Публицистика: понятие, предмет и функции. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Публицистика: понятие, предмет и функции.

2017-12-09 113
Публицистика: понятие, предмет и функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П. - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты.

Для п. стиля характерно использование оценочной лексики с сильной эмоциональной окраской. Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих). Информация адресуется широким массам, всем носителям языка; необходима быстрота передачи информации.

Характеристика п.:

- это способ открытого энергичного влияния на умы, настроения и поведение

- источник воздействия занимает ясно выраженную позицию.

П. – «шире» журналистики (выступление оратора, документальное кино, плакат).

Ошибочно мнение, что всякий журналистский материал является публицистикой: п. текст должен быть насыщен идейным содержанием, быть наступательным по манере изложения.

Цель публицистики – воздействовать на общество, чётко выраженная авторская позиция нет художественного вымысла.

Предмет п. (В широком смысле) – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого, вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.

Предмет п. (узк.) – социальная проблема, событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, мнение автора об этом событии или явлении.

1) функция сообщения (информирование читателей о значимых проблемах)

2) функция воздействия (убедить аудиторию)

Кроме информационной и воздействующей, тексты п. стиля и остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

 

3.Творчество публициста и его особенности (на конкретном примере).

П. - род произведений, посвященный актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации.

П. стиль находится на пересечении научного и художественного, что приводит к усложнению его структуры. Факторы, определяющие специфику: Предназначенность для массовой аудитории, Оперативность, Использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих), Документализм, Образность.

 

19 век – Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

был непревзойден­ным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития.

. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуж­дения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней полити­кой. В этих условиях единственной сферой действия для отечествен­ных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая дея­тельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основ­ных блока: литературная критика, театральная критика и полемика.

Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литерату­ры составляют самую большую часть наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию ре­ализма. Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пуш­кина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключе­выми при оценке литературного произведения, — народность, со­ответствие действительности, верность характеру героя, современ­ность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной. Содержание литературного произведения Белинский рассмат­ривал «со стороны развития литературных, нравственных и обще­ственных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему новое направление. Основой его литературно-критического метода была идея отрица­ния, источником которой является борьба противоположных начал.

Начало творческой деятельности В. Г. Белинского связано с журналом «Телескоп» и газетой «Молва». в десяти номерах газеты «Молва» была опубликована его статья «Литературные мечтания». Полемичный заряд, резкость суждений молодого критика уже тог­да обратили на себя внимание читателей. Статья начиналась с за­пальчивого суждения: «У нас нет литературы». По мнению Белин­ского, один из ведущих критериев, на основании которых литературная критика оценивает произведения, — народность. Только четыре писателя, считает Белинский, умеют чувствовать «дух народа» и отразить его в своих произведениях — Крылов, Держа­вин, Пушкин и Грибоедов. Второй важный критерий — современность, умение откликнуться на запросы времени. Журнал «Вестник Европы», писал он, «убило время». При­чиной этого послужила позиция издания: «он всегда оставался одним и тем же», не обладал «тактом современности».

Начиная с 1838 г. он печатается в журнале «Мос­ковский наблюдатель» и в газете «Литературные прибавления к „Рус­скому инвалиду"» А. А. Краевского. В это время Белинский находился в состоянии напряженного поиска научного, философского основания для выдвинутых им критериев отношения к жизни и литературе. Осо­бое внимание критика привлекают категории «действительность», «действие», «отрицание».

Следующий этап творческой деятель­ности В. Г. Белинского был связан с «Отечественными записками» (с 1839 но 1846 г.) и «Современником» (1847— 1848 гг.). Период работы Белинского в «Отечественных записках» — время расцвета его публицистического таланта. В его статьях отчетливо начинает звучать идея «общества». В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литератур­но-критической статьи особого тина, «особого тона», где обязатель­ным элементом присутствовала оценка современного состояния об­щества и обязательно оценивалось соответствие его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим ста­тьям публицистический характер.

Белинский создал и утвердил в журналистике жанр монографиче­ской статьи-исследования. Как правило, они публиковались частями: например, одиннадцать статей о Пушкине, две — о Державине, три — о книге А. Никитенко «Речь о критике». Он же первым в русской журналистике стал постоянным ведущим рубрики (циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявил умение вести целые полемические кампании — например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя.

Заостренно полемический публицистический талант Белинского в полной мере проявился в его памфлетах «Педант» (1842) (литературный педант, ограниченный человек. Сатира на литератора и ученого, не признающего идеи и все, в чем есть жизнь и талант) и «Таран­тас» (1845). (славянофильство) «Я рожден быть памфлетистом», — сообщал он своим соратникам, написав первый памфлет.

В. Г. Белинский был не только великим литературным критиком, он заложил также основы демократической театральной критики. Его литературно-эстетическая теория имела самое непосредственное от­ношение и к искусству сцены. Театральной критикой Белинский за­нимался в течение всей своей журналистской деятельности. В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Пе­тербурге» Белинский регулярно публиковал отчеты о постановках, осуществленных на сцене Александрийского театра. Их отличитель­ной чертой является то, что Белинский рассматривал искусство сце­ны в определенном триединстве, составляющими которого были пуб­лика, репертуар и актер. При этом главная внутренняя задача его критических выступлений состояла в воспитании зрителя, отсюда его горькие характеристики зрителя Александрийского театра, острые, подчас саркастические характеристики пьес. Эталоном современной драматургии для Белинского были произ­ведения Грибоедова, Пушкина и Гоголя.

Важной частью творческого наследия Белинского является его тео­рия журнального дела, осмысление журналистики как рода професси­ональной деятельности. Журнальная теория Белинского складывалась на основе изучения истории журналистики прошлого. Старые журна­лы он называл «живой летописью прошедших времен» и неоднократ­но подчеркивал, как важно журналисту узнать «уроки прошедшего». Как историк журналистики Белинский использовал возможности раз­личных жанров: в его статьях можно встретить и монофафическое ис­следование определенного журнала или газеты, и исторический обзор развития журналистики в какой-то определенный период. Каждый журнал должен был иметь свое направление. В журналистике, так же как и в литературе, очень важным, по мнению Белинского, было чувство «современности», т. е. умение откликнуться на злободневные проблемы жизни, потребности обще­ства.

У Белинского нет ни одной работе посвященной журналистике и он сам редко употреблял само слово «журналистика» и, как правило, рассматривал его как синоним словообозначений таких понятий, как «литература», «критика», что объясняется тем, что и сама профес­сия в этот период находилась на этане своего становления

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.