Аналитические жанры публицистики, их структурные модификации. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Аналитические жанры публицистики, их структурные модификации.

2017-12-09 240
Аналитические жанры публицистики, их структурные модификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет № 1

Аналитические жанры публицистики, их структурные модификации.

В теории публицистики выделяют три группы жанров:1. информационный.2. аналитический.3. художественно-публицистический и сатирические.В аналитических жанрах предполагается не только подача новостной информации, но и ее разжевывание (полное или частичное). В А.Ж. автор преподносит факты действительности читателям, комментирует их и разъясняет, выявляет причинно- следственные связи и отношение между фактами. В заключении приходит к конечным выводам, которые влекут за собой определенные результаты. Аналитические жанры более усложнены нежели информационные. Они масштабнее, сложнее, в них содержится ряд однородных фактов. В них, как правило, должна существовать проблема, требующая рационального разъяснения. А. группа жанров в себя включает: 1.корреспонденцию.2.рецензию.3.письмо.4.дайджест.5.обозрение.6.обзор печати.7.статью. А.Ж. предполагают не такую горячую и не столь оперативную как информ. группа. Анализ и комментирование, они предполагают для определенного для определенной аудитории. Поскольку они имеют усложненную структуру, как композиционную, так и содержательную. В основе они предназначены для моделей среднего возраста с определенным уровнем образования.А.Ж.. требуют большого мастерства, ж-ст должен владеть всеми методами сбора информации: опрос, наблюдение и т.д. А также социологическими методами: анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.

Билет № 2

1. Юридические основы деятельности журналиста: права и обязанности (по Закону РФ «О СМИ» от …).

Статья 47. Журналист имеет право: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона; 6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; 11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона; 12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 48. Аккредитация См.: Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1055, Правила аккредитации российских журналистов при Федеральной пограничной службе РФ, утвержденные приказом ФПС РФ от 10 января 2000 г. N 18 Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключанием случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи. Статья 49. Обязанности журналиста Журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Статья 50. Скрытая запись Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается: 1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; 2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; 3) если демонстрация записи производится по решению суда. Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Статья 52. Специальный статус Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Билет № 3

1. Образ аудитор. в информ. поле…

Одна из форм взаимодействия людей в процессе деятельности – общение (коммуникация). Представляя собой обмен сообщениями, в которых содержатся рез-ты отражаемой действительности, она является неотъемлемой частью социального бытия, формируя информационное поле. Любой вид общения возможен тогда, когда создатель текста располагает определенными сведениями, которые позволяют ему представить образ адресата или аудитории, т.е. совокупность данных, к-рые должны учитываться при организации речевого воздействия для достижения конкретной цели. В этом проявляется технология в информационном пространстве. В массовой коммуникации при этом важны: социальные и социально-психологические характеристики аудитории, т.к. от них зависит, обратится ли адресат к конкретному информационному средству в поисках информации, примет или отвергнет предлагаемую информацию, как им будут поняты передаваемые сведения. Традиционный источник информации (исторически наиболее старый) – пресса. Благодаря техническим открытиям 20 в. совр. чел. имеет возм-ть м\у печатной, Р. или ТВ-инф-ей. Р. и ТВ как каналы передачи имеют ряд преим-в перед прессой. Они более оперативны в сообщен. послед. новостей, все шире польз-ся прям. эфиром. ТВ, соединяя речев. инф. с образом, привлек. нагляд-ю предст-я мат-ла. С недав. врем. успешно ведет борьбу за ауд-ю регион. пресса. Она модерн-сь, умело сочет. междун., национ. и регион. инф-ю. Газ. выступ. в роли коллектив. коммуникатора (организатора). В зависим-ти от этого формир. стратегия печат. органа как в сфере его идеологич. деят-ти, так и в том, что касается выбора вербальн. и изобразит. ср-в. Технологич. аспект-это оформит. решение изд.-т.е. использ-е разного рода шрифтов, размещен. фотомат-лов, музык. сопровожден. Текст масс. инф. диффер. по совокупному образу ауд-и или образу ритора, террит., профессион. признаку на основе видовых и жанровых особенностей. Совокупный образ ритора – черезвычайно важная категория в информационном поле. Это та часть стиля и содержания, которая объединяет все выпуски одного органа информации. Каждый орган вырабатывает свой образ: выбор темы определяется заинтересованностью ритора, а речевых средств – доступностью их аудитории. Журналист должен так подать обсуждаемый вопрос, чтобы аудитория могла оценить различные взгляды на эту проблему. Стилевое единство, так же служащее средством объединения всех выпусков органа информации, зависит не только от индивидуальных творческих качеств сотрудника, но и от места органа в системе СМИ и его идейно-творческих задач. Прогноз организации аудитории зависит от задач и программы массовой информации в целом и от конкретного соотношения её источников – газет РВ и ТВ.

2.Отечественная журналистика в годы первых пятилеток (20-30гг.). творчество Л.Рейснер, Е.Ярославского, Ю.Стеклова.

Сов. жур. как идеологич. и организац. оружие реализации большев.концепции социалистич. стр-ва. Сращивание парт. и гос. аппарата. Дискуссия о темпах индустриализации. Троцкий призывает форсировать её проведение, Сталин не согласен, однако через неск. лет осуществляет эту программу. Свои опасения высказывает Бухарин в многочисл.статьях, не получивших поддержки.1929 г. – утверждение первого пятилетнего плана. Его вып-е – главная тема в СМИ (особенно в «Комс.правде», активно освещавшей о вып. первой пятилетки, «Вечерняя Москва», расск-ая о новых предприятиях столицы, о стр-ве метро и т. д.).Коллективизация – газеты призывают ускорить её темпы. Жесткие методы, торопливость, перегибы в ходе коллективизации – «Головокружение успехом» Сталина в 1930 г. (поругал за допущенные перегибы, однако о своей роли во всем этом промолчал). Переселения, насильственные методы коллективизации, репрессии – негативные тенденции появляются и в прессе. Объявлено, что первая пятилетка выполнена досрочно, в 1933 г. страна вступает во вторую пятилетку.Радиорепортажи «Трансляции из жизни». Вместо радиогазет появились выпуски «Последних известий». Новые формы взаимодействия газет и радио, радиомитинги, радиопереклички и т. д.Рассказы о героях труда и просто героях: стахановцах, челюскинцах, папанинцах, красноармейцах в боях на Халкин-Голе, у озера Хасан. Вся пресса проникнута оптимизмом, верой в светлое буд., все больше уходит от реальной жизни (не пишет о кризисе в с/х и др.). Часто пресса становится инициатором репрессий, проводит лозунг о неутихающей класс.борьбе, выступает против «саботажников», «врагов народа» и т. п. Освещение показательных процессов 30-х г. г. Междунар.ситуация – буржуазное и фашистское окружение, война в Испании и т. д. Развитие жанров репортажа, очерка, фельетона. СМИ помогли укрепить в Сов.Союзе тотал. режим личной власти Сталина, стали орудием адм-ком. системы.Очерки А. Серафимовича в "Правде", Л. Рейснер в "Известиях", Д. Фурманова в газете "Рабочий край" (Иваново). Выступления в печати Д. Бедного и В. Маяковского."Письма к Луначарскому" В.Г. Короленко.

Постепенное преодоление кризиса печати, продолжение процесса её дифференциации. Новые центральные газеты: "Труд", "Красная звезда", "Комсомольская правда". Массовые центральные органы печати: "Крестьянская газета", "Батрак", "Рабочая газета". Местные общеполитические и массовые газеты. Национальная журналистика. Возникновение фабрично-заводских многотиражек. Усиление в журналистике партийного диктата.Состояние журнальной периодики. "Красная новь" - первый советский "толстый" журнал. Новые общественно-политические журналы "Под знаменем марксизма", Коммунистическая революция", "Большевик". Литературно-художественные журналы "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь", "Звезда".Развитие сатирической журналистики. Журнальные сатирические приложения к центральным и местным газетам: "Крокодил" ("Рабочая газета"), "Лапоть" ("Крестьянская газета"), "Бузотер", "Бич" ("Труд"), "Военный крокодил", "Танком на мозоль" ("Красная звезда"), "Красный перец", "Заноза" ("Рабочая Москва") и т. д. Начало массового радиовещания. Радиогазета — основная форма общественно-политического вещания.

Создание ТАСС. Книгоиздательство. Новые издательства "Красная новь", "Земля и фабрика", Центронздат. Подготовка журналистских кадров, первые институты журналистики в Петрограде и Москве. Профессиональные издания для журналистов. Журналы "Красная печать" и "Журналист", освещение на их страницах проблем профессиональной этики, мастерства и других вопросов.

Сборники "Смена вех" (Прага, 1921) и "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (София, 1921) и полемика вокруг них.В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет – 232 газеты.. СМИ перешел на хозрасчет, на свои средства, полученные от подписки и продажи изданий. После декрета “О введении платности газет” их количество существенно сократилось, упал и общий тираж. НЭП породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Пресса развлечения, полная рекламных объявлений, “обнаженной натуры”, пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом. Никакого плюрализма политических мнений не допускалось в советской прессе и в эти годы. Организуются специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавлось 589 газет. Возникли новые центральные газеты – “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, военная газета “Красная звезда”. Последняя была создана специально для обсуждения и осуществления военной реформы в армии. В редколлегию газеты вошли видные военачальники, на страницах газеты выступали военные специалисты, например, Тухачевский, Блюхер, Уборевич. Большинство из них уже в 30-е гг. подверглось репрессиям, многие были расстреляны как “враги народа”, о чем писалось в тех же газетах. Затем уже в наши дни их реабилитировали. Впрочем, от репрессий в те годы не был застрахован никто.

РЕЙСНЕР Ларисса Михайловна [1895—1926] — советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше. Начало ее лит-ой деятельности — 1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было — «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни». Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму отчасти акмеизму. Рейснер выступала под псевдонимами Л. Храповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить «революционное учение марксизма» в «пасхального масляного барашка», то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала «Летопись» и газеты М. Горького «Новая жизнь». Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика. Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков «Фронт». Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым. В 1920 Р. — в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение 594 колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт «мертвого Востока», где на фабрике («Машин-хане») «бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице». В 1923 Р. — в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. — «Гамбург на баррикадах» [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны «В стране Гинденбурга», где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание «концентрационного лагеря нищеты» — армии безработных. Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. по возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса. Плод этой поездки — книга «Уголь, железо и живые люди» [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те «гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура». Последнее крупное произведение Р. — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-диференцированные образы участников декабрьского восстания: Штейнгеля — этого «мятежника не по чувству, а по голому разуму», непримиримого бунтаря Каховского, представителя «мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси», аристократического 595 вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого. Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного. В своей творческой практике Р. пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы. Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — «зелено-пурпурные Эосы», «черные Стиксы», мистические образы «черного ворона», вычурные эстетские метафоры (напр. «жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья» и т. д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков. От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р. Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами. Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, к-рые она описывает. Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р. Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки. Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как «Гамбург на баррикадах», «В стране Гинденбурга» и «Портреты декабристов». Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.

Билет № 4

Билет № 5

1.Очерк и зарисовка как художественно-публицистические жанры. Х.-п. ж. немногочисл.(очерк,зарис.,эссе)В подобных формах раб-ть сложно,они нах в промеж.сост.между публ. и беллетристикой.Очерк-наиболее интер,продукт. и читаб.Горький»очерк стоит медлу рассказом и иссл-ем»,подчерк. Что о.явл.худ.пр-ем,но с гл.чертой-публиц-сть.В совр.период.изд.о.сущ.в 2 ракурсах: как самост.жанр.форма;очерк,опубл.по раз.рубриками.О.осн.на док.фактах,имеет свой адрес.Если в бел-ке имеет место вымысел, то здесь-домысл.Автор в о.должен тщат.исслед.явление,обрат.к чит.,возд-ть на него эмоц-но.Работа в 2 осн.этапа-сбор,осмысление факт матер.; творч.процесс. Сила о. в том, что его автор взяв прост.обыд.явление, вскрывает его соц-драм.смысл.Мелочь-большая роль.Пейзаж-роль от простого фона для портрета героя или опис.соб.до показа соц-ых картин жизни.Повеств.-е-чаще от 1 лица,во всем ощущ.-ся авт. «я».Язык сжат,лаконичен,каждое слово несет смысл.нагрузку.о. и на ТВ,и Рв.О.безадрестный и док-ый. Три вида о.: путевой (истор.сложив., предшеств. совр.пробл.о.,»Пут. из Пет. В М»,»Письма рус.путеш.»Кар.,больше на ТВ), пробл., портрет (стрем. созд. образ совр-ка, псих. портрет, описание добродетели и пороков, смысл жизни). Зарисовка. Распр. т. зр. з.-малая форма очерка(образность описания) Объект – соц.значимое соб/ индивид-но значимое, это операт. жанр, роль обстановки и деталей, познав. и воспитательные функции (Пришвин,Пауст.,Тург.). Зарисовочные моменты имеют место почти во всех жанрах. Эссе в переводе с франц. Опыт, сочинение, попытка, испытания, набросок. Основатель франц. мыслитель Мишель Монтень. Суть современного эссе заключается в том, что в нём особым образом излагается определённая концепция, некая «теория», вытекающая из познания ряда лежащих «на поверхности бытия» явлений в той или иной сфере общественной деятельности. Именно преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом является яркой, бросающейся в глаза чертой, отличающий эссе от др. публиц. жанров. Автор не ставит перед собой задачи проанализировать конкр. Проблемы, ситуации, рассмотреть возможность их скорейшего решения. Конкретные факты для таких публикаций – лишь повод для общих рассуждений. Виды Э. Публицистич. Э. Поводом выступает какие-то актуальные вопросы, вызыв. повышенное внимание аудитории (Н-р вопрос об отмене маратория на смертн. казнь в России). Как правило, богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а так же – на жизненный опыт самого автора, его воспоминаниями, предположениями. Литературно –критич. Э. представляют собой общие рассуждения о литерат. произведении. В отлич. от рецензии не претендует на детальн. анализ произведения. Эссеист рассуждает о неких общих закономерностях литер. творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить в данный момент. Искусствоведческое Э. Отличается от предыдущего предметом отображения. Речь в подобных публикациях идёт о худ. творчестве, искусстве театра, кино. Темы свзаны с рассуждением о прекрасном и не очень в жизни искусства, о социальном служении искусства, о роли таланта в становл. И., о низком и высоком, о массовом и элитарном в И. и т. д. При этом автор обращается к тем или и ным шедеврам. Научно-популярн. Э. Посвящ. общенаучн. проблемам. Рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации. не редко речь идёт о конфликте техники и человека. гуманизации целей и методов науки и т. д. Филосовское Э. Автор озабочен проблемами бытия, смыслом жизни для отдельного чел-ка и общества в целом. Материя и дух, жизнь и смерть, их неразрывное единство, их вечная борьба, добро и зло – понятия, не существующие одно без другого и тд. При написании любогот эссе автор должен логически мыслить.

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

1.жур-ка в системе культуры постмодернизма НЕТУ!!! (Купить книжку у Поелуевой)

Билет № 10

Билет № 11

Билет № 12

1.Газета как тип издания. Принципы дифференциации газет.

Египетские фараоны и жрецы направляли свои написанные иероглифами послания на папирусе, но размножать их было невозможно. В Древнем Риме с I в. до н.э. для всеобщего прочтения выставляли Akta Senatus и Akta diurna populi – сводки новостей на досках, покрытых гипсом. 1448 Печстанок. До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette».

В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Четыре этапа:1 пражурналитика с 1 в до н.э.2)с нач. Возр. – предпосылки появл первых газет3)появл первой газеты.4) 19-20 в, дифференциация газет.5) новые технологии вт.пол.20в.

В конце 19в. дифференциация на все более и более различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли.

В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

Периодические издания 1800-1825 гг. Особенностью издания газет этого времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Нередко из-за финансовых и профессиональных трудностей газеты сдавались в аренду частным лицам. Например, в разные периоды в аренду отдавали “Санкт-Петербургские ведомости” и “Московские ведомости”. Так же поступали с журналами. Поэтому мы встречаем разные по содержанию издания с одними и теми же названиями, например, “Современник” или “Отечественные записки”. В этом веке стали четко дифференцировать понятия “газета” и “журнал”, причем термин “газета” впервые используется в заглавии газеты в начале второй декады века.

 

Билет № 13

Билет № 14

1. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики.

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах»

Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения (выделено мной. – С.М.),.которая для газеты естественно невозможна»[2].

В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

“Примечания” (1728-1742) - первый российский журнал. Полное название – “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях”. Это первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа. Просуществовал около 15 лет. Выходил ежемесячно на двух языках – немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным в “Санкт-Петербургских ведомостях” информациях. Журнал пользовался спросом. Дважды он переиздавался в сокращенном виде – в 1765–1766 гг. и в 1787–1791 гг.

Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

· характер аудитории;

· целевое назначение;

· время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

· периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

· общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

· межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

· международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

· этнических общностей (наций, народностей):

· территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

· для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

· для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

· для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

· для женщин и мужчин;

· для малых групп (семья, клуб и т.д.)

· для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

По целевому назначению:

· публицистические;

· литературные;

· культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

· развлекательные;

· учебно-образовательные;

· методические (журнал “Литература в школе”);

· научные (“Очевидное-невероятное”);

· рекламные (газета “Экстра-М”);

· информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.

 

 

2. История российской журналистики: проблемы периодизации. перестройки в научных кругах не прекращают споры о принципах периодизации исторического процесса российской журналистики. Некогда стройная система развития журналистики в связи с этапами освободительного движения подвергается критике и коренному пересмотру, но подспудно сохраняет некоторые свои позиции в оценках изданий и публицистов (революционно-демократический, буржуазный, черносотенный и т. п.). Изобретаются иные подходы по царям, по взаимоотношениям власти с прессой, по типологическим приоритетам, по десятилетиям и т. п. Концепция исторической периодизации должна исходить из следующих посылов. Российская журналистика является частью мировой журналистики и должна подчиняться общим законам. Российская журналистика, как и всякая иная, является сложной социальной системой и зависит от изменений системоформирующих факторов этой системы. Сегодня наиболее распространенно два вида периодизации. Макропериодизация и микропериодизация. Есин в рамках макропериодизации выделяет четыре этапа: 1.1702-1917 гг. Императорский-самодержавный. 2. февраль-октябрь 1917г. буржуазно-демократический. 3. октябрь 1917 – 1991гг. перод русской печати нового типа. 4. 1991 – по настоящее время. Рыночный тип. В основе микропериодизации отечественной журналистики лежат два принципа: хронологический и типологический. Согласно этому выделяют: 1, – 18 век. В свою очередь он делится на первую половину 18-го в., где доминирует государственная журналистика и вторую половину, где доминирует частная. 2, -- 19в. Первая половина – дореформенная журналистика до 1861-го года, вторая половина 19 в. – постреформенная журналистика. 3, -- 20 в. Первый этап: начало 20 в. – по 1917г. Постреформенная журналистика, второй этап – 20-е годы, (огосударствление печати, партийные газеты). Третий этап – 30-е гг. борьба за культ личности. Четвёртый – 40-е – начало -50-х гг. устанавлирвается культ личности. Пятый этап – середина 50-х – 80-е гг. возникает встречная волна, процесс десталинизации.Шестой этап – начало 90-х – настоящее время – разгосударствление печати.

Билет № 15

Билет №16

Билет №17

1 Роль и место радиовещания в СМИ в современных условиях. Специфику каждого из СИИ необходимо рассматривать по крайней мере по четырем позициям: по способу осуществления, выразительным средствам, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с телевидением: оба этих СМИ по своей природе ближе друг к другу, чем к газете. Появление телевидения поставило ряд серьезных п


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.