Фонетические процессы и их развитие — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Фонетические процессы и их развитие

2017-12-09 467
Фонетические процессы и их развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе исторического развития и речевого функционирования фонемы подвергаются изменениям. Будем рассматривать изменения фонем исторические и функциональные.

Историческими называются исчезновения одних фонем и появление других в системе языка.

В последствии в др. русском языке присутствовали слабые гласные, обозначающиеся буквами ъ (ер) и ь (ерь), а так же гласный, обозначающийся буквой ħ (ять). Все эти фонемы исчезли. В др. русском языке развилась противопоставление твёрдых фонем мягким, в результате чего количество фонем резко возросло.

Функциональные изменения фонем в отличии от исторических свойственны языку определенного исторического периода и наблюдаются не во все времена, в речевом потоке конкретно. Функциональные изменения фонем называются действующими звуковыми единицами или сложившимися в языке традициями. Чередования фонем являются функциональными изменениями.

Чередование фонем бывают либо комбинаторными или позиционными. Комбинаторные изменения фонем вызываются взаимным влиянием фонем и объясняются связанностью изменений выдвигаются три больших типа:

  1. аккомодация;
  2. ассимиляция;
  3. диссимиляция.

Артикуляция каждого звука складывается их трех этапов:

  1. Экскурсия — это движение органов речи и состояние покоя к рабочему положению;
  2. Выдержка — это положение органов речи, при котором произносится тот или иной звук;
  3. Рекурсия — это возращение органов речи в исходное положение.

Аккомодация — это своеобразное приспособление одних звуков к другим. Обычно, когда говорят об аккомодации, имеют ввидувлияние гласных на произношение согласных на произношение гласных

Ассимиляция — это акустическое и артикуляционное употребление одного звука другому в речевом потоке, т.е. приобретение фонетического сходства. Если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: шуба — шубка.

По степени употребления бывают:

  1. полная ассимиляция;
  2. частичная ассимиляция — употребление звуков не по всем признаком, а частично.

Диссимиляция — явление, противоположное ассимиляции — это расподобление звуков, т.е. утрата ими общих фонетических признаков. Диссимиляция свойственна живой ненормативной, т.е. неупорядоченной строгими правилами литературного языка, речи.

Разновидностью ассимиляции является сингармонизм гласным. Этот процесс свойствен тюрской семье языков. Сингармонизм гласных — это подобление гласных в афиксах гласному в корне.

Исторические изменения. Падение редуцированных, были краткими гласными редуцированными Ъ и Ь, ять перешел в Э, были 2 нововых ОН перешел в У и Ен перешел в Э. сейчас 6 гласных фонем, а раньше было 11.


 

10. Части речи и принципы их классификации. Система частей речи в программе для общеобразовательной школы.

ЧАСТИ РЕЧИ КАК ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

По своим грамматическим свойствам все слова, русского языка распределяются по классам, которые называются частямиречи. Распределение слов по частям речи осуществляется с учетом их категориального (классифицирующего) значения, морфологических признаков и синтаксических свойств.

Под категориальным (классифицирующим) значе­нием принято понимать общее значение слов каждой части речи. Например, у имен существительных это значение предметно­сти, у прилагательных — значение признака, у глаголов — значение процесса и т. д. Таким значением обладают все без исключения слова данной части речи.

В отличие от лексического значения, которое принадлежит только одному конкретному слову и является его индивидуаль­ным семантическим признаком, категориальное значение представ­ляет собой обобщенное значение целой части речи, отвлеченное от конкретной семантики слов. Так, имена прилагательные бе­лый, розовый, черный и др. обозначают цвет; сердитый, добрый, злой и др.— психологические свойства человека; верхний, ниж­ний, внутренний и др.— пространственные отношения; утренний, вечерний, ранний и др.— временные отношения. Наряду с этим все приведенные прилагательные обозначают признак предмета (белый снег, сердитый человек, верхний этаж, раннее утро). Глаголы говорить, картавить, сюсюкать и др. обозначают речь; думать, размышлять, соображать и др.— мысль; чувствовать, радоваться, волноваться и др.— чувства и состояние; теплеть, редеть, крепнуть и др.— изменение состояния; светает, холо­дает, дождит и т. п.— явления природы. Одновременно все эти глаголы обладают общим для них значением процесса.

К морфологическим признакам, используемым при классификации слов на части речи, относятся: 1) изменяемость / неизменяемость слов, тип и особенности изменения их (склоне­ние, спряжение); 2) набор грамматических категорий слов и их специфика.

К изменяемым словам относятся имена существительные, прилагательные, причастия, числительные, местоимения, глаголы. Неизменяемыми являются наречия, деепричастия, категория состояния, модальные слова, все служебные слова, звукоподра­жания, междометия. Кроме того, в составе некоторых изменя­емых частей речи имеются неизменяемые слова. Например, сре­ди имен существительных выделяются значительные группы так называемых несклоняемых слов (такси, па-де-де, кино, Мисси­сипи). Не склоняются отдельные имена прилагательные (коми язык, костюм извета хаки).

Изменяемые слова различаются типом изменения: одни склоняются (существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия), другие спрягаются (глаголы). Неодинаковы парадигмы склонения различных частей речи. Не совпадают, например, парадигмы склонения имен существительных и прилагательных, хотя слова этих частей речи и обладают оди­наковым набором грамматических категорий (род, падеж и чис­ло); существительные изменяются только по падежам и числам, в то время как прилагательные — по падежам, числам и родам. Парадигма числительных включает только формы падежа.

Части речи характеризуются разным набором грамматических категорий и их содержанием. Так, имена прилагательные имеют категории рода, числа и падежа. Этими же категориями облада­ют причастия. Однако у причастий имеются еще категории вида, времени и залога. Категории рода, числа и падежа у существи­тельных и прилагательных отличаются по содержанию. У при­лагательных они синтаксически зависимы, наполняются конкрет­ным грамматическим содержанием только при сочетании прила­гательного с именем существительным или местоимением. Ср., с одной стороны, хорош-ий, -ая, -ее, -ие и, с другой, — хоро­ший день, хорошая ручка, хорошее перо, хорошие дни, ручки, перья. У имен существительных категории рода, числа и падежа не испытывают синтаксической зависимости. В полной синтакси­ческой зависимости от определяемых слов находится категория рода причастий, местоимений типа мой, который, каждый и т. п.

Самое большое число грамматических категорий имеет гла­гол. В разных своих формах глагольное слово выражает грам­матические значения числа, рода, лица, времени, наклонения, вида, залога. Типично глагольными категориями являются лицо, вре­мя, наклонение, вид, залог. Для именных частей речи они не характерны. Категориями времени, вида и залога обладают еще причастия, которые получают их от производящих глаголов.

Числительные имеют лишь одну грамматическую категорию — падежа. В этом отношении к ним, примыкают отдельные местоимения, например: себя, кто, что и т. п.

К синтаксическимсвойствам частей речи относятся: 1) способы синтаксической связи их с другими словами; 2) синтаксические функции.

Различные части речи обладают разными способами синтаксиче­ской связи с другими словами. Так, никогда не сочетаются между собой причастие и прилагательное, прилагательное и глагол, предлог и прилагательное, предлог и наречие. Зато предлоги свободно сочетаются с существительными и отдельными разря­дами местоимений, с числительными. Ср.: на улице, с улицы, ко мне, у тебя, на четверых и т. п.

Имена прилагательные, причастия, так называемые местоиме­ния-прилагательные обычно согласуются с другими словами (хитрый старик, улыбающийся, студент, твой отец), в то вре­мя как наречия примыкают к другим словам (очень умный, всегда веселый, сиди тихо). Глагол чаще всего управляет формами других слов, к нему примыкают наречия (вбежать в комнату, выбежать из комнаты; рано встал, а лег спать поздно). Кате­гория состояния в словосочетании выступает в роли главного слова. Другие слова или примыкают к ней, или сочетаются с ней по способу управления (здесь темно, рукам холодно, в избе жарко, ему стыдно признаться). Модальные слова вообще грамматически не связаны с другими словами.

У слов каждой части речи есть свои типичные синтакси­ческие функции. Имена существительные чаще всего употребляются в функции подлежащего или дополнения, имена прилагательные, причастия, местоимения-прилагательные — в функции определения, глаголы — сказуемого, наречия — об­стоятельства. Не выполняют функций членов предложения мо­дальные слова, междометия, звукоподражания и служебные слова.

При классификации частей речи необходимо учитывать все признаки слов: категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Это особенно важно при определении границ частей речи и изучении омонимов, относящихся к разным частям речи. Например, комплексный подход нужен при определении, к какой части речи относятся выделенные слова в предложениях: 1) Тепло сменилось холодом. 2) Мы с ним теп­ло попрощались. 3) В доме тепло. В первом предложении слово тепло является существительным. Об этом свидетельствует: 1) его категориальное значение (предметность); 2) морфологические признаки — наличие категорий рода, числа и падежа, их синтак­сическая независимость; 3) синтаксическая функция — подле­жащее. Во втором предложении слово тепло — наречие: оно обозначает признак действия, не склоняется, примыкает к глаголу попрощались, является обстоятельством (как попрощались?). В третьем предложении слово тепло — категория состояния: обозначает состояние среды, управляет формой предложного падежа (в доме), является сказуемым безличного предложения.

СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Среди частей речи принято различать слова знаменательные (полнозначные, самостоятельные) и неполнознаменательные (служебные, несамостоятель­ные).

Систему частей речи в русском языке можно представить в виде схемы:

Части речи

Знаменательные Н еполнознаменательные

Имя существительное Служебные слова:

Имя прилагательное Предлог

Имя числительное Союз

Местоимение Частица

Глагол Модальные слова

Причастие Междометия

Деепричастие Звукоподражания

Наречие

Слова категории состояния

Знаменательные слова: 1) отражают различные явления объективной действи­тельности (предметы и их качества, процессы, состояние и т. д.), обладают номинативной (назывной) функцией; 2) явля­ются членами предложения.

К служебным словам относятся предлоги, союзы, части­цы. Они не имеют самостоятельной номинативной функции, не являются членами предложения и как бы «обслуживают» само­стоятельные слова. Предлоги выражают падежные значения имен существитель­ных. Союзы служат для связи слов и различных синтаксичес­ких конструкций. Частицы выражают разнообразные смысловые, модально-волевые, эмоционально-экспрессивные значения.

Особняком стоят в системе частей речи модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова выражают отношение высказывания к действительности, устанавливаемое говорящим (очевидно, веро­ятно, конечно, разумеется и т. п.). Модальные слова не изме­няются, не являются членом предложения, грамматически не связаны с другими словами, в составе предложения, как прави­ло, выделяются интонационно, обычно выполняют функцию вводных слов.

Междометия служат для выражения различных чувств и волевых побуждений (ax, ox, ну, эх, айда, цып-цып, кис-кис и т. п.). Как и модальные слова, они не являются членами пред­ложения, в высказывании выделяются особой интонацией. Од­нако в отличие от модальных слов междометия и звукоподра­жания, хотя и слабо, все же грамматически связаны с другими словами.

Звукоподражания как бы воспроизводят с помощью язы­ковых средств различные звуковые явления (ку-ку, кукареку, мяу, динь-динь-динь, дзинь и др.). Их нецелесообразно объеди­нять с междометиями, так как они не обозначают ни эмоций, ни волеизъявлений.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.