революционное учение марксизма» в «пасхального масляного барашка», то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала «Летопись» и газеты М. Горького «Новая жизнь». Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика. Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков «Фронт». Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым. В 1920 Р. — в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение 594 колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт «мертвого Востока», где на фабрике («Машин-хане») «бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице». В 1923 Р. — в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. — «Гамбург на баррикадах» [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны «В стране Гинденбурга», где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание «концентрационного лагеря нищеты» — армии безработных. Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. по возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса. Плод этой поездки — книга «Уголь, железо и живые люди» [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те «гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура». Последнее крупное произведение Р. — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-диференцированные образы участников декабрьского восстания: Штейнгеля — этого «мятежника не по чувству, а по голому разуму», непримиримого бунтаря Каховского, представителя «мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси», аристократического 595 вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого. Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного. В своей творческой практике Р. пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы. Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — «зелено-пурпурные Эосы», «черные Стиксы», мистические образы «черного ворона», вычурные эстетские метафоры (напр. «жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья» и т. д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков. От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р. Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами. Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, к-рые она описывает. Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р. Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки. Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как «Гамбург на баррикадах», «В стране Гинденбурга» и «Портреты декабристов». Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.

Билет № 4


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.